Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Неменского Б.М., Неменской Л.А. «Изобразительное искусство 5-9 классы», - М.: «Просвещение» 2011г, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с ФГОС ООО и основной образовательной программой МБОУ «СОШ № 28 ».
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС »
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА
РАССМОТРЕНО
Заседание педагогического совета
МБОУ «СОШ № 28»
Протокол № _____
от «____» августа 2015 г.
СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МБОУ «СОШ № 28»
Протокол №
от «» августа 2015 г.
Зам. директора по УВР
_________
УТВЕРЖДАЮ
Приказ №
от «» 2015г.
директор
МБОУ «СОШ № 28»
____________
РЕКОМЕНДОВАНО
Заседание ШМО учителей
гуманитарного цикла
МБОУ «СОШ № »
Протокол № _____
от «____» ________ 2015 г.
Руководитель ШМО
____________
Рабочая программа
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
для учащихся 5 класса
на 2015-2016 учебный год
Образовательная область: «Искусство»
Разработала:
Гомзякова Е.П.,
учитель изобразительного искусства
( I квалификационной категории.)
Братск, 2015 г
1. Пояснительная записка
1.1 Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Неменского Б.М., Неменской Л.А. «Изобразительное искусство 5-9 классы», - М.: «Просвещение» 2011г, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с ФГОС ООО и основной образовательной программой МБОУ «СОШ № 28 ».
По сравнению с авторской программой изменений нет.
1.2 Педагогические особенности обучения в данном классе.
Особенности обучающихся 5 класса обусловлены:
переходом детей в основную школу и необходимостью создания условий для адаптации учащихся в новой образовательной среде;
переходом от учебных действий, характерных для начальной школы к новой внутренней позиции обучающегося - направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
началом перехода детей к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания - представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
1.3 Цели и задачи программы:
Основная цель школьного предмета «Изобразительного искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
1.4 Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе – продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Программа «Изобразительное искусство. 5-9 классы» объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, учета особенностей конкретного региона России при сохранении структурной целостности данной программы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащиеся 5 класса должны знать:
истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика).
Учащиеся должны уметь:
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);
различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практические работы.
1.6 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.
Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность — это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель — формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности — сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Россия — часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
1.7 Описание места учебного предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в 5 классе отводится по 1 ч в неделю, всего 34 ч.
2. Учебно-тематический план
№ п/п
Разделы, темы
Кол-ство часов
Из них
Контрольные \ итоговые работы
Практические работы
и т.д.
1
Древние корни народного искусства
8
1
8
2
Связь времен в народном искусстве
8
1
8
3
Декор, человек, общество, время
10
1
10
4
Современное декоративное искусство
8
1
8
Итого
34
4
34
3. Содержание программы
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
I четверть. Древние корни народного искусства (8ч)
Вводная беседа. Знакомство с планом на предстоящий учебный год. ТБ и правила поведения на уроках.
Древние образы в народном искусстве. Традиционные образы народного прикладного искусства. Декоративные изображения как обозначения жизненно важных для человека смыслов.
Декор русской избы. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Внутренний мир русской избы. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме.
Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Русские прялки, деревянная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом.
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов. Орнамент в вышивке.
Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Разнообразие форм и украшений.
Народные праздничные обряды. Календарные народные праздники. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Организация праздника.
Задания:
работа над декоративной композицией на тему древних образов в резьбе и росписи по дереву, в орнаментах народной вышивки.
работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.
индивидуальная и коллективная работа на тему «В русской избе» Выявление в работе символов значения элементов народного орнамента.
вырезание из картона или плотной бумаги предметов крестьянского быта и украшение их орнаментом с включением древних образов народных мастеров.
Выполнение эскиза узора вышивки на полотенце в традиции
выполнение эскизов народного праздничного костюма разных регионов и народов России с использованием различных техник и материалов.
II четверть. Связь времен в народном искусстве (8ч)
Древние образы в современных народных игрушках. Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и др.
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. Единство формы предмета и его декора.
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. Викторина.
Организация выставки работ.
Задания:
создание игрушки (импровизация формы) и украшение ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.
вырезание из бумаги форм посуды и украшений росписью с использованием традиционных для данного промысла приемов письма (Гжель).
выполнение фрагмента росписи по мотивам росписи с использованием образа птицы, коня, элементов (Городец).
выполнение фрагмента Жостовской росписи с включением в нее крупных и
мелких форм цветов, связанных друг с другом. Выполненные индивидуально фрагменты росписи затем компонуются на черном поле крупных подносов.
IIIчетверть. Декор — человек, общество, время (10 ч)
Зачем людям украшения. Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности».
Все предметы декоративного искусства несут на себе печать| определенных человеческих отношений. Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.
Декор и положение человека в обществе. Роль декоративного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.
Одежда говорит о человеке. Одежда, костюм не только служат практическим целям, они являются особым знаком — знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли. Декоративное искусство Древнего Китая и декоративного искусства Западной Европы XVII века (эпоха барокко). I
Герб – символ чести рода. Отличительный знак любого человеческого сообщества — государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.
Цвет в классической геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Итоговая игра-викторина по теме четверти с широким привлечением учебных работ, показом слайдов произведений декоративно-прикладного искусства разных времен, с включением в игру художественных открыток, репродукций, собранных поисковыми группами.
Задания:
выполнение эскизов браслетов, ожерелий, ваз по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.
индивидуально-коллективная работа — создание декоративного панно на тему «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» (выбор композиции; передача стилевого единства декора одежды, предметов интерьера; выявление социальных принципов в изображаемых костюмах).
создание проекта собственного герба или герба своей семьи, своей школы, класса, объединения с использованием декоративно-символического языка геральдики.
IV четверть
Декоративное искусство в современном мире (8ч)
Современное выставочное искусство. Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно- прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной компози ции в конкретном материале.
Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
Ты сам — мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале. I
Оставшиеся уроки IV четверти посвящены коллективной реализации в конкретном материале наиболее удачного из замыслов. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и т. д.)
В конце учебного года устраивается отчетная выставка работи учащихся по декоративно-прикладному искусству, которую можно организовать как праздник «Украсим школу своими руками».
Задания:
разработка эскизов коллективных панно и витражей для украшения интерьера школы по мотивам русских народных сказок, народных праздничных гуляний, древних образов народного (крестьянского) искусства. Творческая интерпретация древних образов: древа жизни, коня, птицы, матери-земли.
4. Планируемые результаты изучения предмета
4.1Личностное развитие
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
4.2 Формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
4.3 Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Обучающийся научится:
осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
Коммуникация и социальное взаимодействие
Обучающийся научится:
использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Поиск и организация хранения информации
Обучающийся научится:
использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;
4.4 Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный, творческий проект;
использовать догадку, озарение, интуицию;
целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
4.7 Предметные результаты
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр, кино);
Приобретение опыта работы различными художественными материалами и разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
5. Учебно-методическое обеспечение программы
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.
В рабочей программе по изобразительному искусству 5класс выделены 4 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Древние корни народного искусства»; «Связь времен в народном искусстве»; «Декор, человек, общество, время»; « Декоративное искусство в современном мире».
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры ) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радости успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Формированию предметных и метапредметных результатов обучения (УУД) на уроках способствуют образовательные технологии:
Технология учебного проектирования
Технология личностно ориентированного обучения
Технология развивающего обучения
Технология проблемного обучения
Технология сааморазвития личности
Игровые технологии
Технологии групповой деятельности
Информационные образовательные технологии
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике;
проблемное изложение изучаемого материала;
частично-поисковый, или эвристический метод;
исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
6. Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки
Оценка знаний, умений и уровня развития учащихся осуществляется по пятибалльной системе с помощью тестирования, перечня теоретических вопросов, практических работ и заданий в течение года.
Формы контроля:
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
решение композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
общее впечатление от работы.
возможности ученика, его успехи в развитии своих спо.
Нормы оценок
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
учащийся не справляется с поставленной целью урока.
7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Специфическое сопровождение (оборудование):
-репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы; -портреты художников; таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
-таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
-схемы рисования предметов, растений, животных человека;
-открытки и календари с репродукциями;
-таблицы по ДПИ;
-стелажи (полки) для хранения;
- демонстрационные и постановочные материалы;
-разнообразные художественные материалы.
Электронно-программное обеспечение:
-электронные библиотеки по искусству;
-презентации к урокам на дисках и флеш.носителях;
-DVD – фильмы по ИЗО;
-записи классической и народной музыки.
Технические средства обучения:
-мультимедийный проектор,
-ноутбук с художественными программами,
-интерактивная доска;
-музыкальный центр;
-магнитная доска.
8. Информационное обеспечение
8.1 Литература, использованная при подготовке программы
Твоя мастерская» Б.М.Неменский. - М.: «Просвещение», 2003.
«ИЗО и художественный труд» 1-8кл., Б.М.Неменский, - .: «Просвещение», 2003.
Костерин Н. П. «Учебное рисование», - М: « Просвещение», 2004.
Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-8 классы. - М.: «Просвещение», 2011.
Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: «Просвещение», 2003.
Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: «Просвещение», 2003.
8.2 Литература, рекомендованная для обучающихся
Изобразительное искусство: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 класса. Н. А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б. М.Неменского. – М : «Просвещение», 2012.
Рабочая тетрадь к учебнику Н. А. Горяевой «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», под редакцией Б. М. Неменского для 5 класса - М : «Просвещение», 2013.
Тема года: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
Кал-рные
сроки
№ урока
Тема
Кол-во
часов
Планируемые результаты
Контроль,
диагностика
Предметные
УУД
Древние корни народного искусства(8ч)
1
Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б.
1
Знания: Крестьянско-прикладное искусство – уникальное явление духовной жизни народа.
2
Древние образы в народном искусстве.
1
Знания: Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства – солярные знаки– как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа; декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека символов, их условно-символический характер
Умения: объяснять простейшие символы. использовать полученные знания в работе
Метапредметиые УУД
Регулятивные УУД:
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий.
Осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе.
Личностные УУД
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников.
Знания: - устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символику (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет и т. д.;
-жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома;
-единство пользы и красоты в народном жилище.
Умения: использовать точку схода для построения плоскости пола, стен, потолка.
4
Внутренний мир русской избы
1
Знания: единство конструкции и декора в традиционном русском жилище;
-отражение картины мира в трёхчастной структуре и образном строе избы.
Умения:
- умению работать коллективно и в паре,
- использовать полученные знания в работе.
5
Конструкция, декор предметов народного быта и труда
1
Знания: органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора.Умения: использовать разные материалы в работе.
6
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
1
Знания: условность языка орнамента, его символическое значение;
-особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенец;
- детали прялки.
Умения:
- использовать разные материалы в работе;
- использовать полученные знания на практике.
7
Народный праздничный костюм.
Проектная работа «Изготовление бумажной куклы в русском костюме»
1
Знания- целостный художественный образ русского народного костюма;
- северорусский и южнорусский комплект одежды;
-форму и декор женских головных уборов;
-о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.
Умения: отличать северный и южный русский костюмы;
-находить нужную информацию по теме;
-выполнять эскиз русского костюма.
8
Народные праздничные обряды (обобщение темы)
1
Знания:- истоки народных раздников;
- обрядовые действия, и их имволическое значение;
-сущность понятия культура как памяти, сохраняющей обычаи и традиции.
Умения: объяснять русские народные поговорки;
- находить нужную информацию по теме;
- использовать разные материалы в работе.
Связь времён в народном искусстве (8ч.)
9
Древние образы в современных народных игрушках.
1
Знания: историю промысла;
-какую смысловую нагрузку несут цвета;
-как используется символика цвета в произведениях живописи, в народном костюме;
-создавать объёмную игрушку по мотивам известного промысла.
Метапредметиые УУД
Регулятивные УУД:
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий.
Осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе.
Личностные УУД
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников.
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
1
Знания: историю промысла;
-особенности гжельской керамики;
-виды орнамента и мотивы в росписи гжели.
Умения: узнавать гжельскую керамику;
-выполнить эскиз росписи декоративного предмета под «гжель».
12-
13
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
1
Знания: - историю промысла;
-особенности городецкой росписи;
-историю промысла;
-виды орнамента и изобразительные мотивы росписи изделий;
Умения: -узнавать городецкую роспись;
-выполнять рисунок изделия под городец.
14-
15
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла
1
Знания: -технологию изготовления жостовского подноса;
-особенности техники росписи, цветовую гамму жостовских подносов;
- орнаментальные композиции.
Умения: -узнавать жостовский поднос;
- выполнять композицию в круге или овале.
16-
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)
1
Знания: роль народных художественных промыслов в современной жизни;
-характерные особенности народных промыслов;
-несколько традиционных промыслов России (Жостово, Городец, Гжель, Хохлома, Полхов –Майдан и др.)
Умения: узнавать предметы народных промыслов ;
-анализировать произведения народных мастеров.
Декор – человек, общество, время (10)
17
Зачем людям украшения.
1
Знания: - социальную функцию декоративного искусства в организации общества;
- понятие эволюции и образное значение одежды,
Умения: -составлять композицию из нескольких предметов;
-использовать разные материалы в своей работе.
Метапредметиые УУД
Регулятивные УУД:
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий.
Осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе.
Личностные УУД
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников.
- особенности искусства Древнего Египта, Китая, Греции
-различать декоративное искусство разных времен по стилистическим особенностям.
Умения: - использовать полученные знания в работе,
- изображать человека в одежде;
-работать с выбранным материалом.
19
Роль декоративного искусства в Древнем Египте.
1
20
Д/И Древней Греции.
Костюм эпохи Древней Греции.
Греческая керамика.
1
21
Костюм – знак положения человека в обществе. Д\И Западной Европы эпохи Средневековья.
1
22
Индивидуально - коллективная работа – создание декоративного панно «В готическом городе»
1
23
Индивидуально - коллективная работа – создание декоративного панно «Бал во дворце».
1
24-
25
О чем рассказывают гербы.
Создание проекта собственного герба, герба своей семьи, школы, класса
2
Знания: правила составления композиции герба;
-российский герб;
-герб г.Братска и Иркутской области;
-формы герба;
-символы герба.
- что такое эмблемы, зачем они нужны людям.
Умения: придумывать и выполнять эскиз герба, учитывая традиционные формы и изобретая свой герб
26
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
(Обобщающий урок-викторина)
1
Знания: - роль декоративного искусства в жизни человека и общества;
-символический язык декоративного искусства;
Умения: - различать декоративное искусство разных времен по стилистическим особенностям;
- использовать полученные знания в жизни,
- придумывать и выполнять свои декоративные работы..
Декоративное искусство в современном мире (8ч.)
27
Современное выставочное искусство.
1
Знания: -многообразие материалов и техник современного Д-П искусства,
-понятие дизайн,
-роль выразительных средств в построении декоративной композиции.
Умения: различать техники и материалы современного Д-П искусства
Метапредметиые УУД
Регулятивные УУД:
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий.
Осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе.
Личностные УУД
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников.