Просмотр содержимого документа
«Изобразительное искусство в школьном образовании»
Изобразительное искусство в школьном образовании
Выполнила: Боровик Алиса Александровна
учитель изобразительного искусства
Место предмета «Изобразительного искусства» в школьном образовании
Значение образования в жизни современного общества зримо возрастает. С его развитием в Европе и Азии, в Америке и Африке все в большей степени связывают перспективы экономического роста и преодоление духовного кризиса, выход из тупиков сциентизма и дальнейшее развертывание научно-технического прогресса, интеграцию в мировое сообщество и возрождение национальных традиций, а также решение многих других глобальных и региональных проблем современности.
Уроки изобразительного искусства в своем содержании затрагивают различные предметы: литературу, музыку, биологию, технологию, геометрию, черчение, физику и др. А, следовательно, именно предмету изобразительного искусства может быть отдано право формирования у учащихся умений выходить за пределы учебных ситуаций и эффективно использовать имеющиеся представления на практике.
Содержание, методика обучение учащихся изобразительному искусству в начальной школе.
Основной целью современного начального образования является воспитание и развитие личности ребенка.
У младших школьников в отличие от других возрастных периодов, личностная ориентация определяется направленностью на внешний предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувствительное восприятие действительности, для них остается актуальной игровая деятельность. Специфика искусства, его художественно-образная природа как нельзя лучше отвечают личностным потребностям ребенка младшего школьного возраста.
Содержание, методика обучение учащихся изобразительному искусству в начальной школе.
Объяснительно-иллюстративный метод направлен на усвоение знаний, а для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктивный метод, то есть многократно воспроизвести (репродуцировать) действия. Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта, неоднократное чтение и заучивание текстов, повторный рассказ о событии по заранее заданной схеме и др. Предполагается как самостоятельная работа дошкольников, так и совместная деятельность с учителем.
Исследовательский метод имеет определенные формы: текстовые проблемные задачи, опыты и др. Задачи могут быть индуктивными или дедуктивными в зависимости от характера деятельности. Сущность этого метода состоит в творческом добывании знаний и поиске способов деятельности.
Теория и технология проведения занятий по рисованию с натуры по памяти и представлению
Рисование с натуры является ведущим разделом обучения, наглядным методом обучения, который дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает ребенка к дальнейшей учебной работе.
Рисование с натуры в овладении умениями и навыками грамотного изображения играет большую роль. Это справедливое утверждение многих методистов нашло отражение в различной литературе, программах по рисованию и изобразительному искусству. Трудности рисования с натуры не только для подростков, учащихся общеобразовательной школы, но даже и для профессионалов заключаются в том, чтобы, пройдя через анализ, сохранить свежесть, активность и целостность первоначального восприятия, углубить и обогатить его.
Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя выполнение как длительных заданий, рассчитанных на 1—2 урока, так и кратковременных, которые выполняются в течение 7—15 минут (наброски и зарисовки). Рисунки с натуры выполняются различными художественными материалами — простым карандашом, акварельными или гуашевыми красками. В отдельных заданиях применяется уголь, сангина, соус. Обычно такие задания предшествуют выполнению рисунков на темы и декоративным работам.
Теория и технология проведения занятий по рисованию с натуры по памяти и представлению
Творческая работа на любую тему в значительной степени основывается на работе памяти и воображения. Поэтому в процессе подготовки учащихся к творческой деятельности необходимо осуществлять постоянную тренировку зрительной памяти, содействовать обогащению и пополнению запасов зрительных представлений, что достигается путем соответствующих упражнений в рисовании с натуры и по памяти.
Под рисованием по памяти подразумевается выполнение рисунков и набросков на основе зрительной памяти.
При рисовании по представлению изобразительная деятельность протекает по несколько иному принципу. Изображение выполняется также на основе работы памяти, с использованием зрительных представлений, полученных ранее в результате наблюдений и натурных зарисовок.
Теория и технология проведения занятий по декоративному рисованию
Декоративное рисование даёт учащимся основы графической грамоты, способствует развитию творческих способностей. Особенно эффективно творческие способности развиваются на уроках декоративного рисования.
Декоративное рисование ставит своей целью ознакомить учащихся с основными принципами декоративно-прикладного искусства. Декоративное рисование совершается на основе определённых правил и законов : соблюдение ритма. симметрии. гармонического сочетания цветов.
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с законами композиции, составляют узоры, продолжают овладевать навыками работы акварельными красками, гуашью, тушью, изучают, орнаментальное творчество русского народа, народов других стран.
Теория и технология проведения занятий по тематическому рисованию
Роль тематического рисования в развитии творческой фантазии, наблюдательной, мыслительной активности школьников в их художественно-эстетическом воспитании.
Связь тематического рисования с другими видами изобразительного искусства. Способы развития воображения и образного мышления детей в процессе занятий тематическим рисованием.
Тематическое рисование является очень важным разделом работы на уроках изобразительного искусства. Оно представляет собой композиционное повествование средствами рисунка и цвета на темы определенных событий и впечатлений из окружающей жизни, а так же на темы сказок, песен, произведений литературы, и т. д. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов.
В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
Организационные формы внеклассной работы по изобразительному искусству
Внеклассная работа по изобразительному творчеству - это продолжение учебно-воспитательного процесса, начатого на уроке. Ее разнообразные формы и виды дополняют и углубляют знания учащихся, а также способствуют поддержанию устойчивого интереса к изучению предмета.
Внеклассная работа по изобразительному искусству — это проведение бесед, лекций, докладов, руководство изокружками и факультативами по рисунку, живописи, скульптуре, декоративно-прикладному искусству, истории искусств; проведение экскурсий в музеи, на выставки, в мастерские художников; организация школьных выставок (репродукций произведений мастеров изобразительного искусства и детских рисунков), выходов на природу (на стройки, в парки, на пришкольный участок) с целью наблюдения и зарисовок; оформление школы к различным праздникам.
Организационные формы внеклассной работы по изобразительному искусству
Факультативное занятие — это внеклассная деятельность младших школьников, которая носит ярко выраженный проблемный характер и рассчитана на высокую активность и самостоятельность обучающихся как в восприятии материала, так и в выполнении заданий.
Экскурсия по изобразительному искусству проводятся в музеи, на выставки (с целью расширения кругозора, знакомства с произведениями) и на природу (с целью наблюдения и зарисовок). Изостудия — представляет собой помещение для занятий изобразительной деятельностью, может находиться как в школе, так и за ее пределами. Преимуществом изостудии являются благоприятные условия для создания атмосферы художественной школы, занятия проводятся относительно длительное время (от трех часов).
Музей изобразительного искусства организуется самостоятельно младшими школьниками под руководством педагога, учащиеся собирают экспонаты и оформляют экспозицию.
Беседы организуются как при организации других форм, в качестве метода (на экскурсии, перед началом рисования в кружке, занятии в изостудии) и в виде отдельных внеклассных занятий (в случае, если тема уроке вызвала у младших школьников особы интерес) по инициативе самих обучающихся. Выставки рисунков чаще являются общешкольными и организуются в конце учебного года как творческий отчет по работе кружков. Могут оформляться как в кабинетах, так и в коридорах, библиотеках, актовых залах. При оформлении выставок по изобразительному искусству необходимо помнить о подписях к ним.
Организация работы с одаренными детьми по изобразительному искусству
Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений при выполнении практических заданий. Развитие талантливого и одаренного ребенка требует особых подходов, и поэтому при выявлении таких детей я начинаю работать с ними по индивидуальной программе на протяжении всех лет обучения. Задания носят индивидуализированный характер с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности, где ребенок максимально проявляет свои способности.
Одной из наиболее эффективных форм работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей является участие в фестивалях детского творчества, научно - практических конференциях, творческих мастерских, выставках, конкурсах, позволяющих учащимся проявить свои возможности.