Просмотр содержимого документа
«Шерстяная акварель»
ШЕРСТЯНАЯ АКВАРЕЛЬ
Составитель Лядова Л.А., 2024 г.
Удивительно, но изображение из шерсти способно выглядеть, как живописная работа с плавным перетеканием цветов и оттенков. Такой эффект дает шерстяная акварель — техника послойной раскладки волокон, в результате которой получается фактурный рисунок.
На первый взгляд шерстяная акварель кажется чем-то недостижимым, и что для её создания требуется талант художника и обучение. Многие сравнивают её с рисованием и считают, что если не получается творить на бумаге карандашом или красками, тем более ничего не получится из пряжи. Но здесь как раз и кроется основное различие техник: сделать картину из шерсти сможет даже подросток – достаточно выбрать эскиз и материал, а в случае ошибок их всегда можно быстро исправить.
Появившись около 100 лет назад, к настоящему времени шерстяная акварель стала очень популярной — она позволяет опытным мастерам показать высокий класс, а для начинающих открывает удивительные творческие горизонты. Все потому, что из доступного материала при минимуме инструментов удается создавать изумительно красивые панно, напоминающие живопись.
Для работы понадобится:
-рамка для фотографий со стеклом;
-основа — ворсистый материал, способный удержать волокна, закрепленный на подложке от декоративной рамки, в качестве основы для картины подойдёт обычный флизелин, салфетки из вискозы, фетр, материя с небольшим ворсом, которая будет удерживать шерсть;
-гребенные ленты из непряденой шерсти, шерсти для валяния, шёлковые, акриловые, вискозные волокна — их тона и оттенки нужно подбирать с учетом колористики будущего изображения.
-инструменты — поскольку картина создаётся путём наложения шерсти друг на друга, понадобится пинцет; маникюрные и обычные ножницы
Основные техники работы с шерстью
Вытягивание
Для техники вытягивания понадобится гребенная лента, её нужно положить в одну руку и пальцами второй руки аккуратно вытягивать тонкие пряди. Этот метод используют для создания фона и различных предметов, например, ветвей кустарников и деревьев.
Скручивание
Нити вытягиваются разной толщины: через тонкие будут просвечиваться другие волокна, плотные перекроют основу – с них лучше начинать создание картины. В технике вытягивания и скручивания можно создать стебельки трав, веточки деревьев и сделать ниточки-контуры различных предметов. Чем больше волокон захватите, тем толще получится ниточка.
Щипание
Для этой техники гребенную ленту следует взять в одну руку, перекрутить между пальцами – нам понадобится именно сгиб материала. Затем пальцами другой руки выщипать волокна с внешней поверхности, движения должны быть быстрыми и частыми. Образовавшийся пушистый комочек используют для создания облаков, снеговиков, сугробов и многих других предметов.
Настригание
В технике стрижки шерсть нарезают на отрезки, из которых с помощью пинцета формируют мелкие предметы картины, например, снежинки или крону деревьев. С опытом рукодельницы научатся смешивать цвета и получать текстуры разной степени однородности, чтобы добиться нужного эффекта. Так предметы будут выглядеть объёмно и реалистично.
Смешивание
МОЖНО СМЕШИВАТЬ ПРЯЖУ РАЗНЫХ ОТТЕНКОВ, НАПРИМЕР, ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЖЁЛТО-зеленого ЦВЕТА СЛЕДУЕТ ВЗЯТЬ ЗЕЛЁНУЮ И ЖЁЛТУЮ ШЕРСТЬ. ЗДЕСЬ РАБОТАЮТ ТЕ ЖЕ ПРАВИЛА, ЧТО И В АКВАРЕЛИ. А ТАКЖЕ РЕАЛИСТИЧНО СМОТРЯТСЯ КАРТИНЫ С ТЕНЯМИ, ДЛЯ ИХ СОЗДАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТ ТЁМНУЮ ГАММУ.
Что используют в качестве основы
Работу начинают с подготовки основы. Для этого рамку для фотографий разбирают на составные части, к основе крепят при помощи клипс или зажимов подходящий по размеру отрез флизелина, вискозы или другой ткани с бархатистой поверхностью.
Как подобрать эскиз
Профессиональные мастерицы рекомендуют для первых работ выбирать простые сюжеты.
Можно выбрать эскиз в интернете, распечатать на цветном принтере и положить его под тонкий флизелин, но лучше, чтобы рисунок был перед глазами – так намного проще будет подбирать оттенки и создавать предметы.
Основное при создании картины – это выбор цветовой гаммы рисунка. Она должна быть яркой и насыщенной – чем больше оттенков, тем интереснее смотрится окончательный вариант.
Правила выкладывания фона
Картина создаётся путем послойного накладывания оттенков шерсти. В первую очередь формируется основа, для неё из пряди вытягивают волокна и устилают ими подложку. Нити желательно выкладывать в разном направлении, они должны выходить на края основы не более чем на 1 см. Приложив сверху стекло, лишнее следует обрезать.
На подготовленный фон выкладывают задний план рисунка, для этого используют технику щипания. Листики-паутинки разной толщины могут перекрывать друг друга, дополнять оттенок. Здесь важно, чтобы был плавный переход от тёмного тона к светлому.
СОВЕТ! ПРОКОНТРОЛИРОВАТЬ КАЧЕСТВО РАБОТЫ МОЖНО, ПРИЛОЖИВ СВЕРХУ СТЕКЛО – ОНО ПРИМНЁТ ВОЛОКНА, И СРАЗУ БУДУТ ВИДНЫ ПОГРЕШНОСТИ.
Более мелкие детали прорисовывают в технике настригания или вытягивания тонких волокон. Всегда можно поправить рисунок, убрав один или несколько слоёв, а также переместив изображение пинцетом.
Оформление картины в раму под стекло
На готовую картину сверху нужно положить стекло и срезать выступающие волокна. После этого её помещают в рамочку. Важно, чтобы зажимы плотно держали основу с учётом объёма рисунка.
Полезные советы
Если опыта и художественных способностей недостаточно, на первых порах предпочтительны простые рисунки с небольшим количеством цветов.
Эскиз лучше использовать полноцветный — черно-белый рисунок не поможет правильно выбрать тона, оттенки, градиенты.
В работе с шерстяными прядями наиболее комфортны парикмахерские ножницы — их острые лезвия дают максимально аккуратный срез даже на тонких волокнах.
Для основы подойдет ткань (фланель, бархат) или нетканый материал (фетр, войлок, флизелиновый холст). Главное, чтобы поверхность была с ворсинками.
Новичкам оптимально выбрать для основы флизелин. Он просвечивается, а значит, под него можно положить шаблон и легко перевести контуры элементов на основу.
Чтобы палитра картины получилась идеально гармоничной, можно купить гребенные ленты в наборе — они компонуются с учетом законов колористики.
Если желательны живописные эффектные блики, интересное преломление света, можно добавить к шерсти шелковые и акриловые волокна.
Рамку лучше использовать остекленную. Во-первых, стекло прижмет готовое изображение, не даст ему рассыпаться. Во-вторых, картина не будет пылиться.
Работать над изображением желательно не более 2 часов подряд. Слишком длительный процесс утомляет, ухудшается цветовосприятие.
Сочетание шерстяной акварели с другими изображениями (фотографиями, картинками из журналов и пр.) позволяет создавать необычные панно.