О.А. Волкова
1.Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
3.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4.Фундаментальное ядро содержания общего образования.
5.Учебный план МОУ «Никольская школа» на 201 – 2017 учебный год.
Учебно-методический комплекс, обеспечивающий обучение курса, в соответствии с ФГОС:
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.
• определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и нехудожественной фотографии;
• применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей — для школьного фильма);
• применять компьютерные технологии в собственной художественно-творческой деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.).
- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- несколько народных художественных промыслов России.
- пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов - Майдан, Жостово, а также местные промыслы);
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы XVII века);
- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно – прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.
- умело пользоваться языком декоративно – прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
- уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно – декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.).
- о существовании изобразительного искусства во все времена; иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворения в художественный образ;
- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- назвать имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива);
- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значение в создании художественного образа.
- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Настоящая рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в полном соответствии с учебным планом МОУ «Никольская основная общеобразовательная школа».
5 класс – количество часов в год – 34. Количество часов в неделю – 1ч.
6 класс – количество часов в год – 34. Количество часов в неделю – 1ч.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний, и умений.
Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, учёта особенностей конкретного региона России при сохранении структурной целостности данной программы.
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Современное выставочное искусство.
Ты сам мастер.
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Художественные материалы.
Рисунок – основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира — натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Образ человека – главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж – большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Содержание программы под редакцией Б. М. Неменского «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» распределено по четвертям – ступеням, которые последовательно выстраиваются от осознания уникальности народного (крестьянского) искусства к современным формам ДПИ.
Направленность содержания программы Б. М. Неменского на постижение языка декоративно-прикладного искусства, выступающего не как самоцель, а как средство создания художественного образа, передачи эмоционального отношения человека к миру, соответствует Примерной программе.
С целью реализации краеведческого аспекта, предусмотренного и авторской программой, и образовательным стандартам, содержание тематического планирования дополнили уроки знакомства школьников с художественными промыслами Вологодской области.
«Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Б.М. Неменского. Авторы: Н.А. Горяева, О.В. Островская. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ 9-е издание. Москва «Просвещение» 2014 г.
Тема года: «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» (34 ч.) Истоки языка декоративного искусства идут от народного крестьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусства – условно-символический. Учащихся необходимо подвести к пониманию того, что форма и цвет выступают здесь в роли знака, символизирующего определённую идею, а не изображающего конкретную реальность. |
№ урока | Тема | Тип урока | Цели | Содержание | Учебно-творческое задание | Оборудование | Характеристика видов деятельности | Вид контроля | Домашнее задание |
Древние корни народного искусства (8 ч.) |
1. | Декоративно-прикладное искусство и человек. Древние образы в народном искусстве | Урок усвоения новых знаний | Познакомить учащихся с понятием «декоративно-прикладное искусство (ДПИ)», произведениями искусства, рождёнными в крестьянской среде; объяснить, что выражают древние образы и символы. | Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа. Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далёкими предками. | Выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птицы, конь, солнце). | Гуашь, кисть или восковые мелки, акварель, или уголь, сангина, бумага. Метод. таблицы, примеры древних образов в надомной резьбе, на прялках, посуде, вышитых полотенцах. Народные мелодии – плясовые, лирические. Презентация. Учебник: с.11-19 | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразие варьирование трактовок. Создавать выразительные декоративно-обобщённые изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | Контроль выполнения практической работы. | Подобрать иллюстрации с изображением древних образов в произведениях народного ДПИ |
2. | Орнамент как основа декоративного украшения | Комбинированный урок | Познакомить с понятием «орнамент», с его происхождением, видами орнамента | Орнамент как основа декоративного украшения. Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный). Типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая) | Работа над декоративной композицией на тему древних образов Вологодской резьбы, росписи по дереву, орнаментах народной вышивки. | Уголь, сангина, тонированная бумага | Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщенность, выразительность изобразительного мотива, ритм, симметрия) в творческой работе | Фронтальный опрос (устно). Просмотр, анализ и оценивание работ | Подобрать иллюстрации к русским народным сказкам с изображением избы. |
3. | Декор русской избы | Комбинированный | Начать изучать язык ДПИ; познакомить учащихся с сюжетно-декоративной композицией; воспитывать любовь к традициям родной земли и народной культуре. | Дом–мир, обжитый человеком, образ освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкций и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре и декоре крестьянского дома (крыша, фронтон – небо, рубленая клеть – земля, подклеть (подпол) – подземный мир; знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания). Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. | Создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (причелина, полотенце, лобовая доска, наличники, ставни и т.д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, выстраивание их в орнаментальную композицию. | Сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага. Метод. табл., элементы декоративного убранства русских изб в разных регионах России. Презентация, интерактивная доска Учебник: стр. 20-29 | Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризировать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Подобрать иллюстрации к русским народным сказкам с изображением избы |
4. | Внутренний мир русской избы | Комбинированный | Познакомить с основными понятиями внутреннего убранства русской избы, развивать творческие навыки. | Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего убранства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати и др. Круг предметов быта, труда (ткацкий станок, прялка, люлька, светец и т.п.), включение их в пространство избы. Единство пользы и красоты в крестьянском жилище. | Изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда); коллективная работа по созданию общего подмалёвка | Карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага. Предметы интерьера крестьянского жилища. Русская народная песня «В низенькой светёлке…» Л. Мей. Учебник: стр.30-35 | Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Принести (по возможности) предметы русского быта |
5. | Конструкция и декор предметов народного быта | Комбинированный | Сформировать у детей навыки создания художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета. | Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалами, высокого художественного вкуса народных мастеров. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Предметы народного быта: прялки, ковши (ковш-скопкарь, ковш-конюх, ковш-черпак), ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля и др. Символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи. Нарядный декор – не только украшение предмета, но и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь. | Выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка, валек и др.). | Смешанная техника (рисунок восковым мелком и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага. Метод. табл., русские прялки, образцы деревянной фигурной посуды, вальки, рубеля (слайд-шоу). Народная музыка в инструментальном изложении. Учебник: стр.36-43 | Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненного важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать её. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. Отгадывание кроссворда. | Составить кроссворд по пройденному материалу (5-7слов) |
6. | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки | Комбинированный | Познакомить учащихся с русской народной вышивкой; закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции. Эскиз узора, вышивки на полотенце в традициях Вологодских мастеров | Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, устойчивости их вариативных решений. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках полотенец, подзоров, женских рубах и др. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой, их необычная выразительность (мотив птицы, коня и всадника, матери-земли, древа жизни и т. д.). Символика цвета в крестьянской вышивке (белый цвет, красный цвет). | Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами. | Гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага, ножницы. Метод. табл., образцы народной вышивки, примеры варьирования традиционных образов и мотивов в орнаментах народной вышивки (слайд) Учебник: стр.44-49 | Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т.д.), дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. Отгадывание кроссворда. | Подобрать иллюстративный материал о русском народном костюме (опережающее задание) |
7. | Народный праздничный костюм | Комбинированный | Познакомить с особенностями русского праздничного костюма, рассказать о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма. Народный костюм Вологодской области | Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплекс (в основе – сарафан) и южнорусский (в основе панёва) комплекс женской одежды. Рубаха – основа женского и мужского костюма. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России. Свадебный костюм. Формы и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостного мироздания через связь небесного, земного и подземно-подводного миров, идеи плодородия в образном строе народного праздничного костюма. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной одежде. | Создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных или южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съёмных деталей одежды для картонной игрушки-куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) народным орнаментом. | Бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель. Народная мелодия в инструментальном изображении. Учебник: стр.50-59 | Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков. Объяснять общее и особенное в образах праздничной одежды разных регионов России. Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа. Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Расспросить своих близких старшего поколения о праздниках наших предков: чему были посвящены, как проходили |
8. | Народные праздничные обряды. Масленица | Комбинированный | Обобщить знания учащихся по теме «Древние корни народного искусства»; познакомить учеников с русским фольклором. | Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землёй, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостного мира, народное творчество в действии. Обрядовые действия народного праздника (святочные, масленичные обряды, зелёные святки, осенние праздники), их символическое значение. | Изготовление куклы Масленицы | Сухая трава, солома или мочало; нитки, палочка, ткань. Постановка «Масленица» презентация, интерактивная доска | Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т.д.). Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценностность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. Отгадывание кроссворда. | Прочитать материал в учебнике стр.60-61 |
Связь времён в народном искусстве (8 ч.) Народное искусство сегодня живёт не в крестьянском быту, а в иной среде – городской, и совершенно иной жизнью. Задача – дать учащимся понимания этих форм бытования народных, крестьянских традиций в современной жизни, а также дать представление об общности народных художественных промыслов и их различиях. Тема предполагает акцент на местных художественных промыслах. |
9. | Древние образы в современных народных игрушках | Комбинированный | Сформировать понятие и выявить знания учеников о народной глиняной игрушке и её основных видах, таких, как филимоновская, дымковская, каргопольская; воспитывать любовь к традиционной русской культуре; обучить детей приёмам лепки традиционной русской игрушки; развивать фантазию, воображение; формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству народных мастеров. | Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам. Единство формы и декора в народной игрушке. Особенности цветового строения, основные декоративные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек. | Создание из глины (пластилина) своего образа игрушки, украшение её декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов. | Глина или пластилин. Метод. табл., выставка народных игрушек, презентация. Весёлая народная муз., Р. Щедрин. Озорные частушки. Учебник: стр.66-75 | Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащим различным художественным промыслам. Распознавать и называть ведущих народных художественных промыслов. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки в традиции одного из промыслов. Овладевать приёмами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Подобрать открытки, книжные иллюстрации с изображением народной игрушки |
10. | Древние образы в современных народных игрушках (продолжение) | Комбинированный | Сформировать понятие и выявить знания о народной глиняной игрушке и её основных видах; воспитывать любовь к традиционной русской культуре; обучить детей приёмам лепки традиционной русской игрушки; развивать фантазию, воображение; формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству народных мастеров. | Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам. Единство формы и декора в народной игрушке. Особенности цветового строения, основные декоративные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек. | Украшение глиняной игрушки её декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов. | Гуашь, кисти. Метод. табл., выставка народных игрушек, презентация. Учебник: стр.66-75 | Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащим различным художественным промыслам. Распознавать и называть ведущих народных художественных промыслов. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с украшением игрушки декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приёмами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. Отгадывание кроссворда. | Подобрать открытки, книжные иллюстрации с изображением народной игрушки |
11. | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла | Комбинированный | Познакомить учащихся с историей возникновения гжельской керамики, с особенностями искусства Гжели; воспитывать любовь и интерес к родной культуре. | Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров. Разнообразие и скульптурность посудной формы, единство формы и декора. Орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой «мазок с тенями», дающий пятно с игрой тональных переходов – от светлого к тёмному. Сочетание мазка-пятна с тонкой прямой волнистой, спиралевидной линией. | Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги или объёмное (основа - баночка) формы народной гжельской росписью. | Гуашь, кисти, бумага. Презентация, интерактивная доска, подлинные образцы Гжели. Учебник: стр.76-81 | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приёмы гжельского кистевого мазка – «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Подумать над вопросом: «Какие традиционные художественные промыслы нашей области вы знаете? |
12. | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла | Комбинированный | Познакомить учащихся с историей городецкой росписи; рассказать об особенностях городецкой росписи; воспитывать любовь и интерес к родной культуре. | Краткие сведения из истории развития Городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны, купавки – традиционные элементы городецкой росписи. Птица и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Красочность, изящество, отточенность линейного рисунка в орнаментальных и сюжетных росписях. Основные приёмы городецкой росписи. | Выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.), украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи. | Гуашь, большие и маленькие кисти, бумага, тонированная под дерево. Презентация, интерактивная доска, подлинные образцы Городца. Учебник: стр.82-85 | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям городецкого промысла. Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приёмы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции Городца. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Подобрать изображение орнаментальной или сюжетной композиции в произведениях ДПИ |
13. | Хохлома | Комбинированный | Продолжить изучение декоративного искусства и его места в жизни общества; познакомить детей с хохломской росписью. | Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор, или «травка», - главный мотив хохломской росписи. Основные элементы травного орнамента, последовательность его выполнения. Роспись «под фон», или фоновое письмо, его особенности. Причудливо-затейливая роспись «Кудрина». Национальные мотивы в «золотой» росписи посуды Башкирии. | Изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определённой народной традицией (наводка стебля – криуля, изображение ягод, цветов, приписка травки). Форма предмета предварительно тонируется жёлто-охристым цветом. | Карандаш, гуашь, большие и маленькие кисти, бумага. Презентация, интерактивная доска, подлинные образцы Хохломы. Учебник: стр.86-91 | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. Отгадывание кроссворда. | Составить кроссворд по пройденному материалу (5-7слов) |
14. | Жостово. Роспись по металлу | Комбинированный | Продолжить изучение декоративного искусства и его места в жизни общества; познакомить детей с жостовской росписью. | Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов. Жостовская роспись – свободная кистевая, живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещённости, объёмности в изображении цветов. Основные приёмы жостовского письма, формирующие букет: замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка. | Выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции. | Гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага. Презентация, интерактивная доска. Учебник: стр.92-95 | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. Осваивать основные приёмы жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. Отгадывание кроссворда. | Принести изделия из бересты, щепы, луба (по возможности) |
15. | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте | Комбинированный | Познакомить учащихся с резьбой по бересте и росписи по дереву. | Дерево и береста – основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья – птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса – творения искусных мастеров. Резное узорочье берестяных изделий. Мезенская роспись в украшении берестяной утвари Русского севера, её своеобразие. Изысканный графический орнамент мезенской росписи, её праздничная декоративность. Сочетание красно-коричневого, красного, зелёного замалёвка с графической линией – чёрным перьевым контуром. | Создание эскиза одного из предметов промысла, украшение этого предмета в стиле данного промысла (туеса или карандашницы) из плотной бумаги (можно сделать прорезанную форму из бумаги коричневого тона и вставить внутрь цветной фон). | Карандаш, бумага; картон, бумага коричневого тона, цветная бумага, ножницы, клей. Выставка изделий из бересты, щепы, луба, презентация. Учебник: стр.96-103 | Выражать своё личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера. Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари. Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, её ярко выраженную графическую орнаментику. Осваивать основные приёмы росписи. Создавать композицию росписи или её фрагмент в традиции мезенской росписи. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Прочитать в учебнике стр. 96 – 103 |
16. | Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы). | Повторительно-обобщающий (соревновательная игра) | Обобщить знания о народных промыслах, затронутые на уроках данной четверти. | Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры», «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни, быту», «Промыслы как искусство художественного сувенира». Традиционные народные промыслы, о которых не шёл разговор на уроках (представление этих промыслов поисковыми группами). | Участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине, в систематизации зрительного материала по определённому признаку, создание презентации | Материал для викторины. | Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Участвовать в отчёте поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала. Участвовать в презентации выставочных работ. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времён в народном искусстве» | Ответы на вопросы. Викторина. Кроссворд. | Подготовиться к итоговому тестированию. |
Декор – человек, общество, время (9 ч.) Эта одна из важнейших тем в понимании роли декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Осознание роли искусства украшения в формирование каждого человека и любого человеческого коллектива необходимо для грамотного использования в своей жизни предметов декоративного искусства. |
17. | Зачем людям украшения. | Урок усвоения новых знаний | Донести до детей понятие «социальная функция ДПИ», познакомить учеников с понятием «одежда» и её значением. | Предметы декоративного искусства несёт на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль его хозяина. Эта роль сказывается на всём образном строе вещи: характер деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции. Особенности украшения воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т.д. | Рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; объяснение особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран. | Учебник: стр.106-107. Презентация, примерные образцы декоративного искусства разных времён и народов, в которых наиболее ярко раскрывается его социальная роль. | Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Выявлять и объяснять, в чём заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значить украсить вещь. | Ответы на вопросы. | Прочитать в учебнике стр. 106-107 |
18. | Зачем людям украшения (продолжение) | Урок усвоения новых знаний | Донести до детей понятие «социальная функция ДПИ», познакомить учеников с понятием «одежда» и её значением. | Предметы декоративного искусства несёт на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль его хозяина. Эта роль сказывается на всём образном строе вещи: характер деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции. Особенности украшения воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т.д. | Изображение украшения древних славян | Бумага, карандаш, гуашь или акварель. | Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Выявлять и объяснять, в чём заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значить украсить вещь. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Завершить работу. |
19. | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | Урок усвоения новых знаний, умений, навыков | Познакомить учеников с декоративным искусством древнего общества, выявить основные понятия и функции древнего искусства. | Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета и др.). Различать одежды людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях. | Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.) или алебастровой вазы; поиск выразительной формы, украшение её узором, в котором используются характерные знаки-символы. | Цветные мелки, гуашь тёплых оттенков, кисти. Метод. табл., презентация. Учебник: стр.108-117 | Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта. Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Подобрать зрительный ряд с изображением украшений народов разных стран |
20. | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | Урок усвоения новых знаний, умений, навыков | Продолжить знакомство учеников с декоративным искусством древнего общества, выявить основные понятия и функции древнего искусства. | Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета и др.). Различать одежды людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях. | Нанесение на пластину рисунка узора или продавливание шариковой ручкой рельефа. | Фольга, пластина, шариковая ручка. Метод. табл., презентация. Учебник: стр.108-117 | Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора. Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Прочитать в учебнике стр. 108 – 117. |
21. | Одежда «говорит» о человеке | Комбинированный | Познакомить учащихся с декоративным искусством различных стран; сформировать понимание места и роли декоративного искусства в жизни человека. | Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком – знаком положения человека в обществе, его роли в обществе. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы императора. Знаки отличия в одежде высших чинов. Одежды знатных китаянок, их украшения. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остаётся та же – выявлять роль людей, их отношения в обществе, а так же выявлять и подчёркивать определённые общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам. Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве XVII века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан. | Выполнение коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображения мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию). | Большой лист бумаги, белая бумага, гуашь, большие и маленькие кисти, кусочки ткани, клей, ножницы. Метод. табл., презентация. Учебник: стр.118-133 | Высказывать о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах». Соотносить образный строй одежды с положением её владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Найти изображения костюмов разных времен и разных народов |
22. | Одежда «говорит» о человеке (продолжение) | Комбинированные | Продолжить знакомство учащихся с декоративным искусством различных стран; сформировать понимание места и роли декоративного искусства в жизни человека. | Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком – знаком положения человека в обществе, его роли в обществе. Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве XVII века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан. | Выполнение коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображения мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию). | Большой лист бумаги, белая бумага, гуашь, большие и маленькие кисти, кусочки ткани, клей, ножницы. Метод. табл., презентация. Учебник: стр.118-133 | Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах». Соотносить образный строй одежды с положением её владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Найти изображения гербов разных стран, городов |
23. | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы | Комбинированные | Сформировать у учащихся представление о гербах, познакомить с основными частями традиционного герба, рассказать об истории гербов и эмблем. | Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы, которые появились в Западной Европе в Средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности. Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические и негеральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии, их символическое значение. Символика цвета в классической геральдике. Составные элементы старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия). Символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки государства, страны, города, партии, фирмы и др. | Создание эскиза собственного герба, герба своей семьи: продумывание формы щита, его деления, использование языка символов. | Белая и цветная бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти. Метод. табл., презентация, интерактивная доска. Учебник: стр.134-139 | Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба (с учётом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Составить филворд на основе изученного материала (групповая работа) |
24. | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы (продолжение) | Комбинированный | Сформировать у учащихся представление о гербах, познакомить с основными частями традиционного герба, рассказать об истории гербов и эмблем. | Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические и негеральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии, их символическое значение. Символика цвета в классической геральдике. Составные элементы старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия). Символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки государства, страны, города, партии, фирмы и др. Герб Вологодской области и Устюженского района. | Изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба. | Белая и цветная бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти. Метод. табл., презентация, интерактивная доска. Учебник: стр.134-139 | Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба (с учётом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. Отгадывание кроссворда. | Подготовиться к повторительно-обобщающему уроку. |
25. | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | Повторительно-обобщающий (соревновательная игра) | Закрепить знания учащихся о декоративном искусстве древнего общества, выявить основные понятия и функции древнего искусства. | Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно прикладного искусства разных времён, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами. | Выполнение различных аналитически-творческих заданий, например, рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предметы быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку. | Презентация. Учебник: стр.108-117 | Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно-прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского). Использовать в речи новые художественные термины. | Ответы на вопросы. Викторина. Игровые задания. Отгадывание кроссворда. | |
Декоративное искусство в современном мире (8 ч.) Знакомство с современным выставочным ДПИ и создание коллективной работы в материале для украшения школы. Работа может быть сделана в любом материале и может осуществляться с силами одного класса, работающего по данной теме. Учитель выступает здесь в роли режиссера и главного художника. |
26. | Современное выставочное искусство | Урок усвоения новых знаний (на базе выставки декоративно-прикладного искусства) | Познакомить учащихся с современным декоративным искусством; показать отличия современного декоративного искусства от традиционных народных промыслов; рассказать учащимся об искусстве витража. | Многообразие материалов и техники современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Современное понимание красоты профессиональными художниками – мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения. Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Декоративный ансамбль как возможность объединения отдельных предметов в целостный художественный образ. Творческая интерпретация древних образов народного искусства работах современных художников. | Восприятие различных произведений современного декоративного искусства, рассуждение и участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала». | Слайд-шоу Произведения современного декоративного искусства, выполненные в разных материалах. Учебник: стр.142-167 | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и т.д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Высказывать по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа. Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывного единство материала, формы и декора. Использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционно народного искусства. | Ответы на вопросы. | Подобрать изображения художественных изделий современного декоративно-прикладного искусства. Сбор материала для работы над панно. |
27. | Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (панно) | Комбинированный | Научить детей изготовлять декоративное панно. | Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т.д.), постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение «картона», т.е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение общих фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно. | Выполнение творческой работы в разных материалах и техниках. Лоскутная аппликация или коллаж (коллективная работа). | Учебник: стр.168-173 | Разрабатывать, создавать эскиз коллективного панно. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого – к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Сбор материала для работы над витражом. |
28. | Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (панно) | Комбинированный | Научить детей изготовлять декоративное панно. | Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы с выбранным материалом (коллаж), постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение «картона», т.е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение общих фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно. | Выполнение творческой работы в разных материалах и техниках. Лоскутная аппликация или коллаж (коллективная работа). | Учебник: стр.168-173 | Разрабатывать, создавать эскиз коллективного панно. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого – к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Сбор материала для работы над витражом. |
29. | Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (витраж) | Уроки творческого применения знаний, умений и навыков | Научить детей изготовлять витраж. | Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы с выбранным материалом (витраж), постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение «картона», т.е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение общих фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно. Витраж в оформлении интерьера школы. | Разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией. Коллективное выполнение панно по наиболее удачному из разработанных эскизов | Цветная бумага, клей, ножницы. Метод. табл. Учебник: стр.174-179 | Разрабатывать, создавать эскиз витражей. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого – к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. Проверка материала. Отгадывание кроссворда. | Отбор и оформление работ к итоговой выставке. |
30. | Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (ваза) | Уроки творческого применения знаний, умений и навыков | Научить детей изготовлять декоративную вазу. | Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы с выбранным материалом (витраж), постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение «картона», т.е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение общих фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно. Нарядные декоративные вазы. | Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера. | Шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага. Метод. табл. Учебник: стр.180-181 | Разрабатывать, создавать эскиз вазы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого – к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Подобрать изображения декоративных игрушек, выполнение из различных материалов. Обратить внимание на особенности средств выразительности |
31. | Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (ваза) (продолжение) | Уроки творческого применения знаний, умений и навыков | Научить детей изготовлять декоративную вазу. | Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы с выбранным материалом (витраж), постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение «картона», т.е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение общих фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно. Нарядные декоративные вазы. | Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера. | Шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага. Метод. табл. Учебник: стр.180-181 | Разрабатывать, создавать эскиз вазы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого – к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Подобрать изображения декоративных игрушек, выполнение из различных материалов. Обратить внимание на особенности средств выразительности |
32. | Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (игрушка из мочала) | Комбинированный | Научить детей изготовлять игрушки из мочала. | Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы с выбранным материалом (витраж), постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение «картона», т.е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение общих фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно. Игрушка-конёк из мочала. | Изготовление игрушки-конька из мочала | Мочало, шпагат, ножницы, кусочки ткани. Учебник: стр.182-187 | Разрабатывать, создавать эскиз игрушек из мочала. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого – к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Подготовиться к итоговому контрольному тестированию |
33. | Тест. | Урок проверки знаний по теме года. | | | | | | Выполнение теста. | |
34. | Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (декоративная кукла) | Урок обобщения и систематизации знаний по теме года (творческая работа) | Развивать художественно-образное мышление и творческую активность | Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы с выбранным материалом (витраж), постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение «картона», т.е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение общих фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно. Декоративные куклы. | Выполнение декоративной куклы. | Картон, карандаш, теннисный шарик, нитки, кусочки цветной ткани, тесьма, кружева, бисер, пуговицы, клей ПВА, ножницы, иголка с ниткой. Учебник: стр.188-189 | Разрабатывать, создавать эскиз декоративной куклы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания объёмных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого – к сложному». | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | |