Воспитывать любовь к искусству, интерес к художественным произведениям и их истории
Прошлое нам нужно для того, чтобы понять вечное.Лукино Висконти
Дата действия: 11 июня 1836 года
Место действия: Российская государственная Академия художеств
Главное действующее лицо: Карл Брюллов
Искусства мирные трофеиТы внёс в отеческую сень.И был «Последний день Помпеи»,Для русской кисти первый день!
Так писал о Брюллове и о его главной картине Евгений Баратынский
Сюжет полотна возник после посещения художником в 1827 году раскопок похороненного много лет назад под лавой Везувия древнего итальянского города Помпеи. Это был небольшой, но богатый город в Кампании, области на юге Италии, близ Неаполя. Обитатели Помпеи жили удобно и красиво. Убранство каждого жилища богато и разнообразно. Многие дома украшали стенные росписи – фрески, цветы, картины, в парадных залах были мозаичные полы.
помпеи
Внезапно проснулся считавшийся потухшим вулкан Везувий. Вершина Везувия раскололась на две части, огромный столб пламени поднялся над жерлом вулкана. Полетели камни и пепел, потекла по склонам огненная лава, всё сжигая на своём пути. А потом с неба обрушился дождь, перемешанный с пеплом и реки грязи, толщиной пять-шесть метров погребли под собой цветущий город.
Пушкин писал:
"Везувий зев открыл - дым хлынул клубом, пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон."
ПОМПЕИ. НАШИ ДНИ
Улочка в Помпеях со следами сейсмической деформации плит
(преимущественно в виде изгибов) на мостовой и тротуаре.
Кратер Везувия. 1997 г.
ПОМПЕИ. НАШИ ДНИ
ПОМПЕИ. НАШИ ДНИ
Сегодня город Помпеи в прямом смысле восстал из пепла, и является уникальным памятником истории и культуры. Благодаря Джузеппе Фиорелли и его настойчивости, погибший город был очищен от лавы и камней и объявлен государственной ценностью.
В музее-антиквариуме перед вашими глазами предстанут гипсовые отливки горожан, нашедших свою гибель в часы катастрофы.
Человек, спасающийся бегством
Брошеная телега, сосуды…
Цепной пёс
Своеобразным символом Помпей стала гипсовая отливка цепного пса. Бедный пес забытый в общем замешательстве в прихожей одного дома, выкарабкивался на поверхность нарастающего слоя пепла, пока позволяла длина цепи. Потом он упал навзничь и погиб, скорченный предсмертной судорогой.
А теперь давайте внимательно рассмотрим картину
Центральная часть картины
Композиция как будто раскалывается под ударом молнии на две части, все действующие лица скомпонованы в две объёмные пирамиды, слева и справа они расходятся к авансцене, как гигантские врата ада, открывая на пороге фигуры мёртвой матери и младенца, почти в центре картины лежит на мостовой молодая женщина, и ненужные, рассыпались по камням её драгоценности. Рядом с ней плачет от страха маленький ребёнок.
Правая часть картины
Вот два сына – зрелый воин и юноша – несут больного старика- отца.
Сын умоляет мать собраться с силами, а она велит оставить её и спасаться одному.
Брюллов даже узнал потом, что этого юношу звали Плиний Младший. Он действительно сумел спастись и описал, как всё это было.
ОТРЫВОК ИЗ ПИСЬМА Плиния Тациту
«Дух мой содрогается, о том вспоминая… Мы видели, как море отходит назад; земля содрогнулась, как бы отталкивая его. С другой стороны чёрная страшная туча, которую прорывали в разных местах огненные зигзаги; она разверзалась широкими полосами, похожими на молнии, но большими. Падает пепел, ещё редкий. Я оглядываюсь назад. Густой чёрный туман, потоком расстилающийся по земле, настигал нас. Вокруг наступила ночь, не похожая на безлунную или облачную: так темно бывает только в запертом помещении при потушенных огнях. Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин, одни окликали родителей, другие детей или жён и старались узнать их по голосам. Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких, некоторые в страхе перед смертью молились о смерти; многие воздевали руки к богам; большинство объясняло, что нигде и никаких богов нет, и для мира это последняя вечная ночь».
Правая часть картины
Молодой человек держит на руках девушку. Это его невеста – на ней венок из роз. Жених с ужасом смотрит в лицо невесты: погибла она или только потеряла чувства?
Всадник, в ужасе поднявший коня на дыбы.
Левая часть картины
Несколько человек на ступеньках большого здания. Это здание «гробница Скавра». Среди них женщина она смотрит прямо на нас. Даже страшно становится. Будто она одна поняла, что все погибнут, и прощается с нами.
Левая часть картины
А рядом с ней художник с ящиком красок на голове. Словно заворожённый грозной красотой стихии, загляделся он на окружающий его хаос. Это Брюллов изобразил самого себя.
Левая часть картины
Вот женщина с двумя девочками. Стоя на коленях, они прижимаются друг к другу, не зная, где искать спасения.
Рядом человек с бородой – это христианский священник. Он вверяет себя Богу и поэтому спокоен.
А языческий жрец в белом одеянии, надеется спасти какие-то драгоценности.
Левая часть картины
Вот мужчина с женой и двумя детьми. Он прикрывает их плащом, будто он может защитить их от града камней. А маленький мальчик смотрит на упавшую птичку, которая погибла от жары.
В настоящее время картина К.П.Брюллова «Последний день Помпеи» находится в Государственном Русском музее
Вопросы:
Можно ли сказать, что художник писал эту картину «кровью сердца»?
Что вы можете сказать о людях на картине?
Понравилась ли вам картина «Последний день Помпеи»?
Если понравилась, то чем?
Используемые материалы:
Последний день Помпеи» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Вороновская средняя общеобразовательная школа»
636171, Томская область, Кожевниковский район, с. Вороново, ул. Пролетарская, 17 конт. тел. 31208, тел/факс 31208; mail: [email protected] ИНН 7008004715 Реферат на тему:«Последний день Помпеи»Шакиров Кирилл
http://pompeii.ru/history.htm
http://pochemy.net/?n=1214
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/
http://www.kontorakuka.ru/countries/europe/italy/
http://do.gendocs.ru/docs/index-13826.html
Последний день Помпеи (Карл Брюллов) Татьяна Балановская, искусствовед