Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 7 класс»
Рабочая программа
учебного предмета «Искусство »
7 класс
Учитель: Бородина И. М., учитель изобразительного искусства
первая квалификационная категория
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты освоения программы :
1) социализация личности, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
3) развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) мотивация к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение: в рисунке, творческой работе;
6) развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации воображения и фантазии;
7)развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего ~шра природы и произведений искусства; 8)воспитание интереса подростков к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую действительность красоту;
9) развитие навыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
10) бережное отношение к духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения программы:
освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
3) развитие способности понимать причины успеха/неуспеха учебной и творческой деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха на основе объективного анализа и самоанализа;
4) развитие способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности И ритме в жизни и в природе;
5) развитие визуально-образного мышления, сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
6) активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач саморазвития и самовыражения;
7) развитие способности понимать и использовать в своей творческой работе художественные, поэтические, музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока; осознанно строить речевое высказывание и уметь передать другому своё представление об увиденном, услышанном, прочувствованном в разных видах искусства; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
8) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); овладевать логическими действиями установления аналогий и причинно-следственных связей в построении рассуждений;
9) воспитание умения и готовности вести посильный диалог по поводу искусства и на языке искусства, способности принимать различные точки зрения, умения аргументированно излагать своё мнение, накапливать знания И представления об искусстве и его истории;
10) овладение способами ведения коллективной творческой работы; умение договариваться, распределять функции и роли в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, конструктивно разрешать возникающие конфликты;
11) развитие пространственного ощущения мира; формирование представления о природном пространстве и предметной среде разных народов; развитие интереса к искусству других стран, понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; формирование представлений об освоении человеком пространства Земли;
12) освоение выразительных особенностей языка разных видов искусства;
13) формирование целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства.
Предметные результатыосвоения программы:
1) сформированность представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
2) сформированность основ изобразительного искусства с опорой на особенности и своеобразие культуры и традиций родного края;
3)развитость устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность адекватно возрасту воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
4) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
5) развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
6) проявление эмоциональной отзывчивости на красоту природных форм и произведений искусства;
7) развитие фантазии и воображения детей;
8) использование в собственных творческих работах разнообразия цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов;
9) сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
10) умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать своё отношение к художественному произведению;
11) использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
12) нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.
Оценка достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования по изобразительному искусству.
Оценивать деятельность учащихся по освоению темы, художественной техники, технологии выполнения работы, овладению материалами и инструментами, композиционному, цветовому, пространственному решению работы на уроках изобразительного искусства необходимо с учётом возраста и личностного индивидуального роста каждого ученика. При оценке творческой работы каждого школьника надо найти и отметить положительный, пусть даже незначительный, успех и продемонстрировать его работу другим учащимся, попутно оценив уровень прилежания (желания работать). Такой подход к оценке определяется как педагогика успеха. В группе учащихся, выполняющих одно большое задание, надо стараться распределять работу так, чтобы каждый ученик выполнял то, что ему особенно удаётся. Это позволит всем участникам коллективной работы выполнить своё задание на должном уровне, а детям, имеющим слабую художественную подготовку, постепенно расти и совершенствоваться.
Оценка работы должна быть аргументирована и понятна ученику. Перед выполнением работы учителю следует рассказать школьникам о критериях оценки художественного продукта.
Следует отдельно подчеркнуть некоторые моменты.
На уроках изобразительного искусства оценивается не столько аккуратность, сколько реализация учеником собственной индивидуальности, его желание сделать что-то своё, выйти за рамки известного, традиционного, стандартного, предложить новое, оригинальное, индивидуальное решение, например получить оригинальный цвет, придумать необычную форму, найти похожие образы в музыке, стихах, движениях, материал о жизни и творчестве художника, написать реферат по истории создания про изведения искусства или очерк-эссе о художественном течении, направлении, новых формах современных видов искусства.
Учитель должен объяснить, что копирование может быть только методом освоения каких-либо навыков и приёмов, но не является творческой деятельностью в полном смысле этого слова, следовательно, оценка рисунка, полученного в результате копирования, будет низкой.
Учитель должен акцентировать внимание учеников на добром, положительном, эмоциональном, эстетическом, нравственном, духовном, возвышенном, гармоничном, прекрасном, положительно оценивать стремление детей к коллективным видам творчества. Работа, выполненная коллективно, оценивается как единое художественное произведение, работа каждого ученика в группе не оценивается.
Содержание учебного предмета
Тема года. Художник как свидетель истории - 35 часов.
Задачи развития на год:
1) формирование представления о значении искусства в развитии цивилизации;
2) включение учащихся в процесс художественного творчества, погружение в символику изобразительного искусства и мифологию;
3) углубление представления о природных формах в искусстве (конструирование, дизайн, архитектура, декоративно-прикладное искусство), биоархитектуре в разные периоды развития человечества;
4) освоение художественного языка разных видов изобразительной деятельности (графической грамоты).
Общеразвивающие направления. Формирование представлений о гармонии и красоте как вечном в природе. Пространство космоса, его бесконечность. Отражение космических мотивов в искусстве. Биоструктура, биоархитектура. Реализация в искусстве идеалов и особенностей культуры народа, роли искусства как духовной составляющей культуры.
Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве. Биопространство. Природные закономерности пространства в практике искусства. Пространственные взаимоотношения предметов, элементов внутри формы. Микрокосмос.
Формирование представлений о форме в искусстве и в окружающей действительности. Биоформа. Творение формы по мотивам природы. Единство функции и формы в природе, жизни и искусстве. Внешняя и внутренняя форма в архитектуре. Мотивы природы в застывших формах: природная форма и стилизация. Графическая грамота - рисование с натуры объектов природы, зарисовки и этюды фигуры человека в движении и в статике. Орнамент - метроритм, стилизация (работа в активном горизонтальном формате).
Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире. Цвет в природе и декоративном искусстве. Цвет - форма - биоархитектура.
Освоение композиционных задач в искусстве. "Искусство и композиция" и коллективные пректы, ориентированные на изучение достопримечательностей родного города.
Роль изобразительного искусства в театре: композиционное решение сцены, оформление спектакля, костюм, афиша, грим, пригласительный билет. Природные закономерности распределения масс на плоскости, в объеме, пространстве.
Восприятие искусства и действительности. Формирование представлений о значении искусства в развитии цивилизации, реализации в искусстве идеалов и особенностей культуры народа, социокультурной роли искусства, его духовной составляющей. Развитие заинтересованного отношения к природе, природным формам, пространству в природе. Понимание функциональной значимости каждого звена природной структуры, ее отображение в творчестве художников разных исторических эпох.
1. Природа в изобразительном искусстве - 4 часа.
Тема 1. Природная среда как источник художественного вдохновения – 1 час.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Работа с натуры: наброски и зарисовки.Раскрыть перед учащимися роль и значение наброска и зарисовок в работе художника: запечатление мгновения, настроения, движения в быстром рисунке по восприятию, по впечатлению, с натуры
Тема 2. Природа в изобразительном искусстве– 1 час.
Развитие фантазии и воображения.
Мотивы природных форм и элементы стилизации и обобщения формы из реальной в декоративную.
Представление о творческой переработке природной формы художником
Тема 3. Мир живой природы глазами художника - 1час.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Представление о художнике-анималисте.
Изучение натуры: наблюдение, зарисовки, наброски, скульптурные этюды. Понятие о пластике в скульптурном изображении.
Тема 4. Особенности художественного изображения животных и птиц в декоративно-прикладном искусстве - 1 час.
Развитие фантазии и воображения.
Формирование представлений о реальном и стилизованном изображении животных и птиц в изобразительном искусстве.
Использование в стилизации формы животных характерных движений, поз; соблюдение закона стилизации, применимого в декоративно-прикладном искусстве — минимум средств в передаче задуманного художественного образа (линия, форма, цвет, пластика).
2. Природа и творчество - 3 часа.
Тема 5.Отражение природных форм в архитектуре - 1 час. Развитие фантазии и воображения. Освоение нового термина: архитектурная бионика. Гармоничность, надёжность природных форм и конструкций (крепление деталей, механизмы взаимодействия частей, функциональность и гармоничность формы, её назначение и др.). Применение особенностей природных форм и конструкций в создании предметов дизайна, техники, в архитектуре. Знакомство с творчеством архитектора А. Гауди.
Тема 6. Природные объекты и садово-парковая архитектура (фонтан)-1 час.
Развитие фантазии и воображения.
Раскрытие особенностей работы архитектора: продумывание и конструктивное решение не только архитектуры, но и всей прилежащей территории («вмещающий ландшафт» — Л.Н. Гумилёв).
Тема 7. Средства передвижения. Летательные аппараты — от Леонардо да Винчи до наших дней - 1 час.
Развитие фантазии и воображения.
Творчество и жизнь Леонардо да Винчи: художник, учёный, инженер, изобретатель.
Летательные аппараты, средства передвижения по земле, созданные художником по наблюдениям за птицами, животными и др.
3. Художественное творчество и его истоки - 3 часа.
Тема 8. Наука и искусство - 1 час.
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Размышления о науке и искусстве, их общих чертах и различии. Художник и философия, художник и математика. Художник и воображение. Этапы работы художника (писателя, поэта, драматурга, композитора) над произведением; научное открытие и воображение. Развитие представлений о том, что в основе любого художественного проекта или научной разработки лежат многочисленные наброски, записи, размышления, искания, пробы.
Тема 9. Рольфантазии и воображения в искусстве - 1 час
Развитие фантазии и воображения.
Формирование творческого мышления школьников с помощью внедрения в процесс обучения механизма переноса знаний с одного искусства на другое, раскрытия выразительных и конструктивных особенностей произведений разных видов искусства: музыки и слова; слова и предложения; пространственного выстраивания композиции стиха, нот на нотном стане; композиции рассказа, пьесы и др.Освоение понятий «художник-монументалист», «монументальная живопись», «фреска», «витраж», «мозаика». Формирование представления о тесном взаимодействии художника-архитектора и художника-монументалиста; о роли и значении монументальной живописи в интерьере и экстерьере архитектурного сооружения. Зависимость декоративного украшения архитектурного пространства от формы и назначения здания, городской и ландшафтной среды. Фризовая композиция.
Тема 10. Художник и творческий процесс - 1 час.
Развитие фантазии и воображения.
Формирование представлений учащихся о замысле и художественном образе произведения искусства. Обсуждение размышлений художников о процессе работы над произведением.
4. Краткость и выразительность в искусстве - 3 часа.
Тема 11. Коллаж — особая форма искусства - 1 час.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Дать представление о технике коллажа.
Техника выполнения коллажа и её применение.
Тема 12. Мудрость народа, заключённая в нескольких строчках - 1 час.
Развитие фантазии и воображения.
Отображение культуры народа в его поэзии.
Различия западной и восточной культур в их отношении к природе.
Особенности жанра традиционной японской поэзии — хокку. Чтение текстов хокку и размышление над их содержанием.
Тема 13. Плакат и законы его построения. Плакатная графика - 1 час.
Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму.
Плакат как вид изобразительного искусства. Выразительный язык плаката. Текст плаката и изображение — это сжатый, ясный, лаконичный пластический язык. Связь изображения и текста, содержащегося в плакате.
5. Искусство театра - 6 часов.
Тема 14. Театр — содружество всех искусств – 1 час.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Работа с музыкальным или литературно-поэтическим произведением.
Формирование представлений учащихся об особенностях оформления сцены. Экскурсия (очная или заочная) в театр. Знакомство с особенностями театра (вестибюль, гардероб, сцена, гримёрная, костюмерная и др.)
Тема 15. Оформление спектакля. Художник в театре – 1 час.
Развитие фантазии и воображения.
Театральная площадка — предметно-пространственное окружение сцены. Элементы пространства сцены: авансцена, занавес, собственно сцена, закулисное пространство.
Тема 16. Театральный костюм – 1 час.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Развитие интереса к искусству театра.
Формирование представления о специфике сценария к театральной постановке, построенного по мотивам литературного произведения. Роль и значение общего оформления сцены к спектаклю и костюмов героев
Тема 17. Лицо, грим, маска -1 час.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Грим и маска.
Разнообразие видов и форм грима, используемого в театре.
Отображение с помощью грима исторической эпохи, особенностей литературного произведения и характера героя.
Историческое ремесло создания маски.
Тема 18. Театральная афиша - 1 час.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Афиша — лицо спектакля.Значение афиши для успеха спектакля
Тема 19. Пригласительный билет на спектакль – 1 час.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Пригласительный билет — одно из условий успеха проводимого мероприятия (вечера, праздника, дня рождения и др.).
Значение художественного и декоративного оформления пригласительного билета, оригинального текста и грамотно подобранного шрифта.
6. Композиция и её роль в искусстве - 3 часа.
Тема 20-21 Архитектурная композиция – 2 часа.
Развитие фантазии и воображения.
Освоение закономерностей архитектурной композиции: композиционный центр, статика, ритм, динамика, симметрия, согласованность и гармония всех составляющих элементов.
Знакомство с четырьмя видами архитектурной композиции: фронтальной, трёхмерной, высотной, глубинно-пространственной
Тема 22. Композиция художественного произведения – 1 час.
Развитие фантазии и воображения.
Формирование представления о том, что композиция — это взаимодействие и особая гармония частей (объектов, элементов) художественного произведения, придающая ему единство и цельность.
7. Мироздание и искусство – 5 часов.
Тема 23-24. Западная и восточная модели в культуре человечества - 2 часа
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Знакомство с философией культур разных народов: западной и восточной моделью мировосприятия.
Западная культура — это культура света.
Восточная культура рассматривает мир как непрекращающийся процесс смены тёмного и светлого.
Тема 25. Миф (мифология) как образ мира- 1 час.
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Национальные особенности мифологической картины мира.
Славянская мифология — это представление о национальном единстве, которое связано с идеей общности Святой Руси.
Средства художественной выразительности, которые использовали художники в передаче особенностей представлений русского народа о мире и о себе.
Принцип разделения в мифах разных народов. Символ единства — Мировое древо.
Тема 26. Влияние мифологических представлений на повседневную жизнь русской деревни – 1 час.
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Мифологическое значение слова «деревня».
Роль и значение расположения деревни в ландшафте. Нередко в больших деревнях (сёлах) центральное место отводилось православному храму. Церковь была центром сельского прихода (нескольких ближних деревень).
Мирское пространство деревни: расположение вокруг церкви домов, бань, овинов, гумна и др.
Сакральное пространство деревенского мира. Связь жизни деревни с окружающей природой.
Тема 27. Древнерусский каменный храм как символ православного мироздания - 1 час.
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Формирование представлений об архитектуре православных храмов. Характерные особенности храмов-монументов, их принадлежность разным архитектурным школам. Внутренняя структура храма и его убранствоТема 28. Шрифтовая композиция – 1 час.
Шрифт как выразительное средство графической композиции. Шрифт как знак и как текст, содержащий определённую информацию, и одновременно украшение. Единство шрифтовой композиции и изображения в плакате. Создание шрифтовой композиции.
8. История и искусство – 4 часа.
Тема 28. Восприятие истории посредством искусства - 1 час.
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Историческая картина.
Формирование представлений о мифологических персонажах, запечатлённых в литературе.
Отображение истории в картинах, гравюрах, скульптуре.
Документально-повествовательный исторический жанр.
Взаимосвязь содержания художественного текста и его иллюстраций.
Тема 29. Костюм как средство исторической, социальной и психологической характеристики -1 час.
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
История развития костюма. Обусловленность особых черт костюма климатом, национальной принадлежностью, характером основных занятий человека. Повседневная и праздничная одежда.
Народное и традиционное в современном костюме.
Тема 30. Мифологические и священные животные (зооморфные коды) в искусстве -1 час.
Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму.
Изображение животных на картинах, гербах, в литературных и мифологических произведениях, сказках, легендах, поэзии, музыке.
Тема 31. Исторические символы в искусстве. «Скрытые образы» -1 час.
Развитие фантазии и воображения.
Информация, заложенная в символах. Использование символики в картинах, скульптуре, орнаменте.
9. Проекты – 2 часа.
Тема 32. Культурные достопримечательности города - 1 час.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Коллективная проектная работа, связанная с активной исследовательской деятельностью
Тема 33. Проектная работа «Знаковые образы в искусстве»– 1 час.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование умения обобщать информацию, поступающую из разных источников, и грамотно её использовать в практике.
Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция
10. Великие имена в искусстве– 2 часа.
Тема 34. Итоговая контрольная работа– 1 час
Тема 35. Великие имена в искусстве - 1 час.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников Леонардо да Винчи, Рафаэля, М.А. Врубеля, Ж.-П. Сёра, К.С. Петрова-Водкина и П. Пикассо.
Развитие способности и умения общаться на языке искусства со сверстниками и старшими.
Обсуждение работ художников, организация и проведение небольших исследований по творчеству художников
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Класс 7
Количество часов по учебному плану:
Всего 35 час; в неделю 1 час.
Плановых контрольных работ 1.
Планирование составлено на основе Примерной образовательной программы по учебному предмету, курсу (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 с изменениями от 28 октября 2015г. №3/15);