kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическое пособие по керамике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка описывает этапы работы в технике керамика.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие по керамике.»

16


Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств р.п. Жигалово




Принята на заседании методического Утверждаю

(педагогического) совета Директор МКУ ДО ДШИ

От «____»______________ 20___г. __________________/Полозова С.А./

Протокол №_________ «____»______________20___г.



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА




Технология выполнения композиции «Народы Севера» в технике керамика




Автор-составитель: Гарамзина

Александра Фёдоровна, преподаватель

Художественного отделения, первая

квалификационная категория






Жигалово, 2018г.

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………..……....3

2. Сущность понятия «керамика». Виды керамики. Характеристика «Глиняной свистульки»…………………………………..……………….…....4

3. Технология выполнения……………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………….14

Список литературы……………………………………………………….15

Приложение



































Пояснительная записка

Данная методическая разработка адресована преподавателям, которые ведут предмет скульптура. В методической разработке описывается технология выполнения композиции в технике керамика.

Керамика на протяжении многих веков занимает важное практическое место в жизни человека. Этот синтетический материал, объединяющий конструкцию, форму и цвет, широко применяется для житейских и эстетических функций людей, создания бытовых изделий: украшений, сосудов, ваз, мелкой скульптуры и так далее.

Глина сопутствует человеческой цивилизации от самого зарождения и по сегодняшний день, и умение изготавливать изделия из неё ценились во все времена. Когда-то это было жизненно необходимо, а теперь изделия гончаров и художников-керамистов доставляют людям эстетическое наслаждение.

Тема методической разработки: Технология выполнения композиции «Народы Севера» в технике керамики. Она актуальна для нашего района, т.к. на его территории проживают буряты, тунгусы (эвенки), курыканы.

Цель методической разработки: поделиться опытом выполнения композиции «Народы Севера» в технике керамики на занятиях МКУ ДО ДШИ п. Жигалово.

Задачи методической разработки:

  1. Поделиться текущими результатами проведенных уроков и итоговыми результатами задания.

  2. Определить методическую последовательность выполнения, выделить условия выполнения композиции в технике керамики.

  3. Дать теоретическое обоснование композиции в технике керамики.





1. Сущность понятия «композиция», «керамика». Виды керамики. Характеристика «Глиняной свистульки».

Анализ литературы позволил мне рассмотреть понятие «композиции» в широком и узком смысле этого слова.

В широком смысле определение дает С.И.Ожегов: « Композиция - соотношение и взаимное расположение частей, сложное или неоднородное по своему составу».

В узком смысле определение рассматривает энциклопедия искусства: «композиция (Лат. compositio - составление, сочинение) - построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника».

Словарь по искусству дает понятие композиции как особенности построения художественного произведения, взаимосвязанные с его идеей, предназначением, содержанием, характером и прочими компонентами, и в значительной степени, определяющие его восприятие. Благодаря правильно построенной композиции произведение получает цельность и единство, которые синтезируют его отдельные фрагменты в одно целое и подчиняют друг другу. Т. о., композиция – один из наиболее значимых элементов художественной формы. В изобразительном искусстве - композиция связана с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т.п.

Большой энциклопедический словарь дает такое определение «композиция (от лат. compositio - составление - связывание) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие».

На основании анализа литературы я понимаю под композицией особенность построения художественного произведения важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность.

Для создания композиции есть определенные методы, средства и способы.

Типы построения композиции разделяются:

1. устойчивые (где основные композиционные оси пересекаются под прямым углом в геометрическом центре произведения),

2. динамические (где основные оси пересекаются под острым углом, господствуют диагонали, круги и овалы),

3. открытые (где нет центра, изображение равномерно раскрывается зрителю) и закрытые (где изображение стягивается к центру).

Устойчивые и закрытые типы композиции преобладают, например, в искусстве Возрождения; динамические и открытые - в барокко. В истории искусства большую роль сыграли как сложение общепринятых композиционных канонов (например, в раннем средневековом искусстве, в искусстве Ренессанса и классицизма), так и движение от традиционных жестких схем к свободным композиционным приемам, отвечающим индивидуальным творческим особенностям мастера, что характерно для искусства конца XIX-XX в.

Так же нами был рассмотрен термин «керамика», какое понятие дают разные авторы.

Малолетков В.А. дает такое определение: «слово «keramos» в переводе с древнегреческого языка означает «глина» и имеет символический смысл, ибо глина состоит из земли, воды и огня».

С.И.Ожегов рассматривает в узком смысле понятие «керамика – это изделия из обожженной глины, глиняных смесей».

КЕРАМИКА (греч. keramike - гончарное искусство, от keramos - глина), неметаллические материалы и изделия, получаемые спеканием глин или порошков неорганических веществ.

Большой энциклопедический словарь выделяет виды керамики:

  1. По структуре различают:

  • грубую керамику - строительная (шамотный кирпич и др.),

  • тонкую с однородной мелкозернистой структурой фарфор (пьезо- и сегнетокерамика, керметы и др.),

  • пористую с мелкозернистой структурой фаянс (терракота, майолика и др.),

  • высокопористую (теплоизоляционные керамические материалы).

  1. По применению керамику подразделяют на:

  • строительную (кирпич, черепица, облицовочные плитки и др.),

  • бытовую и санитарно-техническую (посуда, художественные изделия, умывальники),

  • химически стойкую трубы (деталихимической аппаратуры),

  • электротехническую,

  • радиотехническую,

  • теплоизоляционную керамзит (пенокерамика и др.),

  • огнеупоры.

Гончарные изделия можно разделить на две группы: неглазурованная и глазурованная керамика. В первую группу входят терракота и гончарная керамика — наиболее древние из всех видов керамики. Терракота — по-итальянски «обожженная земля». Она представляет собой не политую глазурью обожженную глину. Раньше из нее делали скульптуры, бусы, рельефы. В наше время этот вид керамики применяется редко.

Гончарная керамика требует дополнительной обработки. Для придания ей водонепроницаемости ее заглаживают перед обжигом любым гладким предметом («лощат»), уплотняя наружный слой глины до появления своеобразного блеска. «Морение» заключается в длительной выдержке глиняных изделий в дыму медленно остывающей печи. Очень древний способ обработки — «запарка», или «обварка»: вынутое из печи изделие опускают в воду с мукой. При этом на его поверхности образуются красивые подпалины, посуда становится водонепроницаемой. В настоящее время гончарная керамика получила очень широкое распространение. Из нее делают горшки, чашки, кувшины и другие предметы домашнего обихода. И ценятся они не меньше, чем фарфоровые, стеклянные.

Ко второй группе относится глазурованная (или поливная) керамика. Ее покрывают слоем глазури, эмали и вторично обжигают. Глазурь сделала изделия водонепроницаемыми и позволила гончарам декорировать их: матовая, бархатистая поверхность чередуется с наплывами блестящей глазури. Под глазурью хорошо смотрится роспись ангобами — окрашенными в разные цвета жидкими глинами. Ангобирование — старинный вид обработки глиняных поверхностей, однако до настоящего времени находит широкое применение.

Характеристика «глиняной свистульки»

История игрушек из глины на Руси длинная. Она появилась задолго до начала нашей эры. Самые старые образцы, найденные археологами, датируются II веком до н.э. В славянских захоронениях VI-XIII веков обнаружены коньки и погремушки. Большее разнообразие найденных изделий относится к X-XVвекам(свистульки в виде птиц, коньки, бараны, погремушки).

Старинная игрушка из глины была неглавным видом работ мастера гончарного дела. Они лепили из остатков глины фигурки и раздавали их детям для игр и привлечения покупателей. Народные игрушечные промыслы появились гораздо позже, наиболее ярко их особенности выявились к началу XX века, обрели свои традиционные названия и стали продаваться как основной товар.

Появление и развитие популярности игрушки из глины связано с народными празднованиями. Так, в давние времена существовал праздник «свистопляска». Это современное слово, используемое сегодня в переносном смысле, раньше обозначало праздник с народными гуляньями и ярмарками, на которых устраивались разные мероприятия:

- продажа игрушки-свистульки из глины;

- катания со склонов полых глиняных шаров, изготовляемых специально для свистопляски.

Празднование свистопляски было в течении некоторого времени приурочено к поминовению солдат, убитых во время ошибочной атаки союзнического отряда другого русского войска под Вяткой в 15 веке. Праздник заканчивался гуляньем, в котором использовалось множество глиняных свистков. Со временем содержание праздника изменилось, он превратился в обыкновенное гулянье.

Способ извлечения звука

Звук глиняных свистулек возникает за счет наличия в них полой воздушной камеры, имеющей сферическую форму. Камера не должна сминаться в процессе работы. В ней производят одно основное и одно вспомогательное отверстие, а также боковые, которые позволяют извлекать звуки разных тонов.

Центры промыслов глиняной игрушки

Народные промыслы глиняной игрушки-свистульки в России сформировались к началу 20 века, тогда и появились центры мастеров. Прославились более всех дымковские, филимоновские, абашевские и петровские, каргопольские и жбаниковские, карачунские и петровские, романовские и тульские, старооскольские и солецкие, сапожковские и плешковские, хлудневские и ковровские.

Глиняные игрушки-свистульки разных регионов России отличаются разнообразием:

- люди;

- животные – дикие, домашние и фантастические;

- птицы – домашние и певчие;

- композиции из нескольких фигур.

Различные виды глиняных игрушек России объединял рисунок. Он чаще всего формировался за счет использования двух элементов: линии и ритмического рисунка. Так как глиняные предметы были воплощением проявлений жизни народа, в них ритм является одним из основных составляющих.

























2. Технология выполнения

Занятия проводились на базе МКУ ДО ДШИ п. Жигалово в 4-5 классах. Ранее было проведено занятие беседа, где учащимся рассказали об истории освоения Жигаловского района. После чего детям было предложено выполнить свистульки и фигурке на тему «Народы Севера».

Для изготовления композиции потребовались следующие инструменты и материалы: ткань, скалка короткая и длинная, различные стеки, нож, большое количество ненужных тряпок, пакеты, кисти, баночка для шликера, турнетка.

Сырье для изготовления работы. Композиционное сырье состоит из следующих компонентов.

Пластичная каолиновая глина, каменское (деревня Муронцовка Эхирит-булагатский район). Добыча производится промышленным способом, карьер обслуживает Ангарский фаянсовый завод.

Глина монтмориллонитовая. Необходима для понижения температуры до 1000 С. Месторождение деревня Максимовщина. Добывается кустарным способом.

Плавень – естественный природный компонент в красной глине, необходим в качестве полевого шпата.

Каолиновая глина (белая) в качестве кварца.

Выгорающие природные органические остатки.

В сборке является пластичной глиняной массой, собранной в кустарных условиях.

Существует несколько правил работы с глиной независимо от сложности и разности работы.

При завершении сеанса изделие, над которым будет производиться в дальнейшем работа, необходимо завернуть во влажную тряпку накрыть пакетом. Тряпка не должна быть сильно мокрой, иначе это может привести к разрушению работы. Также нельзя долго держать изделие в таком состоянии, это тоже может привести к повреждению работы.

После того как изделие готово приступаем к сушке. Процесс сушки должен протекать постепенно и равномерно, иначе увеличивается вероятность того, что изделие разобьется или деформируется. Степень влажности и усадки глины очень высока. А равномерной сушка должна быть по той причине, что места соединений, выступающие и мелкие части высыхают значительно быстрее, чем основная масса изделия. Хорошая среда – это ровная поверхность (желательно деревянная, можно положить газеты для впитывания влаги), на которой мы размещаем изделия, отсутствие сквозняков и попадания прямых солнечных лучей, вдали от отопительных приборов. В среднем процесс сушки изделий при комнатной температуре длится в течение двух недель (в зависимости от размеров изделия, срок может быть больше или меньше), особенно осторожно нужно отнестись к сушке больших и сложных изделий. В течение первых 2-3 дней сушки (особенно это касается изделий с тонкими частями) лучше сушить в полиэтиленовом пакете, периодически открывая его, чтоб не скапливался конденсат. Когда глина приобретает определенную плотность (цвет глины при этом меняется, она осветляется), изделие можно продолжать сушить на открытом воздухе. На последнем этапе процесс сушки можно ускорить, например, досушивая в более теплых местах (в печи, духовом шкафу с доступом воздуха, т.е. оставлять чуть приоткрытую дверцу шкафа) без попадания на изделие потоков теплого воздуха с постепенным повышением температуры. До полного остывания нельзя извлекать изделия. Процесс сушки виден глазом – изделие светлеет, твердеет и становится легче. Если температура не превышает 110 градусов, глина теряет только гигроскопическую влагу. При температуре до 250 градусов из промежутков между частицами уходит конституционная вода, и отдельные частицы вступают в контакт друг с другом.

При изготовлении изделий мы использовали инновацию современной методики лепки свистульки. Заключается она в том, что из целого куска пластичной глины лепится (методом вытягивания) полностью вся фигура, исключая мелкие и выступающие детали. Учащимся была предложена конусовидная форма. Затем, фигурку при помощи проволоки аккуратно разрезаем пополам, с помощью специальной петли, выбирается внутренняя полость. Причем петлей можно легко выбрать пустоту, повторяющую внешнюю конфигурацию изделия, то есть получать равномерную толщину стенок изделия (от 4 до 6 мм). Равномерная толщина стенок фигурки дает более качественный звук и большую гарантию от растрескивания при последующей сушке и обжиге.

Потом соединяли две половинки при помощи шликера, швы тщательно промазываем глиной. Прокатываем короткой скалкой неровности.

Украшаем готовые фигурки декоративными элементами. Для создания рисунка используем разные стеки. Прокатываем короткой скалкой неровности.

Затем формируем загубник для свистульки. Для этого берем небольшой кусочек глины и придаем ему прямоугольную форму. При помощи шликера соединяем загубник с фигуркой и тщательно промазываем глиной. На следующем этапе, используя плоский и узкий стек пробиваем воздушный канал прямоугольного сечения на дне фигурки и ближе к загубнику. Он призван формировать вдуваемый в свистульку воздух. Далее делаем отверстие в загубнике, которое выходит в полость свистульки. Проверяем наличие звука, регулируем громкость. Отправляем изделие на сушку.

Другую часть изделий для композиции делаем просто фигурки из глины. Кусок глины прокатываем большой скалкой, делаем пласт. Затем его оборачиваем вокруг пальцев, формируем конус. Соединяем края, промазываем шликером и глиной. Все неровности прокатываем короткой скалкой. Дно выравниваем, при помощи стека срезаем излишки глины.

Украшаем готовые фигурки декоративными элементами. Для создания рисунка используем разные стеки. Прокатываем короткой скалкой неровности. Отправляем изделия на сушку.

После первого утильного обжига все наши изделия полностью покрываем глазурью. Разводим нужную нам глазурь водой, чтоб глазурь была не сильно жидкой, но и не густой. При нанесении глазурь должна высыхать и оставлять налет, который легко стереть. Положив слой глазури, ждем, когда она высохнет. Затем берем влажную тряпку и аккуратно стираем слой глазури. При стирании мы видим как все трещинки и впадины заполнились глазурью.

Когда глазурь подсохнет можно приступать к росписи мелких выступающих декоративных элементов. Глазури обладают самым большим спектром цветовых сочетаний и хорошо выдерживают огненную обработку. Майоликовые поливы обладают способностью «двигаться» в процессе обжига. В результате соединения между ними образуются различные цветовые эффекты. Происходит второй заключительный обжиг – политой. Обжигается майолика при температуре 1150 градусов.

















Заключение

Задание по скульптуре «Технология выполнения композиции «Народы Севера» в технике керамика» было проведено на базе МКУ ДО ДШИ п. Жигалово во 2 полугодии 2017-2018 учебного года.

За время работы над композицией, нами было изучено и узнано много нового из технологии керамики. Учащиеся приобрели определённые навыки работы с глиной. Многие технические и творческие моменты решались тяжело. Изготовление композиции трудоемко, требует большое количество времени.

Так же в ходе анализа литературы мы узнали, что керамика имеет богатую историю. Постепенно формировались и отдельные виды керамики по мере совершенствования производственных процессов, в зависимости от свойств сырья и получаемых условиях обработки.

Учащимся было интересно познакомиться с историей освоения Жигаловского района, с культурой и обычаями народов Севера. Именно это и повлияло на тему нашей работы.

Композиция «Народы Севера» была представлена на XV Межрайонном фестивале-конкурсе детского искусства «Первоцвет» 2018года, где заняла первое место.

Так же работа приняла участие на Международной ассамблее искусств детского и молодежного творчества «Байкальская сюита» 2018г. В рамках областной выставке-конкурсе народных ремесел «Байкальский ЭТНО-АРТ» 2 этап стала лауреатом 1 степени. И на 3 этапе этой выставки-конкурса композиция получила диплом лауреата 2 степени. Учащиеся были приглашены на 3 этап в г. Иркутск для награждения дипломами, где была организована программа для детей. В рамках, которой они приняли участие в мастер-классах и посетили керамическую мастерскую.




Список литературы

  1. Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. Материаловедение технология производства художественных керамических изделий. {Текст} – М.; Феникс, 1979 – 165 с.

  2. Акунова Л.Ф., Крапивин В. А. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий. {Текст} – М.; Дом, 1984 – 97 с.

  3. Большой энциклопедический словарь, 1992.

  4. Иманов Г., Носов В., Смирнов Г. Производство художественной керамики. М. Высшая школа. 1985.

  5. Малолетков В.А. «Керамика». Часть I. Москва; «Юный художник», 2000 г.

  6. Малолетков В.А. «Керамика». Часть II. Москва; «Юный художник», 2001 г.

  7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.. Толковый словарь русского языка. Издательство "Азъ", 1992.

  8. Поверин А. Гончарное дело. Чернолощёная керамика. М., Культура и традиции. 2002.

  9. Полевой В.М. Популярная художественная энциклопедия. В 2-х томах {Текст}. М., «Советская энциклопедия», 1986.

  10. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. {Текст} – М.; Знание, 1984. – 144 с.

  11. Третьяков Ю.Д. Керамика – материал будущего. {Текст} – М.; «Мир», 1972. – 270 с.

  12. Федотов Г. Послушная глина. М. АСТ-пресс. 1997.

  13. "Химическая энциклопедия", изд. "Советская энциклопедия", М., 1988

  14. Чаварра Х. Ручная лепка. М. АСТрель. 2003.

  15. Шевченко В.Я., Баринов С.М. Техническая керамика. {Текст} – М.: Наука, 1993 – 187 с.










Приложение





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическое пособие по керамике.

Автор: Гарамзина Александра Фёдоровна

Дата: 18.01.2021

Номер свидетельства: 570445

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) ""Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж" "
    ["seo_title"] => string(63) "diekorativno-prikladnoie-iskusstvo-v-zhizni-chielovieka-vitrazh"
    ["file_id"] => string(6) "224339"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438698451"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс."
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "306603"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458150922"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) ""Мозаика на изделиях из древесины""
    ["seo_title"] => string(33) "mozaikanaizdieliiakhizdrieviesiny"
    ["file_id"] => string(6) "286015"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454264305"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока на тему "Природа и архитектура Японии" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-na-tiemu-priroda-i-arkhitiektura-iaponii"
    ["file_id"] => string(6) "221608"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435478820"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства