Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку Беседа по искусству на тему «Портрет»»
План-конспект урока по учебному предмету «Беседы об искусстве»
преподавателя ДШИ им. А. К. Лядова Углегорского муниципального района Сахалинской области Савельевой Т. Г.
Тема урока: Жанр живописи «Портрет».
Класс: третий.
Цель урока: Приобретение обучающимися знанийо жанре «Портрет».
Задачи урока:
Образовательная: развитие гуманитарной образованности и специальных компетенций обучающихся, в частности: формирование художественного мышления, навыков восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, развитие общей и художественной эрудиции детей в области культуры и искусства.
Воспитательная: воспитание базовых личностных качеств, внутренней культуры, художественного и музыкального вкуса.
Развивающая: развитие ассоциативного и образного мышления на основе связи музыки и живописи, формирование отношения к великим русским живописцам как к живым и близким людям, эмоциональный настрой на глубокое восприятие, внимательное изучение произведений выдающихся художников.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
Организационный этап.
Повторение пройденного материала.
Объяснение нового материала.
Задание для самостоятельной работы.
Дидактическое и техническое оснащение урока: раздаточный материал, презентация по теме урока, компьютер, телевизор.
Организационный этап: объявление темы урока,организация детей на поставленную цель занятия, концентрация внимания.
Второй этап: повторение и закрепление пройденной темы «Сказочно-былинный жанр живописи» с использованием презентации и цветных иллюстраций.
Кто изображен на этих портретах?
Назови жанр, в котором писали эти художники.
Дай определение сказочно-былинного жанра живописи.
Вспомни и назови имена композиторов, которые написали: «Богатырскую симфонию», оперы «Иван Сусанин», «Садко», «Сказку о царе Салтане», «Снегурочка», фортепианные циклы «Картинки с выставки», «Детский альбом».
Третий этап урока: объяснение темы жанр живописи «Портрет»
Портрет – это изображение какого-либо человека, либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.
На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека.
Портреты бывают:
Погрудные (оплечные);
Поясные;
Во весь рост;
Парадные;
Семейные;
Групповые.
Автопортрет – художник изображает самого себя;
Исторический портрет – изображает какого-либо выдающегосяидеятеля прошлого ;
Портрет-картина – изображается человек и окружающие его вещи, природа, архитектурные сооружения, другие люди;
Портрет-прогулка – изображение гуляющего человека на фоне природы .
Просмотр портретов и прослушивание произведений великих русских композиторов:
Илья Ефимович Репин.
Портрет великого русского композитора
Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Прослушивание фрагмента «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова
Николай Дмитриевич Кузнецов.
Портрет великого русского композитора
Петра Ильича Чайковского.
Прослушивание фрагмента «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
И. Е. Репин.
Портрет великого русского композитора
Модеста Петровича Мусоргского.
Просмотр фрагмента мультфильма «Картинки с выставки»
на музыку М. П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов»
Орест Адамович Кипренский.
Портрет великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина.
Просмотр видеофрагмента: стихотворение А. С. Пушкина «Осень» («Октябрь уж наступил») в исполнении И. М. Смоктуновского.
И. Е. Репин.
Портрет великого русского композитора
Александра Порфирьевича Бородина.
Просмотр видеофрагмента из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь». Хор невольниц «Улетай на крыльях ветра».
Четвертый этап урока: Задание для самостоятельной работы учащихся: изучить раздаточный материал, уметь пересказать близко к тексту и ответить на вопросы преподавателя.