10-12 в.в.
- С древних времен Русь славилась лесами, поэтому наиболее доступным и любимым строительным материалом было дерево. Города и сельские поселения, посадские и княжеские дворы – все строилось из дерева. Самыми подходящими для строительства были хвойные породы – сосна, лиственница, ель. Дохристианская Русь имела древнюю традицию деревянного зодчества, сложившиеся технические и художественные приемы, свое понимание архитектурного ансамбля.
Самые древние церкви немногим отличались от избы. У них только более высокие, заостренные кровли и на тонкой шейке главка, как бы повязанная косынкой
! От образа такой скромной крестьянской церкви мастера постепенно перешли к шатровому зодчеству.
Шатровый храм — это четырёхугольный сруб — «четверик», на котором стоит «восьмерик» - - восьмигранное основание шатра. Внизу такое здание часто бывало окружено гостеприимным крыльцом-гульбищем
Недалеко от Петрозаводска в северо-западной части Онежского озера находится остров Кижи. Уже в XV — XVI веках здесь был центр обширного поселения, объединявшего жителей окрестных деревень. На острове сохранился уникальный ансамбль памятников русского деревянного зодчества — вдохновенное творение мастеров XVIII -— XIX столетий.
Шаг за шагом шло развитие архитектурных форм от простого к сложному. Это особенно видно в образе знаменитого Преображенского собора с острова Кижи
в Карелии. Как праздничный хор устремляются вверх купола-луковки
Главки словно объединены могучей силой
Плавный, но торжественный и изменчивый ритм пронизывает всё здание
Сейчас Кижи - заповедник деревянного зодчества и этнографии. Перевезенные сюда из окрестных деревень часовни, избы, амбары, мельницы, дополняя главный ансамбль, демонстрируют многообразие приемов, типов, форм древнерусской архитектуры, в которой воедино слиты устойчивый традиционализм и творческая фантазия мастера.
Выдающийся памятник народного деревянного зодчества. Архитектура Преображенской церкви воплотила в себе высшие достижения деревянного храмового строительства. Церковь является наиболее совершенным образцом Прионежской школы многоглавых храмов и относится к типу «круглых» многоярусных церквей с двадцатью двумя главами. В основе церкви - три, поставленных друг на друга восьмигранных сруба. Пирамидальное сооружение с четырех сторон света поддерживается прирубами; с запада нижний ярус охватывает трапезная с высоким двухмаршевым крыльцом. Главки и бочки установлены на гранях восьмериков и прирубов.
Преображенская церковь.
Летний храм Кижского погоста. 1714 г.
Современное архитектурно-конструктивное решение зимней «теплой» церкви Покрова Пресвятой Богородицы сложилось к 1764 году. Традиционный тип русской церкви - «восьмерик на четверике» - один из наиболее распространенных типов деревянных церквей 18 в. Однако верх церкви, вопреки традиции, оформлен не шатром, а десятью главами. Церковь стоит на каменном фундаменте
. Материал - сосна, ель, осина. Длина церкви - 32 м., ширина - 8,7 м., высота - 27 м.
Относится к типу клетских часовен. Состоит из собственно часовни, трапезной и сеней. Над собственно часовней установлена главка, над сенями шатровая колокольня. Вдоль южного и северного фасада на консолях устроены галереи-гульбища. Весь сруб покрыт двускатной кровлей. Над срубом собственно часовни устроена вторая кровля. С севера пристроено каркасное крыльцо. Часовня богато украшена резным декором.
- Приняв в конце 10 в. христианство, киевский князь Владимир принял и византийскую культуру, которая скрестилась с языческими обычаями и художественными традициями славян. Большое каменное строительство началось в 10 веке - строительство христианских церквей по византийскому образцу.
- Гордость Киева - храм Софии Киевской был украшен мозаиками и фресками работы приезжих мастеров. Киевские мозаики - величайшие творения византийских мастеров, но в них чувствуется печать характера молодого мужественного народа, для которого культура Византии лишь отправная точка, а не предмет слепого подражания.
Собор Святой Софии (Софийский собор) был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого.
Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Нефы собора заканчивались на востоке пятью алтарными апсидами ..
Собор имел пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывавшие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимались к центру здания. Центральный купол был окружён четырьмя меньшими, а остальные восемь куполов ещё более маленького размера располагались по углам собора. Барабаны куполов и апсиды имеют гранёную форму. Помимо окон, свободные участки стен украшены уступчатыми нишами и лопатками, расчленяющими поверхность стен в соответствии с расположением внутренних несущих столпов
Колокольня Софийского собора. Площадь Богдана Хмельницкого
Интерьер собора сохранил большое количество фресок и мозаик XI века, выполненных лучшими византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Стиль мозаик соответствует византийскому искусству первой половины XI века, так называемому аскетическому стилю.
Мозаикой был украшен центральный купол, его барабан, паруса и подпружные арки, а также центральная апсида и два стоящих по бокам от неё восточных столпа. В зените купола располагается мозаика с изображением Христа Вседержителя ( Пантократора ), вокруг Него представлены четыре архангела . Из них сохранился лишь один древний мозаичный, остальные дописаны в XIX веке М. А. Врубелем масляными красками. В барабане между окнами изображены фигуры апостолов (от XI века сохранилась только одна фигура апостола Павла ), ниже, на парусах купола, изображены пишущие евангелисты. Среди них с древних времён сохранилась лишь фигура евангелиста Марка
- Самая известная мозаика собора — Богородица « Нерушимая Стена » — находится в конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды. Под ней изображена Евхаристия — причащение апостолов Христом, а ещё ниже святители — древние святые епископы, Отцы Церкви .
- На восточных столпах собора сохранилось изображение Благовещения (на одном столбе фигура архангела Гавриила, на другом — Богоматери). Мозаика была создана около 1040 года и является старейшим в русском искусстве изображением данной сцены.
Остальная часть интерьера была расписана фресками . На сводах были не сохранившиеся до наших дней двунадесятые праздники, соответствующие важнейшим моментам евангельской истории. На боковых стенах центрального пространства (на боковых аркадах) сохранились сцены Страстей Христовых и Его Воскресения, цикл заканчивался сценами послания апостолов на проповедь и сошествием на них Святого Духа.
- Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря. XI век.
Фресками расписаны и боковые апсиды, где представлены циклы детства Богоматери
Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга — это арка. Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод. Внутри здания сводчатые стены заменили толстые столбы, а наружу здания своды выходят полукружиями - это закомары.
Над стенами храма высится глава. Её составляют купол, похожий на богатырский шлем, и барабан, в котором расположены окна.
Церковь Покрова на Нерли.
Новгород. Софийский собор.
Новгород. Георгиевский собор. 1119г.
Вывод . Древнерусское искусство так же, как и современное ему искусство Запада, оставалось культовым, преломляло впечатления жизни через призму христианской мифологии и вносило языческие образы. Русское искусство было делом ремесленников, делом коллективным, артельным.
Основные характеристики древнерусской архитектуры:
- Византийская преемственность.
- Языческие корни декора.
- Единство с пейзажем.
- Крестово-купольный тип храма.
- Соразмерность и пластичность