kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"История возникновения и виды открыток"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка содержит подробную информацию об истории возникновения открыток, их видах, а также некоторых технологиях их изготовления

Просмотр содержимого документа
«"История возникновения и виды открыток"»

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр развития творчества детей и юношества






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА




«История возникновения и виды открыток»







Автор-составитель:

Глухова Светлана Александровна,

педагог дополнительного образования




















Воронеж, 2019


Что такое открытка?

Открытка - это, как правило, яркая, живописная картинка, призванная улучшить настроение того человека, которому она предназначена. Это могут быть настоящие произведения искусства (точнее, их репродукции), либо просто что-нибудь веселое и "прикольное". И не всегда важно обращать внимание на то, что изображено на этих открытках. Гораздо чаще надо обращать внимание на подтекст - именно в нем выражены те мысли, которые порой трудно выразить в словах. По частоте посылаемых друг другу открыток, социологи и психологи судят о состоянии общества. Чем чаще люди посылают открытки, тем лучше живется стране. В последние десятилетия культура открытки начала медленно чахнуть, неожиданно возродившись на новом уровне. Открытка стала превращаться в произведение искусства, если не художника, то дизайнера и креативщиков.

Открытка - символ неспешной и прочной жизни конца девятнадцатого века. Если перебирать старинные открытки тех лет, эпоха с куртуазность, немного наивной, здоровой эстетикой и философским восприятием мира предстает прямо перед вами, туманом поднимаясь со старых, неглянцевых кусочков серого от времени картона. Хотят создатели открыток того или нет, открытка все равно несет в себе скрытый сколок эпохи, рассказывая через столетия о вкусах, пристрастиях, эстетике, технологиях и государственном строе.

История открытки.

Общеизвестная история открытки как почтовой карточки насчитывает уже более 140 лет. За столь долгий срок существования открытки, ее внешний вид, предназначение неоднократно менялись.

Так, в Японии, например, первые открытки были двойными, то есть такими, которые, строго говоря, не считаются открытками в современном смысле слова.

В США первые открытки, выпущенные в 1893 году, и вовсе не предназначались для посылки по почте - их продавали в качестве сувенира. А если под открытками понимать не только почтовые карточки, но и карточки для открытых писем, или же "greeting cards", то окажется, что возраст открытки более преклонный, чем принято считать.

Самая ранняя поздравительная карточка, которую хранит Британский музей в Лондоне, датирована XV веком, то есть временем начала книгопечатания в Европе. Она посвящена празднику св. Валентина. Ее создание приписывают герцогу Орлеанскому. Сидя в тюрьме, он сочинял любовные послания жене. В начале XIX века в Англии стали пользоваться поздравительные карточки, посвященные Пасхе, Рождеству, дню св. Патрика. Не все они пересылались по почте, но все-таки это были уже открытки, если под ними понимать именно "открытые письма". В 1795 году была выпущена серия рождественских открыток, исполненная по рисункам английского художника Добсона. А через пять лет их уже открыто продавали в магазинах вместе с почтовой бумагой.

Поздравительные карточки обычно исполнялись со всей возможной нарядностью - ведь поздравить даму сердца значило подарить ей не просто открытку, а красивую вещицу, которую она, несомненно, хранила бы долго и вспоминала дарителя с подобающим благоговением.

Для выпуска карточек в свет затрачивалось немало усилий, поскольку до 1860-х годов открытки изготовлялись, как правило, вручную. Художники рисовали и раскрашивали их, стараясь не допускать различий экземпляров. Столь кропотливая, почти "каторжная" работа заставляла издателей искать различные способы изготовления открыток, что, с одной стороны, вносило разнообразие в методы работы открыточных художников, а с другой - придавала открыткам неожиданное исполнение и исключительную красоту, достойную того, чтобы воспринимать открытки как настоящие произведения искусства.

Часто поздравительные карточки, обрамленные виньетками и высечкой, были настоящими произведениями искусства. Длинный поздравительный текст обычно не предусматривался. Красота карточки передавала все ненаписанные, подобающие случаю слова. Мы ничего не знаем ни о дарителях подобных карточек, ни об адресатах. Но те чувства, которые первые испытывали к последним донесли до нас прекрасные поздравительные карточки.

Символика непочтовых карточек обычно была достаточно однообразна и узнаваема. Художники использовали несложные символы, понятные для обывателей. В противном случае, такие карточки рисковали бы остаться невостребованными покупателями, что не устраивало издателей. Так, на многих карточках присутствуют виньетки - орнаменты из цветов, стилизованные изображения сердца, голубь, несущий в клюве запечатанный конверт. Причем, надо отметить, что письмо от любимого изображалось именно в виде конверта, но не как открытка. Возможно, что это подчеркивало способ пересылки таких удивительных открыток по почте - именно в конверте. Следует отметить, что подобные карточки обычно очень интересны, порой загадочны, если рассматривать их в натуре. Плоская страница не способна передать выпуклостей таких "эксклюзивных" открыток. Между тем, разобраться во всех тонкостях технологии, применяемой дореволюционными издателями, способен только хорошо подкованный специалист. Оригинальная, хорошо продуманная комбинация различных методов позволяла создавать настоящие шедевры издательского искусства.

Эра почтовых открыток и одновременный технический прогресс привели к тому, что открытки все меньше и меньше изготовлялись вручную с применением оригинальных технологий. Даже "валентинки" стали печататься на фабриках. Это делало издателей ленивыми, а открытки однообразными. Поэтому и сегодня такие поздравительные карточки воспринимаются как нечто необыкновенное.

Список литературы

expert.rosdesign.com

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.idlazur.ru

Читать полностью: http://www.km.ru/referats/51DBDB0085134F439CDF2E00F8DD8C37

История возникновения открытки

Открытка, или, если говорить полностью, открытое письмо, либо, как ее иногда называли в конце XIX - начале XX века, "артистическая карточка", имея в виду наличие на открытке какого-либо изображения, того, что создавалось художниками, не имеет одной, точно определенной даты рождения. Процесс этот имел немало линий и направлений развития, да и времени прошло предостаточно, прежде чем открытка приняла более или менее привычный сегодня вид. Впрочем, это вполне понятно, так как события, происходящие в мире, не обязательно развиваются последовательно и в одном направлении. У жизни существует своя логика. И хотя единой даты появления открытки не существует, поскольку в каждой из стран этот путь был различным, однако уже конец XIX века оставил нам немалое число прекрасных образцов данного жанра, и потому это время вполне обоснованно можно назвать периодом расцвета искусства открытки.

Появление открытки во многом было вызвано сугубо практическими надобностями, да и сегодня она, не утратив своей первоначальной функции, является одним из видов почтовой связи, хотя и мало распространенным по причине наличия более скоростных вариантов передачи информации. Ныне функции открытки несколько изменились, и мы воспринимаем ее главным образом как атрибут праздника и поздравления.

Итак, давайте посмотрим на некоторые из сохранившихся документальных свидетельств, касающихся жизни этого жанра, в сегодняшней терминологии отнесенного к графическому дизайну. Одно из первых упоминаний о поздравительных открытках относится к 1777 году, когда "Парижский почтовый альманах" поместил сообщение о том, что "по почте пересылаются как приветствия и поздравления на самые различные случаи гравированные карточки часто с текстом; они пересылаются открытыми для всякого". Автором этого изобретения называется гравер Демезон. Сами открытки этого периода до наших дней не дошли. В это же время во Франции получают широкое распространение гравированные карточки типа наших адресных и рекламных открыток, которые были созданы французским гравером XVIII века Шоффаром, известным рисовальщиком и иллюстратором произведений Ж.Ж. Руссо, Овидия и Лафонтена. Он же придумал самые первые визитные карточки, прототипы нынешних, но более помпезные и пышные. Первой из них стала созданная в 1760-е годы его собственная личная карточка с подробным адресом, которая была украшена виньетками. Примером подобных карточек является гравированная карточка, выполненная по заказу испанского гранда де Агвилар-и-Сантиллан. Здесь присутствует орел как аллегория знатности заказчика, военные трофеи и знамена, свидетельствующие о мужестве, играющие амуры и музицирующий мечтательный юноша, которые представляют лирическую сторону жизни владельца карточки. Словом, все необходимые атрибуты жизни для аристократа того времени налицо. Парадный и декоративный характер изображения хорошо работает на поддержание престижа гранда, без сомнения художник со своей задачей справился успешно.

Тогда же, в XVIII веке, гравированные карточки типа современных визитных впервые появляются в России. Они значительно отличались от того, что делал Шоффар, хотя русские вельможи, придерживавшиеся французского этикета, несомненно, знали об этом новшестве. Сохранилось несколько таких гравированных, то есть выполненных в технике печати, карточек. Сама простая и скромная из них принадлежит писателю Денису Ивановичу Фонвизину, она состоит из монограммы писателя, ограниченной простой орнаментальной рамкой. Более интересна визитная карточка Александра Васильевича Суворова, где изображена охотничья сцена - вепрь, затравленный собаками. Вполне естественно предположить, что здесь перед нами вполне явная аллегория, свидетельствующая о положении Суворова при дворе.

Как считают исследователи, и не без оснований, возникновение изобразительной части открыток произошло не без влияния еще одного малоизвестного сегодня, а когда-то широко бытовавшего жанра изобразительного искусства. Считается, что дальними предками открытых писем являются так называемые русские народные или лубочные картинки, которые под разными названиями существовали в Германии, Франции и Англии. В Россию народные картинки были завезены в первой половине XVII века из Германии. Это были гравированные листы, раскрашенные от руки, которые в старину украшали жилища простого люда: крестьян и ремесленников. Лубок существовал до начала ХХ века, когда его место заняла фотография. Первоначально это были так называемые немецкие или "фряжские" потешные листы, нередко имевшие религиозное содержание, позднее они превратились в копии икон, которые были широко распространены по причине дешевизны. Нередко в крестьянской избе можно было встретить одновременно и бумажные иконы, и потешные листы. Зачастую лубочными картинками для красоты оклеивали сундуки, но чаще они украшали стены крестьянской избы. Лубок, впрочем, как и все народное искусство, имел множество функций: в крестьянском доме он играл роль поучения и развлечения, украшения и обучения, поскольку обычно содержал текстовую часть, по которой можно было учиться читать. Картинки были для народа своеобразными учебниками по истории и географии, они высмеивали пороки и показывали добродетельные образцы поведения.

В XVIII веке в русских лубочных картинках очень популярными были героические картинки, где в начале столетия, в петровскую эпоху, в соответствии с духом времени с его радикальными реформами изображали богатырей. Ближе к середине века, в эпоху Елизаветы богатырей сменили изображения кавалеров и дам либо героев западноевропейских романов, изображенных на русский лад, но с иностранными именами, которые появились как подражание французскому галантному жанру. Пример тому - лубок "Храбрый витязь Венциан Францел", где уже само название выдает французское происхождение героя. На лубках встречаются и изображения исторических персонажей, но в простонародной, фольклорной интерпретации. Так, широко известная картинка XVIII века "Кот казанский" исследователями обычно трактуется как зашифрованное изображение Петра I, вероятно по причине наличия усов. Такова и "Битва Александра Македонского с индийским царем Пором", которая была популярна как в XVIII, так и в XIX веке.

Лубок служил источником информации, изображая как знаменитые архитектурные памятники ("Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря"), так и другие диковины тех лет, это мог быть "Сильный зверь слон", который для людей XVIII века был редкостью, или необычайно большой "Кит, пойманный в Белом море". Лубок представлял зрителям и совершенно фантастические существа, пример тому "Райская птица Алконост". В виде лубочной картинки мог быть издан привычный сегодня настенный календарь ("Солнце со знаками зодиака"). Очень популярен в народе был и сюжет "Аника-воин и смерть", имя героя которого стало нарицательным, обозначая тщетность усилий, потому как враг Аники был непобедимым и исход этой встречи был заранее предопределен. Таким образом, здесь мы уже встречаемся с философским пониманием смысла жизни и отношением к концу жизни каждого человека. Хотя картинки могли помещаться в избе и просто для красоты ("Сова"), радуя глаз и украшая интерьер.

Лубок был широко распространен и очень популярен в народе. Художник Виктор Васнецов, автор знаменитой "Аленушки", в работе "Книжная лавка" как раз и изобразил сцену на ярмарке, где можно видеть разложенные на прилавке лубочные картинки. Картинки изменялись на протяжении XVIII и XIX столетий как по сюжетам, так и с точки зрения технологии. Если в XVIII веке доски, с которых печатали лубки, были деревянными, то в XIX веке они стали металлическими, и потому появилась возможность делать линейный рисунок более тонким и изящным. Наиболее популярные сюжеты народных картинок в более позднее время, в начале XX века, иногда воспроизводились и в виде открыток.

Однако настала пора вернуться из экскурса в историю лубка непосредственно к предмету нашего разговора - открыткам. Посмотрим, как развивались события дальше, выяснив, в частности, каким образом возникла идея не только вместо письма в конверте использовать открытые почтовые карточки, но и сделать их иллюстрированными. Сначала, в первые годы XIX века во Франции появилась иллюстрированная почтовая бумага, в 30-х годах XIX века это новшество появилось в Петербурге и Москве. Так, известна почтовая бумага, где в качестве рисунков использованы мотивы из гравюр художника Г.Г. Беггрова, посвященных архитектурным достопримечательностям двух русских столиц.

Рисунки непосредственно на самих почтовых карточках впервые появились в Англии, где в начале XIX века широко распространился обычай рассылать поздравительные рождественские карточки, первая из которых была создана в 1794 году художником Добсоном и представляла собой рисунок с изображением зимнего пейзажа и семейства, расположившегося около елки. Художник послал эту самодельную карточку своему другу, и тому она очень понравилась. Надо сказать, что традиция создания авторских открыток, предназначенных для друзей и близких, в художественных кругах продолжает существовать и сегодня, хотя она видоизменилась, и теперь в подарок можно получить, например, компьютерный вариант открытки. В 1795 году Добсон напечатал несколько десятков таких рождественских карточек и разослал их своим знакомым. А в 1800 году нашелся предприниматель, организовавший продажу таких карточек. Это был первый случай торговли открытками. Позднее, в начале XIX века диапазон выпускаемых открыток расширяется, и к рождественским добавляются новогодние, а также столь популярные сегодня "валентинки".

Далее события разворачивались в Германии. В ноябре 1865 года на германской почтовой конференции прусский почтовый советник Генрих фон Стефан предложил выпускать открытый "почтовый листок", где одна сторона была предназначена для адреса, а другая - для текста. Но предложение это было отвергнуто. Через два го-да возникли еще два подобных проекта. Один - от лейпцигского продавца книг Фридлейна, просившего у почтового ведомства разрешения издать "универсальную корреспондентскую карточку", второй вариант принадлежал лейпцигской фирме "Пардубиц", рекомендовавшей почтовым чиновникам выпустить "универсальную корреспонденцкарту", на одной стороне которой располагался адрес, а на другой предполагалось разместить тридцать фраз, среди которых были различные поздравления, слова соболезнования, краткие извещения. Из всего этого человек мог выбрать нужный вариант текста, а все остальное зачеркнуть. Причина такого интереса к почтовым карточкам в Германии была вполне практическая. Эти карточки как печатные произведения оплачивались не по дорогому почтовому тарифу, а по более низкой бандерольной таксе, поскольку они не являлись письмом. Но оба столь хитроумно задуманных проекта были отклонены, поскольку терять деньги почтовые работники не хотели.

Продолжалась история уже в Австро-Венгрии. В январе 1869 года профессор экономики Военной Академии в Вене Эммануил Герман в одной из газет сообщил об изобретенной им "корреспондентской карточке". Автор этого варианта предлагал ограничить текст письма двадцатью словами, включая адрес и подпись. Предложение профессора австро-венгерским правительством было принято, исключая ограничение текста, поскольку для подсчета слов необходимо было содержать значительное число почтовых служащих. Таким образом, 1октября 1869 года была выпущена "корреспондентская карточка" с отпечатанной маркой достоинством в два крейцера. Это была первая почтовая открытка. Сначала, боясь любопытных глаз, многие частные лица и особенно фирмы избегали пользоваться открытыми письмами, но понемногу публика к ним привыкла, и открытки получают все более широкое распространение, начав свое путешествие по миру. В 1871 году их стали продавать почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании, Нидерландов, в 1872 году сюда присоединились Швеция, Норвегия, Цейлон, в 1873 - Франция, Испания, Румыния, Сербия, Чили, в 1874 - Италия.

В России открытые письма были введены в обращение 1 января 1872года. Они были не иллюстрированными. На одной стороне открытки писали адрес и наклеивалась марка, здесь также было напечатано правило: "На этой стороне кроме адреса не дозволяется ничего другого писать". Вторая сторона предназначалась для письменного сообщения, на ней помещалась надпись: "Почтовое управление за содержание письма не отвечает". Российские открытки были разного цвета. Самые ранние - серовато-белые, далее в мае 1872 года появляется три вида почтовых карточек: универсальные - черные, которые можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от цены наклеенной марки; коричневые - для отправки внутри города и зеленые - иногородние. 19 октября 1894 года министром внутренних дел России было разрешено выпускать "бланки открытых писем частного изготовления". До этого времени монопольное право на выпуск открытых писем принадлежало почтовому ведомству.

Первыми иллюстрированными открытками в России считают фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы. Известна серия из пяти таких открыток, на которой есть надпись, позволяющая их датировать: "Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895года".

С открытками связано немало занимательных историй. Так, например, открытка, имеющая явно выраженный славянофильский характер, была создана Петром Манойловичем, который жил в Вене и входил в группу сербов, объединившихся вокруг редакции журнала "Zmaja". Художник принес в редакцию рисунок с изображением огнедышащего дракона, держащего в когтях свиток. Ниже был изображен пейзаж, условно представляющий пространство от Балкан до северо-востока Европы. Левая часть пейзажа олицетворяла Турцию, так как здесь были изображены минареты и мечети, правая была олицетворением России с куполами церквей, увенчанными крестами. По морю, разделяющему правую и левую части пейзажа, плывет корабль с надписями, являющимися названиями независимых сербских территорий. Таким образом, открытка играла роль политического плаката, приобретя политическую окраску.

Занимательный эпизод, связанный с историей открытки, произошел во Франции в 1870 году во время франко-прусской войны. 18 сентября Париж был осажден прусскими войсками и потому 26 сентября правительство национальной обороны Франции издало декрет об использовании воздушных шаров для связи столицы с остальной территорией страны. 30 сентября в воздух поднялся первый воздушный шар, унося в своей гондоле 4 кг открытых писем "Cartes postales par ballon". На них была дополнительная надпись: "Par ballon non monte". В дополнение к этому на карточках были напечатаны антивоенные лозунги.

Одна из версий появления иллюстрированных почтовых карточек, очень близких к современному варианту, связана с событиями той же франко-прусской войны. Произошло это зимой 1870 года, когда французская армия, насчитывавшая около 40000 солдат, была сосредоточена в маленьком городке Конли в Бретани. Вскоре для солдат не хватило конвертов и бумаги для отправляемых писем. Тогда продавец книг Леон Бенардо решил использовать для этой цели имевшийся на складе картон. Он нарезал его и пустил в продажу. Случайно ему попались листы, на которых были изображены солдатские рисунки и карикатуры. Эта идея ему понравилась, и сообразительный книготорговец придумал патриотическую виньетку, украсив ею открытки. Успех затеи оказался настолько велик, что Бенардо в том же году выпустил еще одну открытку, посвященную армии и флоту. Кроме названных, он был автором и издателем еще восьми открыток, имевших отношение к франко-прусской войне. Среди авторов первых открыток упоминается гравер по меди Франц Рорих. В частности, ему принадлежит карточка с видом Женевского озера, которая была выпущена в Цюрихе в 1872 году. Это была так называемая видовая открытка, которая благополучно существует и сегодня.

В России поздравительные карточки появились в конце XIX века. Одна из наиболее ранних была создана в 1892 году. Среди первых русских издательств, выпускавших иллюстрированные открытки в России, следует назвать "Комитет попечения о сестрах милосердия русско-турецкой войны", более известный под названием "Община святой Евгении". Эта организация сыграла исключительную роль в становлении и развитии отечественной открытки в начале XX века. Издательской группой Общины святой Евгении первая открытка была выпущена в 1898 году.

Источник: http://literra.websib.ru/borovikova/text_article.htm?52

Виды открыток

Иллюстрированные открытки делятся на художественные (репродукционные и оригинальные) и документальные (фотооткрытки)[5].

Открытки, выпускаемые почтовыми ведомствами, как правило, имеют напечатанный знак почтовой оплаты и называются маркированными почтовыми карточками; на художественных немаркированных открытках предусмотрено место для его наклейки. Бывают случаи неправильного наклеивания марки на лицевую, художественную сторону открытки, предназначенной для прохождения по почте. Совсем редко встречаются открытки, на которых место для наклейки марки преднамеренно отпечатано на лицевой стороне, как, например, на советской открытке с изображением экспериментального автомобиля ХАДИ-7.

Открытки бывают следующих видов:

  • Поздравительные открытки. На первом месте находится огромное количество поздравительных открыток с праздниками (Рождество, Новый год, Пасха), что дает нам возможность сделать вывод об определенных общепринятых обычаях и символах данной стороны жизни.

  • Видовая открытка. Почтовые открытки также могут представлять собой источник информации по социальной истории из различных сфер работы, торговли и досуга города или региона. Например, серия открыток с жанровыми сценами и городскими типами России: уличная торговля, продавцы и разносчики товаров, водоносы, ледорубы, извозный промысел, прогулки, развлечения, спорт и другие. С помощью таких открыток можно увидеть представителя уже несуществующей профессии, в том числе его внешний вид, одежду, а также определенные детали и позу.

  • Открытки-репродукции, которые могут быть носителями несохранившихся произведений искусства, выделяют в отдельную группу, поскольку они могут оставаться единственным источником, благодаря которому можно увидеть исчезнувший памятник культуры. На протяжении многих лет Росохранкультура выпускает сводные каталоги культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны [6]. Одним из источников для восстановления изобразительного ряда как раз являются открытки. Репродуцированные открытки являются прежде всего изобразительным источником, благодаря которому можно судить об интересе государства и широкой публики к творчеству того или иного художника или художественного объединения. Например, художник Ф. К. Бурхард (1854—1918) в своё время был очень популярным и востребованным художником, о чем свидетельствуют многочисленные открытки, в советское же время не было издано ни одной открытки с репродукциями его картин.

  • Художественные открытки. Открытки, выпускаемые художественными объединениями Общества любителей художеств, Cоюза русских художников, Ассоциации художников Революции, ЛОССХ и другие, дают возможность ввести в научный оборот имена забытых и «неугодных» (репрессированных) художников и показать неизвестные страницы их творчества. Для музееведов, культурологов и искусствоведов представляет интерес информация о факте экспонирования произведений искусства на открытке. По этим данным можно реконструировать время проведения выставки, состав участников и, что самое главное, изобразительный ряд выставляемых работ. В советское время после каждой крупной выставки издавались открытки. Например, «15 лет РККА» (1933), «Выставка произведений изобразительного искусства социалистических стран» (1959), Всесоюзная юбилейная художественная выставка «50 лет Советской власти» (1967) и другие. Осознанная наглядность была целью большинства тогдашних почтовых открыток.

  • Рекламные открытки. Вскоре почтовые открытки стали выполнять и роль носителей рекламы, например, открывшегося ресторана, отеля или фирмы.

  • Историко-событийные открытки. В еще одну группу выделяются так называемые историко-событийные открытки, на которых старались запечатлеть как различные катастрофы, например на судне или в шахте, так и визиты высокопоставленных лиц в то или иное место, а также торжественные открытия, например театра, завода, храма, школы. Такие открытки играли своеобразную роль передатчика информации, которые распространялись среди населения. Так, например, события 1917 года активно освещались соответствующими почтовыми открытками.

  • Политические открытки. В свою очередь, из подобных событийных открыток вытекает еще одна группа политических открыток. Таким образом, открытки демонстрируют не только событие, но и дают возможность посмотреть на исторических деятелей. Конечно, чаще на открытках изображали одиночных героев прошлого и настоящего, о чем, к примеру, свидетельствуют открытки-портреты революционных деятелей: В. И. Ленина, И. В. Сталина, Ф. Э. Дзержинского, М. И. Калинина, С. М. Кирова, Я. М. Свердлова и других. Исследование критериев художественного оформления таких портретных карточек может принести огромную пользу историческим исследованиям. Между тем, тематик политических почтовых открыток было куда больше — они охватывали все области самого понятия политики и пропаганды и были выполнены в самых разных цветах военного и мирного времени; в их число входят и так называемые юмористические или сатирические открытки с карикатурами на политическую тему.

  • Патриотические открытки. Во время Второй мировой войны своего абсолютного пика достигло производство патриотических почтовых открыток. Например, известная открытка того времени «Гитлер хочет есть — накормим его!», на которой художник В. Говорков изобразил Гитлера с ножом и вилкой перед пшеницей с надписью «Украина» и рядом — его же со снарядом во рту. Или другая открытка «Туда — Обратно», где сначала фашист с саблей кричит: «На Москву», а затем идет обратно в лохмотьях среди немецких могил. На обороте открытки есть комментарий: «Без устали гнать и громить гитлеровские полки и дивизии. Уничтожим армию немецких захватчиков!». Издевательские сюжеты и подписи под иллюстрацией, а также добавления на оборотной стороне должны были выставить немцев жалкими и в то же время вызвать улыбку на лицах читающих. Сатирическая открытка в военное время играла не только патриотическую роль, но и поднимала дух солдат на фронте[6].

  • Фотооткрытка. Фотооткрытки отличаются тем, что их иллюстрации представляют собой фотографии. Раньше их еще называли видовыми. Обычно на видовых открытках можно увидеть фотографии городов, виды местности, природы, известных людей. Фотооткрытка открывает огромные возможности для творчества. Сочетание искусства фотографии и дизайнерского оформления позволяет передать именно те чувства, которые вы хотите выразить другому человеку.

  • Деловая открытка. Деловая открытка появилась несколько десятилетий назад и в наше время только набирает обороты. Эти открытки предназначены для поздравления своего партнёра по бизнесу, клиента, представителя СМИ, сотрудника органа власти или государственного чиновника с профессиональным праздником, победой на выборах, да и мало ли с чем можно поздравить хорошего, но не близкого человека. Такую открытку не выкинут в корзину, а поставят на рабочем столе, где она простоит долгое время, напоминая о дарителе. Кроме того с её помощью можно установить доверительные отношения с клиентами или партнёрами по бизнесу и даже с собственными сотрудниками.

Изготовление скрапбукинг открытки
  • Первое что нужно сделать — это придумать идею открытки. Какому празднику она посвящается? Для какого человека делается

  • Продумайте, какие материалы могут понадобится

  • Из стандартных материалов — это цветная бумага, картон и клей ПВА. Также, можно использовать ленты и кружева, искусственные цветы, бусины

  • Подготовьте основание открытки. Оно не должно быть мягким. Посетите магазин для творчества в вашем городе. Там есть мягкий цветной двухсторонний картон. Иногда он бывает с узорами. Такой картон будет отличной основой для открытки

  • Если вы выбрали основу темного цвета, подумайте о том, как будете писать надписи. Синяя или черная ручка будут плохо видны на темном фоне. Для зоны, где будут написано пожелание, отрежьте часть светлой бумаги. Она не обязательно должна быть прямоугольной формы

  • Пользуйтесь шаблонами для вырезания четких фигур. Так получится значительно аккуратнее

  • Не бойтесь экспериментировать

Набор для скрапбукинг открытки

Для новичков в скрапбукинге удобно пользоватся набором для изготовления открыток. Он продается в магазинах для творчества и, иногда, в магазинах с канцелярией. Наборы бывают тематическими. Например, посвященные Новому году, Дню рождения или 8 марта. В такой набор входят:

  • Картон-основа. Он бывает двусторонним или односторонним. Обычно, в наборе несколько вариантов основ

  • Цветная бумага. Она чуть мягче картона, на ней могут быть узоры или тематические рисунки

  • Ленты и кружева

  • Полубусины, которые легко крепить к бумаге

  • Дополнительные элементы: деревянные фигурки, цветы, объемные фигурки, рамки и многое другое

Виды открыток скрапбукинг

Четкой классификации открыток нет, потому что каждый мастер использует свое воображение и смешивает множество элементов. Однако, можно сделать разделение открыток скрапбукинга на несколько разновидностей:

  • В зависимости от формы: квадратные, круглые, овальные, прямоугольные и фигурные.

  • Плоские и объемные

  • Текстильные (виды, где максимально используют ткань)

  • Открытки к праздникам

  • Открытки «просто так»

  • Открытки-книжки

  • Открытки-фотоальбомы

Что такое кардмейкинг?

Авто: flower • 31.07.2013

Наверняка, термин «кардмейкинг» вы встречали в сети не один раз. Когда я в первый раз увидела это слово, я подумала, что это еще один очередной вид какого-нибудь новомодного хобби, пришедшего к нам с запада. Но как оказалось, я этим «новым» видом уже достаточно давно увлекаюсь и есть это не что иное, как изготовление поздравительных открыток своими руками (в переводе с англ. card – открытка, make – делать).

Во многих источниках информации говорится о том, что кардмейкинг – это одно из направлений скрапбукинга, что эти два вида творчества очень тесно связаны друг с другом и тому подобное. То, что они связаны – я не спорю, но что кардмейкинг является частью скрапбукинга, я не совсем согласна. Почитав немного истории об этих видах творчества я пришла к выводу, что каждое из них зародилось самостоятельно, не зависимо друг от друга, поэтому я рассматриваю кардмейкинг, как самостоятельный вид творчества.

Искусство изготовления открыток вручную зародилось еще в Древнем Китае, там существовал обычай на Новый год обмениваться небольшими карточками, сделанными вручную. И только в 1400 году это искусство пришло в Европу, где получило необыкновенную популярность. Вплоть до середины 19 века люди обменивались на разные праздники открытками, сделанными вручную.

Но вот к концу 19 века начался научно-технический прогресс, появились специальные печатные устройства и производство открыток было поставлено на конвейер. Люди стали дарить друг другу однотипные отпечатанные открытки. Слава богу, что в них хоть оставляли место для написания поздравлений – единственное место, где можно было оставить «частичку своей души» в виде поздравления для близкого человека. Но со временем люди на столько обленились, что стали выпускать открытки уже с готовыми текстами поздравлений, нужно было только подписать от кого открытка. А мне иногда дарили даже и не подписанные открытки – «а зачем, там же итак уже все написано?»…. На мой взгляд в таких открытках теряется весь смысл, ведь мы дарим открытку, чтобы выразить близкому человеку свои чувства, оставить что-то о себе на память… Но разве отпечатанная в типографии открытка тиражом в несколько тысяч экземпляров с поздравлением, которое написал совершенно незнакомый нам человек (пусть даже и самый профессиональный редактор) может выразить те чувства, те пожелания, те слова, которые мы хотим адресовать самым родным нашим, самым близким людям? Уверена, что все со мной согласятся и скажут – конечно же, нет. Именно поэтому в последние годы искусство создания открыток своими руками опять возрождается. Причем многие стали делать открытки не только для своих близких, но и на заказ.

Из чего можно делать открытки?

Многие думают, что для того, чтобы заниматься кардмейкингом, необходимо закупить много различных материалов, специальную бумагу, инструменты, различные украшения и тому подобное, а стоит это все не дешево. Но это все относится к открыткам, сделанным в стиле скрапбукинга. Вот в этом месте кардмейкинг и соприкасается со скрапбукингом. Действительно, открытки выполненные с использованием всех этих штучек, характерных для скрапа, считаются самыми красивыми. Но если у вас нет всяких фигурных дыроколов, штампиков, специальных украшений, это еще не означает, что вы не можете сделать открытку своими руками. Ведь картон, нитки, пуговицы, бусинки, ленточки, краски всегда найдутся в доме. Итак, давайте посмотрим, какие материалы и инструменты могут использоваться при изготовлении открыток своими руками.

1. Бумага – это основной материал, который будет необходим. Это может быть обычный картон (белый или цветной), обычная цветная бумага, фольга, упаковочная бумага любой фактуры – это все можно найти в обычных магазинах, да и дома наверняка такое имеется. Можно купить и специальную бумагу для скрапбукинга – это конечно более предпочтительный вариант, т.к. эта бумага отличается качеством и разнообразием узоров и красок. Ну и в конце концов, можно сделать бумагу своими руками – это различные способы состаривания, окраски с помощью кофе или чая, с помощью брызг краски и т.д.
2. Элементы декора – вот тут по истине бесконечно много источников - это бусины, бисер, пайетки, пуговицы, шнурочки, ленточки, кружева, тесьма, различные лоскутки ткани, перья, засушенные листья, колоски, цветочки, зерна кофе, различные крупы, специи и т.д. В специальных магазинах можно приобрести готовые украшения – искусственные цветы, фигурки, брадсы, люверсы, полубусины, высечки, чипборд, стикеры и много всего еще там можно приобрести, были бы деньги.
3. Инструменты – это клей, желательно двусторонний скотч, ножницы – все, что можно найти дома. Ну а дополнительно можно приобрести всякие специальные инструменты, которые используются в скрапбукинге.

Техники, используемые для изготовления открыток

1. Скрапбукинг – эта техника чаще всего используется сейчас для изготовления открыток. В ход идут все материалы и инструменты, используемые в скрапе, а также скетчи, стили и техники, такие как тиснение, эмбосинг, штампинг. Единственное, чем отличается страница скрап-альбома от открытки – на открытке, как правило, не размещают личных фотографий, а используют различные картинки, распечатанные или вырезанные.


Декупаж. Эта техника предполагает использование вырезанных бумажных мотивов. Мотивы можно вырезать из бумажных салфеток, различных журналов, других готовых открыток. Благо, тут нам не нужно беспокоиться, как бумажный мотив приклеится к поверхности – мы же будем клеить на бумагу. Этот способ очень хорошо подойдет тем, кто еще не успел приобрести специальную узорную бумагу для изготовления открыток. А если проявить фантазию, то можно создать очень красивые мотивы для ваших открыток, как например сделала мастер Анна Чуска, использовав для открытки технику декупаж на яичной скорлупе. Вот, что у нее получилось.


Айрис фолдинг (Iris Folding) - заполнение вырезанной по контуру картинки разноцветными полосками. Элементы этой техники отлично подходят для изготовления открыток. Существует множество различных схем, по которым можно сделать отличные мотивы и использовать их для изготовления открыток.


Поп ап (Pop up) – техника изготовления объемных открыток. Для этого существуют специальные готовые pop-up схемы, используя которые можно создать объемные открытки небывалой красоты.


Вышивка – для изготовления открыток используются вышитые мотивы, подойдут любые техники вышивки – крестиком, гладью, бисером, лентами. Готовый мотив вставляется в заготовку и ваша открытка готова.


Квиллинг – это изготовление декоративных элементов путем скручивание бумажных полосок в спираль. Эта техника дает очень большой простор для творчества и не требует особых вложений.


Оригами - эта техника также часто используется при изготовлении открыток, например в виде сложенного из листа бумаги рубашки или платья.


Это основные техники рукоделия, используемые для кардмейкинга. Но есть еще несколько техник, менее распространенных, но о которых я хотела бы упомянуть, возможно, это даст вам почву для фантазии и немедленного воплощения.

Орнаре (Ornare) - нанесение дырочек, выкалывание узора иголкой по шаблону, другое название это техники - Прикинг (Pricking). Существуют специальные схемы, используя которые вы создаете обычной иголкой изумительные орнаменты на бумаге.



Пергамано (Pergamano) - это техника изготовления открыток (и не только) на пергаментной бумаге, или кальке, при помощи тиснения и перфорирования. Бумага для пергамано представляет собой плотную кальку – 150 г/м2. Обычная калька, которая продается в канцелярских магазинах, не подойдет, т.к. она слишком тонкая, чтобы выдержать такое “грубое” обращение. Калька для пергамано отличается еще и тем, что если провести по ней чем-то твердым, то на ее поверхности остается белый след, благодаря чему и получаются узоры.


http://podarokhandmade.ru/210-chto-takoe-kardmeyking.html


Материалы и инструменты для изИз истории кардмейкинга


Несмотря на то, что слово «кардмейкинг» имеет английские корни, исторически этот вид рукоделия был основан в Древнем Китае, где с давних времен в канун Нового года местные жители обменивались поздравительными открытками и приглашениями ручной работы. В Европу открытки, выполненные в технике кардмейкинг, попали лишь в начале XV века и сразу же завоевали небывалую популярность. К середине XIX столетия открытки ручной работы стали дорогим и достаточно весомым подарком, поскольку их изготовлением теперь занимались настоящие художники – мастера своего дела. 


К концу XIX века с развитием прогресса и печатных возможностей наблюдается некоторый спад популярности открыток, выполненных в технике кардмейкинг, однако к началу XX столетия изготовление открыток ручной работы вновь приобретает особый статус и завоевывает признание европейцев.


И в этом нет ничего удивительного, ведь полиграфия весьма предсказуема, и обычной полиграфической открыткой, пусть даже новомодной и необычной, вряд ли можно кого-нибудь удивить. Тем более что открытка из магазина никогда не бывает эксклюзивной, и нет никакой гарантии, что человеку, которому вы намерены ее подарить, уже не преподнесли нечто подобное. 


И совсем другое дело, когда вы дарите открытку ручной работы, скажем, с орнаментом из настоящих ванильных палочек и кофейных зерен, источающих волшебный аромат, или отделанную бусинами и стразами. Вряд ли найдется человек, который останется равнодушным к такому чуду. 

готовления открыток в технике кардмейкинг


Для создания открыток в технике кардмейкинг можно использовать самые разнообразные материалы: картон и бумагу любого цвета и плотности, фольгу, салфетки, ленты, тесьму, кружева, бусины, бисер, стразы, пайетки, нитки, пуговицы, искусственные и высушенные цветы и растения, камешки, ракушки, вырезки из журналов, семена растений и т.д. 


Также для работы вам понадобится следующий набор инструментов: ножницы (маникюрные и большие), острый канцелярский нож со сменными лезвиями, линейка, дырокол, степлер, скотч, клей, маркер, карандаши, шило и пинцет для деликатной работы. 



Техника выполнения открыток ручной работы


Основной техникой кардмейкинга принято считать коллаж, то есть аппликацию из разных по назначению и текстуре предметов. Это могут быть открытки, выполненные в строго определенной технике или сочетающие в себе несколько техник рукоделия. К базовым техникам кардмейкинга относятся: квиллинг, декупаж, оригами, айрис фолдинг, бумагопластика, флористика и вышивка (крестик, изонить, гладь). 


Стили в кардмейкинге


В кардмейкинге можно выделить следующие основные стили, используемые для создания открыток ручной работы:  


Винтажный стиль, который также известен под названиями «ложностаринный» и «ложноиспользованный». Главной отличительной чертой этого стиля является использование предметов, создающих впечатление старинных вещей, однако чаще всего такие вещи состарены искусственным путем. Это могут быть различные помятости, потертости, надорванные края фона или разлохмаченные края ленточек. Также для винтажного стиля характерно использование старинных картинок, фотографий и любых «исторических» предметов – марок, открыток, украшений и др. 

Американский стиль, который в кардмейкинге считается классическим и отличается использованием большого количества разнообразных украшений и аксессуаров, которые хорошо сочетаются между собой.

Европейский стиль, основным признаком которого является сдержанность и строгость. В данном случае обычно используется не более 2-3 цветов и минимум простых украшений. Главной особенностью европейского стиля в кардмейкинге является «квадратность» элементов, единый используемый шрифт, четкость линий и простой графический подход. 

Смешанный стиль – отличается смешением различных стилей, материалов и техник рукоделия. Самым сложным и важным в данном случае является не перегрузить открытку слишком большим количеством элементов.


http://www.remontpozitif.ru/publ/sdelaem_sami_svoimi_rukami/raznye_aksessuary/kardmejking_svoimi_rukami_istorija_stilevye_napravlenija_i_tekhnika_vypolnenija_otkrytok_ruchnoj_raboty/75-1-0-1638



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"История возникновения и виды открыток"

Автор: Глухова Светлана Александровна

Дата: 07.06.2019

Номер свидетельства: 513779

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Исследовательская работа "История создания поздравительной открытки" "
    ["seo_title"] => string(72) "issliedovatiel-skaia-rabota-istoriia-sozdaniia-pozdravitiel-noi-otkrytki"
    ["file_id"] => string(6) "167173"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423057602"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Волшебный мир открыток" для учащихся 1-5 класса"
    ["seo_title"] => string(142) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-obshchiekul-turnomu-napravlieniiu-volshiebnyi-mir-otkrytok-dlia-uchashchikhsia-1-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "255395"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447928141"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Научно - исследовательский проект    «История создания поздравительной открытки» "
    ["seo_title"] => string(80) "nauchno-issliedovatiel-skii-proiekt-istoriia-sozdaniia-pozdravitiel-noi-otkrytki"
    ["file_id"] => string(6) "192214"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427436947"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Коллекционирование -одно из эффективных средств для развития познавательной активности дошкольников."
    ["seo_title"] => string(80) "kollektsionirovanie_odno_iz_effektivnykh_sredstv_dlia_razvitiia_poznavatelnoi_ak"
    ["file_id"] => string(6) "502879"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1552495250"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Образовательный проект «День защитника Отечества»."
    ["seo_title"] => string(55) "obrazovatiel-nyi-proiekt-dien-zashchitnika-otiechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "300579"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456759470"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства