kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по искусству

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях работы по новым образовательным стандартам основного общего образования следует обратить особое внимание на формы и планируемые результаты учебной деятельности учащихся.Главный акцент необходимо сделать на достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по искусству»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Репьёвская средняя школа им. Героя Советского Союза Н.Ф.Карпова»


«Согласовано»

«Утверждаю»

Зам. директора по УВР


_________ /М.В.Фролова

Директор МОУ «Репьёвская СШ»


____________/ Т.А.Терещенко


Приказ № _____-Д

от « » августа 2018 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по искусству

9 класс 2018-2019 учебный год.


Программа: составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного(общего)образования по направлению «Искусство»

(предметная линия учебников под редакцией Г.И.Даниловой. –М: «Дрофа»,2015год.)


Учебник: авт/сост. Г.И.Данилова -Москва: «Дрофа»,2015год.


Количество часов по программе :35 часов(1 час в неделю)

Контрольных работ: 4

«Рассмотрено»

на школьном МО

_________ / С.Н.Рыжухина

Протокол № 1 от августа 2018 г.


Составитель: С.Н.Рыжухина

учитель изобразительного искусства

I квалификационной категории

с. Репьёвка 2018-2019уч. год





1.Планируемые результаты освоения учебного процесса в соответствии с ФГОС.

В условиях работы по новым образовательным стандартам основного общего образования следует обратить особое внимание на формы и планируемые результаты учебной деятельности учащихся.Главный акцент необходимо сделать на достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников.

ЛИСНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ изучения искусства подразумевают:

- формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;

-развитие умений и навыков познания и самопознания по средствам искусства;

-накопление опыта эстетического переживания;

-формирования творческого отношения к проблемам;

-развитие творческого восприятия и освоение способов художественного ,творческого самовыражения личности;

-гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;

-подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ изучения искусства отражают:

-формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;

-выявление причинно следственных связей;

-поиск аналогов в искусстве;

-развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;

-формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;

-применение методов познания через художественный образ;

-использование анализа,синтеза,сравнения,обобщения,систематизации;

-определение целей и задач учебной деятельности;

-выбор средств реализации целей и задач и их применение на практики;

-самостоятельную оценку достигнутых результатов.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ изучения искусства включают:

-наблюдение(восприятие) объектов и явлений искусства;

-восприятие смысла(концепции, специфики)художественного образа, произведения искусства;

-представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;

-представление системы общечеловеческих ценностей; ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусств;

-усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства;

-различение изученных видов и жанров искусства, определение зависимости определенных форм от цели творческого замысла;

-классификацию изученных объектов и явлений культуры; структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников;

-осознание ценности и места отечественного искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;

-уважение и осознание ценности другого народа, освоение его духовного потенциала;

-формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства;овладение культурой устной и письменной речи;

-развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора;

-умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности ;освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;

-реализацию творческого потенциала; применение различных художественных материалов; использование различных выразительных средств искусства в собственном творчестве;



2.Содержание курса

9 класс-34 ч.

СОДРУЖЕСТВО ИСКУССТВ

I. Синтетические искусства

Пространственно-временные виды искусства.

Развитие понятия о пространственно-временных (синтетических) видах искусства (обобщение ранее изученного). Две тенденции в развитии искусства: стремление к синтезу и сохранению своеобразия и самостоятельности каждого из его видов. Причины тяготения искусств друг к другу, их взаимное дополнение. Взаимодополнение выразительных средств разных видов искусства (линии, звучание, краски). Создание целостной художественной картины мира средствами всех искусств.

У истоков теории синтеза искусств. Синкретический характер искусства первобытного человека. Идея синтеза искусств в эпоху Возрождения, создание сложной системы видов и жанров искусства. Идея синтеза искусств в творчестве немецких романтиков рубежа XVIII—XIX вв.

Синтез искусств в храме (обобщение ранее изученного). Синтез искусств в эпоху модерна. Практическое воплощение идеи синтеза искусств в поэзии серебряного века, музыке А. Н. Скрябина и живописи А. В. Лентулова (по выбору). Синтетический «театр будущей эпохи» В. Э. Мейерхольда. Архитек турный конструктивизм XX в. Проблема синтеза искусств в произведениях дизайна.

Азбука театра.

Театральное искусство, его особая притягательная сила. Театр как один из древнейших видов искусства. Истоки театра как вида искусства, его взаимосвязь с духовной жизнью народа, культурой и историей. Рождение театра в эпоху Античности (обобщение ранее изученного).

Условный характер театрального искусства на примере шекспировского театра «Глобус». Драматургия — основа театрального искусства. Проблема правды и правдоподобия в театральном искусстве. Сиюминутность драматического действия и рождения сценического образа — главная отличии тельная черта театрального искусства. Зритель как активный участник происходящего на сцене.

Синтетический характер театрального искусства. Использование музыки, танца, живописи, скульптуры, архитектуры (декорации), декоративно-прикладного искусства (реквизит, костюмы). Взаимосвязь театра, литературы и кино.

Актер и режиссер в театре.

Мастерство актера: умение убеждать зрителя в жизненности сыгранной им роли, включать зрителя в происходящее на сцене, вызывать чувство сопереживания. Понятие об амплуа актеров (герой, комик, трагик, злодей, простак, влюбленный, резонер, инженю, травести).

Профессия актера: от древности до современности. К. С. Станиславский об основных принципах актерской игры. Внутреннее и внешнее «перевоплощение» актера в сценический образ — вершина актерского искусства. Понятие «сверхзадачи» и «сквозного действия». Искусство «перевоплощения» в игре выдающихся актеров театральной сцены.

Режиссер — профессия XX в. Его основные задачи и роль в создании театрального спектакля. Режиссер как интерпретатор драматургического материала. В. И. Немирович-Данченко об искусстве режиссера. Актерская трактовка и режиссерская концепция. В репетиционном зале театра. Выдающиеся режиссеры прошлого и современности.

Искусство оперы.

Синтетический характер оперы и ее место в ряду других искусств. Опера как комплексный вокально-инструментальный и музыкально-драматический жанр театрального искусства. Соединение драматургии и хореографии (балет), изобразительного искусства (костюмы, грим, декорация) и музыки.

Италия — родина оперного искусства. «Дафна» и «Эвридика» Я. Пери — пролог к дальнейшему развитию оперного искусства. От «drama per musica» к французской опересерии Ж. Б. Люлли.

Понятие об основных оперных жанрах. Опера-буффа (комическая опера) и ее национальные разновидности. Лирическая опера. Опера-сказка. Понятие лейтмотива в опере. Сольная ария (ариозо) как основная вокальная форма классической оперы. Роль хорового пения в осуществлении авторского замысла и организации сценического действия.

Выдающиеся реформаторы оперной сцены:

К. В. Глюк, Д. Верди, Р. Вагнер, М. П. Мусоргский, Э. Уэббер (по выбору). Лучшие достижения отечественного и зарубежного оперного искусства.

В мире танца.

Танец — один из древнейших видов искусства, его место в жизни человека. Религиозные верования как одна из причин возникновения танца. Танец в искусстве древних цивилизаций. Эволюция танца в различные культурно-исторические эпохи.

Место танца в ряду других искусств. Понятие о хореографии. Танец и пляска, их основные различия. Условный характер искусства хореографии. Средства выразительности танца. «Живая пластика» человеческого тела как основной материал для создания танцевального образа. Движения и позы, темп и ритм, мимика и жесты, композиция — важнейшие элементы танца.

Многообразие искусства хореографии. Основные виды танца: сценический и фольклорный. Классический танец и его разновидности. Эстрадный танец и танец модерн. Бальные и характерные танцы.

Эмоциональное воздействие хореографического искусства на зрителей.

Страна волшебная — балет.

Балет как вид музыкально-театрального искусства, воплощенное в хореографических образах. Понятия «танец» и «балет», их главные различия. Единство танца и пантомимы, музыки и поэзии, скульптуры и пластики движений, живописных построений кордебалета и элементов декоративности.

Классический танец — основа балетного искусства. Сочетание танцевальных движений Античности, элементов придворного этикета, народных танцевальных движений, пластических мотивов живой природы. Адажио и аллегро — основные жанры классического танца. Роль поэтической метафоры и обобщения в создании художественного образа классического танца.

Что можно выразить и передать на языке балетного искусства? Возникновение балета в эпоху Возрождения, следование традициям итальянской комедии дель- арте. Смена стилей и направлений в истории ба летного искусства. Ж. Новер — выдающийся реформатор балетного искусства. От дивертисмента — к современному балетному спектаклю.

Развитие национальных традиций в искусстве балета. Из истории русского балета. Выдающиеся деятели балетного искусства.

Искусство кино.

День рождения десятой музы — Кино. Стремление художников прошлого передать иллюзию движения (на примере произведений изобразительного искусства).

Кинематограф — искусство, рожденное научно-технической революцией. Фотографическая природа кино. От «живых фотографий» немого кино к впечатлениям современного зрителя.

Специфика киноязыка. Искусство кадра и монтажа, план, ракурс. Искусство, объединяющее изображение, звук (слова, музыку) и действие. Новые технологии и горизонты современного киноискусства.

Место кино в ряду других искусств. Обогащение кино средствами традиционных и новейших искусств (телевидение, видео, компьютерная графика).

Выдающиеся актеры и режиссеры кино. На съемочных площадках, в павильонах и мастерских киностудий.

Фильмы разные нужны...

Виды кино и их жанровое разнообразие.

Документальное кино как вид кинематографа, основанный на съемках реальных событий. Создание кинохроники, ее любимые образы и сюжеты. Документальное кино как средство массовой информации. Выдающиеся мастера документального кино. Жанры документального кино: публицистическое, научно-популярное и учебное.

Анимационное (мультипликационное) кино, его рисованные, живописные или кукольные образы. Любимые «герои» мультипликации. Использование принципа покадровой съемки. Новейшие технологии анимации. Шедевры мировой мультипликации.

Художественное (игровое) кино. Традиционные жанры игрового кино: эпопея, роман, повесть, драма и мелодрама, трагедия, комедия и трагикомедия, исторический и приключенческий фильм. Популярные жанры современного кино: фэнтэзи, детектив, фильм ужасов, фильм катастроф, триллер, боевик или фильм действия (экшн), вестерн, мюзикл, «мыльная опера». Шедевры отечественного и зарубежного игрового кино.


Экранные искусства: телевидение, видео.

Экранные искусства — важнейшие средства массовой информации. Синтетическая природа экранных искусств. Использование средств художественной выразительности других видов искусств.

Телевидение, его возникновение и этапы развития. «Закон непосредственных человеческих контактов» — главная отличительная особенность телевидения. Кинематограф и телевидение. Роль режиссера на ТВ.

Основные циклы телевизионных передач: информационные и общественно-политические, художественные и публицистические, научно-популярные и учебно-познавательные, спортивные, детские и развлекательные. Феномен многосерийных телевизионных фильмов. Наши любимые телесериалы.

Современное телевидение и его образовательный потенциал (интеллектуальное и художественно-творческое развитие, культурный досуг).

Особенности телевизионного изображения подвижных объектов, принцип последовательной трансляции элементов изображения. Ресурсы цифрового телевидения в передаче перспективы, светотени, объема.

Основные жанры видео: видеоклипы, видеофильмы, рекламные видеоролики. Специфика их создания, связь с киноискусством. Последние достижения видеоарта. Любимая видеотека. Эстетическое воздействие телевидения на человека.

Мультимедийное искусство.

Компьютер как инструмент художника. Влияние технического прогресса на традиционные виды искусства. Виды компьютерного искусства: компьютерная музыка, компьютерная графика, компьютерная анимация, искусство мультимедиа, интерактивный компьютерный перформанс, веб-дизайн. Использование компьютера для синтеза изображений, обработки визуальной информации, полученной из реального мира.

Процесс создания компьютерной музыки. Компьютер как музыкальный инструмент, интерпретатор, импровизатор и сочинитель музыки на основе программных алгоритмов.

Компьютерная графика как область художественной деятельности человека. Ее использование в полиграфической промышленности, рекламном бизнесе, создании спецэффектов в кинематографе, заставках телепрограмм и видеоклипах. Компьютерная графика и архитектурное проектирование. Основные компьютерные программы, используемые для оформления и верстки книг и журналов: Photoshop, InDesign и др.

Компьютерная анимация — сочетание компьютерного рисунка и движения. Синтетическая природа компьютерной анимации. Специфика создания трехмерных анимационных фильмов.

Искусство мультимедиа. Соединение возможностей двухмерной и трехмерной графики, музыки, кино и книги.

Интерактивный перформанс как произвольное и творческое использование человеком технических возможностей компьютера. Активное участие пользователя в процессе создания «виртуальной реальности». Интерфейс как аналог мастерской художника (фотографа, живописца-графика, дизайнера). Трехмерная графика З. Рыбчинского. Компьютерные игры, их особая популярность и зрелищность.

Веб-дизайн. Создание интернет-сайтов как образец нового направления творческой деятельности. Специфика разработки и размещения (публикации) интернет-сайтов. Особенности навигации в пространстве Интернет.

Зрелищные искусства: цирк и эстрада.

Синтетический характер зрелищных искусств и их роль в жизни человека.

Цирк как одно из древнейших искусств мира. От римского Колизея к цирку XX столетия. Объединяющее начало циркового искусства, его непреходящее значение в жизни человека. Новейшие достижения современного циркового искусства.

Цирковое искусство — синтез клоунады, акробатики, эквилибристики, музыкальной эксцентрики и иллюзиона. Выдающиеся «звезды» манежа.

Эстрада как вид искусства. Использование малых форм драматургии, вокального и драматического искусства, музыки, хореографии, цирка. Объединяющая роль конферанса или несложного сюжета в создании эстрадных шоу-программ и концертов.

II. Под сенью дружных муз...

Изобразительные искусства в семье муз.

Живопись и скульптура, содружество «молчаливых искусств». Г. Лессинг о границах и связях живописи и скульптуры («Лаокоон»). Созерцательность живописи и драматизм скульптуры. Роль цвета в скульптуре и живописи. Художественная близость античной скульптуры и живописи (раскраска статуй, пластичность героев в вазописи). Культ пластики в живописи Ренессанса.

Графическая основа живописи на примере первобытных наскальных росписей, ранних Античных и средневековых миниатюр. Союз живописи и скульптуры с декоративно-прикладным искусством.

Живопись и художественная фотография, сходство и различия. Воздействие живописи на искусство фотографии. Постепенное освоение фотохудожниками метафорического языка живописи.

Изобразительные искусства и танец. Экспрессия танца в изобразительном искусстве Античности (фрески Кносского дворца и виллы Мистерий в Помпее, скульптура Скопаса «Менада», вазопись Эвфимида «Танцор» — по выбору). Танец в скульптуре и живописи Индии («Танцовщица» из Мохенджо-Даро, «Танцующий Шива», росписи Аджанты — по выбору). Вихрь народного танца в картинах П. Брейгеля («Крестьянский танец») и Ф. А. Малявина («Вихрь»). Э. Дега — «живописец танцовщиц».

«Музыкальность» живописи. «Почетный досуг» в обществе музыканта в эпохи Античности и Возрождения (античные мозаики и фрески, картины Х. Мемлинга «Музицирующие ангелы», Гентский алтарь братьев ван Эйков, «Портрет музыканта» Леонардо да Винчи, дьявольские музыканты и праздники дураков в творчестве И. Босха — по выбору). «Певцы изящества и красоты» в живописи XVII—XVIII вв. Диалог любви и музыки в произведениях А. Ватто («Мецетен», «Савояр с сурком»), О. Фрагонара («Шарманщица»), Д. Г. Левицкого («Портрет Г. И. Алымовой»), В. Л. Боровиковского («Портрет сестер А. Г. и В. Г. Гагариных»), В. А. Тропинина («Гитарист»). Натюрморты с музыкальными инструментами в творчестве художников XX в. (А. Матисс, П. Пикассо, К. С. Малевич, В. В. Кандинский, К. С. Петров-Водкин — по выбору).

Художник в театре и кино.

Театральный художник и его особая роль в создании выразительного художественного образа спектакля. Театральный художник — интерпретатор авторского замысла и главной идеи спектакля.

Понятие об искусстве сценографии. Основные компоненты театрально-декорационного искусства: декорации, костюмы, грим, бутафория, реквизит. Использование аудио, видео и компьютерных технологий. Театрально-декорационное искусство — изобразительная режиссура спектакля.

Зависимость изобразительного решения спектакля от вида и жанра театрального искусства. Особенности декораций в драматическом, музыкальном и кукольном театре. Процесс создания художественного оформления спектакля: от эскизов и макетов к выбору окончательного решения.

Из истории театрально-декорационного искусства, основные этапы его развития. Лучшие достижения и выдающиеся мастера театрально-декорационного искусства (В. М. Васнецов, М. А. Врубель, В. А. Серов, К. А. Коровин, А. Я. Головин, А. Н. Бенуа, Н. К. Рерих, М. В. Добужинский, Л. С. Бакст, Н. С. Гончарова — по выбору). Богатейшая «палитра» современной системы художественного оформления спектакля.

Художник в кино и его творческое содружество с автором литературного сценария, режиссером и оператором. Художник-постановщик как создатель пространственной среды фильма, его роль в создании визуального и художественного образа кинофильма. Художники по костюмам, декораторы, бутафоры, гримеры и постижеры. Кинодекорации и их отличие от театральных. Павильонные декорации и «натура». Выдающиеся мастера — художники кино.

Архитектура среди других искусств.

Архитектура и изобразительное искусство. Союз архитектуры и скульптуры в искусстве Древних Египта и Греции. Статуя в гробнице фараона и в храме античного божества. Самостоятельное значение монументальной скульптуры в архитектурном оформлении пространства (колонна Траяна и конные памятники Древнего Рима). Скульптура как конструктивный архитектурный элемент (атланты, кариатиды).

Сближение архитектуры с монументальной живописью. Готический собор как синтез изобразительных искусств и архитектуры. Познавательная, художественная и архитектоническая функция скульптуры в готическом храме. Витражи, фрески, мозаика и их роль в декоративном оформлении собора. Контраст между внешней суровостью и великолепием внутреннего убранства в византийском и древнерусском зодчестве, его глубокий символический смысл. Роль иконостаса в организации архитектурного пространства.

Живопись в архитектуре барокко, невозможность четкого определения границ между различными видами искусства, стремление к полному взаимопроникновению внутреннего и внешнего пространства. «Живопись, поглотившая архитектуру», в творчестве мексиканских художников-монументалистов (Д. Ривера, А. Сикейрос).

Архитектура — это «застывшая музыка», «каменная симфония», «музыка в камне». Родство архитектуры и музыки. Музыка форм и линий на примере шедевров мирового зодчества.

Архитектура и театральное искусство. Поиски и эксперименты в театральном и строительном искусстве XX в. Идея создания универсального театра. Понятие о декорационной архитектуре.



Содружество искусств и литература.

Литература как универсальная форма эстетического познания и освоения мира.

Литература и живопись. Г. Лессинг о границе живописи и поэзии («Лаокоон»). «Живописность» литературы и «повествовательность» живописи. Конкретность живописи и абстрактность слова. Феномен китайской и японской живописи.

Способы создания художественного образа в живописи и литературе. (Картины Э. Делакруа на сюжеты «Божественной комедии» Данте и трагедии У. Шекспира «Гамлет»; «Портрет Н. Заболоцкого» и «Портрет Струйской» Ф. С. Рокотова; «К портрету Лопухиной» Я. П. Полонского и «Портрет Лопухиной» В. Л. Боровиковского — по выбору.) Поэты - художники в истории мирового искусства (Микеланджело, М. Ю. Лермонтов, У. Блейк, М. А. Волошин — по выбору).

Графика — «самая литературная живопись». Единство слова и изображения. Особенности трактовки литературных образов в произведениях книжной графики. Мастера и шедевры книжной иллюстрации (по выбору).

Литература и скульптура. Скульптурный образ как источник вдохновения для поэта и писателя. Поэтические образы в стихотворениях «Царскосельская статуя» А. С. Пушкина и А. А. Ахматовой. Пластическая и музыкальная интерпретация образа в скульптуре П. Ф. Соколова «Молочница с разбитым кувшином» и в романсе Ц. А. Кюи «Царскосельская статуя». Стихотворение Микеланджело «Ночь» и скульптура «Ночь» в капелле Медичи во Флоренции (по выбору).

Литература и музыка. Общность поэзии и музыки (ритмическая организация, паузы, рифмы, звукопись, мысль, чувство). Способность передавать в звуке и слове эмоциональное состояние души человека. Особенности воплощения вечных проблем жизни в музыке и литературе: любовь и ненависть, война и мир, личность и общество, жизнь и смерть, возвышенное и земное. Музыкальные страницы литературных произведений (по выбору). Музыкально-поэтические жанры. Поэты-музыканты.

Литература в театре и кино. Литературная пьеса — основа драматического спектакля. Специфика развития действия в литературном произведении и театральном спектакле. Лучшие театральные постановки последних лет на сюжеты литературных произведений (по выбору). «Кино — видимая литература», их общность и различие. Любимые экранизации художественной классики (по выбору).



Музыка в семье муз.

Воздействие музыки на изобразительное искусство. Музыка и живопись. Искусство «видеть» музыку и «слышать» живопись. Музыка, звучащая с полотен художников («Сельский концерт» Джорджоне, «Давид и Саул» Рембрандта, «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» А. А. Иванова, Ф. Милле «Анжелюс», И. И. Левитан «Летний вечер», «Вечерний звон» — по выбору). Портреты выдающихся композиторов (Э. Делакруа «Портрет Шопена», «Кавалер Глюк у клавесина», И. Е. Репин «Портрет М. П. Мусоргского» — по выбору).

«Музыкальность» живописи. Колорит и ритм — музыкальное начало живописи. Изобразительные и музыкальные эксперименты Д. Уистлера («Ноктюрн в голубом и серебряном»). М. Чюрленис — поэт, художник, музыкант («Соната моря»). Передача лирического чувства колористическими и ритмическими средствами. Полифонический характер музыки композитора. «Живописная» музыка («Картинки с выставки» М. П. Мусоргского и рисунки В. А. Гартмана).

Музыка — «невидимый танец», а танец — «немая музыка». Ведущая роль музыки в придворном театре французского классицизма. Сценический танец Айседоры Дункан: единство музыки и хореографии, сходство с греческой скульптурой.

Композитор в театре и кино.

Роль композитора в создании сценического и кинематографического образов. Музыка как средство создания эмоциональной атмосферы театрального спектакля и кинофильма. Музыкальная тема как лейтмотив или фон драматического спектакля и кинофильма, важнейшее средство раскрытия внутреннего мира героев.

Романтическая мелодрама в отечественном и зарубежном театре. Единство драматического действия и музыки. Жанр водевиля и его особая популярность в русском театре XIX в. Создание комического или трагического эффекта средствами музыки. Любимые мелодии театральных спектаклей (по выбору).

Иллюстративный характер киномузыки на ранних этапах становления и развития кинематографа. Содружество режиссера и композитора. Музыка С. С. Прокофьева к кинофильмам С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный» и «Александр Невский» (обобщение ранее изученного).

Мастера отечественной музыкальной комедии. Музыка И. О. Дунаевского к кинофильмам «Веселые ребята», «Вратарь», «Цирк», «Дети капитана Гранта», «Волга-Волга», «Весна», «Кубанские казаки» (по выбору). Понятие о «музыкальном сценарии» (на примере музыки И. О. Дунаевского к фильму «Веселые ребята» Г. В. Александрова).

Жанр киномюзикла в отечественном и зарубежном кинематографе. «Вестсайдская история» как вершина жанра. Л. Миннелли в киномюзикле «Кабаре». Музыкальные киношедевры М. Леграна, Э. Морриконе и Н. Рота (по выбору). Театральные мюзиклы последних лет.

Любимые мелодии отечественного кино. Саундтреки популярных отечественных и зарубежных фильмов.


Когда опера превращается в спектакль.

Содружество композитора и дирижера, режиссера и актеров-исполнителей, писателя и художника, хормейстера, балетмейстера и концертмейстера в создании оперного спектакля.

Опера и ее литературный первоисточник. Обращение к шедеврам мировой литературной классики. Исторический роман и опера (на примере оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов». Лучшие сцены оперы: «В келье Чудова монастыря», ария Бориса. Ф. И. Шаляпин в образе Бориса Годунова. Декорации А. Я. Головина).

Понятие о музыкальной драматургии оперного спектакля. Музыкальный драматург (режиссер) и его роль в организации сценического действия (со чинение мизансцен, определение стилистики, назначение актеров-исполнителей и работа с ними, обсуждение эскизов декораций с художником оформителем, организация репетиций).

Роль художника в оформлении оперного спектакля. От знакомства с либретто — к эскизам, изготовлению макетов и декораций. Специфика декораций в оперном спектакле.

Основные функции дирижера в оперном спектакле. Организация работы с оркестром.

Оперный и драматический актер, черты сходства и отличия. Певческий голос актера — инструмент, воспроизводящий музыку, его роль в создании сценического образа. Выдающиеся оперные певцы (по выбору).


В чудесном мире балетного спектакля.

Балетный спектакль — содружество танца и пантомимы, музыки и драмы, актерского мастерства, литературы, скульптуры и живописи. Композитор и балетмейстер — главные творцы и создатели балетного спектакля. Выдающиеся хореографы современности (Д. Баланчин, Ю. Н. Григорович, М. Бежар — по выбору).

Музыка — душа танца, важнейшее средство создания балетного образа. «Балет — та же симфония». П. И. Чайковский как музыкальный реформатор балетного искусства («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» — по выбору).

Балет и литература. Либретто — словесный эскиз будущего спектакля, его роль в определении главной идеи, сюжета и характеров героев. Обращение к шедеврам мировой литературной классики различных жанров (по выбору). Образы балета в поэзии А. С. Пушкина.

Балет и изобразительное искусство. Балет- «ожившая скульптура», «самое красноречивое из зрелищ». Балет И. Ф. Стравинского «Жар-птица» как синтез музыки и изобразительной пластики. Танец В. Нижинского — реальное воплощение авторского замысла. «Жизнь в танце» лучших исполнителей искусства балета (по выбору).

Музыка красок в балетном спектакле. Роль декораций и костюмов в создании зримого облика балетного спектакля. Л. С. Бакст как один из самых «балетных» художников («Шехеразада», «Клеопатра», «Нарцисс», «Жар-птица», «Дафнис и Хлоя», «Послеполуденный отдых фавна» — по выбору).

Художники-декораторы современности (В. Ф. Рындин, С. Б. Вирсаладзе, В. Я. Левенталь, М. М. Шемякин — по выбору). Основные вехи балетного костюма: от пышных нарядов придворного танца к современным силуэтам. Художники-модельеры современности.


На премьере в драматическом театре.

Литературный источник драматического спектакля. Обращение к мировой классике и произведениям современных писателей-драматургов. Использование литературных произведений различных жанров. Писатель — сорежиссер спектакля. Постановки пьес А. П. Чехова в истории драматического театра (по выбору).

Режиссерский замысел и основные этапы его осуществления. Драматургический конфликт — основа сценического действия. Определение конфликта — начало работы режиссера над постановкой спектакля. Создание актерского коллектива, совместные поиски оригинальных трактовок в решении сценического образа.

Роль репетиций в создании слаженного коллектива актеров и наиболее полного воплощения авторского замысла. Репетиции знаменитых мастеров режиссуры (по выбору). Мастерство в создании мизансцен. Организация массовых сцен. Генеральная репетиция спектакля.

Роль театрального художника и композитора в создании художественного образа драматического спектакля (обобщение ранее изученного).

Премьера драматического спектакля — итог плодотворной деятельности, праздник всего театрального коллектива. Любимые постановки драматического театра (по выбору).


Как рождается кинофильм.

Создание кинофильма как коллективный художественно-творческий процесс. Основные этапы работы над фильмом: подготовительный, съемочный, монтажно-тонировочный.

Роль сценариста в создании кинофильма. От «эмоционального» и «жесткого» сценариев — к литературному. Литературный сценарий — «зримая проза» будущего кинофильма. Отражение в нем характеров и взаимоотношений героев, общей атмосферы и настроения фильма. Литературный сценарий в творческом преломлении режиссера, художника, оператора и актера.

Кинорежиссер — создатель и организатор единого художественного процесса. Содружество режиссера и сценариста, создание режиссерского сценария (по кадровая запись съемок, метраж каждой сцены, характер освещения, особенности работы оператора). Съемочный и монтажный период фильма. Особенности озвучивания (запись «чистого звука» и шумов).

Мастерство кинооператора в создании зримого образа фильма. Выбор съемочной техники, специальных эффектов и ракурсов. Изобразительное искусство — источник операторского мастерства. Живописные основы создания кадра. Особенности съемки на натуре и в павильоне с декорациями. Художественные средства выразительности: неожиданный ракурс, укрупнение детали, специальное освещение. Использование приема «субъективной камеры» в творчестве С. П. Урусевского (фильм «Летят журавли»).

Слагаемые актерского мастерства. Специфика работы актера в кино. Понятие об актерской кинопробе. Роль каскадеров в процессе съемок фильма. «Звезды» мирового кинематографа (по выбору).

Продюсер и его роль в создании кинофильма (участие в организации финансирования, отборе творческого коллектива, вопросы рекламы и будущего проката).



3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


урока


Тема урока

Содержание урока

(цели и задачи урока, основные понятия)

Дата проведения урока

I. Синтетические искусства (12ч)




1

§1

стр.7-20

Введение. Пространственно-временные виды искусства

Пространственно-временные виды искусства и их характерные особенности. У истоков теории синтеза искусств.


2

§2

стр.20-30

Азбука театра.

Театр как один из древнейших видов искусства. Условный характер театрального искусства. Проблема правды и правдоподобия в театральном искусстве. Рождение сценического образа. Роль зрителя. Синтетический характер театрального искусства


3

§3

стр.30-42

Актер и режиссер в театре.

Мастерство актера, понятие об актерском амплуа. Профессия актера: от древности до современности. К. Станиславский об основных принципах актерской игры. Режиссер — профессия XX в., его задачи и роль в создании театрального спектакля. Выдающиеся режиссеры прошлого и современности


4

§4

стр.42-57

Искусство оперы.

Синтетический характер оперы и ее место в ряду других искусств. История развития оперного искусства. Основные оперные жанры. Выдающиеся реформаторы оперной сцены


5

§5

стр.57-68

В мире танца

Танец как один из древнейших видов искусства, его место в жизни человека. Эволюция танцевального искусства. Место танца в ряду других искусств. Хореография. Основные виды танца


6

§6

стр.68-80

Страна волшебная – балет.

Балет как вид музыкально-театрального искусства. Понятия≪танец≫ и ≪балет≫, их главные различия. Классический танец —основа балетного искусства. Смена стилей и направлений. Развитие национальных традиций. Выдающиеся деятели балетного искусства


7

§7

стр.80-97

Искусство кинематографа.

День рождения десятой музы —Кино. Кинематограф —искусство, рожденное научно-технической революцией. Фотографическая природа кино. Искусство кадра и монтажа. Новые технологии и горизонты современного киноискусства. Место кино в ряду других искусств. Выдающиеся актеры и режиссеры кино




8

§8

стр.97-112

Фильмы разные нужны…

Виды кино и их жанровое разнообразие. Документальное кино как средство массовой информации и его жанры. Новейшие технологии анимации. Шедевры мировой мультипликации. Художественное (игровое) кино и его жанры. Шедевры мирового кинематографа.


9

§9.1

стр.112-122

Экранные виды искусства: телевидение, видео.

Экранные искусства —важнейшие средства массовой информации. Синтетическая природа экранных искусств. Использование средств художественной выразительности других видов искусств


10

§9.2

стр.122-126

 Экранные виды искусства: телевидение, видео.

Телевидение, его возникновение и этапы развития. Кинематограф и телевидение. Роль режиссера на телевидении. Основные циклы телевизионных передач. Основные жанры видео. Последние достижения видеоарта. Любимая видеотека


11

§10

стр.126-140

Мультимедийное искусство.

Виды компьютерного искусства: компьютерная музыка, графика, анимация, искусство мультимедиа, интерактивный перформанс, веб-дизайн


12

§11

стр.140-159

Зрелищные виды искусства: цирк и эстрада.

Синтетический характер зрелищных искусств и их роль в жизни человека. Цирк как одно из древнейших искусств мира. Объеди няющее начало циркового искусства и его новейшие достижения. Цирковое искусство — синтез клоунады, акробатики, эквилибристики, музыкальной эксцентрики и иллюзиона. Выдающиеся ≪звезды≫ манежа. Эстрада как вид искусства


II. Под сенью дружных муз... (22ч)


13

§12.1-2

стр.163-175

Изобразительные искусства в семье муз

Живопись и скульптура, содружество ≪молчаливых искусств≫.

Созерцательность живописи и драматизм скульптуры. Графическая основа живописи. Союз живописи и скульптуры с декоративно-прикладным искусством. Живопись и художественная фотография


14

§12.3

стр.175-180

Изобразительные искусства в семье муз

Изобразительные искусства и танец. ≪Музыкальность≫ живописи


15

§13.1

стр.180-189

Художник в театре и кино

Театральный художник и его роль в создании художественного образа спектакля. Искусство сценографии. Зависимость изобраительного решения спектакля от его вида и жанра. Процесс создания художественного оформления спектакля


16

§13.2

стр.189-195

Художник в театре и кино

Из истории театрально-декорационного искусства, основные этапы его развития. Достижения и выдающиеся мастера театрально-декорационного искусства. Художник в кино и его творческое содружество с автором литературного сценария, режиссером и оператором. Кинодекорации и их


отличие от театральных. Выдающиеся мастера — художники кино


17

§14.1

стр.195-203

Архитектура среди других искусств

Архитектура и изобразительное искусство. Скульптура как конструктивный архитектурный элемент. Сближение архитектуры с монументальной живописью. Роль живописи в архитектуре барокко


18

§14.2

стр.203-207

Архитектура среди других искусств

Архитектура — ≪застывшая музыка≫. Родство архитектуры и музыки. Музыка форм и линий. Архитектура и театральное искусство. Декорационная архитектура


19

§15.1-2

стр.208-214

Содружество искусств и литература

≪Живописность≫ литературы и≪повествовательность≫ живописи. Конкретность живописи и абстрактность слова. Способы создания художественного образа в живописи и литературе. Графика — ≪самая литературная живопись≫. Единство слова и изображения в произведениях книжной графики


20

§15.3

стр.215-220

Содружество искусств и литература

Литература и скульптура. Скульптурные шедевры в поэтических произведениях. Литература и музыка. Общность поэзии и музыки. Музыкальные страницы литературных произведений. Поэты-музыканты. Литература в театре и кино. Любимые экранизации художественной классики


21

§16.1

стр.221-229

Музыка в семье муз

Музыка и живопись. Искусство «видеть» музыку. «Музыкальность» живописи.  Воздействие музыки на изобразительное искусство. Искусство ≪видеть≫ музыку и ≪слышать≫ живопись. Музыка, звучащая с полотен художников

Музыка – «невидимый танец». Роль ритмического рисунка танца в формировании танцевальных музыкальных жанров.


22

§16.2

стр.229-236

Музыка в семье муз

≪Музыкальность≫ живописи. Колорит и ритм — музыкальное начало живописи. Музыка — ≪невидимый танец≫, а танец —≪немая музыка≫


23

§17

стр.237-242

Композитор в театре  и кино

Роль композитора в создании сценического образа. Музыка – важнейшее средство создания эмоциональной атмосферы спектакля.  Романтическая мелодрама в отечественном и зарубежном театре. Единство драматического действия и музыки. Жанр водевиля. Любимые мелодии театральных спектаклей и кино


24

§17

стр.242-248

Композитор в театре  и кино

Зачем нужна музыка в фильме. Иллюстративный характер музыки в раннем кино. Музыка – элемент кинематографической полифонии.  

Мастера отечественной музыкальной комедии. ≪Музыкальный


сценарий≫.  Жанр киномюзикла в истории мирового кинематографа.

 Саундтреки к популярным отечественным и зарубежным фильмам


25

§18.1

стр.249-255

Когда опера превращается в спектакль

Театр оперного спектакля.  Синтез в оперном спектакле.  Содружество композитора и дирижера, режиссера и актеров-исполнителей, писателя и художника, хормейстера, балетмейстера и концертмейстера в создании оперного спектакля. Опера и ее литературный первоисточник  


26

§18.2

стр.255-260

Когда опера превращается в спектакль

Музыкальная драматургия оперного спектакля. Музыкальный драматург и его роль в организации сценического действия. Роль художника в оформлении оперного спектакля. Основные функции дирижера. Оперный и драматический актер, черты сходства и отличия.  Выдающиеся оперные певцы.


27

§19.1

стр.260-265

Создание балетного спектакля.

Балетный спектакль – содружество театра и пантомимы, музыки, драмы, актерского мастерства, литературы, скульптуры.  Музыка – душа танца, важнейшее средство создания балетного образа. Актерское мастерство главных исполнителей.


28

§19.2

стр.265-273

Создание балетного спектакля.

Балет и литература. Роль либретто. Балет и изобразительное искусство. Роль декораций и костюмов в создании зримого облика балетного спектакля.


29

§20.1

стр.273-276

На премьере в драматическом театре

Искусство быть зрителем. Роль диалога со зрителем. Особенности взаимоотношений театра и публики.

Литературный источник драматического спектакля. Писатель как сорежиссер спектакля. Режиссерский замысел, основные этапы его осуществления. Драматургический конфликт — основа сценического действия. Создание актерского коллектива, совместные поиски оригинальных трактовок в решении сценического образа



30

§20.2

стр.277-279

На премьере в драматическом театре

Роль репетиций в создании слаженного коллектива актеров и воплощении авторского замысла. Репетиции знаменитых мастеров режиссуры. Мастерство в создании мизансцен. Роль театрального художника и композитора.

Любимые постановки драматического театра


31

§21.1

стр.279-284

Как  рождается  кинофильм

Кинофильм — результат творческих усилий большого коллектива его создателей. Основные этапы работы над фильмом. Роль сценариста и режиссера в создании кинофильма


32

§21.2-3

стр.284-293

Как  рождается  кинофильм

Мастерство кинооператора в создании зримого образа фильма.


Живописные основы создания кадра. Художественные средства выразительности. Слагаемые актерского мастерства. Специфика работы актера в кино. Актерская кинопроба. Роль каскадеров.≪Звезды≫ мирового кинематографа. Продюсер и его роль в создании кинофильма


33


Взаимодействие искусств в будущем

Дальнейший процесс взаимопроникновения смежных искусств. Научные достижения современности и их использование в создании произведений искусства. Интернациональный характер и расширение границ современного искусства. Новые сюрпризы и неожиданные парадоксы искусства нового тысячелетия


34


Заключительный урок

Фестиваль творческих проектов по изученному курсу.







Список цифровых образовательных ресурсов:


ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»

ЦОР «Мировая художественная культура»

Электронные пособия:

  • «Учимся понимать живопись»

  • «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

  • «Шедевры русской живописи»

  • «Учимся понимать музыку»

  • «История древнего мира и средних веков» электронный вариант уроков МХК

  • «История развития архитектуры и скульптуры»

Учебники


  • Данилова Г.И. Искусство: Содружество искусств. 9 класс. Москва, изд-во «Дрофа», 2014г.

Рекомендуемая литература


Учебно-методические средства обучения:

  • Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке/ А.Н. Бенуа. - М., 1998.

  • Бонгард - Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация/ Г.М. Бонгард -Левин. - М., 2000.

  • Искусство: энциклопедический словарь школьника / сост. П. Кошель. - М., 2000.

  • История красоты/ под общ. Ред. У. Эко. - М., 2005.

  • Мифы и легенды народов мира. Древний мир/ сост. Н.В. Будур и И.А. Панкеев. –М., 2000.

  • Сараьянов Д.В. История русского искусства / Д.В. Сарабьянов. – М., 2001.

Для учителя:


  • Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика/ Л.И. Акимова. – Спб., 2007.

  • Альбанезе М. Древняя Индия. От возникновения до XIII века / М. Альбанезе . – М, 2003

  • Бонгард - Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация/ Г.М. Бонгард -Левин. - М., 2000.

  • Искусство: в 3 ч./ под ред. М.В. Алпатова. – М., 1987-1989.

  • История красоты/ под общ. ред. У. Эко.- М., 2005.

  • Энциклопедия искусства XX века / сост. О.Б. Краснова. – М., 2003

  • Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа/ сост. Н.В. Будур и И.А. Панкеев. –М., 2000

  • Сарабьянов Д.В. История русского искусства / Д.В. Сарабьянов. – М., 2001.

  • Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX- начала XX века / Д.В. Сарабьянов. – М., 2001.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по искусству

Автор: Рыжухина Светлана Николаевна

Дата: 27.02.2019

Номер свидетельства: 501587

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по	предмету «Искусство (Музыка)» "
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia-programma-po-priedmietu-iskusstvo-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "207397"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430423503"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Рабочая программа учебного предмета «Искусство (музыка)» 5 класс. ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-iskusstvo-muzyka-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "217933"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433523905"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа по предмету "Искусство""
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaiaproghrammapopriedmietuiskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "261393"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449130440"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Пояснительная записка к рабочей программе по ИЗО 1-4 класс "
    ["seo_title"] => string(65) "poiasnitiel-naia-zapiska-k-rabochiei-proghrammie-po-izo-1-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "104620"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402740956"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Рабочая программа по изобразительному искусству. 6 класс. "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-6-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "163127"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422447698"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства