kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие художественной керамики в России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Искусство художественной керамики считается едва ли не самым древним в мире. Возможно, это вообще самый первый искусственный материал, созданный человеком! 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие художественной керамики в России»

Развитие художественной керамики в России в высших учебных заведениях Преподаватель: Сайфутдинова Г.Р.

Развитие художественной керамики в России в высших учебных заведениях

Преподаватель: Сайфутдинова Г.Р.

Художественная керамика   Само название изделий из глины происходит от греческого слова «керамос» (глина). Глина, проходя термическую обработку, становилась предметами быта, кухонной утварью или декоративными элементами, керамикой.

Художественная керамика

Само название изделий из глины происходит от греческого слова «керамос» (глина). Глина, проходя термическую обработку, становилась предметами быта, кухонной утварью или декоративными элементами, керамикой.

Терракота Основа таких изделий – цветная глина (различных оттенков красного, коричневого или желтого цветов). Терракотовые изделия обжигают при температуре 900 градусов, а черепок отличается высокой пористостью. Некоторые гончарные мастерские производят обожженные и необработанные глазурью терракотовые горшки, плошки, кувшины и кашпо. Но для современного использования дома предпочтительна посуда покрытая глазурью, что увеличивает ее прочность и облегчает контакт с водой. 

Терракота

Основа таких изделий – цветная глина (различных оттенков красного, коричневого или желтого цветов). Терракотовые изделия обжигают при температуре 900 градусов, а черепок отличается высокой пористостью. Некоторые гончарные мастерские производят обожженные и необработанные глазурью терракотовые горшки, плошки, кувшины и кашпо. Но для современного использования дома предпочтительна посуда покрытая глазурью, что увеличивает ее прочность и облегчает контакт с водой. 

Майолика Сегодня активен спрос на плитку, изготовленную в технике maiolika (встречаются и такие варианты названий как mayolica, majolica). Ее уникальность в рельефной поверхности и особенных цветовых переходах. Основной общий признак технологии – высокая молекулярная пористость, это значит, что материал достаточно гигроскопичен. Майоликовый продукт покрывается белой эмалью. Практически вся керамика, которую глазурируют (кроме «фаянса» и «каменной» керамики) – майолика.

Майолика

Сегодня активен спрос на плитку, изготовленную в технике maiolika (встречаются и такие варианты названий как mayolica, majolica). Ее уникальность в рельефной поверхности и особенных цветовых переходах.

Основной общий признак технологии – высокая молекулярная пористость, это значит, что материал достаточно гигроскопичен. Майоликовый продукт покрывается белой эмалью. Практически вся керамика, которую глазурируют (кроме «фаянса» и «каменной» керамики) – майолика.

Фаянс Именно фаянсовые изделия чаще всего путают с фарфоровыми. Название этой керамики происходит от города Фаэнца, которая была центром итальянского керамического мастерства в 15-16 вв. Фаянс обязательно нужно покрывать глазурью, чтобы предотвратить контакт обожженного изделия с жидкостями. Обжиг происходит при температуре от 900 до 1280 градусов. Сырье имеет светло-серый цвет, который светлеет под воздействием высоких температур. 

Фаянс

Именно фаянсовые изделия чаще всего путают с фарфоровыми. Название этой керамики происходит от города Фаэнца, которая была центром итальянского керамического мастерства в 15-16 вв. Фаянс обязательно нужно покрывать глазурью, чтобы предотвратить контакт обожженного изделия с жидкостями. Обжиг происходит при температуре от 900 до 1280 градусов. Сырье имеет светло-серый цвет, который светлеет под воздействием высоких температур. 

Фарфор Фарфор – венец керамического искусства: благородный, тончайший, просвечивающий, но при этом крепкий и прочный. Сырье, которое используется для производства фарфора, содержит высокое содержание каолина, а обожжённый продукт не имеет пор. Средняя температура обжига фарфора – 1300 градусов. Продукт покрывается прозрачной и прочной глазурью. Цветные глазури на фарфоре – редкость, поскольку одна из важных черт фарфора – это его ослепительная белизна, которая свойственна только этому виду керамики. 

Фарфор

Фарфор – венец керамического искусства: благородный, тончайший, просвечивающий, но при этом крепкий и прочный. Сырье, которое используется для производства фарфора, содержит высокое содержание каолина, а обожжённый продукт не имеет пор. Средняя температура обжига фарфора – 1300 градусов. Продукт покрывается прозрачной и прочной глазурью. Цветные глазури на фарфоре – редкость, поскольку одна из важных черт фарфора – это его ослепительная белизна, которая свойственна только этому виду керамики. 

Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым созданным человеком материалом. Время появления керамики относят к эпохе мезолита и неолита
  • Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым созданным человеком материалом.
  • Время появления керамики относят к эпохе мезолита и неолита

Вестоницкая Венера

( 25 000 г. до н. э )

Древнейшим видом керамических изделий были толстостенные сосуды, предназначавшиеся для приготовления пищи. Первоначально керамика формовалась вручную. Изобретение гончарного круга в третьем тысячелетии до нашей эры позволило изготовлять посуду с более тонкими стенками. Изделия украшались орнаментом, чаще всего передающим явления природы.
  • Древнейшим видом керамических изделий были толстостенные сосуды, предназначавшиеся для приготовления пищи.
  • Первоначально керамика формовалась вручную. Изобретение гончарного круга в третьем тысячелетии до нашей эры позволило изготовлять посуду с более тонкими стенками.
  • Изделия украшались орнаментом, чаще всего передающим явления природы.

Кувшин Яншао. 5–3-е тыс. до н. э. Китай

Керамика Античной Греции

Керамика Античной Греции

Терракота — керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Из терракоты изготавливались скульптурные фигурки, саркофаги, статуи Древней Греции, Древнего Китая, Древней Индии и Древней Америки
  • Терракота — керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Из терракоты изготавливались скульптурные фигурки, саркофаги, статуи Древней Греции, Древнего Китая, Древней Индии и Древней Америки

Царица ночи – Лилит (Вавилон )

Терракотовая армия

К концу XVI века в Европе появилась майолика , изготавливаемая из обожжённой глины с использованием расписной глазури. Первое европейское фаянсовое производство появилось во французском городке Сен-Поршер.
  • К концу XVI века в Европе появилась майолика , изготавливаемая из обожжённой глины с использованием расписной глазури.
  • Первое европейское фаянсовое производство появилось во французском городке Сен-Поршер.

Итальянская майолика эпохи Возрождения

Селадон имеет бледно-серовато-зеленоватый оттенок зелёного цвета. Изобретен в Древнем Китае.
  • Селадон имеет бледно-серовато-зеленоватый оттенок зелёного цвета. Изобретен в Древнем Китае.
В 1709 г. были изготовлены первые образцы фарфоровых изделий. Секрет изготовления фарфора тщательно охранялся. Изделия расписывались красками, декорировались золотом, дополнялись скульптурными изображениями цветов, птиц.
  • В 1709 г. были изготовлены первые образцы фарфоровых изделий. Секрет изготовления фарфора тщательно охранялся. Изделия расписывались красками, декорировались золотом, дополнялись скульптурными изображениями цветов, птиц.

Ваза из коллекции фарфора

эпохи династии Цин

В 1744 был основан Императорский фарфоровый завод под Санкт-Петербургом. Среди продукции завода преобладали предметы, игравшие заметную роль в придворном этикете, например, табакерки с росписью на внутренней стороне крышки.
  • В 1744 был основан Императорский фарфоровый завод под Санкт-Петербургом. Среди продукции завода преобладали предметы, игравшие заметную роль в придворном этикете, например, табакерки с росписью на внутренней стороне крышки.
Соборная мечеть Санкт-Петербурга

Соборная мечеть Санкт-Петербурга

Музей Академия Штиглица или Мухинское училище. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица (СПГХПА им. А.Л. Штиглица).

Музей Академия Штиглица или Мухинское училище. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица (СПГХПА им. А.Л. Штиглица).

Санкт-Петербург. Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица

Санкт-Петербург. Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица

В четырнадцати залах, расположенных на первом этаже, можно видеть более 1300 произведений декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел от IХ в до н.э. до начала ХХ столетия. В итальянской галерее развернута выставка голландских и французских кабинетов ХVI-ХIХ веков; итальянская и испанская майолика, французский и английский фаянс, немецкие «штайнгуты» (изделия из глинокаменных масс) и «яшмовые массы» Дж. Веджвуда, мейсенский и берлинский фарфор – все это можно увидеть в музее и сегодня.

В четырнадцати залах, расположенных на первом этаже, можно видеть более 1300 произведений декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел от IХ в до н.э. до начала ХХ столетия. В итальянской галерее развернута выставка голландских и французских кабинетов ХVI-ХIХ веков; итальянская и испанская майолика, французский и английский фаянс, немецкие «штайнгуты» (изделия из глинокаменных масс) и «яшмовые массы» Дж. Веджвуда, мейсенский и берлинский фарфор – все это можно увидеть в музее и сегодня.

Сегодня фонды музея насчитывают около тридцати тысяч предметов прикладного искусства от античности до наших дней. Это обширное собрание западно-европейского фарфора и восточной керамики, мебель ХVI-ХIХ веков, коллекция русских изразцовых печей ХУШ века.

Сегодня фонды музея насчитывают около тридцати тысяч предметов прикладного искусства от античности до наших дней. Это обширное собрание западно-европейского фарфора и восточной керамики, мебель ХVI-ХIХ веков, коллекция русских изразцовых печей ХУШ века.

Музей декоративно-прикладного и промышленного искусства МГХПАим. С. Г. Строганова (г. Москва)  Строгановское училище.

Музей декоративно-прикладного и промышленного искусства МГХПАим. С. Г. Строганова (г. Москва) Строгановское училище.

ваза.  Керамическая мастерская Строгановского училища. 1900­е — начало 1910­х гг.  Майолика, восстановительные глазури.  Клеймо: аббревиатура «СУ» c двумя точками по сторонам,  забранная в круг; двуглавый орёл.  ГИМ.

ваза. Керамическая мастерская Строгановского училища. 1900­е — начало 1910­х гг. Майолика, восстановительные глазури. Клеймо: аббревиатура «СУ» c двумя точками по сторонам, забранная в круг; двуглавый орёл. ГИМ.

женская фигура в русском народном костюме. Керамическая мастерская Строгановского училища. Мастерская Н. А. Андреева. 1900-е гг. Майолика, полихромная роспись. Клеймо: аббревиатура «СУ» с двумя точками по сторонам, забранная в круг. Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII в.».

женская фигура в русском народном костюме.

Керамическая мастерская Строгановского училища.

Мастерская Н. А. Андреева. 1900-е гг.

Майолика, полихромная роспись.

Клеймо: аббревиатура «СУ»

с двумя точками по сторонам,

забранная в круг.

Государственный музей керамики

и «Усадьба Кусково XVIII в.».

блюдо декоративное. Керамическая мастерская Строгановского училища. Начало ХХ века. Майолика, кобальт, золото. Клеймо: аббревиатура «СУ» с точкой справа, забранная в круг. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.

блюдо декоративное.

Керамическая мастерская Строгановского училища. Начало ХХ века.

Майолика, кобальт, золото.

Клеймо: аббревиатура «СУ» с точкой справа, забранная в круг.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие художественной керамики в России

Автор: Гузель Рамилевна Сайфутдинова

Дата: 07.02.2024

Номер свидетельства: 645283

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Керамика. Стекло. Цемент. "
    ["seo_title"] => string(27) "kieramika-stieklo-tsiemient"
    ["file_id"] => string(6) "231854"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442654476"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Слвременное декоративно-прикладное искусство"
    ["seo_title"] => string(44) "slvremennoe_dekorativno_prikladnoe_iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "522287"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1570765073"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "НАРОДНОЕ  ИСКУССТВО  НА УРОКАХ  ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(56) "narodnoie-iskusstvo-na-urokakh-diekorativnogo-risovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "229353"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441713213"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс."
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "306603"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458150922"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Консультации по инновационной деятельности Старинный русский промысел - Гжель."
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsii_po_innovatsionnoi_dieiatiel_nosti_starinnyi_russkii_promysiel_gzhi"
    ["file_id"] => string(6) "386519"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1485954865"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства