Программа учебного предмета "Батик" разработана на основе "Рекомендаций по организации общеразвивающих программ в области искусств" (письмо Министерства культуры РФ от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ), с учетом имеющегося педагогического опыта в области декоративно-прикладного творчества. Батик-это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. Батик широко используется в дизайне интерьеров, прекрасно сочетаясь с различными стилистическими и цветовыми решениями, позволяет создавать эксклюзивные ткани. Программа имеет практическую направленность, ориентирована на формирование у детей знаний и умений изображать окружающий мир с помощью различных материалов и развитие способностей видеть и оценивать результаты своей и чужой работы. Рекомендуемый для освоения предмета "Батик" возраст детей -12-15 лет
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учебная программа по предмету "Батик"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №3»
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по предмету «БАТИК»
дополнительной общеобразовательной программы художественно-эстетической направленности «Изобразительное искусство»
(срок реализации 3 год)
г. Нижневартовск 2015
Разработчик: Н.А. Клименко, преподаватель художественного отделения МАУДО г. Нижневартовска ДШИ №3
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Батик» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом педагогического опыта в области декоративно-прикладного творчества.
Батик — это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. Батик требует специальной художественно-профессиональной подготовки: знаний и умений по основам декоративной композиции; владение знаниями и умениями по технологии и колористки. Батик как техника росписи по ткани широко используется в дизайне интерьеров, прекрасно сочетаясь с различными стилистическими и цветовыми решениями, позволяет создавать эксклюзивные ткани.
Программа имеет практическую направленность, ориентирована на формирование у детей умений изображать окружающий мир с помощью различных материалов и развитие способностей видеть и оценивать результат своей работы.
Рекомендуемый для освоения предмета «Батик» возраст детей -12-15 лет.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Батик» со сроком обучения 3 года продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 34 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы,
нагрузки
Затраты учебного времени
Всего часов
Годы обучения
1-й год
2-й год
3-й год
Полугодия
1
2
3
4
5
6
Аудиторные занятия
48
54
48
54
48
54
306
Самостоятельная работа
16
18
16
18
16
18
102
Максимальная учебная нагрузка
64
72
64
72
64
72
408
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах: аудиторные занятия 3 часа в неделю, самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка) 1 час в неделю.
Общая трудоемкость учебного предмета «Батик» при 3-летнем сроке обучения составляет 408 часа. Из них: 306 часов – аудиторные занятия, 102 часов – самостоятельная работа.
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе – от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о технике батика, формирование практических умений и навыков, устойчивого интереса к самостоятельной творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства.
Задачами учебного предмета являются:
формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
формирование и развитие познавательного интереса детей к различным техникам батика;
ознакомление с историей и развитием техники батика;
ознакомление с различными техниками росписи по ткани;
обучение приемам составления композиции в соответствии с выбранной техникой батика и выполнения ее в материале;
приобретение общетеоретической грамотности, предполагающей знания основ искусства батика;
развитие художественного вкуса, фантазии;
воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия;
формирование личности, творчески относящейся к любому делу.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
Мастерская должна быть просторной, светлой, оснащена необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Программа включает темы, разработанные с учетом возрастных возможностей детей. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от знакомства со свойствами материалов, изучения основ композиции и цветоведения до самостоятельного составления и решения в материале работы с целостным композиционным и колористическим решением.
Учебный материал разделен на два основных раздела: освоение техник росписи по ткани через изучение основ композиции и цветоведения, закрепление навыков и полученных знаний.
Теоретическая работа предполагает изучение учащимися истории батика, региональных особенностей и технологических приемов росписи по ткани. Практическая работа основана на применении теоретических знаний, навыков в учебном и творческом опыте.
На занятиях дети приобретают практические навыки (владение резервом, трафаретом, различными художественными материалами, клеем, ножницами), получают знания о композиции, эскизе, закрепляют основы цветоведения. Знакомясь с материалами, техникой и способами обработки ткани, дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.
Первый класс
Общее ознакомление учащихся с данным видом декоративно-прикладного искусства; приобретение основных навыков и умений.
№ раздела
Название разделов и тем
Количество часов
1
Введение. Тема 1.1. История росписи по ткани и батика.
Краткая история стилей и их специфика в декоративном искусстве. Материалы, применяемые в росписи. Шёлк, хлопок, шерсть, синтетику. Его виды. Подрамники. Кисти, краски для росписи по шелку. Прочие принадлежности для росписи. Материалы для набросков. Правила техники безопасности.
Трафаретная роспись по ткани: трафаретная, набивная техника и узелковый способ, свободная роспись.
Тема 1.2. Основные виды техники росписи.
Тема 1.3. Основные приемы росписи.
6
2
Освоение новых приемов и закрепление ранее пройденных знаний о росписи по ткани. Узелковая техника.
Освоение новых приемов и закрепление ранее пройденных знаний о росписи по ткани. Свободная роспись.
9
Тема 3.1. Основы цветоведения. Теплые и холодные цвета.
Композиция «Цветы» (восковые мелки, акварель).
Создание изображения при помощи контуров. Нанесение контурного рисунка (возможно нанесение предварительных цветовых пятен).
9
4
Основы композиции
Освоение новых приемов и закрепление ранее пройденных знаний о росписи по ткани. Холодный батик.
69
Тема 4.1. Виды и методы композиционного построения в декоративно-прикладном искусстве и технике батик.
10
Тема 4.2. Пропорции и масштаб. Декоративная композиция (витражное построение). Примерные темы: «Натюрморт». Эскиз - акварель, формат, например, 40х50 и более.
10
Тема 4.3. Ритм в музыке, рисунке, живописи, в декоративно-прикладном искусстве. Декоративная композиция. Примерные темы: «Стая птиц», «Бабочки», «В парке» и т.п. Формат 40х60 и более. Эскиз – акварель, гуашь, перенос рисунка при помощи кальки. Роспись с использованием кристаллов соли и контуров.
14
Тема 4.4. Контраст и соотношение форм. Составление композиции «Ночной город» (эскиз – акварель, гуашь, 40х60), перенос рисунка при помощи кальки. Применение контуров по ткани.
9
Тема 4.5. Эмоциональное восприятие формы». Знакомство с техникой холодного батика. Композиция «Цветы». Формат 40х60 и более, эскиз-акварель.
12
Тема 3.6. Формирование навыка творческой организации пространства - «располагать», «сочинять», «составлять» (композиция).
1
5
Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке
3
ИТОГО:
102
Второй класс
Углубленное изучение данного вида декоративно-прикладного искусства; совершенствование умений и навыков.
№ раздела
Название разделов и тем
Количество часов
1
Введение
Тема 1.1. Основные приемы росписи, классический батик, техника свободной росписи, дополнительные приемы росписи, дополнительные техники. Техники и приёмы в холодном и простого горячего батика. Упражнения в небольшом формате (подрамник 40х60). Правила техники безопасности. «хантыйского орнамента»
6
2
Основы цветоведения
93
Тема 2.1. Свойства и природа цвета. Влияние цвета на человека. Теплые и холодные цветовые гаммы.
Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке.
3
ИТОГО:
102
Третий класс
Углубленное изучение данного вида декоративно-прикладного искусства; совершенствование умений и навыков.
№ раздела
Название разделов и тем
Количество часов
1
Введение
Тема 1.1. Основные виды техники росписи.
Шейные платочки. Роспись по цветной основе. Повторение пройденного материала.
6
2
Освоение новых приемов и закрепление ранее пройденных знаний о росписи по ткани. Горячий батик (роспись от пятна)
57
Тема 2.1. Горячий батик (роспись от пятна) Изготовление панно.
6
Тема 2.2. Горячий батик (роспись от пятна). Сибирские мотивы.
9
Тема 2.3. Создание изображения при помощи пятен. Нанесение контурного рисунка (возможно нанесение предварительных цветовых пятен) на палантин. Закрепление красок и контуров на изделиях.
9
Тема 2.4. Компоновка красок при технике их послойного наложения. Композиция на тему «Утренний луг». Подрамник, шелк. 70х90 и более. Эскиз – акварель, гуашь.
Тема 2.6. Дополнительные эффекты, смешение техник, дополнительные материалы.
Примерные темы: «Аленький цветочек», «Конек-горбунок», «Алиса в стране чудес» (эскиз - акварель, цветные гелевые ручки, маркеры -70х90 и более).
15
3
Освоение новых приемов и закрепление ранее пройденных знаний о росписи по ткани. Горячий батик.
12
Тема 3.1. Композиционное и колористическое решение при выполнении работы в технике горячего батика.
Фантазия на основе реальных образов природы (природные формы и их декоративная переработка).
Примерные темы: «Сказочный лес», «Пейзаж», «Цветочные фантазии», «Натюрморт с яблоками» (эскиз - гуашь, формат подрамника -70х90 и более).
Изображение формы с элементами декора. Разноплановая композиция. Создание объема предметов с помощью их декорирования.
12
4
Использование полученных знаний и умений в итоговой композиции
15
5
Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке
3
ИТОГО:
102
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Этот раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Батик»:
1. Знание основных понятий и терминологии в области росписи по ткани (батик).
2. Знание основных видов батика и технологии их исполнения.
3. Умение грамотно применять различные техники и материалы батика для оформления изделий.
4. Умение самостоятельно выполнять изделия.
5. Знание основных признаков декоративной композиции (плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет, симметрия-асимметрия и др.).
По окончании освоения учебного предмета учащиеся должны:
знать:
- основы материаловедения;
- способы нанесения рисунка на ткань;
- приемы и способы самостоятельного составления рисунка для батика;
уметь:
- самостоятельно подбирать материал (ткань, краски);
- подготовить ткань для работы;
- выполнить работу качественно, в соответствии с технологическими требованиями;
- соблюдать правила техники безопасности.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Контроль знаний, умений, навыков, учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию, а также итоговую аттестацию. Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, проходит в виде творческого просмотра по окончании каждого полугодия учебного года. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить дополнительные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
Итоговая аттестация проводится в форме просмотра-выставки итоговой работы, выполненной в последнем полугодии выпускного класса.
Критерии оценки
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
• 5 (отлично) – ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, грамотно применил различные техники батика и материалы.
• 4 (хорошо) – ставится при некоторой неряшливости в исполнении батика, недочетов в композиции и в цветовом решении, неточностях технологического исполнения задания.
• 3 (удовлетворительно) – ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность учащегося практически отсутствует, учащийся неряшлив и безынициативен.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для развития навыков творческой, грамотной работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации при определении учебной задачи, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся.
Применяются следующие средства дифференциации:
а) разработка заданий различной трудности и объема;
б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий;
в) вариативность темпа освоения учебного материала;
г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных ранее знаний ученикам. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать преподаватель посредством инструктажа-показа. Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует её продуктивности.
Предложенные в настоящей программе темы по освоению батика следует рассматривать как рекомендательные, что дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики по освоению видов и техник батик.
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и выполнению упражнений) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы над освоением каждой темы программы.
Предлагается следующая схема ведения работы:
1. Обзорная беседа о технике батик.
2. Знакомство с особенностями техники.
3. Знакомство с приёмами выполнения изучаемой техники.
4. Изучение и повторение основ композиции и цветоведения, сбор композиционного материала.
5. Выполнение работы в материале.
Итогом освоения каждой темы становится выполненное в материале учебное задание, в котором отрабатываются навыки и умения приёмов в изучаемой технике.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Методическая литература
1. Арманд Т. «Орнаментация ткани». 1992
2. Аллахвердова Е.Э. «Батик, глина, дерево». М., ООО “Издательство АСТ”, 2001
3. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008
4. Григорьева Н.Я. Роспись по ткани. СПб, 2001
5. Горяева Н.А., Островская О.В. «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека». - М., «Просвещение», 2003
6. Давыдов С.Г. «Батик» (энциклопедия ). М., «АСТ-ПРЕСС», 2001
7. Дворкина И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. М., ОАО Издательство «Радуга», 2002
8. Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства. М., 2001
9. Жолобчук А.Я. Подарки из батика, М., ООО «Издательство АСТ», 2003
10. Кабанова О. Путешествие в технику горячего батика. Декоративное искусство. 1987: № 1
11. Козлов В.И. Основы художественного оформления текстильных изделий. М., Легкая и пищевая промышленность, 1981
12. Корюкин В.Н. Батик. Л., 1978
13. КристианеКоель и Жакида. Искусство батика. Энциклопедия художника. М., Внешсигма, 2000
14. Лотман Ю. «Беседы о русской культуре». Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). - СПб, «Искусство – СПБ»,1994
15. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004
16. Синеглазова М.А. Распишем ткань сами. М., Профиздат, 2001
17. Синеглазова М.О. Батик. М., Издательский Дом МСП, 2002