kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по организации коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коллективная художественная деятельность сегодня — это комплексная педагогическая технология, объединяющая в себе формы образования, воспитания и эстетического общения. Её результат — общий успех, оказывающий положительное влияние как на коллектив в целом, так и на каждого ученика в отдельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства »

Формы организации коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства.

Коллективная художественная деятельность сегодня — это комплексная педагогическая технология, объединяющая в себе формы образования, воспитания и эстетического общения. Её результат — общий успех, оказывающий положительное влияние как на коллектив в целом, так и на каждого ученика в отдельности.

Использование технологии коллективного обучения на уроках изобразительного искусства имеет следующие цели:

1. Развитие коммуникативных способностей учащихся и потребности эстетического общения,учиться видеть себя и других в процессе совместного творчества.

2. Активизация познавательного процесса и расширение возможностей реализации знаний.

3. Активизация изобразительного творчества на уроках.

4. Упрощение процесса систематизации и закрепления знаний, умений и навыков.

Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной художественной деятельности на уроках изобразительного искусства ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения.

В настоящее время формирование культуры общения – одна из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения. Общение в процессе коллективной деятельности – это средство передачи полезной информации и практического опыта.

Коллективная изобразительная деятельность рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:

- информационная – обмен чувственной и познавательной информацией;

- контактная – готовность к приему передаче информации;

-координационная – согласование действий и организация взаимодействия;

- перцептивная – восприятие и понимание друг друга;

- развивающая – изменение личностных качеств участников деятельности.

В процессе коллективной работы учитель может наблюдать за постепенно

меняющимися отношениями между учащимися. Личные симпатии и антипатии

влияют на процесс художественной деятельности. Коллективные занятия создают благоприятные условия для общения детей друг с другом, в процессе работы каждый становится источником знаний для других участников. Совместная деятельность положительно влияет на внутренний климат в коллективе, на сплочение детей.

Работа по технологии коллективного обучения осуществляется через:

1.Работу в парах.

2.Работу в малых группах.

3.Коллективную работу.

В методике преподавания изобразительного искусства известны три классификации коллективных форм изобразительной деятельности. Автор первойклассификации М. Н. Турро. Он выделил три основных формы коллективной изобразительной деятельности:

1.Фронтальная форма (индивидуально-коллективная), при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков учащихся, соединённых с учётом поставленной учителем задачи или со знанием замысла общей композиции. Процесс совместной деятельности наблюдается в конце урока, когда индивидуально выполненные части собираются в единое целое.

2.Комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы одной плоскости, когда каждый учащийся делает свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие.

3.Коллективно - производственная форма, при которой деятельность детей

строиться по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определенную операцию в процессе изготовления изделия.

Более точная и полная систематизация форм коллективной изобразительной деятельности представлена Т. С. Комаровой и А. И. Савенковым.

В  основе  этой классификации лежат три основные формы совместной деятельности, выделенной психологами:

1.Совместно- индивидуальная форма;

2.Совместно-последовательная форма;

3.Совместно-взаимодействующая форма.

Рассмотрим более подробно каждую форму совместной деятельности. Совместно - индивидуальная форма деятельности является одной из самых простых форм организации работы над коллективной композицией. Эта форма деятельности предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображение, которое на завершающем этапе становится частью коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале урока. К достоинствам совместно - индивидуальной формы относится то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность весь класс. Каждый участвующий в совместной деятельности, выполняя свою часть, знает, что, чем лучше он сделает задание, тем лучше будет коллективная работа. Это позволяет мобилизовать творческие личные возможности каждого ученика.

Например, при работе над композицией «Наскальные росписи» каждый ученик выполнял изображение животного – бизона, оленя, лошади, а затем все рисунки соединяем в единую композицию.

Совместно-последовательная форма предполагает последовательное выполнение учениками определенной технологической операции, когда результат работы одного ученика становится предметом деятельности другого. Каждый ученик уподобляется мастеру, играет роль художника – мастера, работающего на линии конвейера художественного производства, создается своего рода игра. Процесс дает возможность пережить чувство ответственности за собственный взнос и за качество конечного результата, имеет огромное воспитательное значение.Совместно-последовательная деятельность на уроке представляет собой два основных этапа:

  1. Индивидуальная работа ученика над элементом, частью общего изделия;

  2. Последовательная работа, связанная со сборкой определенной технологической операцией последовательного монтажа коллективного изделия.

Методика организации работы по принципу конвейера показана на примере выполнения жостовского подноса.

Совместно - взаимодействующая форма является наиболее сложной в организации коллективной деятельности учащихся на уроке. Сложность заключается в том, что эта форма организации предполагает совместную одновременную работу всех участников коллективного творчества (работа на одном листе), или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества. Такая форма коллективной деятельности требует от каждого ученика определенного опыта общения: умения сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использования материалов и техники исполнения композиции.

Например, в работах над коллективными композициями на военную тему приняли участие несколько групп:

-1 группа выполняла фон (небо, землю, архитектуру);

-2 группа рисовала военную технику;

-3 группа изображала людей.

Затем ученики сообща выбрали лучшие изображения и наклеили. Так же была организована работа над коллективными композициями следующей тематики: «Народные гулянья», «С Днем рождения лицей!»

Практика дает различные варианты организации взаимодействия учащихся на уроках коллективной изобразительной деятельности. Формы коллективной деятельности могут быть самые разнообразные. Важно, чтобы коллективная деятельность способствовала эстетическому общению, содействовала сплочению детей, имела познавательное значение, активизировала творческую деятельность, обеспечивала мыслительную активность участников, открывала красоту окружающего мира, создавала условия для детского творчества.

Коллективная деятельность имеет большую воспитательную ценность: работы, выполненные коллективно, могут быть использованы для оформления класса, сцены, школьных коридоров и холлов. Интерес детей к коллективной изобразительной деятельности значительно повышается, если результат имеет общественную ценность.

Результат совместной работы значительно превышает сумму потенциальных возможностей каждого из учеников. Композиция, сделанная коллективно, как правило, получается значительно содержательнее, более привлекательной, выразительной, чем аналогичные композиции, выполненные индивидуально. В коллективной деятельности оценивают не только общий результат, но и вклад каждого участника общей работы. Дети хотят заслуженной положительной оценки. Восхищение должно быть искренним, непринужденным, естественным, «непроизвольным», как бы «невозможно удержаться от восхищения».

При выполнении коллективных работ следует поощрять стремление детей обратиться за помощью друг к другу. Например, если кто-то из детей испытывает затруднение в изображении, необходимо помочь найти ему помощника среди членов его группы и особенно оценить факты проявления помощи такого рода без моего прямого участия.

В своей работе на уроках я использую различные методы:

· интегрированные : музыка, художественное слово;

· наглядные : мультимедийное оборудование, рассматривание и обсуждение

произведений искусств, использование собственных наблюдений;

· словесный : беседа, дидактическая игра, игры с правилами;

· практические: показ приемов работы на столе, доске; фронтальная работа учителя: постановка задач, знакомство с материалом, инструктаж, индивидуальная, групповая работа по 2-3 человека с выбором главного художника, коллективная работа всем классом или частью его с выбором главного художника;

· творческие : творческая работа учеников, исследование;

· формирование оценочных суждений, оценка своей работы, умение анализировать ее, доброжелательность в оценке чужой работы, умение найти положительные результаты.

Каждый ребенок на уроке должен быть охвачен чувством ожидания чего-то нового, интересного, захватывающего, доставляющего ему радостную тревожность. Ребенок должен радоваться трудностям познания, овладения и присвоения знаний и умений, чувствуя, что рядом есть учитель, товарищи, которые немедленно придут ему на помощь. Он должен радоваться участию в коллективной творческой деятельности, видя, как внимательно, серьезно расцениваются его соображения, точки зрения, умения, как коллектив нуждается в нем. Ученику должно доставлять радость эстетическое общение с учителем и товарищами, их уважение к его личности. Он должен переживать как большую радость успехи своих товарищей, видя в этих успехах результат и своего участия и свои перспективы.










Основные этапы урока по технологии коллективного обучения:

1.Ознакомление с учебными целями

2.Каждый ученик изучает свой фрагмент учебного материала (фрагменты заданий составляются с учётом уровней усвоения материала разными учениками)

3.Каждый ученик работает индивидуально, в паре, группе (с учётом уровней учеников)

4.Систематизация и обобщение учителем пройденного материала, коррекция знаний и умений учащихся.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чайкина Елена Владимировна

Дата: 28.06.2015

Номер свидетельства: 221619

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Искусство( ИЗО) . Типы уроков по ИЗО. "
    ["seo_title"] => string(32) "iskusstvo-izo-tipy-urokov-po-izo"
    ["file_id"] => string(6) "186757"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426416778"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Типы уроков по ИЗО "
    ["seo_title"] => string(18) "tipy-urokov-po-izo"
    ["file_id"] => string(6) "187421"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426514511"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Методические рекомендации к практическим работам"
    ["seo_title"] => string(57) "mietodichieskiie_riekomiendatsii_k_praktichieskim_rabotam"
    ["file_id"] => string(6) "348313"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476193073"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Рабочая программа по технологии 3 класс УМК "Начальная школа 21 век"  Е.А. Лутцева "
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-3-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-viek-ie-a-luttsieva"
    ["file_id"] => string(6) "104891"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402767291"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства