Исследовательская работа "Использование пальчиковой гимнастики для общего развития"
Исследовательская работа "Использование пальчиковой гимнастики для общего развития"
Руки дают человеку голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки способствуют развитию речи.
И. П. Павлова
Актуальность.
Великий педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Действительно, развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка, так как все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы Художественное воспитание детей в современной системе воспитания не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей.
Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает пространство воображения, творческие способности. Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями. Помочь в этих устремлениях могут нетрадиционные художественные техники на уроках изобразительного искусства.
Актуальность моей работы заключается в исследовании моих способностей, связанных на прямую от развития моих пальцев и рук, в обучении пластикой движения, развития творческой деятельности с применением разной техники выполнения: пальчиковая живопись, заминание бумаги, работа с соленым тестом, работа с мокрой бумагой, роспись природного материала, привитие к самостоятельному труду и заинтересованности в нем. Творческая деятельность повышает мой интерес к образовательному процессу, что помогает меня оградить от плохо влияния уличной среды.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Использование пальчиковой гимнастики для общего развития"»
Исследовательская работа
«Использование пальчиковой гимнастики для общего развития»
(Декоративно- прикладное)
Выполнила: ученица 5 класса
Тарасова Елизавета
2016
АННОТАЦИЯ
Проектно-исследовательская работа на тему «Использование пальчиковой гимнастики для общего развития» состоит из __21___страницы.
Ключевые слова: пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, пальчиковые загадки, мастер –класс. В качестве объекта исследования был взят мастер – класс на уроках ИЗО.
Данный проект предназначен для развития творческих способностей. Нацеливает на самостоятельную исследовательскую деятельность.
В дальнейшем можно использовать на уроках изобразительного искусства нетрадиционные художественные техники.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………4
1. Теоретическая часть.
1.1. Технология «Пальчиковая гимнастика»……………………………………………..6
6. Практическая значимость…………………………………………………………...….........16 7. Библиографический список ……………………………………………………………….…17
Приложения ……………………………………………………………………………………….18
Введение.
Руки дают человеку голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки способствуют развитию речи.
И. П. Павлова
Актуальность.
Великий педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Действительно, развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка, так как все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы Художественное воспитание детей в современной системе воспитания не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей.
Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает пространство воображения, творческие способности. Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями. Помочь в этих устремлениях могут нетрадиционные художественные техники на уроках изобразительного искусства.
Актуальность моей работы заключается в исследовании моих способностей, связанных на прямую от развития моих пальцев и рук, в обучении пластикой движения, развития творческой деятельности с применением разной техники выполнения: пальчиковая живопись, заминание бумаги, работа с соленым тестом, работа с мокрой бумагой, роспись природного материала, привитие к самостоятельному труду и заинтересованности в нем. Творческая деятельность повышает мой интерес к образовательному процессу, что помогает меня оградить от плохо влияния уличной среды.
Новизна заключается в том, что на уроках изобразительного искусства, применяя пальчиковую гимнастику, развивается координация рук, мелкая моторика пальцев. Рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, от которых напрямую зависит уровень развития ребенка.
Цели:
Познакомится с пальчиковой гимнастикой, теорией, пальчиковыми играми;
Развить творческие и художественные способности путем использования на уроках
пальчиковую гимнастику с использованием простых, доступных материалов;
Развить способности, навыки исследовательской работы и умения самостоятельно
работать с источниками;
Овладеть знаниями по выполнению проектно – исследовательских работ;
Для достижения целей наметила выполнение следующих задач:
Совершенствовать движение рук, развивая мелкую моторику пальцев, кистей рук;
Научиться творчески подходить к работе, развивать фантазию, пространственно
воображение;
Получить эмоциональное удовольствие от работы.
Объект исследования: использование изобразительного искусства.
Предмет исследования: пальчиковая гимнастика - мощный стимул для развития способностей и дарований детей.
Гипотеза:развитие мелкой моторики неразрывно связано с совершенствованием координации движений, положительно влияет на деятельность мозга, т.е. память, мышление, внимание и наблюдательность.
Методы исследования:
Поисковый: материал собирался в ходе изучения и систематизации печатных источников, проводился поиск по сети Интернет;
Технология опыта: «Гимнастика для пальчиков» - то есть рисование пальчиками, ладошками, заминание мокрой бумаги, работа с солёным тестом, аппликация из круп, роспись природного материала;
Творческая работа на уроках ИЗО и внеклассной работе школьного курса.
Проблема
На основе проведенных обследований учеными была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает. То задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы
1. Теоретическая часть.
Технология «Пальчиковая гимнастика»
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев",
"Рука – это инструмент всех инструментов", - заключал еще Аристотель.
"Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.
Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. И с этим высказыванием не поспоришь. Период от рождения до школьного возраста является самым благоприятным для формирования умений и навыков.
Раннее развитие ребенка заставляют родителей искать все новые методы обучения детей. Однако многие порой забывают, что ведущим видом деятельности для ребенка является игра.
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили детей играть в "Ладушки", "Сороку-белобоку", "Козу рогатую".
Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развивать координацию. А для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки - сначала простые, несложные, а затем и с движениями. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.
Цель пальчиковой гимнастики состоит в том, что она помогает бороться с умственной усталостью, снимает напряжение артикуляционного аппарата, повышается тонус организма и дает оздоравливающий и развивающий эффект. Дети, с которыми проводят упражнения для тонкой координации, более активны и работоспособны.
Пальчиковая гимнастика для детей ценна тем, что она
- стимулирует развитие обоих полушарий мозга и высшей нервной деятельности вообще;
- активизирует и развивает речь.
- повышает грамотность,
- развивает воображение, артистизм и память.
1.2. Пальчиковая гимнастика – пальчиковые игры.
Игры – манипуляции. - «Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения. - «Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик.
Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ. Сюжетные пальчиковые упражнения.
- «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
- «Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.
- «Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой. - «Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.
С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности. - «Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
- «Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
- «Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
- « Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку).
- «Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
- «Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.
- «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
- Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
- «Согреем руки» - движения, как при растирании рук.
- «Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.
- «Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
Театр в руке.
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
- «Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).
- «Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.
- «Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
Вы показываете фигуру пальчиками, а дети отгадывают, что это за предмет и повторяют Ваше движение. Сначала фигуры показываете Вы, а потом дети. Можно придумывать свои фигуры. Фигуры должны быть понятными и узнаваемыми детьми.
1.4. Пальчиковая гимнастика – теневой пальчиковый театр
Очень полезен для развития мелкой моторики и теневой пальчиковый театр.
2. Исследовательская часть
2.1. Определение уровня координации движений
Проведено исследование между ученицами в 5-м классе: нас две. И было предложено задание - выполнить шариковым пластилином аппликацию «Петушок», не заходя за контур рисунка.
В конце выполнения задания стало видно, что аппликации получились разные. У одной из нас контур рисунка размыт. Нет четких движений линий, цветовая гамма подобрана неудачно, неровно размазан пластилин по поверхности.
Я 2 –я ученица
Вывод: Уровень координации движений у детей разный.
2.2.Определение уровня развития мелкой моторики рук.
Для определения уровня развития мелкой моторики рук было проведено четыре исследования.
Первое исследование: необходим лист бумаги и карандаш. Нужно сесть за стол, положить перед собой листы бумаги. Затем положить руки так, чтобы на них свободно разместились обе ладони с разведенными пальцами. После этого обвести кисти рук карандашом. Потом снова положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами.
После этого объяснение я говорю,- сейчас мы с тобой поиграем. Я буду показывать тебе пальчики на своей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальцы поднимать не надо». В случайном порядке указываю палец, который она должна поднять.
Начинать нужно с правой руки. Для того чтобы исключить угадывание, указывать пальцы следует в такой последовательности: 5 – 1 – 2 – 4 – 3 (1 – большой палец, 5 – мизинец).
Затем испытание проводится на левой руке, потом снова на правой и на левой. Таким образом, проба проводится на каждой руке дважды. (Приложение 1)
При выполнении «нужного» движения указанного пальца, могут появляться «ненужные» движения других пальцев. Это происходит непроизвольно. Эти «лишние» движения называются синкинезиями.
Синкинезии возникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого действия включаются ненужные для его выполнения мышцы
Пальцы сплетены в замок. Концы пальцев левой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони правой руки, прогибая ее так, что пальцы правой руки встают как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону левой руки нажимают пальцы правой, и в петушиный гребешок превращаются пальцы левой руки. (Приложение 2)
Руки сжимают в кулачки, вытягивают вверх большие пальцы, сгибают и разгибают их. Такое же упражнение делают со всеми остальными пальцами: указательным, средним, безымянным, мизинцем. (Приложение 3)
Поочередно пальчики прижимаются к большому пальцу, образуя с ним кольцо. (Приложение 4)
Результаты теста на развитие мелкой моторики рук обрабатывают следующим образом:
1) подсчитывают среднее по всем пробам количество синкинезий на каждой руке. Для этого считают количество стрелочек для каждой руки и делят полученное число на 2;
2) полученные по каждой руке результаты складывают.
Второе исследование.Фигурные дорожки. (Приложение 5)
– Ребенка просят провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки ребенку следует стараться как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий. Как и в предыдущем задании, карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.
Оценка:
5 балла – соединено правильно.
3 балла – соединено с 1 – 2 ошибками.
1 балл – допустил 3 и более ошибки.
0 баллов – не смог соединить
Третье исследование. Рисование по точкам
Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется.
Оценка:
5 балла – без ошибок.
3 балла – ошибки в 1 фигуре.
1 балл – ошибки в 2 фигурах.
0 баллов – с заданием не справился
Четвертое исследование. Соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.
Оценка:
5 балла – соединено правильно.
3 балла – соединено с 1 – 2 ошибками.
1 балл – допустил 3 и более ошибки.
0 баллов – не смог соединить
Результаты диагностики: Определение уровня развития мелкой моторики рук
Задания
Диапазон баллов
Количество
балл
%
Я
2
я
2
1
25-37
30
25
81
67
2
5-15
12
10
80
67
3
0-5
5
4
100
80
4
0-5
5
5
100
100
5
0-5
4
3
80
60
Вывод: Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, музыкально – исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения языком, развитию первоначальных навыков письма.
Выполняя эти задания еще раз доказали, что активные движения, подвижность, внимание, реакция на выполнение заданий, говорят о развитие умственных способностей и их развитие. Мне учеба дается легко, я учусь на «4»-«5». Вторая ученица по успеваемости слабая.
3. Применение пальчиковой гимнастики на уроках ИЗО и во внеклассной работе.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет свою специфику и требует во многом нетрадиционного подхода к занятиям по этой дисциплине. Он должен быть не только источником знаний, но и средством развития восприятия и художественного творчества. Одна из главных задач, поставленных на уроках, это умение видеть вокруг красоту, открывать для себя новое в окружающем мире, радоваться открытиям. Процесс реализации ученической деятельности в школе представляется возможным изобразить в виде этапов, каждый из которых выполняет определенную функцию.
Существуют приятные и увлекательные способы обеспечить развитие мелкой моторики. Среди них - пальчиковая гимнастика, игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой. Все эти занятия помогают научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
Фантазия - прекрасная способность любого человека. Это ключ к пониманию и осознанию принципа конструирования фантастических образов. В основе любой фантазии правда жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем виде.
На уроках ИЗО и во внеклассной работе нам предлагаются работать в технике «Пальчиковая гимнастика»:
- на основе зубной пасты. Эта техника приобщает выполнение заданий на многих направлениях. Можно выполнять работу полностью пастой, можно дополнить рисунок, выполненный красками. Например: «Зимний пейзаж», «Натюрморт». Инструментом художественной деятельности в данном случае, являются пальцы. Работа выполняется сразу. Заниматься «пальчиковой росписью» можно как индивидуально, так и с группой;
- «Солёное тесто» - изумительный по своей доступности и пластичности материал, даёт возможность делать забавные композиции своими руками. Работы, выполненные своими руками из солёного теста, украсят дом или станут прекрасным подарком. Мы с огромным удовольствием занимаемся лепкой;
- работа с природным материалом, лепка, работа с бумагой, работа разными мелками, работа тушью, фломастерами, цветными карандашами, акварелью, гуашью, смешанными техниками. Использование разнообразных художественных материалов, содействует развитию художественного творчества, способностей ребёнка – тем самым осуществляя работу по формированию здорового образа жизни.
- работа с использованием бумаги. Мы ее мнем, рвем, разглаживаем, режем, составляем оригами – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают;
- использовать нетрадиционные способы раскрашивания гелевыми ручками. Каждому раздаются раскраски, закрашивают не простым способом, а разными фигурами (овалами, треугольниками, ромбами, снежинками, сердечками, точками и т. д.). Используя такой способ, у детей получаются прекрасные изображения.
- применение круп (гороха, риса, манки, гречки и т. д.) мы нашли в мозаике, которая тоже развивает мелкую моторику.
- пользоваться возможностями глобальной сети Интернет, рисовать в технике компьютерной графики.
Художественные работы, учеников школы, выставляются для общего просмотра в школьной галерее.
Занимаясь творческой работой, я ясно представляю конечную цель своей работы. Отсюда складывается моя целеустремленность, практичность, художественный вкус и умственные способности.
4. Мастер-класс. Аппликация из круп «Логотип года кино».
Крупа — прекрасный материал для поделок. Ее легко можно покрасить, и тем самым сделать работу яркой и привлекательной.
Гречка, пшено, манка, рис, горох, различные семечки, макаронные изделия и все, что только можно наклеить, пригодится для работы. Вот уж, действительно, есть, где можно фантазировать сколько угодно!
Как делается аппликация крупами? Очень просто. Использовать можно макаронные изделия (вермишель, макароны, звездочки и т.д.), любые крупы (гречка, пшено, манка, рис), горох, семечки, скорлупки от фисташек.
Изначально карандашом рисую контур чего угодно, как отдельной фигурки, так и целой картины. (Приложение 6)
Намазываю слой клея. (Приложение 7)
Затем начинаю наклеивать гречку по периметру телевизора и видео камеру.(Приложение 8)
Манкой наклеиваю маленькие квадратики и внутреннюю часть телевизора.(Приложение 9)
Крупу беру щепоткой и насыпаю. (Приложение 10)
Таким образом, постепенно насыпала и наклеила всю работу. После завершения нужно дать час - два часа просохнуть.
Затем стряхиваю лишнее: просто поднимаю работу, и все лишнее осыпается само.
(Приложение 11)
Затем слегка брызгаю лаком (можно лаком для волос или другим).
5. Заключение
На уроках изобразительного искусства и внеклассной работы проявляется огромный интерес и желание постоянно заниматься, фантазировать. А применение на уроках нетрадиционной художественной техники повышает еще и уровень умственных способностей.
Введенная гипотеза подтверждена, так как у детей с помощью нетрадиционных художественных техник повысился уровень способностей.
6. Практическая значимость заключается в использовании на уроках изобразительного искусства нетрадиционных художественных техник, рисовании, лепки, аппликации для развития художественно – творческих способностей. Проведенная на практике работа, дала понять это и что уроки по изобразительному искусству приносят большую пользу как для здоровья так и для всестороннего развития. Эти уроки очень интересные и занимательные.
Я и в дальнейшем буду с помощью мелкой моторики развивать память, мышление, внимание и наблюдательность.
7. Библиографический список
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г.,Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.
3. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей. – М., 2003.
4. Семенович А.В. Комплексная методика психомоторной коррекции. – М., 1998.
5. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М., 2003.