Искусство вырезания из бумаги. Художественное вырезание из бумаги, традиционное вырезание для многих народов мира. Китайские вырезанки "Цзяньчжи", искусство вырезания в Европе, Белоруссии, Украине, в Польше. В разных государствах их назавали по разному "Выстриганки", "Выципанками", "Вытынанками". Мастера и мастерицы с увлечением овладевали искусством вырезания из бумаги в виде традиционных народных мотивов. мастера виртуозно клеили разные прокладки и цветовой фон работам показывая этим своё отношение к искусству.
Ребята с увлечением работают над вырезанками, изготавливают работы в подарок родственникам, родным и просто пожилым людям. Им нравится работать над этой темой, подбирать цвета, выбирать более сложные композиции. Эта работа вовлекает ребят и затягивает своим непостоянством красок. Работают ребята внимательно, аккуратно, не торопясь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«искусство вырезания из бумаги»
Искусство вырезания
из бумаги
"Цзяньчжи" –
китайское искусство вырезания из бумаги
«Художественное вырезание из бумаги – традиционный для многих народов вид искусства. Его изобретение связано с изобретением бумаги, которое произошло, согласно легенде, в Китае, во II веке до н. э. Тогда стоимость бумаги была очень высока, поэтому искусство художественного вырезания было доступно немногим, им занимались в императорских дворцах и домах придворной знати.
Бумажными силуэтными изображениями придворные красавицы украшали причёски, а также наклеивали картинки на лица, у висков.
Позднее вырезание распространилось во всех слоях населения и стало главным атрибутом китайского театра теней. Знакомство европейцев с китайским театром теней и вырезанием из бумаги произошло одновременно, поэтому в Европе, вплоть до XVIII века, силуэтные изображения назывались «китайскими тенями».
Первоначально такие вырезанные из бумаги фигурки использовались для религиозных целей. Бумажные предметы, фигурки людей и животных клали рядом с умершим человеком во время его похорон. Иногда их сжигали на похоронах. Все это имело символическое значение, и было частью ритуального обряда.
За длительную историю существования и развития искусства вырезания из бумаги сформировалось нескольких четко выраженных его направлений.
Это "оконные узоры" (или "оконные цветы"), праздничные украшения, трафареты, образцы для вышивок, ритуальные предметы, символы-благопожелания на разные случаи жизни и другие.
Самое распространенное направление – "оконные узоры". Накануне праздника Весны (китайского Нового года) на окна наклеиваются бумажные вырезки, превращающие это самое окно в изящную ширму. Обычай наклеивать на окна изображения божеств, духов и героев народных легенд происходит в Китае из глубокой старины. "Оконные цветы" не допускают разрыва в своём прозрачно-кружевном рисунке.
Раньше вырезание из бумаги использовалось преимущественно в религиозных целях, а в настоящее время - для украшения интерьера, ими декорируются стены, двери, окна, колонны дома, зеркала, лампы и фонари. Они также используются для украшения подарков, а иногда сами служат подарком. Раньше в народе такие вырезанные из бумаги узоры служили образцами для вышивки и орнаментов лаковых изделий.
В современном Китае бумажные вырезки остаются неизменным атрибутом не только украшения жилища, но и всех государственных и бытовых праздников. В некоторых районах вырезанные из бумаги фигурки животных и людей до сих пор сжигают на похоронах или укладывают рядом с покойным, чтобы они сопровождали его в загробном мире. На свадебных церемониях украшают дома новобрачных, приклеивая вырезанные картинки и иероглифы на двери, окна, мебель и обязательно над кроватью – иероглиф «двойное счастье».
Издавна в Китае сохранился обычай накануне Нового года желать друг другу долгой жизни, радости и счастья. При этом дарили изображения трёх, пяти или восьми «счастливых примет», чаще всего пион как символ богатства, арбуз – символ долголетия, уточки – семейного счастья, рыбки – успеха в обучении и работе.
Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Существует два метода вырезания - ножницами и ножом. При использовании ножниц складывается вместе несколько (до восьми) листов бумаги, а затем вырезается определённый узор тонкими острыми ножницами. Для вырезания ножом несколько слоёв бумаги помещают на относительно мягкую подложку, изготовленную из пепла и жира животных, и тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально.
В деревне вырезание из бумаги относят к женским занятиям - в прошлом считалось, что каждая девушка должна это уметь. В провинции Шаньдун существует обычай, который заключается в том, что юноша накануне обручения просит невесту сделать вырезку из бумаги, чтобы проверить способности избранницы.
Искусные вырезки из бумаги покорили многие страны: Италию, Испанию, Францию, Англию, Германию, Россию и другие. Они прижились настолько, что их считают своим исконным ремеслом многие народы. Ныне многие из старинных образцов хранятся в различных музеях мира.
Искусство вырезанки в Европе
Самые ранние из известных нам случаев проникновения китайских бумажных вырезок в страны Азии и Европы датируются VII веком. Первоначально они попали в Японию, а затем распространились по Шёлковому пути по всему евразийскому материку. Ныне многие из старинных образцов хранятся в различных музеях мира.
Славянские «вырезанки»
Именовали бумажный ажур в разных странах по-разному. В России и Белоруссии, Украине и Польше их называли «выстриганками», «выципянками», «вырезанками», «вытынянками».
Декоративные узоры, вырезанные ножницами из бумаги, наклеивали на стены и потолки свежевыбеленных изб, ими украшали божницы, стены, занавешивали окна. Пик развития ремесла пришелся на вторую половину XIX – начало XX в. В немалой степени этому способствовало удешевление бумаги: бумажные вырезки как легкодоступный и не требующий больших расходов вид народного ремесла широко распространился по городам, но особенно – по маленьким городкам и деревенькам..
Белорусские выцинанки
В Белоруссии вырезанки носят название выцинанок. Раньше без выцинанки невозможно было представить интерьер белорусского дома. Из бумаги с ажурными прорезями делались фиранки – занавеси на окна, ручники, которыми украшали красный угол с иконами, различные салфетки, настольники, подзоры.
Для Белоруссии не было характерно многоцветие. Композиции чаще всего однослойные – черное покрытие и белая подложка.
В выцинанке, как правило, случайных образов нет. Определенные мотивы переходят от поколения к поколению. Круг – это всегда символ солнца и благополучия. Часто в узорах и орнаментах используются птицы - хранители домашнего очага от темных сил.
Дерево жизни олицетворяет связь между поколениями. Крона - потомки, корни – предки. «Картина» с таким содержанием делалась к большим событиям в семье, вносилась в дом, приклеивалась к беленой стене и хранилась на протяжении долгого времени. Если фиранки и салфетки менялись регулярно для красоты интерьера, то панно могло существовать достаточно долго. Считалось, что через изображенный в нем символ в дом приходит мудрость предков, помогающая принимать решения ныне живущим .
По установившемуся обычаю выцинанками украшали интерьер жилища каждый год к наиболее важным праздникам Коляд (Рождества) и Великодня (Пасхи) .
Поскольку бумага была дешевым и доступным материалом, изделиями из нее не дорожили. По прошествии определенного времени старые выцинанки выбрасывали или сжигали.
Украинские вытынанки
Вырезанные кружевом из белой или цветной бумаги цветы, деревья, птицы, животные, казаки и девчата - и вообще всякие различные по сюжету и содержанию изображения издавна украшали украинские хаты - печи, окна, божники, стены и т.д. Выполняли они как декоративную так и обереговую функцию. Первые бумажные вытынанки появились в Украине в 19 столетии и наиболее распространены были в Подолье, Прикарпатье и Приднепровье...
Петриковские вытынанки
Село Петриковка славится своею росписью. Петриковская вытынанка появилась параллельно с росписью. Ею женщины украшали дома ( печь, стены, простенки между окнами)
Изображались, в основном, вазоны, дерево жизни, цветы, птицы. Излюбленным мотивом была свадьба. Мастера резали сразу по 10–20 одинаковых элементов из разной цветной бумаги, а потом компоновали их на листе, чаще белом. Также резались «рушники» и панно. Мастера виртуозно клеили один элемент на другой, использовали цветовые подкладки
Польские вычинанки
Еврейские «рейзеле»
Еврейское население, жившее в польских, литовских, белорусских и украинских местечках, позаимствовало этот вид народного творчества у своих соседей. По сравнению с такими дорогими материалами, как металл, дерево, кожа и ткань, бумага была настолько дешева и легко заменима, что даже самая бедная еврейская девушка в местечке могла заниматься вырезкой и быть свободной, смелой и изобретательной в своем творчестве. Еврейские мастерицы с увлечением овладевали техникой изготовления бумажных кружев, привнося в них традиционные национальные мотивы.
Вырезкам часто придавалось сходство с розой – одним из символов Израиля, за что ажурные бумажные салфетки, а затем и еврейская версия этого вида искусства получили название «рейзеле» (на идиш – «розочка»).