Методическая разработка по курсу «Живопись» - 1 курс, составлена на основе рассуждений известных искусствоведов, художников – практиков и педагогов о «Постановке зрения» или «художественного видения» как о целевой необходимости в обучении изобразительному искусству начинающих художников.
Актуальность проблемы обучения изобразительному искусству, в частности – живописи, отводится развитию художественного видения. В работах учащихся начальных курсов художественного училища, прослеживается ряд недостатков, одним из которых является константное видение. Константное видение является основным препятствием при формировании художественного видения. В тексте содержатся методические рекомендации адресованные преподавателям и студентам направленные на развитие цветового и колористического видения. Прививка художественного видения необходима с первых шагов обучения живописи. Это дает возможность развивать зрительную память, воображение, чувство цвета, помогать решать не только учебные, но и творческие задачи.
С целью более глубокого раскрытия темы в пособии указан список литературы.
«Живопись в природе не находится в готовом, написанном состоянии, она полу скрыта. Её нужно проявлять на холсте. Чтобы её выявить на холсте, нужно уметь видеть, а чтобы уметь видеть нужно поставить глаз…» - Б.Иогансон.
Смотреть и видеть два процесса в повседневной жизни служащие человеку как средство ориентации. Я смотрю на деревья, цветы, траву. Я вижу пейзаж, который меня окружает. Пользуясь этими словами, мы чаще всего имеем в виду один и тот же процесс, который осуществляет человеческий глаз, фиксируя какие – либо предметы, находящиеся в каком – либо месте. Но эти слова перестают быть синонимами, когда речь заходит об изобразительном искусстве. Как часто, придя в картинную галерею или в выставочный зал, мы поражаемся сюжетам увиденными глазами художников. Казалось, эту простую жизненную сценку во дворе или на соседней улице мы наблюдали сотни раз, но не видели всей красоты, радости, счастья, показанной нам художником. Смотреть еще не значит видеть, а ведь для художника между понятием «смотреть» и «видеть» огромная разница.
И.Э.Грабарь говорил: «Для того чтобы стать художником, недостаточно просто видеть физически, а надо уметь видеть художественно. Вот почему, прежде чем обучать начинающего сложной теории и практике живописи, следует начать с установки его зрения, с обучения умению видеть, или, другими словами, с прививки ученику художественного зрения».
Именно поставленное видение, отличает учащихся, занимающихся изобразительным искусством от их сверстников.
Одной из главных целей обучения изобразительному искусству отводится развитию художественного видения. В работах учащихся начальных курсов художественного училища, прослеживается ряд недостатков, одним из которых является константное видение.
Константность видения – это тенденция воспринимать предмет, его размеры, форму, светлоту, цвет устойчивыми и неизменными, независимо от происходящих с ними изменений. Константное видение является основным препятствием при формировании художественного видения. Зрение есть восприятие действительности, где акт «смотреть» носит информативный характер. Но зрительная система выполняет более важные функции, которые не ограничиваются воспроизведением действительности.
Восприятие – сложный психический процесс, оно включает в себя прошлый опыт в виде знаний, представлений. Без включения в восприятие прошлого опыта был бы невозможен процесс познания, так как без соотнесения человеком воспринимаемых предметов, явлений с ранее виденными предметами, явлениями, без использования конкретных знаний, полученных в прошлом опыте, нельзя определить, осмыслить сущность воспринимаемого. Восприятие тесно связано с мышлением. Это выражается в том, что образы, формирующиеся в процессе восприятия, осмысливаются и обобщаются посредством понятий, мыслительных операций, суждений и умозаключений. Особое значение на восприятие оказывают теоретические знания в области анатомии, перспективы, цветовидения. Многие художники в развитии «видения» придавали знаниям большое значение.
Художник должен знать, чтобы научиться видеть.
Именно познавательный процесс помогает ученику-художнику в избирательности восприятия, что отличает его от всех остальных.
В процессе изобразительной деятельности имеет значение апперцепция, которая обусловливается влиянием прошлого опыта, целей и интересов художника на процесс восприятия. Эти знания являются профессиональной ориентацией у художника и имеют устойчивый характер. Сами художники обычно их называют умением «видеть» натуру. Иногда это называется также «постановкой зрения».
Умение «видеть» натуру предполагает видеть в ней главное, существенное, которое заключается для рисующего в особенностях конструктивного строения предмета, его пространственного положения, пропорциях, цвете, распределении светотени. Передача этих свойств важная задача изобразительного искусства.
«Видение художественное – умение дать необходимую эстетическую оценку качеств, заложенных в натуре. Перед изображением натуры художник в основных чертах уже видит её образное живописное решение с учётом определённого материала».
«Постановка зрения» или «художественного видения» – важная цель в обучении изобразительному искусству начинающих художников. Учащийся должен научиться мыслить собирательно-образно, а увиденный им сюжет представляться ему будущей композицией. Поэтому обучение «видению» должно начинаться, безусловно, до непосредственного изображения на изобразительной плоскости.
Важное значение в системе среднего профессионального художественного образования отводится работе с натуры на занятиях рисунка и живописи. Огромную роль играет информационно-психологическая установка, идущая от педагога: это – правильно поставленная задача на восприятие и передачу натуры в изображении учащимися. Овладение основами изобразительного ремесла, кроме задачи постановки глаза, включает в себя и постановку руки. И ту, и другую можно рассматривать как чисто техническую задачу, решаемую методами практического рисования с натуры, изучением многообразия форм окружающего мира, их структуры, пропорциональных отношений частей и целого посредством изобразительных материалов в границах определенной изобразительной плоскости. Прежде чем приступить к работе, следует внимательно рассмотреть объект изображения с нескольких сторон.
«Точка зрения – это не только откуда смотрим, но и как смотрим, как видим». Эта фраза является методическим руководством по развитию и воспитанию художественного видения. В процессе выбора точки зрения у учащихся развивается способность анализировать, сравнивать, мыслить композиционно-образно, живописно-плоскостным, объемно-конструктивным восприятием, что является основным качеством профессионального художественного видения. Выбрав точку зрения, наиболее полно раскрывающую натуру, можно приступать к работе. «Растопырьте глаза, чтобы видеть, что нужно. Схватите целое…Берите из натуры только то, что нужно, а не всё».
Одной из главных задач на занятиях в художественном училище является развитие цельности восприятия и передача цветовых отношений в живописи натюрморта. Цельностью восприятия называют умение художника видеть предметы натурной постановки одновременно, все сразу в особенностях их форм, цвета и др. и передавать их в изображении. Указывали на важность формирования цельности восприятия цветовых отношений в обучении живописи многие художники-педагоги, такие как Н.П. Крымов, П.П. Чистяков, Р. Фальк, К.А. Коровин, Б.В. Иогансон и другие.
Цельность видения и передачи цветовых отношений - одна из основных дидактических задач содержания обучения курсу живописи натюрморта в ДХШ. Цельность восприятия как дидактическое явление художественной педагогики достаточно подробно отражено в литературе: Г.В. Беда, И.П. Крымов, Ж. Вебер и др. Они указывали, что цельность восприятия лежит в основе обучения живописи: «В цельности восприятия заключается профессиональное умение видеть и «постановка глаза» художника».
Взаимосвязанные умения восприятия и передачи цельности цветотоновых отношений формируются у учащихся посредством выполнения специально спроектированных заданий, направленных на преодоление хаотичности наблюдения при изображении, осмысление организации изображения в соответствии с поставленной дидактической задачей. В практике преподавания предмета, такие задания включены в качестве компонентов в длительные учебные задания и эта дидактическая задача особо не выделяется в ряду других, что не способствует ее осмыслению учащимися. Структура серии заданий, направленных на реализацию взаимосвязанных умений восприятия и передачи цельности цветовых отношений, включает группы заданий. направленые на формирование у учащихся навыков цельности восприятия цвета (тон и оттенок), общего колорита, общего освещения, композиции, целостности и единства изображения, цветовых отношений в постановке и выполняются в процессе анализа постановки и группы заданий, направленных на формирование цельности передачи цветовых отношений в материале.
Известно, что весь процесс художественного видения делится на: объемное, линейное, цветовое, живописное, колористическое, пластическое и другие формы, каждый из которых имеет свои особенности. Нельзя утверждать, что то или иное видение бывает в «чистом» виде. Художник видит в природе и цвет, и объем, и остальные характеристики сразу, одновременно, но когда один из этих аспектов доминирует, то тогда говорят об определенном типе восприятия. Н.Ю. Виргилис, и В.И. Зинченко отмечают, что у художников могут формироваться два-три и более способа восприятия. Основой живописного и колористического видения является цветовое видение. Оно заложено от природы, так же как слух, обоняние и осязание. Но так же может быть обостренным, развитым или наоборот неразвитым. Изначально человек с пониженным уровнем цветового видения или страдающий болезнями цветового восприятия не может быть живописцем, хотя может развить в себе другие формы художественного видения. Таким образом, развитое, обостренное доминирующее среди других форм видения - цветовое видение является основой для развития и формирования живописного и колористического видения.
В процессе обучения в художественном училище у учащихся следует развивать два типа видения: объемное и живописное. Объемное видение – пластическое, осязательное, передающее объемно-конструктивную форму, живописное – зрительно-оптическое, производимое цветом и тоном. Объемное видение наиболее применимо к дисциплине рисунок, а живописное – к живописи. Каждый из этих типов видения возник в изобразительном искусстве не сам по себе. Однако, как показала современная психология, отражает определенные стороны психофизиологического процесса зрительного восприятия и человеческого мышления. Развивать цветовое и колористическое видение необходимо с первых шагов обучения живописи. Это дает возможность развивать зрительную память, воображение, чувство цвета, помогать решать не только учебные, но и творческие задачи.
Процесс рисования на первый взгляд достаточно прост и доступен для каждого желающего этим заниматься и имеющего к этому некоторые способности. Тем не менее, рассматривая этот процесс с точки зрения физиологии видения, обратим внимание на два различных процесса видения, неосознаваемые самим рисующим во время рисования. Эти процессы являются важными, так как в дальнейшем они становятся основными элементами понятия художественного видения.
Переводя взгляд с натуры на лежащий перед собой лист, его взгляд видит плоскость листа, ограниченную вертикальными и горизонтальными срезами. В каждый момент перевода взгляда зрение учащегося перестраивается на противоположный тип видения объектов, в данном случае с объемного на плоскостной. Впечатление от пустой плоскости и от пространственного объема различны и несоизмеримы. Перед рисующим с натуры стоит непростая задача перевода пространственной формы на язык плоского изображения. По мере продвижения рисунка и узнаваемости предметов в изображении, взгляд рисующего начинает преодолевать плоскость листа и воспринимать нарисованное изображение объемно-пространственно, а реальные предметы, методом обобщения, взгляд начинает уплощать. Способ плоскостного восприятия видимой натуры методом обобщения используется рисовальщиками уже на стадии компоновки изображения в формат. Каждый раз, рассматривая натуру, учащимся приходится отсекать лишнее пространство виртуальной рамкой, оставляя и компонуя необходимое внутри. Со временем это становится профессиональной привычкой, составляющую суть композиционного видения. Художнику по традиции своего ремесла практически все время приходится иметь дело с листом прямоугольного формата, различной величины и расположения, что тоже соответствующим образом формирует его видение. Это картинная форма представления, в которой художник различными изобразительными средствами пытается выразиться.
Работа художника в каком-то преимущественном материале в конечном итоге откладывает свой отпечаток на характер его видения, и он начинает смотреть на окружающую его действительность с точки зрения возможностей того материала, в котором он работает. Акварелист, например, скорее увидит тот мотив, в котором цветовые отношения более характерны для акварельной живописи, нежели для масляной, и наоборот. Таким образом, материал в известной мере формирует видение начинающего художника по мере того, как тот овладевает им.
Для педагога знание о развитии процесса художественного видения окажет незаменимую помощь в работе с учащимися. Теория, осмысливающая практику, дает ключ к ее усовершенствованию. Изучение педагогической литературы позволяет прийти к выводу о том, что у учащихся следует развивать художественное видение натуры. Наблюдательность заключается в умении видеть натуру и улавливать в ней главное. Хорошо организованное наблюдение натурных объектов способствует развитию художественного видения учащихся, необходимого для умения дать необходимую эстетическую оценку качеств, заложенных в натуре и в основных чертах определить её образное живописное решение с учётом определённого материала.Именно живопись с натуры и освоение новых выразительных средств пластического языка даёт ученику-художнику возможность становления на качественно-новую ступень развития художественного видения натуры.
Список литературы:
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – А., 2007. -392 с.
2. Беда Г.В. Живопись: Учебник для студентов педагогических институтов.- М: Просвещение, 1986.- 192с.
9. Крымов Н. П. Художник и педагог. — М., 1960. - 70с.
10. Кибрик Е.А. Работа и мысли художника. Искусство.-М., 1984. - 255с.
11. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". Совершенствование теории и методики художественного образования: учебно-методическое пособие./ Сост.О.Н. Оболенская, А.Е. Герасимова,
О.А. Мефед. - Н. Новгород: НГПУ, 2011.- 43с.
12. Орешников В. О художественном видении. Юный художник.1990. - № 2.
13. Ракитин В.И. Искусство видеть. – М.,1998. – 125с.
14. Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания.- М., 1953.-170с.