kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование приемов арт-терапии на уроках изобразительного искусства

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Использование приемов арт-терапии на уроках изобразительного искусства.

 

Изобразительное творчество является одним из ведущих методов психокоррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков.

Еще в 1930х годах для коррекции эмоционально-личностных проблем ребенка психоаналитиками был предложен метод арт-терапии.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на изобразительном искусстве. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.

Направления арт-терапии: песочная, сказкотерапия,  изотерапия,  глинотерапия, танцевально-двигательная и музыкальная терапия

Изотерапия –терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.
Изотерапия  дает  возможность:

выход внутренним конфликтам;

 помогает понять собственные чувства и переживания;

способствует повышению самооценки;

 помогает в развитии творческих способностей.

Изотерапия   используется:

для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями у детей и подростков;

 с трудностями в общении и социальной адаптации;

при внутрисемейных  конфликтах.

Задачи учителя:

*помочь сохранить психологическое здоровье в процессе изменения внутреннего мира;

*развить творческие способности;

*сохранить познавательные интересы;

*преодолеть негативные представления о собственной личности

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование приемов арт-терапии на уроках изобразительного искусства »

Использование приемов арт-терапии на уроках изобразительного искусства.



Изобразительное творчество является одним из ведущих методов психокоррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков.

Еще в 1930х годах для коррекции эмоционально-личностных проблем ребенка психоаналитиками был предложен метод арт-терапии.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на изобразительном искусстве. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.

В исследованиях психологов было давно замечено: рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Рисунок выступает как средство усиления чувства идентичности ребенка, помогает детям узнать себя и свои способности.
Арт-терапевтическая работа в школе позволяет повысить значимость проблемы психологического здоровья учащихся и способствует лучшему пониманию их потребностей педагогами.

Направления арт-терапии: песочная, сказкотерапия, изотерапия, глинотерапия, танцевально-двигательная и музыкальная терапия

Изотерапия –терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.
Изотерапия дает возможность:

выход внутренним конфликтам;

помогает понять собственные чувства и переживания;

способствует повышению самооценки;

помогает в развитии творческих способностей.

Изотерапия используется:

для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями у детей и подростков;

с трудностями в общении и социальной адаптации;

при внутрисемейных конфликтах.

Задачи учителя:

*помочь сохранить психологическое здоровье в процессе изменения внутреннего мира;

*развить творческие способности;

*сохранить познавательные интересы;

*преодолеть негативные представления о собственной личности



Задачи изотерапии:

раскрытие творческих способностей ребенка;

разностороннее и гармоничное развитие его личности;

научить детей определять свое внутреннее состояние и понимать эмоциональное состояние другого человека;

обучение в работе в парах, группе;

привитие навыка следовать инструкции взрослого;

развитие моторики рук, фантазии;

создание общего фона.

Принципы занятий
поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ "Я";

*говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;

*отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;

*не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;

*не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию;

*применять и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества;

*не утомлять занятиями;

*использовать определенный ритуал занятия.

Основные правила:

  1. Внимательно слушать друг друга.
    2. Не перебивать говорящего.
    3. Уважать мнение друг друга.
    4. Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется.
    5. Все должны чувствовать себя комфортно.

. Устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса (контакт глаз), появляется демократизм отношений;

2. У ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;

3. Воспитывается чувство коллективизма;

4. Отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка (даже робкие включаются в работу);

5. На занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;

6. Создается комфортный психологический климат в группах: доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;

7. Стимулируется творческий подход, рассмотрение вопроса с многих точек зрения;

8. Формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;

9. Идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;

10. Уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность.





Упражнения и приёмы:

Рисование проходит под музыку.

рисование пальчиками – пальчиковая графика,

рисование ладошками,

рисование комочками мятой бумаги, полиэтилена и т.п.

выполнение папье-маше,

украшение рисунков липкими блестками,

выполнение коллажей из различных мелких материалов.

Странные узоры

Смешайте в баночке краски с водой. Вложите лист бумаги на коробку или крышку. Налейте на лист несколько капель краски разного цвета и положите рядом 2-3 шарика. Потрясите коробку так, чтобы шарики катались, смешивали краски, создавая узор. Посмотрите, как высыхая, меняются и сливаются цвета.

Отпечатки пальцев

Когда неграмотному человеку нужно было подписаться в каком-то документе, он взял краску и поставил отпечаток своего пальца. Предлагаю вам поставить столько отпечатков пальцев, чтобы получился сюжет на тему:

Моё любимое домашнее животное;

Моя любимая игрушка и т.д.

Рисуночное письмо

Написать (подобно древним людям) с помощью рисунков короткое письмо, адресованное вашему соседу по парте или лучшему другу:

Позвони мне сегодня;

Приходи ко мне на чашку чая;

Пойдём сегодня прогуляться по парку.

Я – герой любимой сказки

Лепка из солёного теста

Взаимодействие с бумагой

Используя бумагу, создайте объёмную композицию или скульптуру. Можно пользоваться ножницами, клеем, скотчем и пр. Варьировать это задание можно как тематически, так и инструментально.

Рисование на мокрой бумаге

Намочите лист бумаги и нанесите с помощью акварели (либо порошка) рисунок, можно использовать распылитель. Следует поэкспериментировать с цветами, наблюдать как они смешиваются, растекаются и замечать какие чувства возникают при этом. Потом можно попробовать трансформировать узоры в образы, дать им названия. Возможно групповое взаимодействие, обмен впечатлениями.

Эксперименты с цветом

1) Используя один цвет, попытайтесь, изображая им разные формы и линии, исследовать его смысловые значения.

2) Выберите цвета, которые вам наиболее или наименее предпочтительны в данный момент; те, что отражают ваши положительные и негативные стороны характера.

3) Подберите два или три цвета, составляющие гармоничную группу.

4) Выбери два цвета привлекательный для вас и непривлекательный и создайте изображение; создайте два рисунка – один из приятных цветов, другой из неприятных вам.

5) Создайте рисунок из нейтрализующих ваши негативные переживания цветов.

6) Используя большую кисть, с закрытыми глазами создайте изображение на листе или закрасьте его, попытайтесь увидеть образ или оценить особенности изображения. Затем то же самое, используя другой цвет.

7) Создайте серию рисунков на бумаге разных оттенков.

Каракули

Свободно водя по листу бумаги карандашом, нарисуйте каракули без какой-либо цели и замысла и передайте партнёру, который должен будет создать из них образ и развить его.

Варианты:

- затем поменяйтесь с партнёром трансформированными каракулями и попытайтесь продолжить рисунок, не нарушая нарисованное им, затем обсудите вместе ваши ассоциации, связанные с рисунками друг друга,

- после завершения рисунка, на основе каракулей сочините рассказ.

Монотипии

Создайте изображение густыми красками на стекле, а затем отпечатайте рисунок на бумагу, рассмотрите образы, развейте их, обсудите в группе.

Отпечатки

Используйте любые предметы и поверхности для изготовления рисунка из их отпечатков. Предметы могут быть найденными на природе, принесёнными участниками группы из дома, найденными в классе для занятий.

Техника раздувания краски

Нанесите на лист бумаги водорастворимую краску с большим количеством воды, используйте различные сочетания цветов, в самом конце работы раздуйте через тонкую трубочку цветовые пятна, образуя капельки, разбрызгивания и смешения цветов в причудливые каракули и кляксы; постарайтесь увидеть образ и развейте его.

Чернильные пятна и бабочки

Капните чернилами на тонкую бумагу и сверните лист трубочкой или сложите пополам, разверните лист и преобразуйте увиденный образ. Обсудите результаты работы в группе, найдите наиболее понравившиеся вам изображения других участников.

Вымешивание красок

С помощью смешивания густых красок, создайте интересные вам оттенки и сочетания, экспериментируйте с количеством и цветом смешиваемых красок. Из получившихся оттенков создайте изображение. Вариантом может быть смешивание большого количества краски прямо на поверхности листа.

Рисунок состояния

Цель: стимулирование творчества и осознания чувств, помогает членам группы лучше познакомиться друг с другом.

Материалы: Бумага, цветные карандаши, мел, краски.

Каждый член группы имеет в своем распоряжении много бумаги и краски, цветные карандаши, мелки. Используйте одну-две минуты, чтоб осознать ощущения и чувства, которые возникают в этот момент. Забудьте об искусстве и не старайтесь быть художником. Возьмите карандаш и начните наносить какие-нибудь штрихи на бумагу. Рисуйте цветные линии и формы, говорящие о том, как вы себя чувствуете. Попытайтесь символически выразить свое состояние в данный момент. Не заставляйте себя рисовать что-то определенное и высокохудожественное. Рисуйте то, что приходит в голову. Когда все члены группы закончат задание, группа может поделиться впечатлениями о каждом рисунке, никак его не оценивая.

Коллаж.

Цель: раскрытие потенциальных возможностей человека, предполагает большую степень свободы, является эффективным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников.

Инструкция: вырежьте из журналов фигуры людей, животных и пр., а затем оформите их в композицию. С элементами можно делать всё, что угодно, можно дополнить работу надписями, комментариями, закрасить и декорировать пустоты, быть конкретным или абстрактным.

Работа с глиной

Это может быть: тактильное освоение глины, сжимание, разглаживание, разрывание, формообразование, бросание и пр. Варианты работы:

- Создайте скульптурное изображение, закрыв глаза;

- Создайте отпечатки различных предметов в глине;

- Изготовьте из глины фигурки для тематической групповой композиции;

- Изготовьте различные сосуды из глины;

- Создайте, а затем разрисуйте фигуры из глины;

- Создайте глиняные слепки различных предметов;

- Создайте плоскую глиняную маску, раскатав глину валиком, оформите поверхность отпечатками различных текстур (если есть возможность обжига, эту маску потом можно раскрасить);

- Создайте глиняный амулет или оберег.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование приемов арт-терапии на уроках изобразительного искусства

Автор: Подкорытова Наталья Николаевна

Дата: 10.02.2015

Номер свидетельства: 170368

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Доклад на тему "Возможности урока музыки как средство реализации здоровьесберегающих технологий". "
    ["seo_title"] => string(111) "doklad-na-tiemu-vozmozhnosti-uroka-muzyki-kak-sriedstvo-riealizatsii-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "118085"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413034088"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Развитие "творческости" детей в ДОУ "
    ["seo_title"] => string(38) "razvitiie-tvorchieskosti-dietiei-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "135475"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416927463"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства