Живопись в художественной школе является одной из важных дисциплин, дающей основы академического обучения и возможность обучающимся выражать свои творческие, индивидуальные способности.
Цель программы: изучение основ цветоведения, техники живописи акварелью и гуашью, используя живописные средства и различные технические приемы.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Живопись"»
Коммунальное Государственное Казенное Предприятие
«Школа искусств акимата Шемонаихинского района»
«Согласованно»
на заседании МО ИЗО
зав МО ИЗО
________________ Авагян Г.С.
Протокол № 1 от «28» августа 2019 г.
«Утверждено»
на заседании педагогического совета
директором КГКП «Школа искусств акимата
Шемонаихинского района»
___________Добжанской Ю.Б.
Протокол № 1 от «29 » августа 2019 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«Живопись»
для учащихся 1, 2, 3, 4 классов
на 2019-2020 учебный год
Составлено
преподавателем ИЗО
первой категории
стаж 6 лет
Авагян Г.С.
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по предмету «Живопись» для 1, 2, 3,4 классов (далее – Программа) составлена на основании государственной образовательной программы для детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств, Астана, 2016 г. и «Типовых правил деятельности видов организаций дополнительного образования для детей» утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 14 июня 2013 года № 228.
Срок основного курса обучения детей – 4 года. Предмет изучается четыре года в объеме 408 часов на группу. В первый класс принимаются учащиеся в возрасте с 11 до 13 лет. Количественный состав детей в группах –не менее 8 и не долее 15 человек. Урок продолжительностью 40 минут.
Живопись в художественной школе является одной из важных дисциплин, дающей основы академического обучения и возможность обучающимся выражать свои творческие, индивидуальные способности.
Цель программы: изучение основ цветоведения, техники живописи акварелью и гуашью, используя живописные средства и различные технические приемы.
9) способствовать приобщению к наследию отечественного и мирового графического искусства.
Программа направлена на формирование готовности обучающихся к самостоятельной творческой деятельности.
Итоговая аттестация проводиться по предмету «Живопись» каждое полугодье, в виде зачета в конце первого полугодия, и в виде экзаменационной работы в конце года. Такой контроль обучающихся проводится с целью определения степени освоения ими объема предмета (дисциплины), предусмотренных образовательной программой.
Планирование учебной деятельности
Содержание учебного предмета в 1 классе.
Первое полугодие.
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с программой по живописи 1 класса. Основы цветоведения. Хроматические и ахроматические цвета. Солнечный спектр и цветовой круг. Основные и составные цвета. Основные характеристики: теплые, холодные, дополнительные цвета. Смешивание красок.
Тема 2. Основные приемы работы акварелью. Изображение плоских предметов, простых растительных форм. Технические приемы работы акварельными красками: заливка с вливанием цвета в цвет, лессировка – наложение прозрачных слоев акварели друг на друга, мазок различный по форме, величине и направлению.
Тема 3. Тон и светотень в живописи. Тоновые свойства цвета (светлота). Знакомство с техникой «гризайль». Последовательность ведения работы в данной технике. Работа тоновыми отношениями от общего к частному. Важность пропорциональных соотношений воды и краски в передаче тоновых отношений.
Тема 4. Цвет и тон в передаче объема. Локальный цвет предмета и его изменения в световоздушной среде. Взаимовлияние цветов, понятие цветового рефлекса.
Тема 5. Живопись гуашью. Понятие колорита. Особенности работы гуашевыми красками. Ограниченная цветовая гамма. Холодный колорит в живописи.
Тема 6. Цвет и его насыщенность. Изменение силы цвета в зависимости от освещения. Предел насыщенности различных цветов, их взаимовлияние. Последовательность выполнения натюрморта из насыщенных по цвету предметов. Понятие обобщения.
Тема 7. Зачетная полугодовая работа. Основные требования к итоговой работе. Поэтапность выполнения работы. Зависимость цветовых отношений от освещения. Взаимное влияние цвета предметов постановки.
Второе полугодие.
Тема 8. Живопись акварелью в различных техниках. Пуантилизм. История возникновения техники «пуантилизм». Особенности техники «пуантилизм». Визуальное смешение цветов.
Тема 9. Принципы получения составных цветов без механического смешивания на палитре. Цветовые рефлексы и способы их передачи в технике «пуантилизм».
Тема 10. Цветовой контраст в живописи гуашью. Теплые и холодные цвета в живописи. Понятие контрастного колорита. Взаимовлияние контрастных цветов, их смешивание. Цветовые рефлексы.
Тема 11. Живопись белых предметов. Роль цветовых рефлексов в изображении белых поверхностей.
Тема 12. Годовая экзаменационная работа. Основные требования к экзаменационной работе. Поэтапность выполнения работы. Детализация и обобщение как средство передачи завершенности.
Завершая 1 класс, обучающиеся имеют следующие знания, умения и навыки:
понимают значение специальных терминов и понятий живописи;
различают многообразие цвета в природе;
знают цвета солнечного спектра, хроматические и ахроматические цвета, основные и составные цвета, локальный цвет, колорит, насыщенность цвета;
знают пары взаимодополнительных цветов, составляющих цветовой контраст и сферу его применения;
видят и понимают взаимовлияние цветов, явление цветовых рефлексов;
умеют получать сложные оттенки цвета на палитре;
понимают отличия свойств и приемов работы акварелью и гуашью;
умеют использовать основные принципы композиционного построения с учетом свойств формата;
владеют основными приемами и последовательностью работы гуашью и акварелью в длительных и краткосрочных этюдах;
умеют передавать объем предметов через светотень и понимают зависимость цвета от освещенности;
умеют применять полученные знания, умения и навыки в практической изобразительной деятельности;
умеют использовать приемы выразительного решения постановок с передачей их эмоционального состояния;
умеют рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях.
Содержание учебного предмета во 2 классе.
Первое полугодие.
Тема 1. Вводное занятие. Основы цветоведения, повторение пройденного материала. Цвето-воздушная перспектива в пейзаже. Работа на пленэре.
Тема 2. Светотень в живописи. «Гризайль». Закономерности изображения объемной формы в технике «гризайль». Тоновой диапазон в живописи натюрморта ахроматическим цветом.
Тема 3. Живопись гуашью в сближенной цветовой гамме. Приемы работы гуашевыми красками. Гармония колорита в сближенной (или монохромной) цветовой гамме при контрасте тоновых отношений.
Тема 4. Цветовой и тоновой контраст в живописи. Взаимодействие контрастных цветов. Роль рефлексов в контрастном колорите.
Тема 5. Зачетная полугодовая работа.
Второе полугодие.
Тема 6. Линейная и воздушная перспектива в живописи интерьера. Средства передачи плановости пространства в этюде интерьера. Закономерности изображения воздушной перспективы.
Тема 7.Цвето-тональный нюанс в живописи гуашью. Живопись в сближенной цветовой гамме с незначительным тоновым диапазоном.
Тема 8. Живопись портрета. Закономерности изображения живой модели акварелью.
Тема 9. Живопись краткосрочных этюдов. Академические приемы работы и совмещение техник «по сырому» и «по сухому». Стилизация и декоративность в живописи.
Тема 10. Экзаменационная годовая работа.
К концу обучения обучающиеся 2 класса имеют следующие знания, умения и навыки:
1) умеют анализировать общий композиционный и цветовой строй постановки;
2) владеют основными приемами и последовательностью работы акварелью и гуашью в длительных и краткосрочных этюдах;
3) умеют передавать несложную фактуру изображаемых предметов и поверхностей;
4) владеют моделировкой объемов несложных складок тканей на основе понимания моделировки объемов простых геометрических тел;
5) знают закономерности построения интерьера в угловой и фронтальной перспективе; 6) применяют знания законов линейной и воздушной перспективы в изображении натюрмортов и несложного интерьера;
7) знают пропорции человеческой головы;
9) владеют построением конструкции головы человека в несложном ракурсе в процессе создания портрета;
10) умеют сравнивать сложные, близкие цвето-тональные отношения и владеют приемами их передачи;
11) понимают гармонию различных цветовых сочетаний;
12) умеют передавать равновесие различных цветовых отношений – полихромных и монохромных, и различных тоновых отношений – контрастных и сближенных;
13) умеют использовать способы стилизации и декоративные приемы живописи в создании творческого этюда натюрморта;
14) понимают значение приемов обобщения для достижения цельности и законченности этюда;
15) умеют применять полученные знания, умения и навыки на основе комбинации овладения разными способами познавательной, практической и творческой деятельности.
Содержание учебного предмета в 3 классе.
Первое полугодие.
Тема 1. Вводное занятие. Повторение основ цветоведения. Колорит и цветотень.
Тема 2. Живопись акварелью без предварительного рисунка. Цветотональное пятно, мазок, как основные изобразительные средства данного задания. Пространственность в композиции букета.
Тема 3. Фактура различных материалов изображаемых предметов и нюанс в живописи гуашью. Понятие нюансов тона и цвета. Приемы работы гуашью для передачи фактуры.
Тема 4. Творческая композиция в жанре натюрморта. Способы создания творческой композиции через различные методы стилизации изображения предметов (упрощение, «одушевление» и другие) с опорой на натуру.
Тема 5. Зачетная полугодовая работа. Этапы выполнения академических задач в зачетной работе. Фактура различных поверхностей в акварельной живописи сложного натюрморта.
Второе полугодие.
Тема 6. Живопись этюда сложной интерьерной постановки. Единство линейной перспективы интерьерного пространства и натюрморта. Плановость, цветовое и тоновое единство композиции.
Тема 7. Живопись портрета гуашью. Композиция погрудного портрета человека. Пропорциональные соотношения основных объемов. Индивидуальная характеристика портретируемого. Технические особенности работы гуашью в портрете живой модели. Возможности материала в получении максимального разнообразия оттенков цвета.
Тема 8. Фактура стекла в живописи акварелью. Подготовительный этюд к экзаменационной работе. Отражение предметов в стекле.
Тема 9. Экзаменационная годовая работа. Фактура стекла и других материалов в живописи сложного тематического натюрморта. Цветовые и тоновые особенности изображения предметов и их отражений в стекле.
К концу обучения обучающиеся 3 класса имеют следующие знания, умения и навыки:
1) умеют анализировать композиционный, цветовой и тоновой строй сложных натурных постановок;
2) знают и применяют законы линейной перспективы в построении сложных натюрмортов и интерьера;
3) умеют передавать пространственность в сложных, многоплановых постановках с помощью приемов воздушной перспективы;
4) умеют передавать разные фактуры изображаемых предметов, грамотно подбирая для этого технические приемы работы акварелью и гуашью.
5) умеют передавать завершенность в сложных по композиции и колориту работах;
6) умеют передавать в портрете возрастные особенности и индивидуальную портретную характеристику модели;
7) умеют самостоятельно ставить творческую задачу;
8) умеют применять способы стилизации и цветовое решение в соответствии с замыслом и стилевыми особенностями работы.
Содержание учебного предмета в 4 классе.
Первое полугодие.
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с программой по живописи для 4 класса и необходимыми материалами. Повторение основ цветоведения и закономерностей воздушной перспективы.
Тема 2. Живопись акварелью без предварительного рисунка. Приемы и техника выполнения работы. Цвето-тональное пятно, как основное изобразительное средство в краткосрочном этюде. Целостное впечатление о букете, как художественном образе в условиях сложной многоуровневой освещенности.
Тема 3. Декоративная живопись гуашью. Декоративные приемы работы гуашью в живописи тематического натюрморта. Декоративность цвета. Разнообразие технических приемов в творческом этюде натюрморта.
Тема 4. Портрет. Возрастные и индивидуальные характеристики модели. Этапы работы над портретом.
Тема 5. Зачетная полугодовая работа. Поэтапность выполнения этюда сложного натюрморта. Влияние освещения и цвета окружающих предметов и фона на моделировку формы гипсового предмета.
Второе полугодие.
Тема 6. Живопись интерьера. Пространство в изображении интерьера. Закономерности линейной и воздушной перспективы.
Тема 7. Тематический портрет. Композиция поясного портрета с изображением кистей рук. Тема, настроение, элементы бытового жанра в портрете.
Тема 8. Живопись сложного натюрморта гуашью с введением гипсовой модели. Цветопередача белых предметов в живописи, взаимовлияние белых и цветных поверхностей. Фактура гипса и других материалов в технике гуашевой живописи.
Тема 9. Экзаменационная годовая работа. Последовательность выполнения академических задач в итоговой работе по живописи. Фольклорный характер творческих работ, особенности колорита, своеобразие атрибутов тематического натюрморта.
К концу обучения обучающиеся 4 класса имеют следующие знания, умения и навыки:
1) владеют различными приемами академической и декоративной живописи акварелью и гуашью;
2) умеют самостоятельно выбирать и применяют технические приемы живописи для краткосрочных и длительных этюдов;
3) знают основы цветоведения;
4) умеют анализировать колористические особенности натуры или определять колористический замысел творческого задания;
5) понимают и умеют обоснованно передавать все многообразие изменений цвета в световоздушной среде;
6) умеют выделять главное в живописной композиции, путем подчинения всех ее частей композиционному, смысловому центру;
7) умеют использовать эмоциональные свойства цвета для передачи состояния, настроения;
8) умеют передавать фактуру различных материалов живописными средствами;
9) знают и умеют применять законы линейной перспективы в изображении сложных конструкций;
10) знают основные законы и правила композиции;
11) умеют использовать различные композиционные средства для раскрытия темы (контраст, ритм другие);
12) владеют приемами обобщения и воздушной перспективы, добиваясь колористической цельности и завершенности в этюдах сложных, многоплановых постановок с академическими и творческими задачами.
Учебно-методическое обеспечение
№
Название
Автор
Год издания
Художественно — методическая литература
«Уроки рисования»
Большакова Н.А.
Ленинград 1975г.
«Рисование в педагогическом училище»
Колокольникова В.В.
Ленинград 1981г.
«Школа учитель искусство»
Кузин В.С.
Москва «ПРОСВЯЩЕНИЕ»1981г.
«Декоративная композиция»
Логвиненко Г.М.
Казань «Идел-Прогресс» 2004г.
«Азбука русской живописи»
Жукова Л.М.
Москва «Белый город» 2007г.
«Основы техники изображения природы акварелью»
Рейчел Вулф
Минск 2003г.
«Деревья. Шаг за шагом»
Стенли Молцмен
Минск «Попурри» 2003г.
«Изобразительное искусство 1-4 классы»
Кузин В.С. Кубышкина Э.И.
Москва 2005г.
«Рисуем голову и фигуру человека»
Паулла Ф.
Москва «АСТ» 2007г.
«Рисуем 50 кошек»
Эймис Л. Дж.
Минск «Попурри» 2000г.
«Рисуем 50 собак»
Эймис Л. Дж.
Минск «Попурри» 2002г.
«Рисуем 50 лошадей»
Эймис Л. Дж.
Минск «Попурри» 2003г.
«Рисуем 50 растений»
Эймис Л. Дж.
Минск «Попурри» 2005г.
Методическая литература.
«Изобразительное искусство и методика его преподавания»
Кузин В.С.
Москва «ПРОСВЯЩЕНИЕ» 1984г.
«Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе»
Шорохов В.Е.
Москва «ПРОСВЯЩЕНИЕ» 1989г.
«Живопись методика преподавания»
Якушин А.П.
Москва «Просвящение» 1985г
«Энциклопедия рисования»
Нейджел Рис
ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС» 2005г.
«Демократизация содержания образования в сфере худ.эстет. развития учащихся»