kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Методика выполнения портрета"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка содержит информацию о жанре портрета, его видах, а также об основных этапах работы над портретом

Просмотр содержимого документа
«"Методика выполнения портрета"»

МОУДОД ЦРТДиЮ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

Методика выполнения портрета

Методическая разработка


Выполнила педагог дополнительного образования Князева Е.Г.









Содержание:


1. Введение

2. Жанр портрета

3. Историческая справка о развитии портретного искусства

4 . Виды портрета

5. Этапы работы над портретом

-Требования к выполнению портрета с учетом возраста

6. Заключение.

7. Образцы выполненных портретов

8. Приложение



1.Введение

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования и детей старшего школьного возраста, для самостоятельного изучения темы портрета.

Портрет способствует воспитанию любви и уважения к близким и людям вообще, формирует умение выражать в рисунке свои чувства к ним. Самовыражение -очень важная часть жизни ребенка.

2.Жанр портрета


К этому жанру относятся произведения изо­бразительного искусства, в которых запечат­лен внешний облик конкретного человека (или группы людей). Каждый портрет передает ин­дивидуальные, присущие только портретируе­мому (или, как говорят художники, модели) черты. Само название этого жанра происходит от старофранцузского выражения, означающего «воспроизводить что-либо черта в черту». Однако внешнее сходство не единственный, да и, пожалуй, не главный критерий художест­венного достоинства портрета. В одном из залов Третьяковской галереи экспонируется портрет А. И. Герцена, на­писанный в 1867 г. русским художником Н. Н. Ге. Облик русского революционера, пла­менного борца с самодержавием и крепостни­чеством хорошо известен нам по многим фото­графиям. Художник верно воспроизвел харак­терные внешние черты Герцена. Но передачей внешнего сходства вовсе не ограничивается за­мысел живописца. В лице Герцена, как бы выхваченном из полумрака направленным сно­пом света, отразились его раздумья, непреклон­ная решимость борца за социальную справед­ливость. Ге запечатлел в этом портрете не сию­минутное состояние модели, а духовную ис­торию личности, воплотил опыт всей ее жиз­ни, полной борьбы и тревог. Более того, в об­лике духовно близкого ему человека Ге вос­создал как бы собирательный тип лучших рус­ских людей своего времени.

Искусство портрета требует, чтобы наряду с внешним сходством в облике человека от­ражались его духовные интересы, социальное положение, типические черты той эпохи, в ко­торую он жил.

К тому же автор портрета, как правило, не бесстрастный регистратор внеш­них и внутренних особенностей портретируе­мого: личное отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, его творческая манера накладывают на произведение зримый отпечаток. Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий.





3.Историческая справка о развитии портрета

Уже в Древнем Египте скульп­торы, не углубляясь во внутренний мир чело­века, создавали довольно точное подобие его внешнего облика. Идеализированные, как бы приобщенные к прекрасному миру богов и ми­фических героев, образы поэтов, философов, общественных деятелей были распространены в пластике Древней Греции.

Поразительной правдивостью и одновременно жесткой опре­деленностью психологической характеристики отличались древнеримские скульптурные порт­реты. Выдающимся явлением своего рода были живописные портреты ритуально-магического назначения, которые создавались в Египте в I в. до н. э. — IV в. н. э. (по месту находки позднее они стали называться фаюмскими). В эпоху средневековья, когда в европейском искусстве царили отвлеченные религиозно-ми­фологические образы, некоторые мастера со­здавали психологически точные портретные про­изведения. (Такова, например, статуя графи­ни Уты в городском соборе Наумбурга; скульптурные портреты собора св. Вита в Праге и др.)

Настоящий расцвет портретное искусство пережило в эпоху Возрождения, когда высшим началом, главной ценностью мироздания была признана героическая, действенная человече­ская личность. Множество своих современни­ков — поэтов, ученых, властителей — запечат­лел великий итальянский художник Тициан. Интеллектуальной мощью, гордым сознанием внутренней независимости, душевной гармони­ей наделен его автопортрет (1560-е гг., Прадо, Мадрид). Сила и скрытая энергия, серьезность и мужественность подчеркнуты в портрете Шарля де Моретта (ок. 1536, Картинная га­лерея, Дрезден), написанном живописцем X. Хольбейном Младшим. В XVII в. в европейской живописи на первый план выдвигается камерный, интимный порт­рет в противоположность портрету парадному, официальному, направленному на возвеличи­вание и прославление изображаемых. Своим «Портретом старушки» (1654,ГМИИ) гениаль­ный голландский портретист Рембрандт вво­дит нас во внутренний мир простого, ничем не знаменитого человека и открывает в нем вели­чайшие богатства доброты и человечности. Ши­рокую гамму различных чувств, темперамен­тов, человеческих индивидуальностей умел передать Рембрандт и в больших групповых портретах, таких, как «Старейшины суконно­го цеха» (или «Синдики», 1662, Рейксмюсеум, Амстердам).

Лучшие черты испанского на­ционального характера — скромную сдержан­ность, чувство собственного достоинства раскрывает в портретах карликов-шутов (1640-е гг., Прадо, Мадрид) другой великий портретист XVII в. — Д. Веласкес.

С начала XVIII в. портретный жанр актив­но развивается в русском искусстве. Слож­ный, неоднозначный образ служивого челове­ка Петровской эпохи обрисован в «Портрете напольного гетмана» (1720-е гг., ГРМ), напи­санном И. Н. Никитиным. О русском искусстве рубежа двух веков, как и в более ранний период, портрет занимает важное место. Значительность и много­образие произведений, созданных в этом жанре, воочию продемон­стрировала выставка "Портрет в русской живописи конца XIX - начала XX века", организованная в 1975 году в залах Государственного Русского музея. На ней экспонировались произведения более пятиде­сяти художников, из которых добрая половина систематически работала над портретами. Достаточно назвать такие имена, как И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов, М.А. Врубель, К.А. Коровин, Ф.А. Малявин, К.А. Сомов, М.В. Нестеров, С.В. Малютин, А.Я. Головин, Л.С. Бакст, Б.Д. Григорьев, А.Е. Яковлев, К.С. Петров-Водкин.

Русское искусство, предреволюционных десятилетий, развивавшееся в сложных исторических условиях, - явление неоднозначное и много­плановое. Отразившее коренные сдвиги в общественных отношениях и настроение революционного подъема в стране, оно отличалось противоречивостью и остротой художественных исканий. Все это должно было неизбежно сказаться и на портрете, прошедшем за тридцать лет, как и живопись в целом, насыщенный событиями путь. Хотя среди портретов 1910-х годов встречаются работы абстракцио­нистского плана, портрет все же не представлял для чисто формаль­ных экспериментов столь широких возможностей, как, например, пейзаж или натюрморт. Объяснялось это отчасти своеобразием жанра, заключавшемся в особенно тесной зависимости художника от натуры, в большей ответственности перед ней. Именно в портрете поэтому отчетливее, чем где-либо, прослеживается стойкость реалистических традиций, яснее вырисовывается связь с предшествующими дости­жениями. Произведения В.Г. Перова, И.Н. Крамского, Н.Н. Ге и в особенности И.Е. Репина, покорявшие высоким гуманизмом и пристальным вниманием к человеку, стали отправной точкой для творчества ряда художников следующего поколения. Многие из них не могли пройти и мимо искусства замечательных мастеров XVIII -первой половины XIX века Д.Г. Левицкого, К.П. Брюллова, О.А. Кипренского. Непреодолимое желание найти средства для усиле­ния образного воздействия, остроты и выразительности живописно-пластического языка обусловило обращение к изобразительному опыту классического искусства Запада и Востока, русской иконописи, народному искусству, а иногда к новой и новейшей европейской живописи. В творческой практике некоторых высокоодаренных масте­ров, сумевших проникнуть в суть тех или иных явлений искусства прошлого и художественно преломить их соответственно собствен­ным исканиям, не утрачивая при этом своей индивидуальности, подобные поиски оказывались порой исключительно результатив­ными. Для тех, кто был неспособен к самостоятельному творческому осмыслению материала, они оборачивались прямым заимствованием и эклектикой.

Движение портретного искусства рассматриваемого периода шло не в едином потоке, а устремлялось по нескольким руслам, тем не менее в нем достаточно ясно выявляется как общая направленность, так и смена форм выражения, каждая из которых отмечена определенными стилистическими чертами. Соответственно менялись подход к натуре, характер и тип портрета, живописно-пластические приемы. Творчество некоторых художников укладывается в рамки определенного стили­стического направления, у других оно далеко выходит за его пределы.

Во второй половине XVIII в. работали прославленные портретисты Ф. С. Рокотов, создатель образов, полных тон­чайшей духовности (портрет В. И. Майкова, ок. 1765, ГТГ), Д.Г.Левицкий, в своих парад­ных и камерных портретах подчеркивавший душевную широту и гармоническую цельность своих моделей (портрет А. Ф. Кокоринова, 1769—1770, ГРМ; портреты воспитанниц Смольного института, ок. 1773—1776, ГРМ), В. Л. Боровиковский, автор женских портретов, пронизанных тонким лиризмом (портрет М. И. Лопухиной, 1797, ГТГ).

В первой половине XIX в. главным героем портретного искусства становится романти­ческая личность, разнообразная в своих прояв­лениях. Мечтательность и одновременно склон­ность к героическому порыву, живая естест­венность лица и нарочитая эффектность позы переплетаются в принадлежащем кисти О. А. Кипренского портрете гусара Е. В. Да­выдова (1809, ГРМ). Романтическая вера в неисчерпаемость духовных сил человека-твор­ца запечатлена в автопортретах О. А. Кипрен­ского («Автопортрет с альбомом в руках», 1823, ГТГ) и К. П. Брюллова (1848, ГТГ).

В 1860—1870-е гг. демократическое обнов­ление русского искусства, становление реализ­ма, в полной мере сказавшиеся в деятельности передвижников, непосредственно затронули и портретную живопись. Одно из главных мест занял особый вид портрета — портрет-тип, где человек, изображаемый во всей своей психо­логической сложности, оценивался еще и по его роли в обществе, воссоздавался в неразрыв­ном сочетании его индивидуальных и типи­ческих черт. Выше мы видели, как воплощал это сочетание Н. Н. Ге в образе Герцена.

По­следователями Ге на этом пути стали В.Г.Ге­рое (портрет Ф. М. Достоевского, 1872, ГТГ) и И. Н. Крамской (портрет Л. Н. Толстого, 1873, ГТГ), создавшие целую портретную га­лерею выдающихся современников.

Вся жизнь и творчество Крамско­го — ответ на этот вопрос. Художник большого творческого темперамента, глубокий и оригинальный мысли­тель, он всегда боролся за передо­вое реалистическое искусство, за его идейность и демократическую содер­жательность. В 1863 г. именно он былинициатором «бунта 14-ти», когда лучшие ученики Академии художеств отказались писать программные вы­пускные работы на надуманные, ли­шенные социального содержания мифологические темы и организовали своеобразную коммуну — Артель ху­дожников.

С 1870 г. Крамской — учредитель и идейный вождь Товари­щества передвижных художествен­ных выставок, страстный пропаган­дист реализма в искусстве. Не только в таких монументальных полотнах, как «Христос в пустыне», отразились неустанные поиски худож­ником идеала гражданственности и демократичности. Может быть, в еще большей мере воплощены они во мно­гих портретах современников, напи­санных Крамским в 60—70-е гг. Интеллигент-разночинец, идущий не­легким путем жизненных испытаний, внимательно и требовательно всмат­ривающийся в окружающий мир,--таким предстает художник в «Авто­портрете» (1867, ГТГ). Это не просто портрет, а портрет-обобщение, в ко­тором через индивидуальное, при­сущее, казалось бы, только модели, передано нечто всеобщее, закономер­ное, характерное для всех лучших людей эпохи. Тот же удивительный сплав психологически неповторимого и типичного для своего времени в портретах Л. Н. Толстого (1873) и Н. А. Некрасова (1877; оба — ГТГ). Особое место в портретном творче­стве Крамского занимают образы крестьян.

Высшие достижения в создании портретов-типов при­надлежат И. Е. Репину: он находит у своих моделей неповторимо-конкретные, только им присущие позы, жесты, выражения лиц и пе­редает с их помощью и духовные особенно­сти личности, и ее социальную характеристику.

Одним из факторов, изменивших в конце XIX века облик портретных произведений, был пленэр. В обращении к пленэру многие русские художники увидели возможность "двинуться" к солнцу, воздуху, воз­можность для разрешения световых, цветовых и пространственных задач. Пленэрная живопись, восходящая еще к творчеству А.А. Ивано­ва, в русском искусстве второй половины XIX века связана прежде всего с именами В.Д. Поленова и И.Е. Репина. Блестящее претворение принципы пленэра нашли в картинах Репина "Крестный ход в Курской губернии" (1883) и "Не ждали" (1884). Элементы пленэра содержатся также в некоторых других работах художника того времени, в частно­сти, в портретах М.П. Мусоргского (1881) и В.В. Стасова (1883). В искусстве Репина пленэр стал важным фактором и последнего, завершающего этапа творчества. Репин предпочитает теперь писать молодых людей, в особенности девушек, среди природы, освещенных солнцем. В этих портретах, выполненных светлыми чистыми краска­ми, утверждаются красота и всепобеждающая сила молодости ("Бело­рус", 1892; "Осенний букет", 1892; "Под солнцем", 1900). Новые веяния в искусстве коснулись художественного мировосприя­тия и некоторых других столпов передвижничества. Они дают себя знать в портретных этюдах Ярошенко, сделанных на ярком солнце, в его портрете Н.Н. Ге (1890), менее типизированном, чем другие, содержащем эмоциональный подход к модели, которую художник органично связывает с естественной для нее творческой средой, в портрете Н.И. Петрункевич (1893) работы Ге, хотя и темном по колори­ту, но как выбором модели и ситуации, так и своим общим на­строением, безусловно, перекликающимся с набирающим силу моло­дым искусством. Он выступает как портретист, мастер бытовой и исторической кар­тины. Портрет был не только веду­щим жанром, но и подосновой твор­чества Репина вообще. При работе над большими полотнами он систе­матически обращался к портретным этюдам для выяснения облика и ха­рактеристики персонажей. Таковы «Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880--1883, ГТГ). Как и в «Бурлаках на Волге», но в более мас­штабной форме, здесь проявилось ве­ликое умение Репина чувствовать и пе­редавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом инди­видуального, портретного своеобра­зия каждого лица. Характеристики привилегированной части толпы — помещицы, купца, священника отме­чены духом социально-критической иронии. В образной трактовке простых людей, нищих, странников Репин остается гуманистом и реалистом, ви­дящим и нравственное превосходст­во народа, и его заблуждения. Фаль­шивому благочестию сытой публики противопоставлена глубоко искрен­няя, но слепая надежда обездолен­ных прорваться к своей правде в мире угнетения и несправедливости. Вслед за В. Г. Перовым и И. Н. Крамским Репин продолжает созда­ние галереи образов выдающихся представителей русской обществен­ной мысли, науки и культуры.

В лучших своих портретах — В. В. Ста­сова, Л. Н. Толстого, М. П. Мусорг­ского Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразу­ется с «манерой»— повадкой, осан­кой, темпераментом — портретируе­мого лица.

Одна из главных тем жанровых по­лотен Репина — типичные моменты жизни русского революционера-на­родника («Арест пропагандиста», 1880—1892; «Отказ от исповеди», 1879—1885 и «Не ждали», 1884— 1888, все в ГТГ). В отраженной ху­дожником в картине «Не ждали» гам­ме психологических реакций на собы­тие — изумления, недоверия, радос­ти — безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратив­шегося из ссылки сына. Герой карти­ны, не отрекаясь от прошлого, ждет не сострадания и прошения, а понимания и оправдания необходимости той жертвы во имя долга перед народом, который когда-то заставил его поки­нуть родной дом. Признание семьей гражданского подвига отца, брата, сына выдвигается Репиным как проб­лема, имеющая широкое общечело­веческое значение. Склонность к психологическому драматизму в обрисовке ситуаций сказывается и в исторической живо­писи Репина. Художник стремится показать исторических героев в мгновения предельной душевной на­пряженности. Эта тенденция дости­гает кульминации в картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).

Содержа­ние картины помимо конкретного исторического правдоподобия ситуа­ции и характеров, говорит о «вечной» коллизии наказания деспота мукой раскаяния за невинно пролитую кровь. В картине «Запорожцы пишут пись­мо турецкому султану» (1878— 1891, ГРМ)—иная мысль, связанная с поис­ками жизнеутверждающего идеала, героических характеров. Последний высокий взлет репин­ского таланта относится к началу XX в., когда художник работает над грандиозным групповым портретом-картиной «Торжественное заседание Государственного Совета» (1901— 1903, ГРМ), выполнив серию этю­дов, отличающихся замечательной остротой характеристики и живопис­ной свободой. Подлинный гражданский пафос, демократизм, выражающийся не толь­ко в глубоком понимании и изобра­жении народной жизни, но в ясности и доступности самого изобразитель­ного языка, высочайшее реалисти­ческое мастерство, правда характе­ров, интерес к животрепещущим во­просам современности — залог не­преходящей ценности искусства Ре­пина.

Опыт Репина в области пленэрного портрета был продолжен и обогащен живописцами младшего поколения - его учеником В.А. Серовым и К.А. Коровиным, произведения которых - "Девочка с персиками" (1887), "Девушка, освещенная солнцем" (1888), "Хористка" (1883), портрет Т.С. Любатович (1886?) - явились для современников подлинным откровением. В этих работах показан не только характер портретируемых и присущие им индивидуальные особенности, фигуры девушек тесно связаны с внешней средой, все пронизано светом и воздухом.

Столь непосредственного восприятия мира, подобной убе­дительности ситуации, свежести, звучности и чистоты цвета не знала еще русская портретная живопись. И что в данном случае особенно важно - свет в работах молодых русских художников не только не растворял в себе фигуру человека, как сплошь и рядом бывало в произведениях западного импрессионизма, а, напротив, способствовал выявлению жизненной правды, созданию одухотворенных поэти­ческих образов.

Пленэр во многом обогатил русскую живопись, но при этом он таил в себе определенную опасность, в особенности для живописи портрет­ной. Он вносил в нее момент мимолетности, сиюминутности, что при чрезмерном увлечении световыми и цветовыми эффектами грозило потерей в портрете человека. Тем не менее на протяжении 1890-х годов и даже двух первых десятилетий XX века ряд русских худож­ников умело использовали при портретировании как пленэр, так и некоторые приемы импрессионистической техники.

Однако важно подчеркнуть, что поступательное движение живописи пошло в другом направлении, в сторону усиления черт декоративности и мону­ментальности. Произведения Серова и Коровина 1880-х годов стали важным звеном в развитии портретного жанра. Во многом расширяя его понятие, они явили собой подлинно новый тип портрета. Общепринятой формой портрета во второй половине XIX века было поясное, реже погрудное или поколенное изображение. Художники сосредоточивали почти все внимание на изучении лица человека.

Представленный на нейтральном фоне, он как бы изолировался от окружающего мира, замыкался в самом себе. В "Девушках" Серова и портрете Любатович Коровина пространство взято значительно щедрее, шире. Интерьер или пейзаж, являются не просто фоном, а органичной естественной средой. Здесь проявилась также одна из основных тенденций в развитии русского портретного искусства данного периода - тяготение к обобщенно-син­тетическому картинному претворению образов. Ведь это не просто портреты, а портреты-картины. Таковыми делает их как наличие антуража, так и содержательность, значительность самих портретных характеристик, их синтетический строй. Не случайно серовские "Девочка с персиками" и "Девушка, освещенная солнцем" стали символом вневременных ценностей - молодости, красоты жизни, бли­зости человека и природы. не громким, то извест­ным...". Сила портрета не только в обаянии образа, звучности, чистоте и бодрости колори­та. "Очень хотелось сохранить свежесть живо­писи при полной законченности", - говорил Серов. В облике Веры Мамонтовой, ее костю­ме, характере интерьера старого помещичьего дома (бывшая усадьба Аксаковых) запечатлена подлинно русская жизнь, "целая полоса рус­ской культуры" (ГрабарьДалеко не многие современники сумели по до­стоинству оценить это произведение. В числе тех, на кого оно произвело большое впечатле­ние, был В.В. Стасов. Считая Серова самым выдающимся и талантливым из новейших рус­ских портретистов, он писал: "...молодой худо­жник овладел сильным, живописным и живым колоритом, который придал великую прелесть всем его превосходным портретам. Лучшим и совершеннейшим из всех является, по моему мнению, искренно-наивный, простой, задушев­ный портрет молодой девицы, Мамонтовой (сидящей у стола

Их сила в точно найденной мере частного и общего, конкретно-индивидуального и типического, чувственного и рационалистического, мгновенного и вечного. Расширение жанровых пределов открывало перед художниками новые возможности. В характеристику портретируемого включались дополнительные компоненты, помогающие более разносторонне обри­совать модель, рассказать о ее образе жизни, вкусах и интересах, манере одеваться, держаться и прочее. У многих художников интерес к околичностям способствовал усилению эмоциональной выразитель­ности образа, у других приглушал его звучание, переносил внимание на второстепенные детали, ослабляя психологическую трактовку личности.

Портрет в русской живописи конца XIX - начала XX века - явление большого художественного масштаба. Он необычайно многообразен то своим формам, стилистическим особенностям, изобразительному языку. Самые высокие проявления жанра характеризуются творческим осмыслением натуры, поэтической образностью, обогащением выразительных средств, артистизмом. И даже если личность модели не раскрывается в них подчас во всей полноте, они все же ярко характе­ризуют эпоху, выявляют особенности ее духовной жизни и художест­венных исканий. Глубокое чувство времени, острота ощущения эпохи -одна из наиболее сильных сторон лучших портретов, созданных на рубеже веков. Творческий путь художников, талант которых формиро­вался в это трудное переходное время, был нелегким. После Великой Октябрьской революции деятельность многих мастеров кисти полу­чила новое направление. Малютин, Бродский, Петров-Водкин, Несте­ров, Сарьян, П. Кузнецов, Машков, Кончаловский, Альтман, Лентулов, Осмеркин и многие другие влились в ряды советских художников и стали строителями искусства социалистического реализма.



Большую роль играет портрет в советском искусстве. Потребность запечатлеть образ но­вого человека, отмеченного такими духовны­ми качествами, как коллективизм, революци­онная целеустремленность, стимулировала дальнейшее развитие реалистического порт­рета-типа; такие произведения, как «Предсе­дательница» Г. Г. Ряжского (1928, ГТГ), «Пар­тизан» Н. И. Струнникова (1929, ГТГ), «Акаде­мик И. П. Павлов» М. В. Нестерова (1935, ГТГ), стали емкими символами эпохи социалисти­ческого переустройства общества. Целостный, живой и многогранный образ В. И. Ленина вос­создает «Лениниана» скульптора Н. А. Андрее­ва — уникальная серия, состоящая более чем из 100 скульптурных портретов вождя проле­тариата (1919—1932, Музей В. И. Ленина и ГТГ).

Лучшие качества советских людей на­шли отражение в портретах периода Великой Отечественной войны. Широко и многопланово развивался совет­ский портрет в послевоенные годы. Типические, устойчивые черты народного характера вопло­щал в образах крестьян-земляков А. А. Пла­стов. Неожиданные композиционные ракурсы, контрасты локальных цветовых пятен под­черкивают остроту психологической характе­ристики в работах П. Д. Корина. Т. Т. /Салахова («Композитор Кара Караев», 1960, ГТГ). Значительность характеров, постоянная готов­ность к действию ощущаются за внешней бес­страстностью персонажей картины Д. И. Жилинского «Гимнасты СССР» (1964, ГТГ). Со­временный советский портрет не только позво­ляет глубже заглянуть во внутренний мир на­шего современника, но и активно участвует в формировании новых духовных ценностей со­ветского общества.

Одной из существенных граней этого жанра остается запечатление в живописи, графике, скульптуре образов выдающихся советских го­сударственных и общественных деятелей, а также представителей науки, культуры и ис­кусства. О большом общественном интересе к жанру портрета свидетельствуют регулярно прово­димые в последние годы специальные выстав­ки портрета.


4.Виды портрета


Портрет, согласно определению во многих энциклопедиях и справочниках – изображение человека или группы людей с помощью художественных средств – живописи, гравюры, скульптуры, а в последнее время ещё и фотографии. В некоторых источниках ещё добавляется: «реально существующего человека», но ведь рисуют портреты, например, портрет Бабы-Яги или Дон Кихота, а нет никаких доказательств, что они существовали в действительности.


Художественный портрет – это самостоятельный жанр, который может различаться по поджанрам, например, исторический портрет – это изображение кого-либо из исторических личностей, часто по воспоминаниям или литературным описаниям, а иногда – и по воображению автора. Картины - портреты – на таких изображениях можно увидеть человека во взаимосвязи с окружающими его вещами, природой, интерьером.

Костюмированный портрет – человек изображен в виде мифологического, литературного или исторического персонажа, либо же человек изображен в каком-то национальном костюме, например, в XIX веке был очень распространен портрет в русском костюме.


Автопортреты – это портреты художников, написанные с помощью зеркального изображения. Только по автопортретам мы и знаем портреты великих художников мира. В последнее время получил распространение также портрет по фотографии, однако он не является портретом в точном понимании этого слова, ведь это лишь механическое копирование черт лица с фотографии, человек не позирует художнику. Считается, что хорошо написанный портрет - это не просто поразительное сходства портрета с оригиналом, на портрете должна быть передана внутренняя сущность позирующего, то есть не только физические, но и духовные черты человека.


В разные времена были распространены разные виды портретов. Когда-то были модны «парадные портреты», примеры таких картин – портреты русских офицеров в парадной военной форме или европейских монархов, в частности, портреты русских царей. Во многих музеях можно встретить портреты русских полководцев, во многих российских особняках, ставшими исторической ценностью, имеется галерея портретов, в которой можно увидеть портреты русских князей – бывших владельцев поместья. В понятие «русский парадный портрет» входит и женский портрет – живопись с участием моделей-женщин почти всегда парадная, ведь редкая женщина согласится позировать перед художником не «во всей своей красе». Такими качествами обладает русский портрет 18 века, в это же время возникает и такой поджанр портрета, как семейный портрет – картина, изображающая всю семью на одной картине. Такими семейными портретами часто пополнялась портретная галерея.


После стал моден совсем другой вид портрета – когда художник стремился изобразить естественность и спонтанность. Примером привести живопись – индейские портреты. Что касается русских живописцев, то русский портрет 19 века тоже часто представляет собой изображения простых людей запечатленных в самой обычной обстановке. Русский портрет – это вообще очень интересный жанр искусства.


Какой-то период времени было модно все историческое, и на портретах также стали часто изображаться исторические личности, портреты первых русских князей – пример тому. Русский женский портрет тоже часто обращается к истории, взять хотя бы портрет боярыни Морозовой. Исторические личности – это не обязательно политики, изображали на портрете и людей искусства.


Портреты так же бывают одиночные и групповые На одиночных портретах мы видим одного человека ,а на групповых- группы людей.

Живопись – портрет 19 век содержит портреты известных художников (чаще всего это автопортреты, например, автопортрет Айвазовского), портреты русских писателей (Герцена, Гоголя, Грибоедова), портреты русских композиторов (Глинки, Мусоргского, Чайковского), портреты русских поэтов (Жуковского, Лермонтова, Пушкина). О портрете Пушкина вообще нужно говорить отдельно. Возможно, это самый популярный мужской портрет – живопись, ведь описание картины портрет Пушкина изучается в школе. Да и вообще описание картины, портрета – это не только увеличение словарного запаса школьников, это ещё и развитие их художественного вкуса.

Иногда каким-то портретом начинает интересоваться большое количество

людей. Как пример – недавний интерес в Интернете, который вызвала картина «Портрет Милы» В.И.Хабарова. Форумы пестрели сообщениями об этой картине, но оказалось, что её мало кто видел. Тем не менее, картина эта существует и является очень интересным портретом девочки-школьницы в стиле советского реализма.

Портреты занимают ведущее положение в музеях мира. Портреты Третьяковского галереи – тому пример. Тут представлен как мужской портрет – живопись, необычайно популярная в середине 19 века, а именно тогда выставила свои первые портреты галерея, так и живопись – портреты женщин, например,портрет М.И.Лопухиной художника Боровиковского, «Кружевница» Тропинина или «Аленушка» Васнецова – ведь эта картина тоже относится к портрету, вернее, портрету-картине. Также включала русская портретная живопись портреты детей. В той же Третьяковской галерее имеется картина «Портрет сына» Тропинина. Или портреты Русского музея. Тут находятся, например, портрет Павла Первого художника Боровиковского или портреты купчих автора Кустодиева. Или портреты картин Серова – возле них посетители останавливаются чаще всего.


Живопись – портрет в частности – это занятие, занимающее большое

количество времени. Даже опытный художник напишет портрет только после нескольких сеансов позирования ему модели. Средний срок написания одного портрета в средние века составлял целый год. Но это – среднее значение. Например, Сезанн рисовал портрет человека примерно со ста сеансов позирования, а Гойя некоторые свои портреты рисовал за один-два дня. Если брать современную живопись, портрет занимает четыре сеанса позирования. Часто художник при создании портрета рисует только лицо с натуры, а остальное – интерьер, платье – дорисовывал позже. Так поступал, например, Для начала хочется сказать несколько слов о 2-х главных задачах художественного портрета, а именно - передаче психологического и физического сходства. В этой связи приведу цитату из Л.Н.Толстого, который

сказал: "Описать человека нельзя, но можно описать, как он на меня

подействовал". И именно ради духовного мира портретируемого, выделения его главных характерных черт, и пишутся художественные портреты!»


5. Работу над портретом можно разделить на 3 этапа:

1. Композиция

2. Рисунок

3. Живопись

1. КОМПОЗИЦИЯ

Составляя композицию портрета, необходимо подумать о многих вещах,

связанных с позой модели, освещением, заранее "увидеть" цветовое решение портрета.

Точное объяснение композиционных задач мыожно найти у Эжене Делакруа: "В композицию художник должен вносить расположение линий, усиливающее настроение, светотень, действующую на воображение, цвет, соответствующий характеру изображаемого". Это обязательно нужно сделать заранее, для того, чтобы портрет был гармоничным, а каждая его деталь как можно ярче выражала главную тему.


Для того, чтобы портрет не был плоским, важно заранее продумать 2

перспективы, - линейную и воздушную. Первая закладывается в рисунке,

вторая - в живописи. Кроме того, углубление пространства можно усилить

перекрыванием предметами друг друга и "развивающимся" фоном.

Заранее следует продумать и цветовое решение портрета: ведущие цветовые и тоновые гармоничные пары, эффектные рефлексы, акценты и фактуры с главной целью: эффектно выделить лицо.


Известные композиционные приемы:

Симметрия/ ассиметрия

Контрасты (свето-тени, фактуры, цвета, контуров, размеров)

Вертикали/ горизонтали/диагонали

Ритм (цветовые пятна, пустоты, повторяемость элементов).


2. РИСУНОК


В соответствии с выбранной композицией строится рисунок.


5 основных опорных точек для построения плечевого пояса:

1) Яремная впадина (между ключицами) - месторасположение этой точки на портрете определяется в самую первую очередь. Из этой точки проводится основная вспомогательная вертикальная ось, на которой определяются те точки лица, которые в этом осью пересекаются.

2) Положение подбородка относительно яремной впадины и основной

вертикальной оси.

3) Положение уха: на оси, совпадающей с направлением

грудинно-ключично-сосцевидной мышцей, которая тянется от яремной впадины к уху.

4) Положение переносицы, которая является основной опорной точкой

построения лица, да и всей головы.

5) Основание носа.


После того, как основные точки, линии и пропорции плечевого пояса

определены, можно приступать к построению головы.

Опорные точки для построения черепа:

1) От точки переносицы - главной опорной точки головы - проводятся

вертикальная и горизонтальная оси, каждая из которых делит голову на 2

равные части.

2) Определяется месторасположение глазничных впадин, крайние точки которых = ширине лицевой части головы.

3) Определяется ширина черепа , которую нужно передать в сокращении.

4) 3 равные части лица: лоб (от линии роста волос до бровей), "маска" (от

бровей до основания носа) и нижняя часть (от основания носа до нижней точки подбородка).

5) Другие опорные точки определяют ширину носа, скулы, линию зубов и др.


Основные пропорции головы (стандарт):

- Высота лица составляет три четверти (3/4) от общей высоты головы.

- Ширина головы на уровне глаз составляет две трети (2/3) высоты головы.

- Ширина нижней челюсти составляет три четверти (3/4) ширины головы (в самом широком месте головы)

-Глаза расположены на линии переносицы, проходящей ровно посередине между

макушкой и кончиком подбородка

- Ширина глаза - 1/5 ширины головы.; расстояние между глазами равняется одной ширине глаза

- Основание носа (его широкая часть) расположено на расстоянии 1/2 ширины головы от кончика подбородка

- Ширина основания носа равна ширине глаза

- Подбородок занимает 1/2 нижней части лица

- Рот расположен на линии, удаленной от кончика подбородка на 3/8 высоты головы, или, иначе, на 1/4 ширины головы вверх от кончика подбородка.

мочка уха обычно находится на одном уровне с ноздрями

- Ухо начинается на линии, обозначающей середину между лицом и затылком

- Ширина шеи - 1/2 от ширины головы; расстояние от кончика подбородка до

яремной впадины колеблется от 1/4 до 1/3 высоты головы.


Важно помнить, что голова и лицо состоят не из линий, а из плоскостей,

прилегающих друг к другу и описывающих объемы.

Простые формы, к которым приближены голова и части лица:

Голова - яйцо острым концом вниз

Нос - трапециевидная призма

Глазное яблоко - шар

Нижняя губа - валик

Ушная раковина - фасолина

Важное правило: парные формы лица (глаза, брови, скулы, уши) рисуются

одновременно, постоянно сравниваясь между собой!























Основные этапы построения рисунка головы в профиль.

Формы носа, ушной раковины, различны и индивидуальны.

  • Начнём рисунок с габаритов контура головы в профиль. Построим квадрат.

  • Для определения положения линии глаз, разделим квадрат пополам.

  • Найдем линию основания носа.

  • Из передней части глаз опускаем вертикаль для определения границы крыльев носа.

  • Определим лицевой угол.

  • Проверим пропорциональное соотношение: высота уха равна высоте носа, уголки губ и зрачки глаз располагаются на одной вертикальной линии.








3. ЖИВОПИСЬ


Некоторые "законы" и приемы живописного написания портрета:


1. Портретное искусство не ставит целью фотографическое сходство:

требуется глубокая психологическая передача образа, умение выделить самое главное, характерное в модели.

2. Законченность живописного портрета состоит не в мелкой проработанности деталей, а в выразительной передаче красоты натуры

3. Форма - это объем, состоящий из многочисленных плоскостей. каждая из которых освещена по-разному

4. Парная красочная прописка лица

5. Постоянное сравнивание каждой детали со всей формой для достижения максимальной целостности; именно целостность позволяет не разрушить общий объем головы и достичь портретного сходства. П. П.Чистяков: "Когда рисуешь глаз, смотри на ухо"

6. Портретное сходство должно быть достигнуто и в фигуре, "чтобы даже без головы фигура была узнаваема" (В.Серов)

7. Реалистичное исполнение: применение живописной системы отношений (верная передача цвета, тона, яркости оттенков натуры в единстве с освещением)

8. Погружение человека в воздушную среду, задающуюся фоном

9. Многоплановость в портрете:

- линейная и воздушная перспективы;

- выявление в лице планов цветом и фактурой (ближнего, среднего, дальнего)

- применение в теневой части головы и лица приема non finito: постепенное исчезновение деталей, таяние контуров форм, постепенное их сближение с фоном

10. Применение черного видоискателя (стандартный размер 5 х 7 см),

позволяющего не только определить лучшую композицию, но и служащего,

одновременно с белым холстом, камертоном цвета и тона

11. Закон контраста:

- ахроматических цветов

- свето-тени

- крупных цветовых пятен

- лица и фона

- фактур и контуров

- акценты

12. Прием эмоционально окрашенного и тепло-холодного разработанного фона, уводящего вглубь картины и придающего ей особое движение и трепетность.

Б. Йохансон: "Не следует увлекаться яркими ... фонами, убивающими звучание тонкого колорита тела".

13. Минимальное использование белил; темные краски лучше высветлять

светлыми красками других энергичных оттенков: желтыми, охрой, салатовыми и пр.

14. Цвет палитры должен максимально совпадать с цветом холста, то же самое касается и их освещения.

15. Движение от самого светлого к самому темному на лице и в портрете в целом

16. Приемы соединения красок:

- прием "воздушного" (сухого) мазка

- прием мозаичного расположения мазков

- механическое смешивание на палитре

- лессировка


Простая палитра лица:

- белила

- кадмий желтый

- охры

- английская красная

- краплак

- зеленая земля

- умбры

- сиены

- кобальт

- ультрамарин

- ван дик коричневый

- кость жженая


Этапы работы над портретом:


1. Перенос рисунка на лист(холст)

2. Свето-тональный 2-х или 3-цветный подмалевок (используемые теплые

краски: охры, умбры, земли + белила)

3. Определение натурального (локального) цвета лица и волос, являющихся

главной точкой отсчета всего цветового строя произведения

4. "Раскладывание" на палитре всех цветовых пятен на разделы: свет / тень/

полутень/ рефлекс, располагая их на палитре в той же последовательности,

что и в натуре, для последующего переноса их на холст

5. Начинать писать с той части лица, которая наиболее ясна

6. Прокладка крупных плоскостей цветовыми оттенками (широкие кисти)

7. Постепенное уточнение форм

8. Детальная проработка

9. Обобщение








Возрастные требования к выполнению портрета.


Выполнение портрета в изобразительном искусстве занимает одно из главных мест. Портреты любят выполнять как малыши, так и взрослые. Начиная с 5-6 лет можно выполнять портреты с детьми. Шестилеток необходимо знакомить с жанром изобразительного искусства -портретом, обучать основным пропорциям лица, знать части лица и их изображение, учить понимать выразительные средства(цвет, линия, ритм, композиция) в создании настроения образа, с помощью цвета стараться передавать настроение героя.(Приложение -последовательность выполнения портрета для дошкольников)

Далее ребята должны знать повороты головы: когда лицо человека рисуется прямо – анфас. Если лицо человека рисуется сбоку, это называется профиль. В портрете необходимо передать объем, воздушную и линейную перспективу, сходство и внутреннее состояние человека.

6.Заключение


Из опыта работы я хочу отметить, что портрет, как отдельный жанр изобразительного искусства, очень интересен и дошкольникам и взрослым детям. Они очень заинтересовываются тем, чтобы передать сходство человека, а в дальнейшем и внутреннее состояние людей…Старшие школьники стараются передать уже свое отношение к изображаемому.

Данная методическая разработка может служить пособием для самостоятельного изучения, если возникнет интерес к изображению человека.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Методика выполнения портрета"

Автор: Ершова Екатерина Григорьевна

Дата: 07.06.2019

Номер свидетельства: 513797

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Психологический портрет учителя "
    ["seo_title"] => string(39) "psikhologhichieskii-portriet-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "187816"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426586275"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Межпредметные связи на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(53) "miezhpriedmietnyie-sviazi-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "136041"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417020009"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Выявление и развитие одарённых детей класса через урочную и внеурочную деятельность» (из опыта работы)"
    ["seo_title"] => string(103) "vyiavlieniieirazvitiieodarionnykhdietieiklassachieriezurochnuiuivnieurochnuiudieiatielnostizopytaraboty"
    ["file_id"] => string(6) "271300"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451449744"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Использование метода проектов в организации исследовательской деятельности студентов при изучении литературы."
    ["seo_title"] => string(122) "ispol-zovaniie-mietoda-proiektov-v-orghanizatsii-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-studientov-pri-izuchienii-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "286652"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454384454"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "приемы работы с одаренными детьми"
    ["seo_title"] => string(31) "priiemyrabotysodariennymidietmi"
    ["file_id"] => string(6) "313093"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459433092"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства