Просмотр содержимого документа
«Методы обучения цветовой грамоте.»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Джалильская детская художественная школа»
Доклад
Тема : «Методы обучения цветовой грамоте в ДХШ в 1 классе»
Выполнил : преподаватель
II квалификационной категории
Самигулова Э.Х.
2013 год
Введение
Мир изобразительного искусства полон цвета. Он насыщен цветом, как волшебная мозаичная чаща, которая сверкает и переливается тысячами оттенков. Цвет в окружающей нас действительности - средство ориентировки, окраски предметов. Наука о цвете (цветоведение, или колористка) помогает художникам лучше понять особенности цвета, использовать его в живописи, применить в декоративном искусстве.
Колористка, как наука о цвете, включает сведения о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре. Она опирается на физические основы цвета, психофизиологический фундамент его восприятия и одновременно учитывает представления общества о культуре цвета.
Изучение основ цветоведения дает обучающимся возможность познавать окружающую действительность, развивает у них наблюдательность, воспитывает разносторонне образованного члена общества. Развивая и умственно, и эстетически, живопись приучает внимательно наблюдать и анализировать предметы, развивает пространственное мышление, учить точности расчета, способствует познанию красоты природы, воспитывает патриотизм и любовь к своему отечеству.
Организации проведения уроков по цветоведению уделяли внимание многие педагоги. Интересные методические разработки имеются у таких авторов, как Э. И. Кубышкина, Н. Н. Ростовцев, С. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова и другие. Ими даётся глубокий анализ методики организации и проведения уроков по цветоведению в условиях школы.
Занятия основами цветоведения являются интереснейшим и нужнейшим разделом учебной программы. Именно этот вид деятельности дает самый богатый материал для познания мира и для приобретения умения видеть и изображать увиденное. Этот тип рисования является наиболее творческим, где школьники решают сложные живописные задачи.
Общие задачи по обучению цветоведения
можно подразделить на две группы: во-первых, задачи в области обучения и, во-вторых, задачи в области воспитания. В области обучения цветоведению решаются следующие цели:
- учить работать обучающихся с цветом при выполнении живописных работ;
- научить использовать художественные материалы в творческой работе;
- формирование художественно-образного мышления, как основы развития творческой личности;
- добиваться выразительного цветового решения работы;
- формирование умения передавать красками объем формы предметов, особенности распределения света и тени на них;
В числе воспитательных задач на уроках живописи можно назвать следующие:
- развитие зрительной памяти пространственных представлений, образного мышления;
- воспитание художественного вкуса, интереса и любви к изобразительному искусству и к наблюдению самой жизни;
- развитие творческих способностей;
- развитие навыков творческой переработки впечатлений, переживаний.
Цветоведение играет важную роль в эстетическом воспитании школьников. Одной из важнейших задач эстетического воспитания является развитие художественного вкуса учащихся.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что изучение основ цветоведения являются интереснейшим и нужнейшим разделом, имеет огромное значение для воспитания школьников.
Занятия по обучению цветоведению ставит перед учителем целый ряд задач, которые углубляют и обогащают представление обучаемых об окружающей действительности. Для осуществления учебно-воспитательных задач преподавателю необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику работы с учениками. Не менее важно и творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство педагога. Кроме того, для достижения успеха в работе, учителю необходимо хорошо знать, какой объём знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, продуманно строить методику работы с детьми.
1.2 Цветоведение как наука о цвете.
В чем же сущность и теоретические основы цветоведения, используемые в обучении младших школьников на уроках изобразительного искусства.
В начальной школе на уроках по цветоведению обучаемые изучают основные, составные и дополнительные цвета, основные характеристиках цвета, цветовые контрасты, смешение цветов, колорит и гармонию цветовых сочетаний.
Все многообразие цветов можно разделить на две большие группы.
Одну группу составляют ахроматические цвета: черный, белый и все серые (от самого темного до самого светлого). Это так называемые нейтральные (бесцветные) цвета. Они отличаются между собой по светлоте в зависимости от коэффициента отражения. Человек различает около 300 ахроматических оттенков.
К другой группе относятся красный, оранжевый, желтый, синий и т.д. все цвета солнечного спектра и их производные. Эти цвета называются хроматическими (цветными). (1)
Хроматические цвета отличаются друг от друга цветовым тоном, светлотой и насыщенностью - это три основные характеристики цвета. Первая характеристика цвета - тоновая (светлее - темнее). Это характеристика степени светлости или темности какого-либо взятого цвета.
Данная характеристика определяет, насколько один цвет светлее или темнее относительно другого, взятого нами для сравнения. Наиболее темным цветом считается тот из цветов, который больше всех близок к самой темной краске в природе - черной. Наиболее светлым цветом всегда является цвет, более всего близкий к самой светлой краске - к белому цвету.
Вторая характеристика цвета - цветовая (теплее - холоднее). Здесь имеется в виду принадлежность данного цветового оттенка к группе холодных цветов или к группе теплых цветов, что характеризует, насколько больше или меньше одно цветовое пятно содержит в себе горячих или холодных оттенков по сравнению с другим цветовым пятном. Цветовая характеристика показывает степень теплоты или холодности каждого цветового пятна, то есть присутствие желто-красных оттенков или присутствие синих оттенков.
«По словам известного русского художника В.В. Кадинского, теплота или холод краски есть вообще склонность к желтому или синему цвету. Это различие происходит притом, что краска сохраняет свое основное звучание, но это основное звучание становится или более материальным (то есть теплеет), или менее материальным (то есть основной цвет становится чуточку холоднее). Это есть движение в горизонтальном направлении, причем при теплой краске оно направлено к зрителю, а при холодной краске удаляется от него. Это подобно тому, как картина, написанная в желтых тонах, всегда излучает впечатление охлаждения».
Третья характеристика цвета - яркость (яркость - приглушенность цвета).
Данная яркостная характеристика показывает, как вообще подан какой-либо цвет в картине - либо тихо, приглушенно, либо же цветовое пятно преподнесено чисто, свежо, ярко, звонко, что называется, открыто.
Рассматривая спектр солнечного света, на одном его конце мы видим фиолетовый цвет, на другом - красный. Чтобы представить спектр в виде круга, необходимо передать плавный переход от красного к фиолетовому цвету, получив, так называемый цветовой круг.
В цветовом круге можно выделить три цвета, в которых нет примесей других цветов. Эти цвета - желтый, красный, синий, называемые основными.
Цвета, которые можно получить при смешивании основных, называют составными или производными: оранжевый, зеленый, фиолетовый.
Цветовой круг можно разделить на две части. В одну часть входят красные, оранжевые, желтые, желто-зеленые цвета. Которые условно называются теплыми, так как они ассоциируются с цветом огня, солнца. В другую часть входят голубовато-зеленные, голубые, синие, фиолетовые и называются холодными, так как они напоминают о цвете воды, льда, металла. Восприятие цветов одной и той же группы относительно. Сине-зеленый цвет, расположенный рядом с желто-зеленым, кажется холодным, а рядом с синим - теплым.
Теплые и холодные цвета в одинаковых условиях отличаются противоположными оптическими свойствами. При дневном освещении мы будем воспринимать теплые цвета как выступающие, а холодные - как отступающие. Например, желтый и красный зрительно увеличивают предмет, а голубой - уменьшает. В сумерках наоборот: красный цвет создает впечатление глубины, т.е. удаляется, а голубой выдвигается на передний план. Предметы синего и фиолетового цветов при дневном свете зрительно уменьшаются в объеме.
Каждый предмет обладает своим предметным (локальным) цветом. Локальный цвет предмета - это те чистые, несмешанные, непреломленные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами как их объективные, неизменные свойства. Локальный цвет - основной цвет какого-либо предмета без внешних влияний. Предметный цвет может изменяться под воздействием источника света и цветовой среды. Освещенная часть предмета приобретает оттенки источника света.
Большое значение в изобразительном искусстве имеют использование цветовых контрастов. В разнообразии контрастов заключено богатство цветового мира. Контраст света и цвета наиболее четко и ясно воспринимается на «переломе» формы, то есть на месте поворота формы предмета, а также на границах его соприкосновения с контрастным фоном.
Контрасты разделяются на два вида: ахроматические (светлотные) и хроматические (цветовые). Контраст по светлоте применяют художники, подчеркивая в изображении разную тональность предметов. Располагая светлые объекты рядом с темными, они усиливают контрастность и звучность цветов, достигают выразительности формы.
Если сравнить одинаковые серые фигуры, расположенные на черном и белом фоне, то они покажутся разными. На черном серое кажется более светлым, а на белом - более темным. Такое явление называется одновременным ахроматическим контрастом, или светлотным контрастом.
Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся.
Дополнительные цвета в соседстве друг с другом становятся ярче и насыщеннее. Например, красный помидор будет выглядеть еще краснее рядом с зеленью петрушки, а фиолетовый баклажан рядом с желтой репой. Контраст дополнительных цветов - особый случай, потому что при их сопоставлении не возникает нового цвета, а изменяется только насыщенность цветов. Это же происходит и с основными цветами.
Контраст синих и красных - это прообраз контраста холодных и теплых. Он лежит в основе колорита многих произведений европейской живописи и создает драматическое напряжение в картинах Тициана, Пуссена, Рубенса, Иванова, можно сказать, что контраст - один из основных приемов художественного творчества.
Последовательный хроматический контраст возникает при длительном восприятии какого-либо яркого цветового пятна. Например, если долго смотреть на красный помидор, а затем, не моргая, перевести взгляд на белую скатерть, то через некоторое время на ней можно будет увидеть светло-зеленый силуэт помидора.
Все окружающее нас в природе имеет определенный цвет. Созданное природой обычно считают гармоничным: природные цвета, их сочетания и принадлежность определенным формам.
Гармонические сочетания цветов при смешении образуют серый цвет. Если смешать два, три, четыре или даже шесть цветов, определенных по законам гармонизации, то должен получиться ровный серый цвет.
Видимые в естественных условиях цвета, как правило, является результатом смешения спектральных цветов.
Механическое смешение цветов происходит при смешении красок, например, на палитре, бумаге, холсте. Здесь следует четко различать, что цвет и краска - это не одно и то же. Цвет имеет оптическую (физическую) природу, а краска - химическую. Цветов в природе гораздо больше, чем красок в наборе.
Таким образом, цвет в изобразительном искусстве является важным выразительным средством, отражающим материальные свойства предметов, передающим многообразие окружающего мира в его цветовом звучании, с которым знакомятся младшие школьники на уроках по основам цветоведения, используя цвет для передачи своего замысла, своего отношения к изображаемому. Если детей не учить изобразительной грамоте по основам цветоведения, то в дальнейшем, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У них наступает разочарование, неверие в свои силы и многие дети совсем перестают рисовать.
1.3 Приемы и методы обучения основам цветоведения на уроках.
Каковы же особенности программного содержания основам цветоведения в художественной школе? Рассмотрим данный вопрос более подробно.
Основные знания по основам цветоведения обучаемые художественной школы получают на уроках по живописи и композиции. Эти занятия помогают учащимся почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира, обогащают их духовно, развивают художественный вкус.
Содержание обучения по предметам направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными или гуашевыми красками. Давая обучаемым возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через свое личное восприятие, занятия по цветоведению помогает им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус. Свои впечатления о цветовом богатстве окружающего мира дети передают при выполнении сюжетно-тематических рисунков на самые разнообразные темы. Важнейшим средством выразительности в сюжетно-тематическом рисунке остается цвет.
Обучаемые 1 класса художественной школы по основам цветоведения
должны знать:
- названия основных цветов (красный, желтый, синий);
- об основных цветах солнечного спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);
- элементарные правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и желтый - зеленый и т.д.);
- деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
- об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных (оранжевый - от смешивания желтой и красный красок, зеленый - от смешивания желтой и синей, фиолетовый - от смешивания красной и синей);
- простейшие правила смешения основных цветов для получения более холодного и теплого оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками,
Обучаемые должны уметь:
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направления мазков согласно форме.
- правильно определять и изображать цвет;
- чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
- анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности цвета;
- стремиться верно, и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
Примерные темы по цветоведению в 1 классе: «Осенние листья», «Цветовой круг», «Бабочки – теплые и холодные» и т.д.
Заключение
Рассмотрев особенности программного содержания по обучению основам цветоведения в первом классе художественной школы, мы пришли к выводу, что способность правильно видеть, врожденная в человеке, должна развиваться. В процессе обучения школьник должен усваивать знания, навыки и сведения об изобразительном искусстве в единой, последовательной системе.
Кроме того на уроках должны быть использованы учебно-методические пособия.
Такие как:
Цветовой круг
Тоновой круг
Таблица теплых и холодных цветов
Растяжка одного цвета по светлоте и т.д.
Таким образом с детского возраста необходимо учить рассматривать предметы, обращая внимание на характерные особенности формы, пропорций, светотени, перспективы, цветовую окрашенность предмета. Эти общие положения по анализу предметов и объектов окружающего мира дети закрепляют в старших классах художественной школы, но первоначальный фундамент закладывается именно в первом классе. Как бы ни строилась индивидуальная система обучения, какие бы методы не были положены в основу построения изображения, они должны отвечать основным принципам дидактики.
Содержание
Введение 2
Основная часть:
Общие задачи по обучению цветоведения 3
Цветоведение как наука о цвете 4
Приемы и методы обучения основам цветоведения на уроках 8