Цель:
Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя эпоху Древнего Египта.
Задачи: Сформировать представление о символике украшений этого периода.
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.
Оборудование и материалы:
1. Иллюстративный материал с изображением памятников искусства Древнего Египта, одежды, амулетов.
2. Литературный ряд – стихи О. Тарутина из книги «Что я видел в Эрмитаже».
3. Презентация «Декоративное искусство Древнего Египта».
4. Художественные материалы.
план урока:
1. Беседа об истории и культуре Древнего Египта. Презентация:
- характерные особенности египетской культуры.
2. Постановка художественной задачи (выполнение эскиза египетского украшения).
3. Практическое выполнение задания.
4. Подведение итогов.
Ход урока
I. Актуализация знаний по теме «Древний Египет».
Выполнение теста. (приложение)
II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Слайд 1 (на слайде тема урока)
Учитель. Здравствуйте, ребята! Урок сегодня я хочу начать со стихотворения:
На плите,
На саркофаге,
На папирусной бумаге
И на всем, что видит взгляд,
Иероглифы пестрят.
Рыбы,
Звери,
Птицы,
Точки,
Загогулины,
Кружочки…
Всё знакомое почти,
А попробуй-ка, прочти!
О какой стране идёт речь? (Древний Египет).
Правильно. Эта страна – родина одной из самых древних культур. Именно с неё вы начинаете изучать историю древних государств.
-Что вы знаете о Древнем Египте?
(Это страна пирамид-усыпальниц фараонов-царей Древнего Египта).
Слайд 2.
Учитель: Все мы любим путешествовать. Но какое же может быть путешествие в середине учебного года? Виртуальное.
Сегодня нам предстоит совершить путешествие в Древний Египет и познакомиться с удивительным искусством этой цивилизации. А что берут люди, отправляясь в путешествие? (ответы ребят). Как правило, они берут с собой путеводитель. Что это такое? (ответы ребят). У нас путешествие будет виртуальным, но путеводитель шедевров искусства Древнего Египта вы составите самый настоящий.
III. Изучение нового материала.
Слайд 3 .
«…Стоим перед богом по имени Гор.
С большим удивлением смотрим в упор:
При всём человечьем обличье
Имеет он голову птичью!
Он рядом с богиней стоит львинолицей,
А рядом богиня-корова теснится,
И только богиня Исида
Похожа на женщину видом.
…Мы видим бога по имени Тот,
А также богиню по имени Нут,
Мы помнили точно,
Кто – этот, кто – тот,
Наверное, целых пятнадцать минут».
Слайд 4.
Различные амулеты должны были отгонять злых духов и предохранять от опасностей. Амулеты мели форму глаза, сердца, змеиной головы, жуков-скарабеев. В Древнем Египте украшали головные уборы изображениями птиц, стрекоз, лягушек, оправленными в золото и серебро, платину.
Слайд 5.
Знаками царского достоинства фараона были подвязная борода, корона, посох, а также полосатый платок – клафт. Все египтяне тщательно брили волосы, и для защиты от жарких солнечных лучей покрывали голову париком из растительных волокон или овечьей шерсти.
Знаками царского достоинства фараона были золотая подвязная борода, корона и посох
Слайд 6
Еще один распространенный мотив и могущественный символ – глаз Гора (Уджат, Уаджет, Учат). Согласно мифам, Сет вырвал левый глаз Гора в битве, но бог Тот восстановил его, поэтому левый глаз Гора считался символом исцеления, амулетом крепкого здоровья, оберегом от болезней; правый глаз – это защита от магии и злых сил. Кроме того, он отождествлялся с царским Уреем, поэтому именно «правое божественное око» Египтянки активно употребляли косметику: красили черной краской брови и ресницы, под глазами рисовали широкие зеленые круги, окрашивали оранжевой краской руки и ноги.
Слайд 7.
Наиболее почитаем был белый цвет и его оттенки: серовато-желтые, кремовые, голубоватые. В одежде использовался узор с обобщенным изображением животных – жука-скарабея, Скарабей (божество Хепри, Хепер или Кефер – разница в прочтении многих древнеегипетских слов проистекает от того, что гласные на письме не обозначались, и восстановить звуковой облик слова достаточно сложно) – наиболее популярный символ, изображения которого встречаются практически на всех ювелирных изделиях древних египтян. Они находили в жуке, неутомимо катящем навозный шарик, сходство с движением солнца по небу, поэтому скарабей считался символом восходящего, утреннего солнца и воскрешения души На обратной стороне жука вырезали иероглифы; таких скарабеев вкладывали в слои ткани, в которую заворачивали мумий, вместо сердца. Эти скарабеи так и называются – сердечными.
Слайд 8. ястреба с распростертыми крыльями.
Слайд 9.
Традиционным украшением был ускх – воротник-ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга. круглые шейные украшения из золота с драгоценными камнями и стеклянными бусинами символизировали солнечный диск, Камни считались амулетами, способными принести удачу, отогнать беду, придать мужества, принести счастье. Но главнейшее их свойство – способствовать благополучному переходу из земной жизни в загробный мир и загробную жизнь.
Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности.
Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями.
Слайд 10. Именно в Египте возникли
все виды украшений – перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы. Браслеты носили на ногах и руках; распространены были кольца, бусы, серьги, диадемы, пояса. Серьги носили и мужчины, в обоих ушах.
Слайд 11. Символика Древнего Египта. Состоятельные граждане носили бусы, подвески; бусы делали из камней самых разнообразных форм: и круглые, и дисковидные, и бочковидные, и в форме символов-амулетов. Широкие браслеты носили и мужчины: на запястьях и плечах, женщины носили их также на лодыжках. Египтяне надевали много колец, по несколько штук на палец, поскольку кольца с камнями считались амулетами. Люди простые носили кольца из фаянса в форме излюбленных символов
Слайд 12 Ювелирные изделия украшены изображениями цветов лотоса – символа возрождения, в этих цветах родился Гор. Вообще изображения событий, связанных с жизнью Осириса, Исиды и их сына Гора – главные священные события для Древнего Египта
Запомните, что означают слова.
Слайд 13
Решите кроссворд. (см. приложение)Угадав все слова, загаданные по горизонтали, найдите ключевое слово, зашифрованное по вертикали.
Постановка художественной задачи:
- А, теперь, ребята, самостоятельно выполните эскиз традиционного египетского украшения: диадемы, пекторали, браслета и т.п. (Поэтапный показ учителя на доске)
В работе вам поможет иллюстративный материал, и даже учебники истории.
Выполнение задания.
Слайд 14
Завершение урока.
Подведение итогов.
Экспресс-выставка.
IV. Заключение. Рефлексия.
Что вы узнали сегодня на уроке? Вывод об искусстве Древнего Египта? Какой образ возникает в вашей памяти, когда вы слышите Древний Египет?
Закончим наш урок-путешествие стихами.
Слайд 15
Сфинкс улёгся на страже святыни
И с улыбкой глядит с высоты,
Ожидая гостей из пустыни.
Посети же Египет и ты.
V. Домашнее задание.
Путеводитель, как правило, содержит не только карту, где отмечены достопримечательности, но и краткое описание их. Это описание отражает самое главное, подчеркивает, почему стоит посетить, познакомиться с тем или иным памятником культуры. Ваше задание и будет заключаться именно в этом. Вам необходимо дополнить ваш путеводитель краткими пояснениями, возможно и фотографиями тех шедевров искусства, которые отмечены в путеводителе. Для этого используйте ресурсы Интернет.