kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 5-8 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения искусства, которые определены стандартом.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 5-8 класса»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Тополевская основная общеобразовательная школа Барабинского района Новосибирской области


СОГЛАСОВАНО


решением методического совета

протокол № 1 от 29.08.2017

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы

___________________ А.П.Штерцер

Приказ №203/3 от 29.08.2017г.

СОГЛАСОВАНО


решением методического совета

протокол № от

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы

___________________ А.П.Штерцер

Приказ № от


СОГЛАСОВАНО


решением методического совета

протокол № от

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы

___________________ А.П.Штерцер

Приказ № от

СОГЛАСОВАНО


решением методического совета

протокол № от

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы

___________________ А.П.Штерцер

Приказ № от

СОГЛАСОВАНО


решением методического совета

протокол № от


УТВЕРЖДЕНО
Директор школы

___________________ А.П.Штерцер

Приказ № от

Рабочая программа

предмета «И» 5-8 классы

для основного общего образования

Срок реализации- 5 лет



Составитель:

Бочанова Татьяна Михайловна


2017








Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5-8 классов составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

  2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» : постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от24.11.2015г №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН2.4.2.2821-10.

  1. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013\2014 учебный год с дополнениями и изменениями.

4.Примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования Одобрено Федеральным учебно- методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15

5.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.

Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17 декабря2010г №1897(зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016№40937

  1. Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Тополевской ООШ.

7. Авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М.

Неменский.- М.: Просвещение, 2013. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию

обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного

искусства, которые определены стандартом. искусства.

Передметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5-7 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / под. ред. Б. М. Неменского. — М.: «Просвещение», 2013

УМК

Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом:

1. Программа « Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.»;

2. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.5 класс: учебник для общеобразовательных организаций /Н.А. Горяева, О.В.Островская; под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.191с.

3.Твоя мастерская: рабочая тетрадь для 5 класса общеобразовательных учреждений /Н.А.Горяева ; под редакцией Б.М.Неменского.-М.:Просвещение,2014

4.Н.А.Горяева «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство .Методическое пособие.5 класс» / под ред. Б.М. Неменског.-М.:Просвещение,2012


5.Горяева Н.А. Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 5 класс / Н.А.Горяева; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2012.

6.Неменская Л.А.Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Л.А.Неменская; под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.

7. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие. 6 класс»; под редакцией Б.М.Неменского .-М.:Просвещение,2012

8.Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций /А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.

9.Г.Е.Гуров, А.С. Питерских. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека.Методическое пособие.7-8 классы по редакцией Б.М.Неменского. -М.:Просвещение,2012

10. Питерских А.С. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре кино на телевидении. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций /А.С.Питерских; под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.


.

Цель программы: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Задачи программы:

- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;

- формирование художественно-творческой активности школьника;

- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

- развитие творческого опыта как формирования способности к самостоятельным действиям в состоянии неопределенности;

- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в его архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;


Общая характеристика учебного предмета

Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология».

Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет интегративный характер, включает основы разных видов визуально -пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах.

Примерная программа по изобразительному искусству разработана с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей.

Изобразительное искусство в основной школе является базовым предметом. Его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребёнка, на формирование ассоциативно-образного

и пространственного мышления, интуиции, одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания, способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции. Изобразительное искусство, направленное на развитие эмоционально – образного, художественного типа мышления. совместно с предметами учебной программы, нацеленными в основном на развитие рационально-логического типа мышления, обеспечивает становление целостного мышления растущего человека.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания. Коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.


Новизна данной рабочей программы определяется тем, что целью является не только предметный, но и личностный результат. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества.

Программа направлена на реализацию в образовательном процессе деятельностного подхода через организацию основных видов деятельности обучающихся (они отражены в календарно-тематическом планировании), что позволит обеспечить достижение планируемых результатов изучения изобразительного искусства.

Программа направлена на реализацию в образовательном процессе деятельностного подхода через организацию основных видов деятельности обучающихся (они отражены в календарно-тематическом планировании), что позволит обеспечить достижение планируемых результатов изучения изобразительного искусства.

При организации процесса обучения в рамках реализации данной программы предполагается применение современных технологий :

  1. Технология развивающего обучения.

  2. Метод проектов. Мини – проекты.

  3. Активные формы обучения: игровые технологии, групповая работа, проблемно-диалогическая.

  4. Здоровьесберегающие технологии.

  5. Портфолио ученика.

  6. Технология оценивания образовательных достижений.

Программа предусматривает интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся в форме проектно-исследовательской деятельности.

Внеурочная деятельность по предмету предусматривается также в форме подготовки мотивированных и одаренных обучающихся к участию в конкурсах.


Место предмета в базисном учебном плане

В базисном учебном плане на изучение предмета Изобразительное искусство отводится 1 час в неделю, 35 часов в год с 5-7кл, 36 часов в 8кл. Всего 141 час.

5 класс - 1 учебных часа в неделю;

6 класс - 1 учебных часа в неделю;

7 класс - 1учебных часа в неделю;

8 класс - 1 учебных часа в неделю

Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СD-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Форма промежуточной аттестации: защита проекта






Планируемые результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

5 класс

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

-овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;

-формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры

Метапредметные результаты

-Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

-обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям, в различных учебных и жизненных ситуациях;

Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

-развитие фантазии, воображения, визуальной памяти;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов

Предметные результаты:

-восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;

-активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

-художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;

-умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в справочных материалах, электронных ресурсах;

-понимание разницы между элитарным и массовым искусством;

-применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественной деятельности.


6 класс

Личностные результаты:

-осмысление и эмоционально –ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусств;

-освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;

-воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

-овладение средствами художественного изображения;

-развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально - нравственной оценке.


Метапредметные результаты:

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

-развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека

Предметные результаты:

-понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средства художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической работы, т.е. в процессе создания художественных образов;

-восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;

-применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественной деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры);

- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах;

-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности.


7 класс

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам семьи;

-развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально - нравственной оценке

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека

-формирование способности к целостному художественному восприятию мира

Предметные результаты:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

-эмоционально- ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств; изобразительных, декоративно-прикладных;

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.


8 класс

Личностные результаты:

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

-формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры

-овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;


Метапредметные результаты:

-воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, в национальных - образах предметно - материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты:

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах;

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств; изобразительных, декоративно-прикладных;

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.











Предметные результаты по изобразительному искусству ФГОС



Класс

Раздел, тема

Уровень базовый

Уровень повышенный

5касс

«Древние корни народного искусства»







Обучающиеся научатся понимать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • видеть и определять особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

  • узнавать несколько народных художественных промыслов России, Вологодской области;

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы);

  • различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора;

  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.


Обучающиеся получат возможность научиться:

  • использовать рисунок, как средство передачи информации;

  • понимать историю, технологические особенности видов монументального искусства;

  • создавать композиции геральдической направленности;

  • использовать приёмы бумажной пластики для создания объёмных композиций.


«Связь времен в народном искусстве»






«Декор - человек, общество, время»






«Декоративное искусство в современном мире».

6класс

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка











Обучающиеся научатся:

  • знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;

  • знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

  • понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;

  • знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

  • называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

  • понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

  • знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;

  • знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;

  • пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;


Обучающиеся получат возможность научиться:

  • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

  • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;


Мир наших вещей. Натюрморт










Вглядываясь в человека. Портрет






Человек и пространство. Пейзаж

7класс


Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры (8 ч)

Обучающиеся научатся:

  • уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

  • понимать особенности образного языка конструктивных видов искусств, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

  • знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;

  • конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);

  • моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

  • работать с натуры, по памяти и по воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

  • конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику владеть навыками формообразования, использования объёмов в архитектуре и дизайне, создавать композиционные макеты; тектоники и фактур;

  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля.


Обучающиеся получат возможность научиться:

  • использовать разнообразные художественные материалы;

  • первичным навыкам передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

  • владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне.


В мире вещей и зданий Художественный язык конструктивных искусств (8 ч)

Город и человек Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (12 ч)

Человек в зеркале дизайна и архитектуры Образ человека и индивидуальное проектирование (7 ч)


8класс

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах

Обучающиеся научатся:

  • азбуке фотографирования;

  • анализировать фото произведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съемочной практике;

  • усвоят принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);

  • усвоят принципы киномонтажа в создании художественного образа;

  • осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино - и видео работами;

  • быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусстве кино, телевидения, видео.


Обучающиеся получат возможность научиться:

  • различать особенности художественной фотографии;

  • различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);

  • понимать изобразительную природу экранных искусств;

  • характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;

  • различать понятия: игровой и документальный фильм;

  • называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;

  • понимать основы искусства телевидения;

  • понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;

  • применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;

  • применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;

  • добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;

  • использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;

  • применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;

  • пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;

  • понимать и объяснять синтетическую природу фильма;

  • применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;

  • применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;

  • использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;

  • применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;

  • смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;

  • использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения.

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий.

Фильмотворец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?

Телевидение, пространство культура.

Экран – искусство – зритель



Содержание предмета


Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себе все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно - прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного. Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально - пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства - архитектура, дизайн; различные декоративно - прикладные искусства.


ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 5 класс- 35 ч

Древние корни народного искусства — 8 ч

Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция и декор предметов народного быта.

Русская народная вышивка.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.

Связь времен в народном искусстве — 8 ч

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Декор — человек, общество, время — 12 ч

Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда «говорит» о человеке.

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Декоративное искусство в современном мире — 7 ч

Современное выставочное искусство.

Ты сам — мастер.


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

6 класс – 35 ч

ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА - 8 ч

Тема. Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств

Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.
Художественные материалы

Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа. Художественные материала и художественная техника.

Тема. Рисунок основа изобразительного творчества

Рисунок основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.
Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы в их выразительные возможности.

Тема. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.

Тема. Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.
Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.

Тема. Цвет. Основы цветоведения

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета, Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойства цвета.

Тема. Цвет в произведениях живописи

Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность.

Тема. Объемные изображения в скульптуре

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением, Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства.

Тема. Основы языка изображения

Беседа. (тест) Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.

МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ -8 ч

Тема. Реальность и фантазия в творчестве художника

Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому.

Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?

Тема. Изображение предметного мира натюрморт

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в ХХ веке.





Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.

Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.

Тема. Освещение. Свет и тень.

Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.

Тема. Натюрморт в графике.

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.

Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.

Тема. Цвет в натюрморте.

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве ХIХ—ХХ веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Художественно- творческое задание

ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ- 12 ч

Тема. Образ человека главная тема искусства

Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.

Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
Тема. Изображение головы человека в пространстве

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.

Тема. Портрет в скульптуре

Человек основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Тема. Графический портретный рисунок

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.

Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.

Тема. Сатирические образы человека

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. дружеский шарж.



Тема. Образные возможности освещения в портрете

Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.

Тема. Роль цвета в портрете

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.

Тема. Великие портретисты

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

Тема. Портрет в изобразительном искусстве 20 века

Особенности и направления развития портретного образа и изображения человека в европейском искусстве 20 века. Знаменитые мастера:П.Пикассо, А.Матисс, С. Дали. Роль и место живописного портрета в отечественном искусстве 20 века. Кроссворд



ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО. ПЕЙЗАЖ-7 ч



Тема. Жанры в изобразительном искусстве

Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой в исторический жанры.

Тема. Изображение пространства

Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом, Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы в его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве ХХ века и его образный смысл.



Тема. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива

Перспектива учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.
Тема. Пейзаж большой мир

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.
Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.

Тема. Пейзаж-настроение. Природа и художник.

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.

Тема. Пейзаж в русской живописи

История формирования образа природы в русском искусстве. Образы природы в произведениях А.Венецианова, А.Саврасова, И.Шишкина

Тема. Пейзаж в графике.

Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных художников. Многообразие графических техник.

Тема. Городской пейзаж

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве ХХ века. Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа. Задание: создание графической композиции «Наш (мой) город».

Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства. Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства—труд души. Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.

ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

7 класс - 35ч.

Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создал человек. Художник –дизайн - архитектура. Искусство композиции- основа дизайна и архитектуры (8ч.)

Тема. Основы композиции и в конструктивных искусствах

Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции.

Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основ­ные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронталь­ная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамиче­ское равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции - все вариации рассматриваются на примере простейших форм.

Тема. Прямые линии и организация пространства.

Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разрежен­ность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная ос­мысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.

Тема. Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразитель­ность линии и пятна, интонационность и многоплановость.

Тема. Буква - строка - текст. Искусство шрифта.

Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типо­графской строки как элементов плоскостной композиции.

Тема. Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтаж­ность их соединения, образно-информационная цельность. Стили­стика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.

Тема. В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.

Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляю­щие конструкцию и художественное оформление книги, журнала.

Коллажная композиция: образность и технология. Художественно – творческое задание

В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ. (8ч)

Тема. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.

Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение пло­скостной композиции как схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плос­костного изображения объемов, когда точка - вертикаль, круг­ цилиндр или шар, кольцо - цилиндр и т. д. Формирование пони­мания учащихся проекционной природы чертежа.

Тема. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомо­гательные соединительные элементы в пространственной компо­зиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.

Тема. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.

Про слеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесо­образности конструкции. Модуль как основа эстетической цель­ности постройки и домостроительной индустрии.

Тема. Важнейшие архитектурные элементы здания.

Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизон­тальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архи­тектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Использо­вание элементов здания в макете проектируемого объекта.

Тема. Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени.

Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и целесообразность соче­таний объемов.

Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образно­го и рационального. Красота - наиболее полное выявление функ­ции вещи.

Тема. Форма и материал.

Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника - от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т. д.).

Тема. Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизай­не и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Пре­обладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологи­ческое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета: его на­хождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очерта­ния, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спект­ра и их тональностей. Фактура цветового покрытия

ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ КАК СРЕДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА-12ч.

Тема. Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.

Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможнос­тей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стиле­вого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура на­родного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.

Тема. Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Ее технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учетом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма.

Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.

Тема. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды плани­ровки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомк­нутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда.

Тема. Вещь в городе и дома. Городской дизайн. Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и ин­дивидуализации городской среды, в установке связи между чело­веком и архитектурой. Создание информативного комфорта город­ской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информаци­онных блоков, блоков локального озеленения и т. д.

Тема. Интерьер и вещь в доме. Дизайн - пространственно-вещной среды интерьера.

Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социаль­ность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерь­ер. От унификации к индивидуализации подбора вещного напол­нения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Ди­зайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.).

Тема. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Обучение техноло­гии макетирования путем введения в технику бумагопластики раз­личных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древеси­на, стекло и т. д.) для создания архитектурно-ландшафтных объ­ектов (лес, водоем, дорога, газон и т. д.).

Тема. Ты - архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

Единство эстетического и функционального в объемно-прост­ранственной организации среды жизнедеятельности людей. При­родно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно­-смысловой логики.

Художественно- творческое задание

ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ. ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ -7 ч.

Тема. Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.

Мечты и представления, учащихся о своем будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Прин­ципы организации и членения пространства на различные функ­циональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для де­тей и т. д. Мой дом - мой образ жизни. Учет в проекте инже­нерно-бытовых и санитарно-технических задач.

Тема. Интерьер, который мы создаем. Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера об­разно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).

Тема. Пугало в огороде… или под шепот фонтанных струй. Сад (английский, французский, восточный) и традиции рус­ской городской и сельской усадьбы.

Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организа­ция палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоемы и мини пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские гор­ки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц ит. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере.

Тема. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

Соответствие материала и формы в одежде. Технология созда­ния одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.

Тема. Встречают по одежке.

О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодеж­ная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться»? Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и ее вы­ражение в одежде. Стереотип и кич.

Тема. Автопортрет на каждый день.

Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бы­товой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода.

Тема. Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна.

Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сфе­ры деятельности, объединяющей различные аспекты моды и ви­зажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и т. д., определяющей форму поведения и контактов в обществе. Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рек­ламой, общественной деятельностью и политикой. Материализа­ция в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика.

Тема. Моделируя себя - моделируешь мир

Человек - мера вещного мира. Он или его хозяин, или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра.

Заключительное занятие года, которое проводится в свободной форме на примере выставки сделанных учащимися работ. Занятие демон­стрирует понимание учащимися роли дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокуль­турного облика, показывает понимание места этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств. Выставка учащихся.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО,

НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

8 класс -35ч

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8ч)

Тема. Образная сила искусства. Изображение в театре и кино.

Специфика изображения в произведениях театрального и экранного искусства. Жанровое многообразие театральных спектаклей.

Тема. Театральное искусство и художник. Правда и магия театра

Актер – основа театрального искусства. Сценография – элемент единого образа спектакля. Устройство сцены и принципы театрального макетирования.

Тема. Сценография - особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены.

Различия в творчестве сценографа и художника – живописца. Основные задачи театрального художника. Типы декорационного оформления спектакля.

Тема. Сценография искусство и производство.

Этапы и формы работы театрального художника. Элементы декорационного оформления сцены.

Тема. Костюм, грим и маска, или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощения

Образность и условность театрального костюма. Отличия бытового костюма, грима, прически от сценического. Костюм – средство характеристики персонажа.

Тема. Художник в театре кукол. Привет от Карабаса – Барабаса

Ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора актера в создании образа персонажа. Виды театра кукол. Технологии создания простейших кукол.

Тема. Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок.

Анализ этапов создания театральной постановки. Важнейшая роль зрителя. Многофункциональность современных сценических зрелищ.

ЭСТАФЕТА ИСКУСТВ: ОТ РИСУНКА К ФОТОГРАФИИ. ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И ТЕХНОЛОГИЙ - 8ч.

Тема. Фотография – взгляд, сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности.

Становление фотографии как искусства. Искусство фотографии. Фотографическое изображение- не реальность, а новая художественная условность.

Тема. Грамота фитокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать.

Опыт изобразительного искусства - фундамент съемочной грамоты. Композиция в живописи и фотографии. Выбор объекта, точки съемки, ракурс и крупность плана как художественно - выразительные средства в фотографии.

Тема. Фотография искусство «светописи».Вещь : свет и фактура. Свет – средство выразительности и образности. Фотография искусство светописи. Операторская грамота съемки фотонатюрморта.

Тема. «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.

Образные возможности цветной и черно - белой фотографии. Световые эффекты. Цвет в живописи и фотографии. Фотопейзаж – хранилище визуально – эмоциональной памяти об увиденном.


Тема. Человек на фотографии. Операторское мастерство фотооператора.

Анализ образности фотопортрета: художественное обобщение или изображение конкретного человека. Постановочный или репортажный фотопортрет.

Тема. Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.

Фотоизображение как документ времени, летопись запечатленных мгновений истории. Методы работы над событийным репортажем. Семейная фотохроника. Операторская грамотность фоторепортажа.

Тема. Фотография и компьютер. Документ для фальсификации: факт и его компьютерная трактовка.

Фотография остановленное и запечатленное навсегда время. Правда и ложь в фотографии. Возможности компьютера в обработке фотографий.


ФИЛЬМОТВОРЕЦ И ЗРИТЕЛЬ. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИСКУСТВЕ КИНО? - 12ч

Тема. Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.

Кино – синтез слова, звука, музыки. Экранное изображение - эффект последовательной смены кадров, их соединение. Художественная условность пространства и времени в фильме.

Тема. Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме.

Коллективность художественного творчества в кино. Роль режиссера и оператора в создании визуального образа фильма. Специфика творчества художника – постановщика в игровом фильме.

Тема. От большого экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка.

Элементарные основы киноязыка и кинокомпозиции. Фильм – рассказ в картинках. Понятие кадра и плана.

Тема. Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации. Многообразие жанровых киноформ. История и специфика рисовального фильма.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРА.

ЭКРАН – ИСКУССТВО – ЗРИТЕЛЬ - 7ч.

Тема. Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.

Телевидение – новая визуальная технология. Художественный вкус и культура. Интернет – новейшее коммуникативное средство. Актуальность и необходимость зрительской творческой телеграмоты.

Тема. Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа.

Специфика телевидения – это «сиюминутность» происходящего на экране. Опыт документального репортажа. Основы школьной тележурналистики.

Тема. Киноглаз, или Жизнь в врасплох.

Кинонаблюдение – основа документального видеотворчества. Метод кинонаблюдения – основное средство изображения события и человека в документальном фильме телерепортаже.

Тема. Телевидение, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка.

Киноязык и киноформы не являются чем- то застывши и неизменным. Анализ эволюции выразительных средств и жанровых форм современного телевидения. Роль и возможности экранных форм в активизации художественного сознания и творческой видеодеятельности молодежи в интернет – пространстве.

Тема. В царстве кривых зеркал, или Вечные истина искусства.

Роль визуально–зрелищных искусств. В обществе и жизни человека. Позитивная и негативная роль СМИ. Телевидение – регулятор интересов и запросов общества.


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


5 класс

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - 35 часа


№п/п

Содержание

Кол-во часов

1

«Древние корни народного искусства»

8

2

«Связь времен в народном искусстве»

8

3

«Декор - человек, общество, время»

12

4

«Декоративное искусство в современном мире».

7


Всего

35

6 класс

«Изобразительное искусство в жизни человека» - 35 часов


Тема

Количество часов

1

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

8

2

Мир наших вещей. Натюрморт

8

3

Вглядываясь в человека. Портрет

12

4

Человек и пространство. Пейзаж

7

Всего

35




7 класс

«Изобразительное искусство в жизни человека» - 35 часов.


Тема

Количество часов

1

Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду

пространственных искусств. Мир, который создал человек.

Художник –дизайн - архитектура. Искусство композиции- основа

дизайна и архитектуры

8

2

В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств

8

3

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

12

4

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование

7

Всего

35


8 класс

«Изобразительное искусство в жизни человека» - 35 часов.


Тема

Количество часов

1

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах

8

2

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий.

8

3

Фильмотворец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?

12

4

Телевидение, пространство культура.

Экран – искусство – зритель

7

Всего

35













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 5-8 класса

Автор: Бочанова Татьяна Михайловна

Дата: 13.10.2017

Номер свидетельства: 432190

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс Кузин В.С по ФГОС"
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaia_proghramma_po_izobrazitiel_nomu_iskusstvu_6_klass_kuzin_v_s_po_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "459700"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1519645944"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс.УМК"Гармония""
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-1-klass-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "267006"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450281990"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Рабочая программа по изобразительному искусству для специального коррекционного учреждения VIII вида, 5 класс "
    ["seo_title"] => string(124) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-dlia-spietsial-nogho-korriektsionnogho-uchriezhdieniia-viii-vida-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "205743"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429993571"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Рабочая программа по изобразительному искусству. 6 класс. "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-6-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "163127"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422447698"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Рабочая программа по изобразительному искусству.   6 класс. "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-6-klass-2"
    ["file_id"] => string(6) "163130"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422448117"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства