Тема урока: «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта».
Класс: 5
Цели: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древнего Египта;
сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода;
воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории
культуры;
развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.
Оборудование и материалы:
1.Презентация к уроку «Украшения Древнего Египта»
2.Литературный ряд – стихи о Египте
3.Цветные карандаши, краски, ластики, простые карандаши, альбомы.
4. Раздаточный материал - иллюстрации костюмов , орнамента.
Ход урока
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
2.Сообщение темы урока.
Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие по странам.
Вспоминаем, что означает слово декор? ( Украшение)
А как понять нашу тему? (Декор зависит от общества, эпохи, страны)
А наш урок хочу начать со стихотворения (1 слайд)
О какой стране идёт речь? (Древний Египет) (2 слайд)
Правильно. Эта страна – родина одной из самых древних культур..
Именно с неё вы начинаете изучать историю древних государств.
Что вы знаете о Древнем Египте? (Эта страна пирамид-усыпальниц фараонов царей Древнего Египта).
И тема нашего урока «Украшения Древнего Египта» (3 слайд)
3. Изучение нового материала
В Египте люди поклонялись большому количеству богов, многие из которых были похожи на животных и часто изображались полулюдьми-полуживотными . (4 слайд)
Особую роль играла религия в искусстве, в эстетических представлениях людей. Основные мотивы декора, орнамента одежды египтян лотос, змей(5 слайд)
Египетская одежда на протяжении многих столетий остаётся неизменной. (6 слайд)
Два типа одежды: мужская и женская. Только её отделка означает разницу между отдельными классами. Но и здесь существуют свои законы.
Мужской костюм (7 слайд)
Основной одеждой мужчин с древности был передник –«Схенти».
Схенти носили все- от рабов до вельмож. Различались они только размерами и качеством ткани. Передники рабов и бедняков представляли собой узкую полоску кожи или бумажной ткани, которая придерживалась поясом.
Схенти вельмож и жрецов изготовляли из большого куска ткани.
Женская одежда гораздо больше закрывала тело. Египтянки Древнего царства всех сословий носили «калазирис»- длинную , тесно прилегающую к телу рубашку на бретелях, доходившую до ступней и оставляющую грудь открытой.
Головные уборы (8-11 слайды)
Украшения (12-16 слайды)
Костюм древних египтян состоял из небольшого числа элементов, благодаря чему особое значение приобретали аксессуары. Именно они, наряду с украшениями, служили основными носителями информации о социальном статусе своего владельца.
Самым распространённым из аксессуаров был пояс. Простолюдины подпоясывались узкими кожаными ремешками; состоятельные люди, напротив, носили длинные тканые пояса-ленты (чаще всего — красные или синие, иногда — узорчатые).
В качестве украшения древние египтяне охотно применяли ожерелья, браслеты, серьги, а также живые цветы, из которых делали букеты, венки и гирлянды. Больше всего любили белые, голубые и розовые лотосы. Египетские дамы вставляли цветы лотоса в свои причёски так, чтобы они свисали надо лбом, и вдыхали их аромат.
К священным предметам относились фигурки богов и, что важнее, скарабея – одного из видов навозных жуков. Для древних египтян он был символом бога солнца и жизни, возрождающейся из праха. Дети иногда носили изображение рыбы, заплетенное в косички. Которое должно было защитить их от опасности утонуть.
Говорят: "Мода была всегда". Можно и так сказать. Но всё-таки всё на свете с чего-то начиналось. Можно утверждать, что мода родилась в древнейшем на земле очаге цивилизации — Древнем Египте.
А вот воспитать в себе художника, научиться видеть прекрасное в современной одежде - нельзя без богатого опыта прошлого, и в этом вам помогут уроки изобразительного искусства.
4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5. Постановка художественной задачи.
А теперь, ребята мы будем рисовать. У вас на столах задания в конвертах.
6.Выполнение практической работы.
Работа в группах по 4-5 человек
7.Выставка работ, их защита, оценки.
8.Подведение итогов
О какой стране мы сегодня говорили?
Что нового вы узнали?
9.Рефлексия
Поставьте оценку нашему уроку с помощью жетонов