kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по ИЗО УМК Школа Росси 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ИЗО УМК Школа Росси 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО УМК Школа Росси 4 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство – 4» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 06.10.2009 г

2.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» .

3.Учебного плана МОБУ СОШ №2 с. Бижбуляк на 2015-2016 учебный год.

4.Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2015-2016 учебный год;

5.Примерной и авторской программы УМК «Школа России» начального общего образования по изобразительному искусству для образовательных учреждений Л. А. Неменская. «Изобразительное искусство 1 – 4 классы» Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации 4-е издание Москва «Просвещение» 2014 г.


Программа соответствует учебнику «Изобразительное искусство» для четвёртого класса образовательных учрежденийЛ. А. Неменская4-е издание Москва «Просвещение» 2014 г.


Согласно учебному плану программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю)

Из них:

- практические работы- 29;

коллективные творческие работы- 5;

искусствоведческая викторина -1


Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.

Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования по математике и авторской программой учебного курса.

Общая характеристика учебного предмета

Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобрази тельному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

В авторскую программу не внесены изменения.


Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4 классе является формирование представлений о многообразии художественных культур народов Земли и единстве представлений народов о духовной красоте человека. Многообразие культур не случайно - оно выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его жизнь, его история. Эти отношения не неподвижны - они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую. В этом основа своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур - богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры - важнейший элемент содержания, которое должны постичь дети. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядка в этом хаосе образов, поэтому каждую культуру нужно донести до ребенка как целостную художественную личность.

В данной Рабочей программе художественные представления даются как зримые сказки о культурах. В 4 классе дети еще не готовы к историческому мышлению. Но им присущи чуткость, стремление к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Приобщаясь к истокам культуры народа, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.

Учебные задания в 4 классе предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества. В 4 классе возрастает значение коллективных работ. Поэтому на уроках используются индивидуальные и коллективные формы работы. Предусматривается использование музыкальных произведений, позволяющих создать целостное преставление о культуре того или иного народа.



Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, в год 35 часов.


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

8

8

10

9


Результаты изучения курса «Изобразительное искусство»


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

понимание образной природы искусства;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

умение рассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

умение объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.


Содержание учебного курса

Общая тема: «Каждый народ - художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)»- 35 часа:

• Истоки родного искусства – 9 часов

• Древние города нашей земли- 7 часов

• Каждый народ-художник - 10 часов

• Искусство объединяет народы- 9 часов


Истоки родного искусства (9ч.)

  • Пейзаж родной земли

  • Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изобра­жение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.

  • Материалы:гуашь, мелки, бумага.

  • Зрительный ряд: слайды природы, репродукции картин рус­ских художников-пейзажистов.

  • Музыкальный ряд: русские народные песни.

  • Образ традиционного русского дома (избы)

  • Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Зада­ние: моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуаль­но-коллективная работа.

  • Материалы:бумага, картон, ножницы; пластилин, стеки.

  • Зрительный ряд: слайды деревянных ансамблей из этногра­фических музеев.

  • Задание на дом: найти изображения русской деревни, ее по­строек.

  • Украшения деревянных построек и их значение

  • Единство в работе трех Мастеров. Магические представле­ния как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окно, очи дома, украшались наличниками; фасад — лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополни­тельно — изображение избы (гуашь, кисти).

  • Материалы:белая тонированная или оберточная бумага, ножницы, клей или пластилин для объемных построек.

  • Зрительный ряд: слайды из серий «Этнографические музеи», «Русское народное искусство», «Деревянное зодчество Руси».

  • Литературный ряд: В. Белов. «Лад».

Деревня — деревянный мир

  • Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, воро­та, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изобра­жение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа.

  • Материалы:гуашь, бумага, клей, ножницы.

Образ красоты человека

  • У каждого народа складывается свой образ женской и муж­ской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены пред­ставления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В об­разе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).

  • Изображение женских и мужских народных образов индиви­дуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в дет­ских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежд. При наличии дополнительных уроков — изго­товление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».

  • Материалы:бумага, гуашь, клей, ножницы.

  • Зрительный ряд:слайды материалов этнографических музе­ев, книги о народном искусстве, работы художников И. Билиби-на, И. Аргунова, А. Венецианова, М. Врубеля и других.

  • Литературный ряд:фрагменты былин, русских сказок, отрыв­ки из поэм Н. Некрасова.

  • Музыкальный ряд:народные песни.

Народные праздники

  • Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это об­раз идеальной, счастливой жизни.

  • Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.

  • Материалы:склеенное полотнище обоев для панно и листы бумаги, гуашь, кисти, ножницы, клей.

  • Зрительный ряд:работы Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Маляви­на; произведения народного декоративного искусства.

  • Литературный ряд: И. Токмакова. «Ярмарка». Музыкальный ряд: Р. Щедрин. «Озорные частушки»; Н. Рим-ский-Корсаков. «Снегурочка».

Древние города нашей земли (7 ч.)

Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отража­ясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.

Древнерусский город-крепость

  • Изучение конструкций и пропорций крепостных башен горо­дов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пласти­лина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания. Материал: согласно выбранному варианту задания. Древние соборы

  • Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.

  • Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. Постройка древнего собора из бумаги. Коллективная работа.

  • Материалы:бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки. Зрительный ряд: репродукции произведений А. Васнецова, И. Билибина, Н. Рериха; слайды на темы «Прогулка по Крем­лю», «Соборы Московского Кремля». Древний город и его жители

  • Моделирование всего жилого наполнения города. Заверше­ние «постройки» древнего города. Возможный вариант: изобра­жение древнерусского города.

  • Материалы:тушь, перо (пастель), бумага. Зрительный ряд: произведения А. Васнецова; книги, слайды с видами древних русских городов. Древнерусские воины-защитники

  • Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов. Материалы: гуашь, бумага.

  • Зрительный ряд: репродукции работ И. Билибина, В. Васне­цова; иллюстрации детских книг.

  • Древние города Русской земли

  • Знакомство с своеобразием разных городов — Москвы, Нов­города, Пскова, Владимира, Суздаля и других. Они похожи и не­похожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.

  • Материалы:графическая техника (мелки, монотипия) или живопись (гуашь, кисти), бумага.

  • Узорочье теремов

  • Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, израз­цы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для сле­дующего ' задания.

  • Материалы:бумага (тонированная или цветная), гуашь, кисти.

  • Зрительный ряд: слайды «Древние палаты Московского Кремля»; В. Васнецов. «Палаты царя Берендея»; произведения И. Билибина, А. Рябушкина.

  • Праздничный пир в теремных палатах

  • Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.

  • Материалы:склеенные обои для панно и листы бумаги, гу­ашь, кисти, клей, ножницы.

  • Зрительный ряд: слайды палат Московского Кремля, иллю­страции к русским сказкам В. Васнецова.

  • Литературный ряд: А. Пушкин. «Руслан и Людмила».

  • Музыкальный ряд:произведения Ф. Глинки, Н. Римского-Корсакова.

Каждый народ-художник (10 ч.)

  • Братья-Мастера ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира.

  • Учитель может выбрать три культуры, чтобы успеть интерес­но «прожить» их с детьми. Мы предлагаем три культуры в кон­тексте их связей с культурой современного мира: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока. Но учитель может взять для изучения/например, Египет, Китай, Индию и т. д. Важно осозна­ние детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрез­вычайно многолик и через искусство мы приобщаемся к миро­восприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках.

  • Художественные культуры мира — это не история искусств этих народов. Это пространственно-предметные миры культуры, в которых выражается душа народа.

  • Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по раз­ным странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.).

  • Каждая культура просматривается по четырем парамет­рам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.

  • Образ художественной культуры Древней Греции

  • Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Разме­ры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым чело­веком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олим­пийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шест­вия (фигуры в одеждах).

  • Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих хра­мов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.

  • Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (тор­жественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).

  • Материалы: гуашь, ножницы, клей, бумага.

  • Зрительный ряд: слайды современного облика Греции, произ­ведений древнегреческих скульпторов.

  • Литературный ряд: мифы Древней Греции.

  • Образ художественной культуры Японии

  • Характерное для японских художников изображение приро­ды через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; тра­ва с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.

  • Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с пе­редачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.

  • Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются инди­видуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главно­го художника» работает над фоном панно.

  • Материалы:большие листы бумаги для коллективной рабо­ты, гуашь, пастель, карандаши, ножницы, клей.

  • Зрительный ряд: гравюры японских художников Утамаро, Хо-кусай — женские образы, пейзажи; слайды современных городов Японии.

  • Литературный ряд:традиционная японская поэзия.

  • Образ художественной культуры средневековой Западной Европы

  • Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.

  • Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на го­родской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).

  • Материалы:большие листы бумаги, гуашь, пастель, кисти, ножницы, клей.

  • Зрительный ряд: слайды городов Западной Европы, средневе­ковой скульптуры и одежд.

  • Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

  • Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепле­ния в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ве­дущей темы года. Итогом беседы должно быть не запоминание названий, а радость от возможности поделиться открытиями уже прожитых детьми культурных миров. Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям зани­маться не заучиванием памятников, а пониманием разности своей работы в разных культурах, помогать осознанию того, что постройки, одежды, украшения у разных народов очень разные.

Искусство объединяет народы (9 ч.)

  • Последняя тема завершает программу начальной школы, за­канчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завер­шить основные линии осознания искусства ребенком.

  • Темы года раскрывали богатство и разнообразие представле­ний народов о красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники — раз­ное. Дети и должны были осознать: прекрасно именно то, что че­ловечество столь богато разными художественными культурами и что они не случайно разные.

  • Теперь задачи принципиально меняются, они как бы противо­положны—от представлений о великом многообразии к пред­ставлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любых различиях люди остаются людьми и есть нечто вос­принимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное.

  • Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории..

  • Все народы воспевают материнство

  • Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения ис­кусства на эту тему, понятные всем людям.

  • Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, их отношение друг к другу.

  • Материалы: гуашь или пастель, бумага, кисти.

  • Зрительный ряд: икона «Владимирская Богоматерь»; Рафа­эль. «Сикстинская мадонна»; М. Савицкий. «Партизанская ма­донна»; Б. Неменский. «Тишина» и др.

  • Музыкальный ряд: колыбельная песня.

  • Все народы воспевают мудрость старости

  • Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.

  • Задание на изображение любимого пожилого человека. Глав­ное — это стремление выразить его внутренний мир.

  • Материалы: гуашь или пастель, бумага, кисти.

  • Зрительный ряд: портреты работы Рембрандта, автопортрет В. Тропинина, автопортрет Леонардо да Винчи, автопортрет Эль Греко.

  • Сопереживание — великая тема искусства

  • С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопере­живание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чу­жому горю, чужому страданию.

  • Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).

  • Материалы: гуашь (черная или белая), бумага, кисти.

  • Зрительный ряд: С. Боттичелли. «Покинутая»; П. Пикассо. «Нищие»; Рембрандт. «Возвращение блудного сына».

  • Литературный ряд: Н. Некрасов. «Плач детей». Герои, борцы и защитники

  • В борьбе за свободу, справедливость все народы видят про­явление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искус­ства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой те­ме. Героическая тема в искусстве разных народов.

  • Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком). Материалы: пластилин, стеки.

  • Зрительный ряд: памятники героям разных народов, памят­ники эпохи Возрождения, скульптурные произведения XIX и XX веков.

  • Юность и надежды

  • Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости дет­ства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, откры­тиях.

  • Материалы:гуашь или пастель, бумага. \

  • Зрительный ряд: В. Тропинин. «Портрет сына»; 3. Серебрякова. «Девочки у рояля» и т. д.

  • Искусство народов мира (обобщение темы)

  • Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ уча­щихся.

  • Материалы:бумага для оформления работ, клей, ножницы и т. д.

  • Зрительный ряд: лучшие работы за год или за всю начальную 1 школу, коллективные панно, собранный детьми по темам искусствоведческий материал.

  • Литературно-музыкальный ряд: по усмотрению учителя как иллюстрация к сообщениям экскурсоводов.


Календарно-тематическое планирование учебного материала



Тема урока

К-во ч.

Дата проведения


Примечание

(Коррекция)

план

факт


1

Рисование по памяти и представлению.Какого цвета Родина? Осенний вернисаж.

1

03.09



2

Рисование по памяти и представлению.Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времён года.

1

10.09



3

Образ традиционного русского дома (избы). Конструирование.

1

17.09



4

Украшение деревянных построек и их значение. Конструирование.

1

24.09



5

Деревня - деревянный мир. Коллективное панно.

1

01.10



6

Тематическое рисование. Красота человека (женский образ)

1

08.10



7

Тематическое рисование. Красота человека (мужской образ)

1

15.10



8

Декоративно-творческое конструирование. Народные праздники

1

22.10



9

Ярмарка. Обобщение по теме «Историки родного искусства»

1

29.10




Древние города нашей земли - 7 часов






10

Древнерусский город крепость. Конструирование.

1

05.11



11

Тематическое рисование. Древние соборы.

1

12.11



12

Древний город и его жители. Конструирование.

1

19.11



13

Тематическое рисование. Древнерусские воины – защитники.

1

26.11



14

Города русской земли. Рисование по памяти.

1

03.12



15

Декоративное рисование. Узорочье теремов.

1

10.12



16

Праздничный пир в теремных палатах. Коллективное панно.

1

17.12




Каждый народ – художник (10ч.)





17

Праздник как элемент художественной культуры страны.

Образ японских построек. Рисование по представлению.

1

24.12



18

Тематическое рисование. Отношение к красоте природы в японской культуре

1

21.01



19

Рисование по памяти и представлению. Образ человека, характер одежды в японской культуре

1

28.01



20

Тематическое рисование. Искусство народов степей

1

04.02



21

Обрывная аппликация из цветной бумаги. Образ художественной культуры средней Азии

1

11.02



22

Рисование по памяти и представлению. Образ красоты древнегреческого человека

1

18.02



23

Тематическое рисование. Древнегреческая архитектура

1

25.02



24

Коллективная работа. Олимпийские игры в древней Греции

1

04.03



25

Конструирование. Образ готических городов средневековой Европы.

Средневековая архитектура.

1

11.03



26

Средневековые готические костюмы

Коллективное панно.

1

18.03




Искусство объединяет народы 9 часов






27

Обобщение по теме «Каждый народ художник»

1

01.04



28

Рисование по памяти и представлению. Все народы воспевают материнство. Портрет мамы.

1

08.04



29

Тематическое рисование. Все народы воспевают мудрость старости

1

15.04



30

Тематическое рисование. Сопереживание великая тема искусства

1

22.04



31

Эскиз памятника герою. Герои борцы и защитники

1

29.04



32

Лепка памятника герою. Герои борцы и защитники

1

06.05



33

Тематическое рисование. Юность и надежды

1

13.05



34

Искусство народов мира. Искусствоведческая викторина.

1

20.05



35

Урок-презентация. Обобщение.

1

27.05




Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» учащийся 4 класса должен

знать/понимать:

- освоить основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображении на плоскости и в объеме; украшения или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:

- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графики, скульптуре, основах дизайна, декоративно - прикладных видах искусства;

- приобрести первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров изобразительного искусства;

- развить по возможности свои наблюдательные и познава­тельные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетиче­ские явления в природе и деятельности человека;

- развить фантазию, воображение, проявляющиеся в кон­кретных формах творческой художественной деятельности;

- освоить выразительные возможности художественных ма­териалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

- приобрести навыки художественного восприятия различ­ных видов искусства, начальное понимание особенностей образ­ного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;

- научиться анализировать произведения искусства, обрес­ти знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать ху­дожественные термины и понятия;

- овладеть опытом самостоятельной творческой деятельно­сти, а также приобрести навыки коллективного творчества, уме­ние взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных по­строений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;

- приобрести навыки общения через выражение художест­венного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при вос­приятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

- приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения лю­дей, в создании среды жизни и предметного мира;

- сформировать представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино). |

уметь:

- правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку;

- свободно работать карандашом, проводить линии различной толщины;

- правильно располагать лист бумаги в зависимости от характера изображения;

- анализировать произведения искусства;

- активно использовать различные термины и понятия;

- выполнять узоры из декоративно переработанных фигур животного и растительного мира, геометрических форм;

- рисовать кистью, смешивая цвета, отличая теплые от холодных.

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Учебно-методический комплект:

Литература для учителя:

  1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник: Учебник для 4 класса. – М. Просвещение, 2014

  2. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/[Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.];-2-ое изд.-М.: Просвещение, 2012.-129с.

  3. Костерин, Н. П. Учебное рисование. – М.: Просвещение, 2014.

  4. Конышева, Н.М. Изобразительное искусство в начальных классах. – М.: Просвещение, 2012.

  5. Компанцева, Л. В. Поэтические образы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 2013


Литература для обучающихся:

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник: Учебник для 4 класса. – М. Просвещение, 2014

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Компьютер

Проектор

аудио-колонки

Цифровые образовательные ресурсы:

Презентации

Энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Интернет-ресурсы:

  • Поисковая система (http://www.google.ru/)
    «Симметрия в искусстве» http://irinmorozova.narod.ru

  • Преподавание МХК и ИЗО (http://festival.1september.ru/articles/subjects/28)

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/)

  • Электронная версия журнала «Искусство». Сайт для учителей «Я иду на урок МХК»(http://art.1september.ru/)

  • Презентации поэтапной росписи. Фрагменты народной музыки. Видеоролики о народной игрушке (http://www.1-kvazar.ru/)

  • Виртуальный музей живописи, скульптуры, архитектуры. Энциклопедия мифологии. Библиотека. (http://smallbay.ru/)

  • "Виртуальный музей живописи"  Картины художников - 52 автора (от 10 до 200 картин). Биографии художников (81). История живописи ( направления и эпохи в истории живописи). Музеи живописи - ссылки на музеи живописи России (117) и много ссылок на зарубежные музеи всех континентов.(http://www.museum-online.ru/)

  • "Эрмитаж" История. Шедевры. Выставки, Обучение и образование и др. (www.hermitagemuseum.org)

  • "Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина" История. Коллекции и проч.  (http://www.museum.ru/)

  • "Государственный Русский музей" Санкт-Петербург  История. Выставки. Коллекции. Реставрация. (http://www.rusmuseum.ru/)

  • Энциклопедия искусств. На сайте выложенные для чтения два тома (1956, 1961) известной энциклопедии в 6-ти томах "Всеобщая история искусств". (http://artyx.ru)

  • "Библейский сюжет" - электронная версия одноименной программы на телеканале "Культура". Рассказы о сюжетах и картинах. Иллюстрации хорошего качества.(http://www.neofit.ru)

  • Лучшие музеи Европы и мира (http://www.kontorakuka.ru)

  • Картинки и анимация по темам. Помощь в создании сайта и раздел «Ресурсы Интернет школе» (http://www.jenova.narod.ru/ ).

  • Интернет-галерея живописи – картины, живопись, репродукции. (http://gallerix.ru/)








Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 с. Бижбуляк

муниципального района Бижбулякский район

Республики Башкортостан


Рассмотрено

Согласовано

Утверждаю

на заседании ШМО

зам. директора по УР

Директор:________/Л.М.Едиханова

«____»_______2015

Протокол №____

______/_____________


МОБУ СОШ№2 с. Бижбуляк

______/___________

Руководитель МО

«____»_______2015



Пр.№__ «____»_________2015











Рабочая программа

по изобразительному искусству

для 4 класса


на 2015 – 2016 учебный год









Составитель: Харрасова З.М.








Бижбуляк

2015 г.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Рабочая программа по ИЗО УМК Школа Росси 4 класс

Автор: Харрасова Зиля Мавлияровна

Дата: 10.12.2016

Номер свидетельства: 368022

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Рабочая программа по ИЗО УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-po-izo-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "143172"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418468484"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-4-klassa-umk-shkola-rossii-1"
    ["file_id"] => string(6) "246139"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446300205"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Рабочая программа  учебного предмета «Математика» 6 класс  УМК «Сферы» Е.А.Бунимович и др.   на 2014/2015  УЧЕБНЫЙ  ГОД. "
    ["seo_title"] => string(122) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-matiematika-6-klass-umk-sfiery-ie-a-bunimovich-i-dr-na-2014-2015-uchiebnyi-god"
    ["file_id"] => string(6) "136482"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417109874"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Рабочая программа по музыке для 3 класса. УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia-proghramma-po-muzykie-dlia-3-klassa-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "246371"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446365929"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебного курса - «Литературное чтение»  в1,2,3,4 (общеобразовательных) классах  УМК «Школа России»  на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(152) "rabochaia-programma-uchiebnogho-kursa-litieraturnoie-chtieniie-v1-2-3-4-obshchieobrazovatiel-nykh-klassakh-umk-shkola-rossii-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "129386"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415700146"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства