Великие темы жизни в творчестве русских художников. К.Брюллов "Последний день Помпеи".
Великие темы жизни в творчестве русских художников. К.Брюллов "Последний день Помпеи".
Презентация по ИЗО в 7 классе по программе Б.М. Неменского. Тема урока в III четверти "Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов "Последний день Помпеи". История одной картины".
Цель: познакомить учащихся с историей создания и художественным замыслом картины К. Брюллова "Последний день Помпеи". Формировать представление о сложном мире исторической картины.
Урок проводится в виде тематической беседы с использованием искусствоведческого материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Великие темы жизни в творчестве русских художников. К.Брюллов "Последний день Помпеи". »
История картины К. Брюллова «Последний день Помпеи»
Урок ИЗО в 7 классе.
Презентация:
учителя ИЗО, МХК
Макаровой Г.П.,
г. Уфа
Римские университеты.
В 1821 году в Петербурге усилиями энтузиастов было учреждено Общество поощрения художников, главной целью которого было всеми возможными средствами помогать художникам.
Золотому медалисту Академии Художеств Карлу Брюллову было предложено стать одним из первых пенсионеров этого Общества в Италии.
Перед художником из России распахнули двери лучшие творческие мастерские.
По мнению поэта Алексея Толстого, Брюллов считался «лучшим живописцем в Риме».
В Италии Брюллов создал около 120 портретов, все на высоком профессиональном уровне.
Молодой живописец пишет свои картины «Итальянское утро » и «Итальянский полдень », в которых сюжет взят не из мифологии, не из библии, а просто из жизни .
К. Брюллов «Итальянский полдень».
Необходимость выбора исторической темы для картины.
По условиям пенсионерской поездки каждый художник должен был отчитаться одной небольшой копией и большим полотном исторического плана.
Поиск темы для картины.
Летом 1827 года Брюллов вместе с Анатолием Николаевичем Демидовым - владельцем горнорудных заводов на Урале – впервые посетил раскопки Помпеи. О Помпее он слышал от своего брата Александра, архитектора.
Во время осмотра этого города в голове художника блеснула мысль написать большую картину и представить на ней гибель Помпеи, о чем он сообщил Демидову. Тот, выслушав его, предложил купить задуманную им картину и заключил с Брюлловым контракт, который обязывал художника закончить заказ к концу 1830 года.
Город Помпеи и вулкан Везувий.
Поиск темы для картины.
Два года, с лета 1827, когда он впервые посетил раскопки Помпеи, в нем зреет грандиозный замысел монументальной исторической картины. Замысел «Последнего дня…» оказался весьма актуален в связи с возникшей тогда модой на археологию.
К тому же в 1828 году произошло мини извержение Везувия .
впечатления от посещения Помпеи:
«Вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были еще обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была только прерываема какой-нибудь ящерицей, был наполнен народом...
Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом», вспоминал Брюллов.
Эскизы:
Эскиз
грандиозный замысел монументальной исторической картины.
Брюллов видел в искусстве силу, способную возвысить личность в экстремальных ситуациях действительности — войнах, революциях, стихийных бедствиях. «Брюллову нужна была только великая идея и большой холст, остальное приложилось само собой», — говорили про него.
Фрагмент с автопортретом.
Процесс написания картины
Он стал собирать необходимые материалы, прежде чем приступить к написанию картины.
Важным источником сведений послужили для него письма очевидца катастрофы Плиния Младшего к римскому историку Тациту, содержавшие подробности катастрофы.
Процесс написания картины
Художник несколько раз посещал оперу Пучини «Последний день Помпеи» и одевал своих натурщиков в костюмы героев этого спектакля.
По материалам археологических раскопок Брюллов пишет не только все предметы быта.
Некоторые фигуры он изобразит в тех самых позах, которые сохранили пустоты, образовавшиеся в застывшей лаве на месте испепеленных тел,
- мать с дочерьми, упавшая с колесницы женщина, группа молодых супругов. Образ юноши с матерью художник взял у Плиния .
Вся подготовительная работа была посвящена обдумыванию и уяснению композиции.
Для Брюллова главным действующим лицом был не герой, совершающий свой высокий поступок в присутствии оттеняющих его персонажей.
В основе его картины –переживание исторического события народных масс.
Идея композиции:
Две темы переплетаются в произведении :
1.тема гибели, разрушения.
2. тема необычайной высоты человеческого духа, любви и самопожертво-вания.
Каждая группа имеет свое содержание, вытекающее из общего содержания картины:
Мать стремится укрыть детей. Сыновья спасают старика отца, несут его на плечах.
Жених уносит бесчувственную невесту.
Немощная мать – убеждает сына не обременять себя, а отец семейства последним в жизни движением пытается укрыть своих близких.
Но вот всадник, у которого спастись шансов куда больше, чем у других, мчит во весь опор, не желая никому помочь.
И жрец, которого привыкли слушать и которому верили, трусливо покидает гибнущий город, надеясь остаться незамеченным.
Успех картины.
….Принес ты мирные трофеи
С собой в отеческую сень.
—И стал «Последний день Помпеи» —
Для русской кисти первый день.
Е.А.Баратынский.
Успех был грандиозен, слава Брюллова казалась не знающей пределов.
В его честь устраивали приемы, ему посвящали стихотворения, картину возвеличивали в обширных описаниях.
Великий английский писатель Вальтер Скотт, рассматривая "Последний день Помпеи", сказал с восторгом: "Это не картина, это целая поэма".
Ответь на вопросы:
Назови главное действующее лицо в композиции картины.
Какие две темы переплетаются в произведении?
Какой важный источник сведений содержал подробности катастрофы и помог К. Брюллову в работе над композицией?