Раннехристианское искусство — период искусства в истории от возникновения христианства и признания христианства государственной религией Константином I Великим в Римской империи (в 313 году) до формирования византийского искусства в VI—VII веках.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Раннехристианское искусство»
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО
Подготовила
Преподаватель
МХК, академического рисунка,
основ архитектурного проектирования
ГОУВПО «ДонНАСА»
Республиканский специализированный
лицей-интернат для одаренных детей
Москаленко Д.А.
Раннехристианское искусство
— период искусства в истории от возникновения христианства и признания христианства государственной религией Константином I Великим в Римской империи (в 313 году) до формирования византийского искусства в VI—VII веках.
Христианство было связано с 2 мощными доктринами — эллинистической и иудейской .
• Эллинизм представляет божественное начало именно как осязаемую природную антропоморфную форму.
• Иудаизм осуждает это как идолопоклонство.
Христианство обобщает обе доктрины:
• изображения Бога в образах.
• косвенные изображения — не соответствующие первичному значению образа.
• Иконоборчество иудаизма преодолевалось идеей, что ради спасения людей Бог принял человеческую форму.
• Церковь заменяет гражданские интересы на религиозные.
• Отрицание, что искусство может иметь значение само по себе, но полезно для нравственного и религиозного воспитания верующих.
Катако́мбное иску́сство
Катако́мбное иску́сство
— один из самых основных аспектов раннехристианского искусства, росписи раннехристианских катакомб, в основном катакомб Рима.
Катакомбы появляются в городах Апеннинского полуострова и Северной Африки начиная со II в. н. э.
Захоронения в катакомбах образовались из частных земельных владений. Так, например римские собственники земель устраивали на принадлежавшем им участке одиночную могилу, или целый семейный склеп, куда допускали своих наследников и близких, подробно обозначая круг этих лиц и их права на могилу.
В дальнейшем их потомки, переходившие в христианство, допускали для погребения на своих участках единоверцев.
Катакомбы представляют собой разветвленную, запутанную сеть подземных ходов, которые проделаны прямо в туфе. В стенах устраивались многоярусные ниши для братских захоронений. После погребения тела ниша запечатывалась плитой из камня или обожженой глиной с надписью, фигурным изображением (процарапанным по штукатурке или нанесенным краской).
Кубикулы - склепы священников. Располагались изолированно, или друг возле друга, подпирались стенами, придавая вид крипты или небольшой базилики.
Часто использовались и саркофаги, украшенные рельефами. Изображения имели религиозный или поминальный характер — молитвы о спасении души, плач по усопшему.
Саркофаг Юния Басса
Росписи катакомб многочисленны и хорошо сохранились в темноте. Отражают переход от эллинистического художественного натурализма к более обобщенной и менее натуралистичной форме.
Алкестида и Геракл, 4 век
Моисей высекает воду из скалы
Иисус, катакомбы Камадиллы
Первые базилики
Официальное признание христианства потребовало строительства зданий.
Утверждаются два типа — базилика и ротонда.
Круглые помещения используются как баптистерий и мартирий.
Баптистерий
— пристройка к церкви или отдельное здание, предназначенное для совершения крещения.
Мартириум
— культовое сооружение, построенное над местом гибели или захоронения мученика.
Медиолан и Равенна
Медиолан (Милан)
между 379 и 402 гг. становится ненадолго столицей Западной империи. Именно в Медиолане строят величественную Апостольскую базилику (конец IV в.) и Базилику Св. Лаврентия (V в.).
Базилика
Святого Лаврентия
(Сан-Лоренцо-Маджоре)
Раннехристианские мозаики в капелле св. Аквилина
(кон. IV века)
Равенна
Медиолан передал функции столицы городу Равенна, которая станет последним форпостом защиты имперских идей. В городе строят базилику Св. Иоанна, Базилику Св. Креста (Мавзолеем Галлы Плацидии).
Снаружи стены, выстроенные из красного кирпича, компенсированы роскошным декором — мозаиками, лучшими среди сохранившихся.
Сан-Джованни-Эванджелиста (Равенна)
Фрагменты мозаик
Главный алтарь базилики
Мавзолей Галлы Плацидии
Внутренний вид мавзолея
Мозаика «Христос — Добрый Пастырь»
В Равенне выстроили кафедральный Собор Св. Духа, арианский баптистерий, церковь Св. Мартина и Базилику Св. Аполлинария.
Собор Воскресения Христова
(Св. Духа)
Неф собора
Баптистерий православных (Баптистерий Нерона) при Базилике
Св. Духа
Базилика Св. Апполинария
Мозаичный портрет Юстиниана (по другой гипотезе, Теодориха)
в базилике
Сант-Аполлинаре-Нуово
Базилика Св. Виталия (на мозаиках апсиды — Христос на земной сфере в окружении ангелов-воинов, Св. Виталий и епископ Экклезий. Две мозаики с императором Юстинианом и Феодорой).