Методический материал "Нетрадиционные способы рисования на уроках ИЗО".
Методический материал "Нетрадиционные способы рисования на уроках ИЗО".
В данном материале приведены примеры нетрадиционных способов рисования. Применяя их, дети творчески развиваются, получают дополнительный ресурс для творческого самовыражения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методический материал "Нетрадиционные способы рисования на уроках ИЗО".»
Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта.
Г.С. Альтшуллер
Не каждый ребёнок станет художником, однако у каждого есть определённый потенциал художественного развития, и этот потенциал надо раскрывать. Одарённые дети найдут свой путь, а остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов. Школьный возраст – это период, когда изобразительная деятельность становится устойчивым увлечением многих детей. Необходимо использовать это увлечение, чтобы заинтересовать ребёнка миром искусства, развивать его воображение, фантазию, способности.
Сегодня задача формирования всесторонне развитой личности, способной самостоятельно мыслить и творчески работать, приобретает очень актуальный характер. Уже на начальном этапе обучения важно не только формировать умение понимать прекрасное, но и стремиться создавать прекрасное вокруг себя. Именно на занятиях художественно-эстетической направленности развиваются творческие способности создавать конкретные образы, отображать своё отношение к окружающему. Дети знакомятся с жанрами живописи, отрабатывают технические навыки владения кистью, нетрадиционные материалами, учатся пользоваться акварелью, гуашью, тушью. Особый интерес у детей вызывают творческие работы по комбинированию нетрадиционных материалов: бумаги, стекла, ткани и других. Применяя нетрадиционные способы в рисовании, дети творчески развиваются, получают дополнительный ресурс для творческого самовыражения. На своих кружковых я знакомлю ребят с нетрадиционными способами изображения в рисовании, что позволяет раскрыть разнообразные возможности изобразительной деятельности. Это содействует нестандартной видимости окружающего мира, пробуждает их фантазию и воображение. В процессе знакомства с разными нетрадиционными способами в рисовании ребенок развивается, он наблюдает, сравнивает, находит решение, придумывает, додумывает, фантазирует, экспериментирует. Это значит – включается в поиск и творчество.
Поэтому целью моей работы на уроках (как теоретической, так и практической части) является развитие эстетического вкуса и креативности учащихся. Согласно цели, поставлены и решаются следующие задачи:
- обучать детей способам и техникам изображения, переходя от простых к более сложным;
- решать на занятиях учебные задачи (изобразительные, технические) в сочетании с творческими (развитие воображения, создание собственных замыслов и творческое использование изобразительных материалов);
- учить детей самовыражаться, пробовать свои силы и совершенствовать свои способности.
Занятия предполагают показ техники, но не допускают показ образцов. Дети приходят на урок, как на встречу с чудом. И такие уроки пронизаны радостью открытий, неожиданностью экспериментов. Частица совместных творческих открытий останется в детских душах на всю жизнь…
Рисование для ребёнка – это игра. Дети с удовольствием и интересом выводят на бумаге разные линии, точки, штрихи. Дай им возможность – они изрисовали бы всё вокруг. Как только ребёнок поймёт, что карандаш, ручка, фломастер оставляют след на бумаге, его жизнь становится краше и ярче. А жизнь, особенно детство, должна быть красочной и счастливой.
Каждый рисунок начинается с простого прикосновения к листу бумаги. Точка, штрих, линия, пятно – это стихия, из которой возникают образы, а образы –это фантазия.
Но на своих занятиях я предлагаю детям использовать довольно необычные инструменты для рисования: свечу, пробку, поролон, стекло, марлевый тампон, трубочку, соломинку, нитки, трафарет, зубную щётку, восковые мелки, собственные ладони и пальцы. Несомненно, такие нестандартные приёмы изобразительной деятельности увлекают детей, а значит, станут отличным стимулом для творчества. И не надо волноваться, что дети запачкаются, главное, чтобы они получили удовольствие от «непосредственных общений» с красками и радовались итогам своей работы.
На занятиях дети обучаются различным методам рисования, умению применять их самостоятельно, творчески. Вместе с детьми комбинируем различные техники исполнения. Необходимо, чтобы у них формировалась естественная потребность в совершенствовании техники по мере того, как развивается творческая фантазия.
Нетрадиционные способы рисования хорошо усваиваются воспитанниками, и спада активности на занятиях не наблюдается. Они успевают изучить различные способы изображения: пальчиковую живопись, технику процарапывания, с помощью нитки, раздувание краски, рисование марлевым тампоном или кусочком поролона, рисование на стекле, по дереву, рисование с помощью трафаретов, шаблонов, геометрических форм и т.д.
У детей в процессе занятий изодеятельностью формируется интерес к своей работе и её результату, развиваются внимание, мелкая моторика рук, воспитываются аккуратность, усидчивость.
При применении креативной терапии на уроках и факультативах изостудии необходимо стремиться к положительным результатам, создавать благоприятные условия на занятиях, воспитывать чувство прекрасного. Не нужно навязывать детям процесс рисования, необходимо увлечь их этим видом деятельности. Мною используются следующие нетрадиционные способы изображения в рисовании:
«РИСУНОК СВОИМИ РУКАМИ»
Нету кисточки – пропала,
Только я грустить не стала,
Обмакну я пальчик в краску,
Нарисую пальцем сказку.
Если вам захотелось порисовать, а кисточки нет – не беда. Рисовать можно пальцами и ладошками. Один палец обмакнём в красную краску, другой – в синюю, третий – в жёлтую… Чем не палитра! Рисуя пальцем, как кисточкой, можно создавать целые картины. Такой способ создания рисунка называется пальцеграфией (пальчиковая живопись). Её автор – немецкий художник Гюнтер Юрген.
Рисование с помощью ладошек – одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит им радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает их в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные.
С помощью ладоней можно делать отпечатки на бумаге и превращать их в различные рисунки.
«ВОЛШЕБНЫЕ ЛАДОШКИ»
Материалы: тонированная или белая бумага, гуашь, кисточки для дорисовки отдельных деталей, салфетки для вытирания рук.
Ладонь разрисуем и прижмём к бумаге – получится отпечаток, в котором можно увидеть различные интересные образы.
«Бабочка» Разрисуем пальцы жёлтой, голубой, оранжевой, фиолетовой красками, а середину – красной. Нанесём краску быстро, чтобы не высохла. Прижимаем ладонь к бумаге. Полученный отпечаток – одно крыльце бабочки. Рисуем аналогично второе, затем указательный палец смазываем чёрной краской и прижимаем к бумаге между крыльцами – это тельце бабочки. Усики дорисовываем кисточкой.
«Солнышко». Разрисовываем ладонь жёлтой краской, разводим пальцы в стороны и прижимаем ладонь к бумаге. Следующие отпечатки ладони наносим на предыдущие, но пальцы при этом каждый раз отводим в сторону, чтобы их отпечатки образовали круг лучей. Пальцами дорисовываем солнышку глаза, нос, рот.
«Пальма». Указательным пальцем нарисуем ствол пальмы, вверху которого сделаем 3-4 зелёные отпечатка ладони, которые и образую крону дерева. Бананы нарисуем мизинцем: нанесём жёлтую краску на боковую поверхность пальца, слегка согнём его и сделаем отпечаток, расположив «банан» под кроной дерева.
Рисование пальцами
С помощью пальцев можно делать не только отпечатки, но и рисовать ими как кисточкой. Материалы: тонированная бумага, палитра, краски, кисточка, салфетка для вытирания рук, ёмкость для воды для мытья рук.
Точечные рисунки.С помощью пальца можно получить отпечаток в виде круга или овала, который станет основой для получения различных образов и узоров. Так, рисунок яблони украсят различные круглые яблочки – отпечатки пальцев. Чтобы сделать яблоки разноцветными, на палитре нужно расположить 2-3 необходимые краски и палец обмакивать на границе их слития. Эффектно смотрится гроздь рябины, нарисованная пальцами. Ветку рисуем кисточкой, а ягодки красного или оранжевого цвета – пальцами.
Обратный эффект. Суть приёма заключается в том, что с помощью пальцев краска не наносится на белый лист бумаги, а снимается с покрашенного листа, оставляя на нём следы в виде белых пятен. Образ, созданный такими пятнами, дорисовывается с помощью кисточки.
2. НИТКОГРАФИЯ
Нитку волшебную в руки возьми,
В краску её хорошо обмакни.
Листок белоснежный сложив пополам,
ниточку эту протягивай сам.
Раскрыв, ты увидишь – листок непростой,
Рисунок его украшает чудной.
Ниткография – разновидность графической техники, при которой изображение получается из-за протягивания покрашенной нитки, прижатой к поверхности листа. Путём ниткографии можно создавать одинарные и двойные изображения.
Для получения одинарного изображения нужно взять нить длиной 30-50см, покрасить её тушью, акварелью или гуашью. Один конец нитки длиной 10-15см остаётся неокрашенным. Покрашенная нить произвольно выкладывается на листе бумаги, немного выше его середины. Сверху на нить накладывается пластмассовая планшетка и слегка прижимается ладонью. Другой рукой за неокрашенный конец вытягиваем нитку. Планшет снимается, и на поверхности листа остаётся замудрённый рисунок – след, оставленный ниткой.
Двойное изображение образуется, если покрашенная нить протягивается между двумя сжатыми половинами листа.
Техника ниткографии предусматривает и создание изображений одновременно несколькими покрашенными в разный цвет нитками, которые накладываются одна на одну в произвольном порядке. При этом нужно учитывать гармоничное сочетание цветов.
Технику ниткографии можно использовать при изготовлении поздравительных открыток, сюжетных композиций, панно. Ниткография содействует развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления.
3. «ИГРЫ С КЛЯКСОЙ»
На альбом упала краска,
На листе осталась клякса.
Пририсую ей глаза,
Пусть летает стрекоза.
Кляксография – это разновидность графической техники, основанная на преобразовании пятен-клякс в нужные реальные или фантастические образы.
Рисунок в этой технике исполняется редкими красками: тушью, чернилами, акварелью, анилиновыми красками, разведёнными гуашью. Изображения можно получить как одноцветные, так и многоцветные.
Для одноцветного изображения краска наносится на поверхность листа с помощью пипетки. При этом пятна-кляксы получаются случайными по форме и размерам. Далее – «оживление» кляксы. Нужно приподнять лист бумаги с одной стороны, затем с другой, чтобы краска расплылась и приобрела определённую форму. Интересное изображение получится, если кляксу раздуть в одном или нескольких направлениях с помощью соломки, корпуса шариковой ручки, трубочки.
Для создания многоцветного изображения работа проводится аналогично, но используется не один, а несколько цветов.
Работа в технике кляксографии может выполняться не только на белой, но и на цветной бумаге, которая имеет плотную, гладкую поверхность тёмных тонов. Для создания рисунка на цветной поверхности лучше использовать гуашь светлых цветов, акварель, разведённую белой гуашью или водоэмульсионной краской. Краску набирают на зубную щётку, а затем распрыскивают на поверхность листа, преобразовывая в звёздное небо, подводное царство или цветущий луг. Чтобы сделать крупное изображение, в определённое место наносится большая клякса и видоизменяется её форма. Затем изображение подрисовывается кисточкой, спичкой, заострённой палочкой.
Кляксография – отличная техника для развития фантазии, которая обогащает мир воображения и восприятия ребёнка.
4. МОНОТИПИЯ
Монотипия такая,
Рисовать нам помогает,
Нарисую полстранички,
А сложу, как две сестрички.
Особый вид техники печатания, при которой краска наносится на лист бумаги (целлофан) или кусочек оргстекла. Потом этот же лист (или кусочек) прикладывается к той поверхности, на которую наносится отпечаток. В зависимости от его размера, от направления смешивания цвета получаются различные изображения, изменяется рисунок.
Вариант: лист бумаги условно делится пополам, краска наносится на одну половинку листа, затем лист складывается и получается зеркальный отпечаток. Использовать можно как одну краску, так и несколько. С помощью монотипии изображают деревья, цветы, бабочек и др. Когда краска высохнет, можно вырезать полученный рисунок, дополнить коллажем, изготовить рамки. Данная методика применяется как в индивидуальной работе, так и в групповой.
Тема «Отражение дерева в воде»
Методический прием: лист бумаги складывают пополам горизонтально. На верхней половине листа акварелью рисуют дерево, прижимают чистую половину листа и хорошенько проглаживают рукой. Получается зеркальное изображение .
Темы «Волшебные цветы», «Бабочки», «Маски для театра»,
Методический прием: печатание листьями деревьев. На лист (с выделяющимися прожилками) наносится краска, затем прикладывается к бумаге.
5. «МОКРЫЕ РИСУНКИ»
Рисование на мокрой бумаге обладает известными преимуществами: свежестью красочного слоя, хорошей сохранностью, сравнительной простотой исполнения. Перед началом работы с акварелью бумагу равномерно смачивают водой. Когда она впитается и немного просохнет (2—3 минуты), начинают рисовать. Мазки ложатся на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. Так можно добиться мягкости в передаче очертаний предметов, воздушности и пространственности изображения. Если нужно прорисовать детали, необходимо порождать, пока рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.
Темы «Зимний пейзаж», «Дождливый день», «Деревья в тумане»
Методический прием: рисование по мокрой бумаге акварелью, тушью, кисточкой или палочкой.
Тема «Корзина с цветами»
Методический прием: бумагу смачивают ватой. Рисуют по мокрой бумаге пятнами, кистью. Коричневой краской изображают корзину, цветными пятнами — цветы, зеленой акварелью - листья. После высыхания краски тонкой кистью прорисовывают корзину, контуры лепестков, листьев. Рисунок должен быть легким, воздушным.
6. РИСОВАНИЕ ЩЁТКАМИ, НАБРЫЗГОМ
Посмотрите, что такое?
Из-под щётки брызжет море.
Лебедь по морю плывёт
И лебёдушку зовёт…
Техника разбрызгивания капель краски с помощью зубной щётки и стеки. Непростая техника. Зубной щёткой в левой руке наберём немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щётки быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу, а может быть, не только на неё…
Тема «Елочки»(новогодний фриз)
Методический прием: на лист бумаги накладывают трафареты елочек, фиксируют. На зубную щетку набирают краску и набрызгом наносят на лист.
Панно «Осень»
Методический прием: тот же.
Используются трафареты — листья деревьев.
«Снегопад»
Методический приём: по разному цветовому фону, белый «набрызг». Кружатся в танце белые снежинки, сплетаются в хоровод
7. РИСОВАНИЕ ШТРИХОМ
Штрих –это линия, которая по своему виду может быть самой разной: короткой и длинной; наклонённой, дугообразной, зигзагообразной и волнообразной; чуть заметной и яркой.
Штрихи могут «двигаться» по кругу, пересекаться, «наплывать» один на одного. Проводят их карандашом, шариковой ручкой, фломастером, пером и т.д. с помощью штриха создаются образы, передаётся характер, настроение героя, его отношение к окружающему миру.
Приёмы рисования штрихом самые разные. В начале обучения детям целесообразно предложить шаблон с изображение головы и туловища животного, который станет основой для создания будущего образа.
Чтобы детям было легче представить образы животных, что создаются, можно провести игры-загадки «Чьи уши?», «Чей нос?», «Чей хвост?», предложенные ещё в своё время Леонардо да Винчи.
Очертание головы зарисовывается короткими штрихами по окружности ряд за рядом, пока вся поверхность не будет заполнена. Такими же короткими штрихами зарисовываются туловище и остальные детали. Затем создаются изображения глаз, при этом штрихи должны передавать не только их форму, но и выразительность, движение.
Можно начинать рисовать с маленького пятна, которое нужно расположить в окружности головы чуть выше геометрического центра. Возле пятна оставляется небольшой просвет и проводятся штрихи по кругу в направлении к центру. Затем создаются второй ряд штрихов, третий, четвёртый и т.д., пока не получится шар нужной величины.
При рисовании штрихом значительное место нужно уделять композиции, это значит правильному размещению рисунка на листе бумаги.
Техника штрихования позволяет создавать сюжетные рисунки на различные темы, передавать общее настроение работы, взаимосвязь между героями, выразительность образов.
Штрихи подбираются в соответствии с характером, образом персонажа. Например, в рисунке овцы, собаки пуделя используется штрих «завиток».
При рисовании пуделя можно использовать стихотворение:
У меня есть дружок –
Кучерявый пуделёк.
Очень я его люблю,
Завитки ему чешу.
Погуляем с завитками –
Нарисуем его сами.
Техника штрихования развивает мелкую моторику пальцев, чувство формы, конструкции, композиционную культуру, глазомер, воспитывает умение доводить начатое дело до конца.
8. ТАМПОНИРОВАНИЕ
Приём рисования марлевым тампоном или кусочком поролона: штемпельная подушка послужит палитрой. Увлекательное занятие! Наберём краски и лёгкими прикосновениями к бумаге будем рисовать что-нибудь пушистое, лёгкое, воздушное, прозрачное. Можно сочетать эту технику с техникой «Трафарет»
9. ТРАФАРЕТ
Рисование с помощью трафаретов, шаблонов, геометрических форм.
Сначала вырежем трафарет. Кто какой хочет! Затем, прижав пальцем к листу бумаги, обведём по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнимаем трафарет… чудо! Чёткий и ясный, он остался на бумаге! А вот задание чуть посложнее! Вырежем в центре листа силуэт, приложив к другому листу бумаги и с помощью тампона «закрасим» силуэт. Интересно! Многие художники работают в этой технике.
10. ГРАТТАЖ
Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке, - в процарапывании. Итак, за дело.
Нанесём цветной вон акварелью и подсушим бумагу. Весь фон полностью затрём воском, парафином или просто свечой. Нальём в розетку чёрной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист. «Холст» готов.
А теперь возьмём заострённую палочку и начнём процарапывать рисунок. Чем не гравюра! Надо иметь в виду, что эту технику можно осваивать только тогда, когда у ребёнка развиты достаточно хорошо глазомер и координации движений.
«В рождественскую ночь». Чуть поцарапали - и на небе зажглись яркие звёзды, тонкий месяц выглянул из-за туч
«Вечерний город» Как он красив, когда зажигаются окна в домах и уличные фонари! Только не забудь, что дома на той стороне улицы меньше тех, что стоят на этой.
11. РИСОВАНИЕ ПО МЯТОЙ БУМАГЕ
Эта техника интересна тем, что в сметах сгибов бумаги (там, где нарушается её структура) краска при закрашивании делается более интенсивной тёмной - это называют эффектом мозаики.
Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать это можно в любом возрасте. В старших группах дети сами могут подготовить «холст», аккуратно смяв лист бумаги. А после окончания работ, поместите рисунок в паспарту. Совсем другое дело!
12. РИСОВАНИЕ ВОСКОВЫМИ МЕЛКАМИ
Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Берём флейцевую кисть или большой тампон с краской - на цветном фоне появляется рисунок.
13. ТЕХНИКА РАЗДУВАНИЯ
На белый, цветной илитонированный лист бумаги капаем пипеткой тушь или чернила контрастного цвета и эту каплю раздуваем через трубочку для коктейля. Таким способом можно «нарисовать» деревья, цветы в вазе, салют и т.д. Скатывая в шарики маленькие кусочки пластилина, завершаем работу, прикрепляя их в виде листочков, цветов или вспышек салюта.
14. СУХАЯ КИСТЬ
Особенность выполнения этой техники состоит в том, что краска подготавливается - разводится с небольшим количеством воды до густоты сметаны. Толстой, жёсткой клеевой кистью нужно набрать краску на кончик кисти, поставить её вертикально и лёгкими тычками заполнить некий силуэт. Воду в отдельной баночке ставить не требуется, т.к. кисть от краски не промывается.
15. КОЛЛАЖ
Это техника — сочетание аппликации и рисования, причём аппликация может быть самая различная — из бумаги, ткани, нитей, любого бросового материала. Можно использовать вырезки из журналов, бусинки, ракушки, пуговицы, макаронные изделия, пластилин. В работы можно включить различные дополнительные детали для усиления выразительности композиций.-
16. ИГРА С СОЛЁНЫМ ТЕСТОМ
Техника проводится как в индивидуальном, так и в групповом режиме. Приготовить тесто по следующему рецепту: смешать два стакана муки, три четверти стакана соли, одну столовую ложку растительного масла, половину или более стакана воды. К смеси можно добавить пищевые красители или порошкообразную краску. Из этого состава можно создавать различные фигурки, маски, скульптурки. Эта работа интересна тем, что она позволяет трансформировать образы, дополнять их новыми деталями, разрушать и опять создавать. Игра с тестом позволяет проигрывать проблемные ситуации ребёнка, «выплёскивать» их, т.е. снижать эмоциональное напряжение.
17. МОНОТИПИЯ + КЛЯКСОГРАФИЯ
«Что прячется в цветном пятне?», «На что похоже?»
Методический прием: лист бумаги складывают пополам. Набирают краску на кисть, стряхивают на лист, затем отпечатывают чистой половиной листа и проглаживают рукой. Определяют, на что похоже изображение. Находят сходство со знакомым объектом, дорисовывают карандашом или кистью необходимые детали.
«Пушистые рисунки»
Тема «Узор из льдинок»
Методический прием: на лист бумаги свечой наносят произвольные штрихи, затем поверхность раскрашивают акварелью оттенками холодных тонов. После высыхания краски ножницами вырезают геометрические фигуры (можно использовать трафареты). Получаются «льдинки», из которых по усмотрению детей на листе бумаги выкладывается узор.
Тема «Дворец Снежной Королевы»
Методический прием: на листе бумаги нарисован силуэт дворца Снежной Королевы. Дети из «льдинок» выкладывают (заполняют) башни, шпили, окна и т. д. Затем прорисовывают недостающие детали, проявляя творческие способности
Темы «Елочки», «Осенние листья»
Методический прием: тот же.
18. МОНОТИПИЯ + ПАЛЬЧИКОВАЯ ЖИВОПИСЬ
Тема «На ладошку села бабочка»
Методический прием: на ладонь наносят краску, отпечатывают ее на листе бумаги. Отдельно на листе способом монотипии рисуют бабочку, вырезают и прикладывают на изображение ладошки.
Тема «Согреем цветок на ладони»
Методический прием: тот же.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
Тема «Волшебные листочки», «На что похоже?»
Методический прием: на листах нарисованы геометрические фигуры. Педагог предлагает нарисовать то, что прячет в себе листочек или на что похож.
Тема «Незаконченные рисунки»
Методический прием: педагог рассказывает, что обнаружила у себя на столе незаконченные рисунки. Это карандаши ожили ночью, начали рисовать, но не успели закончить. Дети дорисовывают.
«АВАНГАРД»
Большой потенциал для раскрытия детского творчества имеет авангардное искусство: кубизм, абстракционизм, сюрреализм. Авангардисты проявляют обостренный интерес к уникальности детского мышления и видения мира, отраженных в детских рисунках. Их творчество является родственным детскому. Они, как и дети, отражают действительность не так, как ее видят, а как знают, чувствуют, выделяют то, что считают главным: одушевляют неживые объекты и считают, что детская изобразительная деятельность развивает не только детей, но и взрослых.
КУБИЗМ
Название модернистского направления «кубизм» начала XX века происходит от слова «куб». Кубизм возник во Франции в 1908 г. Создателем течения был испанец по происхождению П. Пикассо. Кубизм входил в круг бунтарских течений, бросивший вызов буржуазному миропорядку. Противопоставляли ему простые формы, элементарные мотивы, аскетический цвет (бледно-коричневый и серые тона, кое-где зеленоватые, тускло-голубые). Главным выразительным средством для кубистов были линии и плоскости (последние часто треугольные). Круг изображаемых предметов был весьма узок: портреты, здания, натюрморты. В поисках новых выразительных средств кубисты наклеивали на свои работы куски газет, обоев, тканей и т. д.
Кубический период — мир машин, холодный и бездушный. В этом мире вынужден жить человек. Кубизм — это упрощение форм, видение мира и отображение его в виде геометрических фигур. В стиле кубизма созданы картины П. Пикассо: «Авиньонские девушки», «Голубь мира», «Герника».
Знакомя с особенностями этого направления изобразительного искусства, педагог учит детей создавать новые образы, развивать воображение, подбирать цветовую гамму.
Тема «Новые игрушки»
Методический прием: дети придумывают новые игрушки, которых нет в магазине, не существует в окружающем мире. Предлагаются трафареты в виде геометрических фигур. Дети придумывают названия игрушкам.
Темы «В стране роботов» (мечтаем о будущем, представляем их внешний вид, их назначение).
Методический прием: тот же.
АБСТРАКЦИОНИЗМ
Абстракционизм — беспредметное искусство. Родоначальники — художники-авангардисты В. Кандинский, К. Малевич, Ф. Леже. Абстракционисты считают, что точно выразить эмоциональное состояние человека, движение, смех, цвет, аромат можно только в беспредметной живописи.
Картины художников, работающий в данном направлении, состоят из хаотичных пятен, небрежных мазков, густых слоев краски.
Методический прием: любой по выбору.
Темы «Тучи по небу летают» (кляксография), «Волшебная капля» (монотипия), «Весело или грустно», «Что я вижу?» (под оркестровую музыку), «Рисую музыку» (с закрытыми глазами).
СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Сюрреализм — противоестественное сочетание фантастических и реальных элементов в произведении искусства.
Тема «Рисунок в несколько рук»
Методический прием: дети делятся на подгруппы по три человека. Каждая получает лист бумаги. Первый ребенок рисует нечто, подсказывающий образ, со смыслом или без. Второй ребенок рисует, отталкиваясь от первоначального замысла (наметки), используя его в качестве элемента другого изображения, но с иным значением. Третий ребенок не дополняет рисунок первых двух детей, а меняет его направление.
Например: первый рисует овал глаза; второй добавляет к нему куриные ноги; третий рисует вместо головы цветок.
На данном занятии конечный результат должен интересовать педагога меньше, чем сама игра. Интересна и борьба, возникающая при попытке завладеть чужими формами и навязать свои. В результате занятия-игры появляются необычные персонажи (чудо-юдо), фантастический пейзаж и т.д.
МОЗАИКА
Тема «Цветы в вазе»
Методический прием: детям предлагают материал (кусочки рваной бумаги глянцевых журналов), клей ПВА. Затем ребята рисуют силуэт цветов, вазы на листе. Выкладывают изображения из кусочков бумаги по силуэту. Педагог знакомит детей с мозаикой.
РИСОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОМ
Тема «Зайкава хатка»
Методический прием: дети скатывают из пластилина палочки («колбаски»), выкладывают «хатку». Лепят фигуры зайца, петуха, деревья, грибы и т. Д. Выкладывают на плотной поверхности, дополняют бросовым материалом (ореховой скорлупой, горохом и т.д.)
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. «Путешествие ниточки».
Цель: знакомить детей с разными линиями, рассказать о том, что вокруг живут разные линии (найти их); предложить показать рукой ласковую линию и нарисовать ее, найти, где она встречается; определить, какую линию можно назвать злой, нарисовать ее, сказать, где ее можно найти; нарисовать ласковую линию и превратить ее в какой-нибудь образ.
2. «Дорисуй».
Цель: учить детей преобразовывать, комбинировать различные предметы, силуэты букв, цифр, геометрических фигур и т. д.; создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации.
3. «Поиски невидимки».
Цель: учить детей дорисовывать незаконченные изображения с закрытыми глазами (провести по листу бумаги карандашом, а потом дорисовать до получения какого-либо образа).
4. «Рисование по кругу».
Цель: развивать у детей творческое воображение; учить видоизменять изображения, создавая новые образы.
Метод: пустить по кругу лист бумаги, на котором каждый ребенок дорисовывает что-то свое (должно получиться законченное изображение), не обсуждая друг с другом.
5. «Изобрази в технике "авангард" свои чувства, эмоции, ощущение от музыки».
Цель: развивать творческие способности, воображение; создавать у детей эмоциональный отклик на музыку, передать свое отношение изобразительными средствами» учить использовать цвет как средство передачи настроения.
6. «Передай настроение (сон, запах, шум и т. д.)» (с помощью акварели).
Цель: использовать цвет как средство передачи настроения; учить находить в пятнах и цветовых сочетаниях свое настроение, передавать в рисунке ощущение.
7. «Представь свой дом в виде какого-то другого объекта и изобрази его» (например, в виде цветка, фрукта и т. д.).
Цель: учить использовать соответствующие выразительно-изобразительные средства для воплощения образов; учить наделять героев действиями (свойствами) фантастического характера.
8. «Составь предметы и образы, используя веревочку, проволоку, ленту и т. д.».
Цель: учить использовать соответствующие выразительные средства для воплощения образов; учить наделять героев действиями (свойствами) фантастического характера.
9. «Изобрази сказочный персонаж (характер, настроение), используя цвет».
Цель: развивать у детей фантазию, воображение, используя цвет как средство передачи настроения; предложить рассказать, какое настроение вызывают у детей эти герои.
10.«Волшебный кружок» (или другая какая-либо фигура).
Цель: учить видоизменять, преобразовывать имеющиеся образы и создавать на этой основе новые.
11.«Зашифруй».
Цель: изображать в рисунке-схеме предложенные предметы, явления, чувства, эмоции и т. д. (например, радость, веселье, дождь).
12.«Волшебная страна».
Цель: учить изображать страну, в которой все круглое, квадратное или тре-угольное и т. д.; учить приписывать какому-то объекту несвойственные ему качества характера и изображать преображенный объект (зонтик — летает в поднебесье).
Использование штампов, отпечатков и т. д. из картона, бросового материала, природного материала.
Использование различных нетрадиционных техник для изображения предметов, явлений, сюжета и т. д.
Создание коллажей на разные темы с использованием бросового и природного материала.
Особенности руководства изобразительным творчеством
в процессе индивидуальных занятий
(консультация для родителей и педагогов).
По диагностическим данным, дети в 5-летнем возрасте дают до 90% оригинальных ответов, в 7-летнем – 20 %, а взрослые – лишь 2 %. Это те, которые выдержали давление социума и остались творческими личностями. Эти цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть, а, наоборот, приблизить, заинтересовать, научить видеть и творчески реализовывать себя.
Именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, именно на этом этапе закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина.
Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественных занятий, где ребёнок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребёнка. Проявить творческое воображение – способность создать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий неповторимое внутреннее содержание, делающий невидимое видимым.
Занимаясь изобразительным искусством или художественным трудом, ребёнок не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. А эти качества нужны не только художникам, они полезны любым специалистам.
На индивидуальных занятиях следует чаще рассматривать различные способы рисования и моделирования, предусматривающие использование нетрадиционных материалов, которые позволяют расширить выбор техники изображения при выполнении детьми творческих работ.
Разнообразие такого рода материала рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать и применять творческие находки и в дальнейшем. Интересные задачи, которые нужно предлагать детям на индивидуальных занятиях, требуют от них большой работы ума, воображения, фантазии и направлены на приобретение необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей.
Психологможет оказать неоценимую помощь родителям, если даст им ясные и простые советы, каким образом заниматься с детьми, чтобы развить у них творческие способности.
Один из важнейших показателей креативности — развитое воображение. Богатое воображение позволяет вырваться из рамок сиюминутной реальности, создать небывалые образы, унестись в будущее, взглянуть на окружающий мир по-новому, нестандартно, творчески. Предлагаемые ниже упражнения не требуют никаких специальных методических пособий или материалов и могут проводиться с детьми в условиях самой обычной квартиры с применением самых обычных предметов. Эти упражнения помогут ребенку тренировать все основные функции воображения, отрабатывать приемы и навыки развития фантазии, осваивать способы конструктивного преобразования действительности. Со стороны родителей потребуются лишь заботливое внимание и умеренная помощь. Нужно поощрять ребенка выполнять задание разными способами, не спешить и над каждым поработать основательно. И тогда детское воображение может стать поистине творческим и активно преобразующим мир.
Важнейший девиз в процессе этой работы — «Найди необычное в обычном!», а для взрослых – «Не навреди!»
Упражнение 1. «Кляксы»
Акварельными красками на листок бумаги ставится клякса. Нужно придумать не меньше пяти предметов или существ, на которые похожа эта клякса. Родителям следует обратить внимание на то, сколько разных типов предметов названо ребенком. Лучше, если это будут не только, например, животные, а совершенно разные предметы и существа. Нужно поощрять ребенка смотреть на эти кляксы с разных сторон, ведь лист можно поворачивать.
Нанесите на лист несколько клякс и попросите ребенка дорисовать эти кляксы до каких-то узнаваемых образов. Будет особенно хорошо, если ребенку удастся объединить эти образы в цельную картину.
Упражнение 2. «Фантастический рисунок»
В семье можно устроить конкурс на самый оригинальный рисунок. Пусть и папа, и мама, и все дети попробуют нарисовать, как может выглядеть:
-животное с другой планеты;
-самый необычный домик;
-злой волшебник в детстве;
-грустный компьютер;
-хитрость и т.п.
Индивидуальные игры-занятия по изобразительному искусству основаны на курсе РТВ (развитие творческого воображения) - это импровизация, игра, мистификация. Принцип проведения игр-занятий - от простого к сложному.
Правила: ребенок имеет право выбора изобразительного материала: карандаши, акварель, гуашь, тушь, уголь, сангина, восковые свечи, пластилин, уголь, камешки, ракушки, клей, различный бросовый материал и т.д.. Весь материал хранится в доступном для детей месте. Выбор материала должен принадлежать ребенку. Взрослые должны обучить детей различной технике изображения.
1. ТИСНЕНИЕ - развивает усидчивость, мелкую моторику рук, творчество
Материал: фольга, палочка пластмассовая (можно использовать бутербродную или стержень от ручки, которые не пишет).
Ребенок на фольге рисует сюжет или просто один-два предмета. Получается чеканка. Можно разнообразить работу. Поверх фольги накладывается копирка и рисунок. Ребенок его обводит по контуру палочкой. На фольге в точности отпечатывается то, что было на верхнем листе.
ПСИХОРИСОВАНИЕ - развивает у детей фантазию и воображение, эмоциональный отклик на музыку, передачу настроения в цвете.
Под звучащую музыку дети по сигналу руководителя начинают рисовать простым карандашом с закрытыми глазами. Передают те впечатления, которые навевает на них музыка. Кончилась музыка, дети остановились, открыли глаза. Взяли цветной карандаш, внимательно всматриваются в рисунок, находят в переплетении линий какой-нибудь сюжет, обводят его цветным карандашом. Дорисовывают недостающие на их взгляд детали.
3. ПИКТОГРАФИЯ – говорящий рисунок
Материал: карандаши, бумага.
Руководитель читает детям сказку или рассказ. Дети графически зарисовывают наиболее запоминающиеся сюжеты сказки. Записи предельно схематичны и будут совсем просто выглядеть, если дети овладеют "графической аналогией", предлагают детям после того, как они овладевают «графической аналогией».
4. КУБИЗМ - начальный этап. Изображение в виде геометрических фигур.
Взрослый предлагает детям нарисовать знакомую сказку или новую, можно только сюжет, особо понравившийся детям. Но изображать героев и все имеющиеся в сказке предметы непросто, а используя "Графическую аналогию". Готовый рисунок можно раскрасить:
5. ГРАФИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ.
Так же так и в математике вначале детям предлагают геометрические формы и предлагают выложить какую-нибудь игрушку. После того, как дети научатся очень быстро выкладывать различных животных, им предлагают, обводя геометрические формы, рисовать животных. В этом очень помогает такая игра как "Что спрятала фигура?", "На что похоже?". Что может получиться из одного большого круга, двух маленьких,большого треугольника и одного овала.
6. ПРОЦАРАПЫВАНИЕ - графическая работа на мыльной подкладке. Работа, выполненная таким образом, напоминает гравюру. Так как создается линией разного направления, длиной, плавностью и получается бархатистой за счет углубления процарапывания поверхности.
Материал: лист бумаги, заранее приготовленный (лист бумаги сначала намыливают, затем покрывают гуашью, тушью или краской), ручка с пером звездочкой.
Графическая работа на восковой подкладке. Для выполнения этой работы необходимы: кусочек стеариновой свечи, акварельные краски, тушь.
Красками делают рисунок или закрашивают лист сочетаниями различных тонов, в зависимости от того, что вы задумали. Затем тщательно протирают кусочком свечи так, чтобы стеарином была покрыта вся плоскость листа. После чего тушью покрывают всю работу (весь лист). Иногда два раза. Процарапывают после высыхания.
Материал: цветная бумага, ножницы, клей, копировальная бумага. Дети, вырезавшие простейшие элементы, теперь могут вырезать более сложные.Начинать работу следует с простейших узоров. Лист цветной бумаги складывают пополам. Переводят рисунок (который заранее выбрали) по свернутому листу и вырезают. Большое значение имеет соотношение самой работы и основы, на которую она будет наклеена.На темном фоне лучше смотрится светлый узор, на светлом – темный.
Большинство из приведенных упражнений нацелено на развитие различных способностей и могут использоваться неоднократно и по-разному. При регулярном их применении творческий потенциал детей может значительно возрасти. Разумеется, эти упражнения далеко не исчерпывают всех возможностей развития креативности детей с помощью родителей.
Чтобы успешно развивать творческие способности детей, умения самовыражаться, фантазировать, мною применяются различные нетрадиционные способы изображения в рисовании, описанные выше. Их использование способствует развитию моторики рук, изобразительных навыков и творческих способностей у детей. При развитии творческих способностей важно комплексное и системное использование методов и приёмов.
Например, монотипия, ниткография, кляксография требуют от детей определённого уровня творческого воображения, чтобы угадать, найти, распознать образы в полученных кляксах, пятнах, оттисках. Детей интересует: что же произойдёт, во что превратится яркое пятно краски, если сложить бумагу пополам? Здесь дети всегда сталкиваются с самыми неожиданными результатами, что вызывает интерес и радость от такой деятельности. Это и удивляет, и вызывает множество вопросов. В дальнейшем ребят от такого рисования бывает трудно отвлечь: можно комбинировать, придумывать, экспериментировать, пытаясь найти ответ на возникающие вопросы. Они играют рисуя и рисуют играя.
В практике с детьми на занятиях изобразительной деятельности хорошо зарекомендовали себя следующие способы:
«Печать от руки». Приём рисования ладонью: обмахивание всей ладони или её части в краску и оставление на бумаге её отпечатка. Комбинирование с рисованием пальчиками.
Прорисовывание кистью, пальцем по мокрой поверхности бумажного листа.
Рисование методом тычка с помощью жёсткой кисти на белой или тонированной бумаге.
«Набрызг». Техника разбрызгивания капель краски с помощью специального приспособления или рисование с помощью зубной щётки или стеки (деревянной палочки с расширенными в виде лопатки концами.
Изображение в виде коллажа.
Рисование гуашью, разведённой молоком.
Рисование красками по предварительно нанесённому на поверхность листа слою мыла (эффект пушистого изображения).
Рисование гуашью, разведённой крахмальным клейстером. Техника процарапывания изображения заострённой палочкой, пока фаска не высохла.
Рисование гуашью по мокрому слою бумаги. Существует два технических приёма: 1) вначале лист бумаги полностью погружают в тазик с водой. После того, как вода с поверхности листа стечёт, он размещается на клеёнке и на него наносится изображение; 2) лист плотной бумаги с помощью кусочка поролона с одной стороны обильно смачивается водой, а затем по этой поверхности пишут красками.
Рисование красками, разведёнными мыльной пеной.
Рисование пальцем, ногтем, палочкой через копирку.
Получение расплывчатого рисунка: густо нанести фаску на лист бумаги, высушить, затем окунуть Лист в воду, налитую на поднос.
Рисование канцелярским клеем (выделение контуров изображения). После высыхания на рисунок Наноситься жидкая, хорошо растекающаяся краска.
«Ниткография» или «Цветные ниточки». Техника изображения с помощью нитки: окунуть нитку (10-12 см) в краску, положить между сторонами сложенного пополам листа; слегка прижать лист рукой и резко выдернуть нить; получается двойное изображение на развороте листа.
«Кляксография» . Игры с кляксой: раздувание краски, растягивание краски наклоном листа, создание клякс с помощью соломинки, нанесение пятна и складывание листа пополам («Монотипия»).
«Печатка». Техника многократного изображения одного и того же предмета в виде отпечатка. В качестве печатки выступают ластик (картофель, яблоко, морковь, пенопласт), природный материал (шишки, мак, колос др.).
«Водяная печать» (по Л. Маркус) предполагает отпечатывание листа бумаги прямо с водяной поверхности, на которую налита краска. «Тампонирование». Прием рисования марлевым тампоном или кусочком поролона: штемпельная подушечка служит палитрой; набирание краски и лёгкими прикосновениями к бумаге рисование чего-нибудь лёгкого, пушистого, воздушного, прозрачного.
Изображение с помощью штампов, клише. Прием штамповки узоров на бумаге или ткани с помощью деревянного бруска, на который наклеен картон, а на картон -узоры.
Изображение с помощью скомканных нитей: опускаем комок ниток в краску, кладём на чистый лист бумаги, сверху слегка прижимаем другим чистым листом; снимаем верхний лист и нитки (облако, волны, кроны деревьев, трава и др.).
Рисование на стекле: кладем готовое изображение под стекло и по стеклу повторяем его.
Рисование или печатанье птичьим пером, сухой веточкой.
Изображение с использованием техники пуантилизма (точек).
Рисование с помощью трафаретов, шаблонов, геометрических форм.
Изображение с помощью полоски бумаги
Отпечатывание изображения на чистом листе бумаги: нанесение на клеёнку или пластиковую поверхность пятна акварели либо гуаши и прикладывание на бумажный лист для получения отпечатка (возможно оттягивание изображения).
«Флоротипия». Техника изображения с помощью растений (шишек, мака, мха, колоска, листка и др.): намазать, например, листочек дерева густо набранной краской, отпечатать на листе глянцевой бумаги.
Изображение с помощью восковых мелков или свечи: прорисовать свечой контуры изображения, наложить по всему листу цветовой фон, дорисовать детали изображения.
«Граттаж». Техника рисования по восковой прокладке и процарапывание изображения: цветной фон наносится акварелью и подсушивается бумагу; весь фон полностью затирается воском, парафином или просто свечой; покрывается определённой смесью (черная гуашь и шампунь) парафиновый лист и затем процарапывается заострённой папочкой рисунок.
Рисование по мятой бумаге. Техника закрашивания краской контурного изображения на местах сгибов бумаги (эффект мозаики).
Рисование штрихом. Техника дорисовывания образа шаблона деталей его внешнего вида с помощью штрихов различного вида и характера.
На занятиях с детьми одним из важнейших условий развития творческой деятельности воспитанника является отношение окружающих к результатам детского художественного творчества.
Детские работы должны «жить» в школе, а дети должны видеть, что их рисунки, поделки не безразличны окружающим.
Ежегодно в нашей школе проходят выставки творческих работ, мы участвуем в различных конкурсных программах.
Оценивая работы, стараюсь понять точку зрения каждого конкретного ребёнка, проникнуть в его настроение, мечты, помогаю разобраться, что ему удалось в работе, что не получилось с его точки зрения, что помешало ему более плотно и убедительно осуществить замысел. Приобщение к художественному творчеству и к искусству необходимо всем детям. Ведь главная цель художественного развития – не только сформировать у каждого ребёнка высокий уровень специальных способностей, но и помочь обрести способность так относиться к природе, к другому человеку, как это свойственно большому художнику. Без опыта такого отношения ребёнку трудно стать гармонично развитым человеком.