kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка фрагмента урока по МХК 10 класс урока «Уильям Хогарт «один из самых полезных сатириков всех времен»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка фрагмента урока по МХК 10 класс

Хабирова  ЕленаНасимовна,, учитель музыки и мхк, МБОУ  СОШ№1 село  Иглино, Иглинского района

1.Тема урока  «Уильям Хогарт «один из самых полезных сатириков всех времен»

2.. Цель  :Раскрыть основные направления в творчестве английского художника 17века Уильяма Хогарта

3. Задачи : Показать атмосферу жизни английского общества 17 века. Познакомить с историческими факторами, влияющими на жизнь общества.Раскрыть причины возникновения сатирического направления в творчестве   художника

4. Тип урокаУрок изучения нового материала

5.Вид урока: Урок-  презентация

6. Информ-методич. Обеспечение: Ноутбук, проектор, экран.учебник

7. Содержание    Общая характеристика эпохи. характер буржуазной революции в Англии  и ее влияние на общественный строй в стране, развитие искусства и в частности на мировозрение художника Уильяма Хогарта

8. Новые понятия  Уильям Хогарт. гротеск, сатира

Этапы урока

1.Объявление темы урока

Учитель : прежде чем назвать тему нашего урока,  мы с вами совершим путешествие  в Лондонскую национальную галерею.

Слайд №1. под музыку И.С.Баха «Шутка» идет показ слайда №1, картины из серии  «Модный брак»

2. Сообщение целей и задач

Раскрыть причины возникновения сатирического направления в творчестве   художника.

 4. Практическая деятельность учащихся и учителя.

 Просмотр презентации,обсуждение каждой картины и ее описание.

Слайд №3

Уи?льямХо?гарт (англ. William Hogarth; 10 ноября 1697, Лондон — 26 октября 1764, Лондон) — английский художник, основатель и крупный представитель национальной школы живописи, иллюстратор, автор сатирических гравюр, открыватель новых жанров в живописи и графике. Многие свои произведения художник, испытавший на себе влияние идей философов Просвещения, подчинил задаче воспитания с помощью художественного творчества нравственного начала в человеке и искоренения пороков.

Хогарт наблюдал жизнь людей разного материального достатка, принадлежавших ко всем слоям общества; он был не только талантливым портретистом, но и моралистом, и сатириком.

Слайд 4

Интенсивное развитие английской культуры в целом в этот период обусловлено событиями английской буржуазной революции 1640-1660 годов и ее итогами. Движущей силой английской революции были городские плебейские слои и крестьянские массы, восставшие против притеснений и жестокостей «огораживания» - захвата лордами крестьянских наделов. Народными движениями воспользовались буржуазия и новое дворянство. Их союз составлял отличительную особенность этой революции. Они присвоили себе плоды английской революции. Республика, провозглашенная после казни Карла I Стюарта (1649) сменилась в 1653 году протекторатом, то есть военной диктатурой Кромвеля.

Слайд 5

Таким образом, в 1730-1740-х годах Англия была уже одной из тех европейских стран, которые далеко продвинулись вперед по пути капиталистического развития. Английская буржуазия использовала для себя революционные завоевания и вместе с правящей знатью была с этого момента заинтересована в подавлении народной активности, которая могла быть направлена против новых угнетателей

Слайд 6

Модный брак.

Выразителен уже первый эпизод – «Брачный контракт», который заключается как коммерческая сделка. Собрались заинтересованные лица. Они образую две группы. Первая изображает старого лорда с породистым портфелем и величественной осанкой и сидящего напротив отца невесты с брачным контрактом в руках, который с ужасом смотрит на будущего родственника и подсчитывает, во что ему обойдется это родство. Другая группа – сидящие со скучным видом жених и невеста, олицетворяющие пассивное равнодушие. На первом плане изображены фигурки животных, связанные цепью, символизирующие такой же союз, который заключается в этой комнате.

Слайд 7

Во второй сцене («Утренний завтрак. Вскоре после свадьбы»)  учавствуют все три персонажа. Эта композиция изображает утро в доме молодых. Опрокинутые стулья, которые лениво поднимает заспанный слуга, валяющиеся на полу игральные карты, музыкальные инструменты и тетрадь нот – все говорит о вчерашнем празднике, окончившемся изрядной вакханалией. Довольно миловидная графиня небрежно потягивается, вот-вот зевнет, и выражает полное безразличие к своему супругу, ввалившемуся в комнаты, не сняв шляпы и тяжело рухнувшемуся в кресло. Управляющий с пачкой счетов в руке удаляется, воздев руки к небу.

Все, что происходит в картине – взаимоотношения между действующими лицами, каждая физиономия, каждый жест – обрисовано чрезвычайно ясно и наглядно.

Слайд 9

Третья сцена («У шарлатана») повествует о дальнейших приключениях мужа. Он пришел со своей подругой к шарлатану – врачу. Врач принимает их в эффектно убранном кабинете, где каждый предмет говорит об «учености» хозяина. Молодой кутила разоблачает шарлатана, замахиваясь на него тростью. За врача вступается известная в Лондоне сводня БэттиКэрлесс. Художник объединил с помощью жестов, взглядов и общего действия, врача-шарлатана и сводню в одну группу, которая как бы отдаляет фигуру беззащитной, робкой фигуры юной жертвы.

Слайд 11


 В следующей картине – «Утренний прием» художник раскрывает характер развлечений молодой графини. Мы видим ее за утренним туалетом. Возле хозяйки суетится парикмахер, знаменитый в Лондоне певец поет под аккомпанемент флейты, гости оживленно о чем то беседуют, а на кушетке развалился стряпчий, который ведет себя как дома. Он протягивает графине билеты на маскарад. Отношения между хозяйкой дома и стряпчим дают для окружающих богатую пищу для размышлений.

Мягкие созвучия красок, розовых и серебристо-серых, или оливковых, розоватых и коричнево-золотистых, передают внешнее благополучие и нарядность этого быта, а композиция картин, полных суматошного движения, отвечает внутренней пустоте и разладу в жизни героев «Модного брака».

Слайд 14.

Шестая сцена окрашена горечью и драматизмом. Графиня принимает яд. У ее ног лежит лист с последними словами казненного любовника. Через распахнутое окно мрачного старого жилища расстилается прекрасный вид на широкую Темзу и Лондонский мост – как символ жизни простирается невозмутимо текущая река, несмотря ни на какие жизненные трагедии.
В серии «Модный брак» Уильям Хогарт затронул важную социальную проблему, за что его считали моралистом-проповедником.

5. Осуществление контроля

Учитель: после просмотра картини описания к ним.хотелось бы услышать ваше мнение, почему  Филдинг называл Хогарта «одним из самых полезных сатириков всех времен».

Ответы  учащихся.

Учитель подводит итог, обобщая ответы учащихся:

Художник считал, что основную задачу «полезного» искусства составляет суд над жизнью, а методом служит сатира. Подобно тому, как передовые писатели Просвещения создали новый тип художественного произведения – бытовой реалистический роман, Хогарт создал новый для своего времени жанр – серии сатирических бытовых картин. Эти серии читались как романы и благодаря ясности их художественного языка были доступны гораздо более широким кругам людей, чем любая книга.

 Скажите, а какую роль в нашей теме  играла шутка Баха ?

 Ответы и мнения учащихся.

Учитель.:  знаете, ребята, я хочу высказать свою точку зрения по этому вопросу.  Лично у меня «Шутка» Иоганна Себастьяна Баха при просмотре картин вызвала уже другое восприятие. Мне кажется, что здесь звучит уже не просто шутка, простая и безобидная, а сарказм, насмешка над легкомысленными людьми, красиво одетыми, живущими в богатых домах, устраивающих свою жизнь по расчету.

 Она оттеняет тематику творчества художника Уильяма Хогарта.Художник считал, что основную задачу «полезного» искусства составляет суд над жизнью, а методом служит сатира. Подобно тому, как передовые писатели Просвещения создали новый тип художественного произведения – бытовой реалистический роман, Хогарт создал новый для своего времени жанр – серии сатирических бытовых картин. Эти серии читались как романы и благодаря ясности их художественного языка были доступны гораздо более широким кругам людей, чем любая книга.

Творчество Хогарта также в значительной своей части посвящено осмеянию пороков современного ему общества; но, раскрывая мрачные картины жестокости, продажности, аморальности, духовной бедности и материальной нищеты, художник никогда не изменяет своей вере в человека. Художник создает портреты. Его образы говорят о здоровье, душевной силе, внутренней красоте людей – чертах, которые умеет видеть художник и которые являются основой его искусства.

 Домашнее задание: найти и проанализировать картину  Хогарта «Девушка с креветками»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка фрагмента урока по МХК 10 класс урока «Уильям Хогарт «один из самых полезных сатириков всех времен» »

Методическая разработка фрагмента урока по МХК 10 класс



Хабирова ЕленаНасимовна,, учитель музыки и мхк, МБОУ СОШ№1 село Иглино, Иглинского района

1.Тема урока «Уильям Хогарт «один из самых полезных сатириков всех времен»

2. . Цель :Раскрыть основные направления в творчестве английского художника 17века Уильяма Хогарта


3. Задачи : Показать атмосферу жизни английского общества 17 века. Познакомить с историческими факторами, влияющими на жизнь общества.Раскрыть причины возникновения сатирического направления в творчестве художника

4. Тип урокаУрок изучения нового материала


5.Вид урока: Урок- презентация

6. Информ-методич. Обеспечение: Ноутбук, проектор, экран .учебник

7. Содержание Общая характеристика эпохи . характер буржуазной революции в Англии и ее влияние на общественный строй в стране, развитие искусства и в частности на мировозрение художника Уильяма Хогарта

8. Новые понятия Уильям Хогарт. гротеск, сатира

Этапы урока

1.Объявление темы урока

Учитель : прежде чем назвать тему нашего урока , мы с вами совершим путешествие в Лондонскую национальную галерею .

Слайд №1 . под музыку И.С.Баха «Шутка» идет показ слайда №1, картины из серии «Модный брак»

2. Сообщение целей и задач

Раскрыть причины возникновения сатирического направления в творчестве художника.

4. Практическая деятельность учащихся и учителя.

Просмотр презентации ,обсуждение каждой картины и ее описание.

Слайд №3



Уи́льямХо́гарт (англ. William Hogarth; 10 ноября 1697, Лондон — 26 октября 1764, Лондон) — английский художник, основатель и крупный представитель национальной школы живописи, иллюстратор, автор сатирических гравюр, открыватель новых жанров в живописи и графике. Многие свои произведения художник, испытавший на себе влияние идей философов Просвещения, подчинил задаче воспитания с помощью художественного творчества нравственного начала в человеке и искоренения пороков.

Хогарт наблюдал жизнь людей разного материального достатка, принадлежавших ко всем слоям общества; он был не только талантливым портретистом, но и моралистом, и сатириком.

Слайд 4



Интенсивное развитие английской культуры в целом в этот период обусловлено событиями английской буржуазной революции 1640-1660 годов и ее итогами. Движущей силой английской революции были городские плебейские слои и крестьянские массы, восставшие против притеснений и жестокостей «огораживания» - захвата лордами крестьянских наделов. Народными движениями воспользовались буржуазия и новое дворянство. Их союз составлял отличительную особенность этой революции. Они присвоили себе плоды английской революции. Республика, провозглашенная после казни Карла I Стюарта (1649) сменилась в 1653 году протекторатом, то есть военной диктатурой Кромвеля.



Слайд 5



Таким образом, в 1730-1740-х годах Англия была уже одной из тех европейских стран, которые далеко продвинулись вперед по пути капиталистического развития. Английская буржуазия использовала для себя революционные завоевания и вместе с правящей знатью была с этого момента заинтересована в подавлении народной активности, которая могла быть направлена против новых угнетателей

Слайд 6

Модный брак.



Выразителен уже первый эпизод – «Брачный контракт», который заключается как коммерческая сделка. Собрались заинтересованные лица. Они образую две группы. Первая изображает старого лорда с породистым портфелем и величественной осанкой и сидящего напротив отца невесты с брачным контрактом в руках, который с ужасом смотрит на будущего родственника и подсчитывает, во что ему обойдется это родство. Другая группа – сидящие со скучным видом жених и невеста, олицетворяющие пассивное равнодушие. На первом плане изображены фигурки животных, связанные цепью, символизирующие такой же союз, который заключается в этой комнате.

Слайд 7

Во второй сцене («Утренний завтрак. Вскоре после свадьбы») учавствуют все три персонажа. Эта композиция изображает утро в доме молодых. Опрокинутые стулья, которые лениво поднимает заспанный слуга, валяющиеся на полу игральные карты, музыкальные инструменты и тетрадь нот – все говорит о вчерашнем празднике, окончившемся изрядной вакханалией. Довольно миловидная графиня небрежно потягивается, вот-вот зевнет, и выражает полное безразличие к своему супругу, ввалившемуся в комнаты, не сняв шляпы и тяжело рухнувшемуся в кресло. Управляющий с пачкой счетов в руке удаляется, воздев руки к небу.

Все, что происходит в картине – взаимоотношения между действующими лицами, каждая физиономия, каждый жест – обрисовано чрезвычайно ясно и наглядно.

Слайд 9

Третья сцена («У шарлатана») повествует о дальнейших приключениях мужа. Он пришел со своей подругой к шарлатану – врачу. Врач принимает их в эффектно убранном кабинете, где каждый предмет говорит об «учености» хозяина. Молодой кутила разоблачает шарлатана, замахиваясь на него тростью. За врача вступается известная в Лондоне сводня БэттиКэрлесс. Художник объединил с помощью жестов, взглядов и общего действия, врача-шарлатана и сводню в одну группу, которая как бы отдаляет фигуру беззащитной, робкой фигуры юной жертвы.

Слайд 11


В следующей картине – «Утренний прием» художник раскрывает характер развлечений молодой графини. Мы видим ее за утренним туалетом. Возле хозяйки суетится парикмахер, знаменитый в Лондоне певец поет под аккомпанемент флейты, гости оживленно о чем то беседуют, а на кушетке развалился стряпчий, который ведет себя как дома. Он протягивает графине билеты на маскарад. Отношения между хозяйкой дома и стряпчим дают для окружающих богатую пищу для размышлений.

Мягкие созвучия красок, розовых и серебристо-серых, или оливковых, розоватых и коричнево-золотистых, передают внешнее благополучие и нарядность этого быта, а композиция картин, полных суматошного движения, отвечает внутренней пустоте и разладу в жизни героев «Модного брака».







Слайд 14.

Шестая сцена окрашена горечью и драматизмом. Графиня принимает яд. У ее ног лежит лист с последними словами казненного любовника. Через распахнутое окно мрачного старого жилища расстилается прекрасный вид на широкую Темзу и Лондонский мост – как символ жизни простирается невозмутимо текущая река, несмотря ни на какие жизненные трагедии.
В серии «Модный брак» Уильям Хогарт затронул важную социальную проблему, за что его считали моралистом-проповедником.

5. Осуществление контроля

Учитель: после просмотра картини описания к ним .хотелось бы услышать ваше мнение, почему Филдинг называл Хогарта «одним из самых полезных сатириков всех времен».

Ответы учащихся.

Учитель подводит итог, обобщая ответы учащихся:

Художник считал, что основную задачу «полезного» искусства составляет суд над жизнью, а методом служит сатира. Подобно тому, как передовые писатели Просвещения создали новый тип художественного произведения – бытовой реалистический роман, Хогарт создал новый для своего времени жанр – серии сатирических бытовых картин. Эти серии читались как романы и благодаря ясности их художественного языка были доступны гораздо более широким кругам людей, чем любая книга.

Скажите, а какую роль в нашей теме играла шутка Баха ?

Ответы и мнения учащихся.

Учитель.: знаете, ребята, я хочу высказать свою точку зрения по этому вопросу. Лично у меня «Шутка» Иоганна Себастьяна Баха при просмотре картин вызвала уже другое восприятие. Мне кажется , что здесь звучит уже не просто шутка, простая и безобидная, а сарказм, насмешка над легкомысленными людьми, красиво одетыми, живущими в богатых домах, устраивающих свою жизнь по расчету.

Она оттеняет тематику творчества художника Уильяма Хогарта.Художник считал, что основную задачу «полезного» искусства составляет суд над жизнью, а методом служит сатира. Подобно тому, как передовые писатели Просвещения создали новый тип художественного произведения – бытовой реалистический роман, Хогарт создал новый для своего времени жанр – серии сатирических бытовых картин. Эти серии читались как романы и благодаря ясности их художественного языка были доступны гораздо более широким кругам людей, чем любая книга.

Творчество Хогарта также в значительной своей части посвящено осмеянию пороков современного ему общества; но, раскрывая мрачные картины жестокости, продажности, аморальности, духовной бедности и материальной нищеты, художник никогда не изменяет своей вере в человека. Художник создает портреты. Его образы говорят о здоровье, душевной силе, внутренней красоте людей – чертах, которые умеет видеть художник и которые являются основой его искусства.

Домашнее задание: найти и проанализировать картину Хогарта «Девушка с креветками»






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Хабирова Елена Насимовна

Дата: 03.03.2015

Номер свидетельства: 181882

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Презентация к уроку   «Уильям Хогарт «один из самых полезных сатириков всех времен» "
    ["seo_title"] => string(92) "priezientatsiia-k-uroku-uil-iam-khoghart-odin-iz-samykh-polieznykh-satirikov-vsiekh-vriemien"
    ["file_id"] => string(6) "181889"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425404881"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства