Данная рабочая программа разработа в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Цель программы- формирование художественной культуры обучающихся, развитие художественного мышления, способности к творческой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 5, 7-8 кл ФГОС Неменский»
Содержание
Разделы
Страницы
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение конкретной темы.
4. Приложение
4.1. Календарно – тематическое планирование
4.2. Контрольно – измерительные материалы
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.1. Планируемые результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты:
в ценностно- ориентационной сфере:
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
- принятие мультикультурной картины современного мира;
в трудовой сфере:
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной сфере:
- умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Метепредметные результаты:
в развитии художественно- образного, эстетического типа мышления, формирование целостного восприятия мира;
в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
в познавательной сфере:
- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
- осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно- выразительного языка разных видов изобразительного искусства, , художественных средств выразительности;
- приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
- различать изученные виды пластических искусств;
- воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;
- описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий.
В ценностно- ориентационной сфере:
-формировать эмоционально- ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;
- понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
- уважать культуру других народов; осваивать эмоционально- ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно- нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства; ориентироваться в системе моральных норма и ценностей, представленных в произведениях искусства;
в коммуникативной сфере:
- ориентироваться в социально- эстетических и информационных коммуникациях;
- организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
в эстетической сфере:
- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно- творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
- проявлять устойчивый интерес у искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор.
В трудовой сфере:
- применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
1.2. Карта контрольно-оценочной деятельности.
5 класс
Вид контроля
Форма контроля
№ урока
1 четверть
Текущий
Проект
8
2 четверть
Текущий
Тест
15
3 четверть
Текущий
Проект
26
4 четверть
Текущий
Защита проекта
35
Итоговая промежуточная аттестация
Итоговая контрольная работа
34
7 класс
Вид контроля
Форма контроля
№ урока
1 четверть
Текущий
Тест
4
2 четверть
Текущий
Тест
12
3 четверть
Текущий
Тематический
Проект
26
4 четверть
Текущий
Защита проекта
34
Итоговая промежуточная аттестация
Итоговая контрольная работа
35
8 класс
Вид контроля
Форма контроля
№ урока
1 четверть
Текущий
Тест
8
2 четверть
Текущий
Тест
15
3 четверть
Текущий
Защита творческих работ
24
4 четверть
Текущий
Защита проекта
35
Итоговая промежуточная аттестация
Итоговая контрольная работа
34
2. Содержание учебного курса
2.1. Содержание учебного курса.
5 класс
Декоративно- прикладное искусство в жизни человека
Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Связь времен в народном искусстве
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Проект «Древние образы в народных игрушках»
Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство.
Ты сам- мастер.
Проект «Ты сам мастер декоративно- прикладного искусства»
7 класс
Дизайн и архитектура в жизни человека
Тема «Дизайн и архитектура в жизни человека»
Архитектура и дизайн- конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек.
Художник- дизайн- архитектура.
Основы композиции в конструктивных искусствах
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!»
Прямые линии и организация пространства.
Цвет- элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква- строка- текст
Искусство шрифта.
Когда текст и изображение вместе
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
В бескрайнем море книг и журналов
Многообразие форм графического дизайна
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.
Объект и пространство
От плоскостного изображения к объёмному макету
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
Конструкция: часть и целое
Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность
Вещь как сочетание объёмов и образ времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне
Роль цвета в формотворчестве.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека
Город сквозь времена и страны
Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра
Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города
Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома
Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
Природа и архитектура
Организация архитектурно- ландшафтного пространства.
Ты- архитектор!
Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование
Мой дом- мой образ жизни
Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаем.
Пугало в огороде, или … под шепот фонтанных струй.
2. Что такое рисунок? а) Рисунок - основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного. б) Рисунок - это вид графики в) Рисунок - вид изобразительного искусства, где основным выразительным средством является цвет. г) Рисунок - это жанр изобразительного искусства
4. Что такое графика? а) Графика - это вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем б) Графика - производное от греческого "графо" переводится на русский язык, как "черчу", "пишу", "рисую". в) Графика (в переводе "черчу", "пишу", "рисую", вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости.
5. Какие вы знаете виды графики? а) Станковая, книжная, плакат б) Промышленная, учебно-оформительская в) Архитектурная, изобразительная
7. Назовите основные средства выразительности в графике? а) Линия, штрих, тон б) Точка, линия, пятно в) Объем, линия, трехмерность
8. Что такое скульптура? а) Скульптура - это вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем. б) Скульптура - это лепка, высекание, вырезание различных форм в) Скульптурой называется статуя, бюст, рельеф г) Скульптура - изображение на плоскости различных объектов.
10. Что такое живопись? Как вы понимаете это слово? а) Живопись - это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль б) Живопись - это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи линий, штрихов, пятен, тона в) Живопись означает писать жизнь, писать "живо", убедительно передавать действительность.
11. Назовите основные виды живописи. а) Станковая, монументальная, декоративная б) Театрально-декорационная, миниатюрная в) Классическая, локальная, акварельная
Основы цветоведения
12. Какие цвета являются основными? а) Черный, серый, белый б) Красный, желтый, синий в) Оранжевый, зеленый, фиолетовый
13. Что такое колорит? а) Это настроение картины б) Гармоническое сочетание, взаимосвязь различных цветов в картине в) Это влияние цветов друг на друга. г) Это богатство и согласованность цветов. д) Это одноцветность
Основы изобразительной грамоты
14. На каком рисунке правильно изображена линия горизонта?
15. На каком рисунке правильно изображена в перспективе дорога?
16. На каком рисунке правильно изображена на столе книга в перспективе?
18. В какую фигуру превращается в перспективе круг?
а) круг б) эллипс в) трапеция
Жанры изобразительного искусства.
19. Подчеркните, что является лишним в цепочке:
пейзаж, натюрморт, балет, исторический жанр, батальный жанр, архитектура.
20. Впишите понятие в предложенное определение:
______________- жанр изобразительного искусства или конкретное произведение, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта.
21. Назовите виды пейзажа:
а) городской, деревенский, морина, индустриальный
б городской, сельский, индустриальный, морской
22. Жанр изобразительного искусства, посвященный военной тематике.
а) исторический;
б) анималистический;
в) батальный;
г) мифологический.
23. Жанр изобразительного искусства, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной жизни человека.
а) Исторический;
б) батальный;
в) бытовой
г) мифологический.
24. Какой жанр тематической картины рассказывает о реально существовавшем прошлом? а) Исторический б) Бытовой в) Мифологический
25. Как называется жанр тематических картин, в основу которых легли мифы? а) Исторический б) Мифологический в) Библейский
26. Как называется жанр тематических картин, в основу которых легли былины и сказки? а) Библейский б) Мифологический в) Сказочно-былинный
27. Жан изобразительного искусства, посвященный военной тематике.
а) Исторический;
б) Анималистический;
в) Батальный;
28. При выполнение парадного портрета человека изображают:
а) в полный рост
б) поясное изображение
в) поплечное изображение
8 класс
Тест. 2 четверть
Эргономика это:
удобства для существования человека;
изучение производства, распределение и потребление товаров и услуг;
наука, изучающая особенности и возможности функционирования человека в системах: человек, вещь, среда.
Пропорциональность в архитектуре:
равенство двух отношений;
несоответствие с чем-либо в количественном отношении;
соразмерность частей по отношению друг к другу и к целому.
Композиция это:
составление, объединение, сочетание отдельных частей (объектов) в единое целое;
упорядоченность, согласованность;
умение заинтересовать зрителя.
Организация пространства:
расположение на плоскости определённым образом объёмы;
обеспечение функциональной наполненности этого самого пространства;
верны все варианты ответов.
Архитектурный макетэто:
объёмно-пространственное изображение сооружения, в различных масштабах из картона;
изображение проектируемого или существующего сооружения из разных материалов;
объёмно-пространственное изображение проектируемого или существующего сооружения, а также целого архитектурного ансамбля, выполняемое в различных масштабах из разных материалов.
Основу конструкции дома составляют вертикальные части:
опоры, столбы, колонны;
стены;
опоры, столбы, колонны, иногда стены.
Инсталляция это:
вид дизайна, способ создания какой-нибудь вещи;
произведение пластического искусства, композиция из реальных предметов и вещей, расположенных на плоскости или пространстве;
деятельность с конечной задачей – создание строительного объекта.
Какие функции должна выполнять каждая вещь?
практическое применение;
должна быть полезной, удобной и красивой;
утилитарные ф. (для принятия пищи, устройства крова, защиты от стихии, обороны).
Роль цвета в формотворчестве:
помогает организовать пространство, выявить конструкцию, подчеркнуть или скрыть форму объекта, зрительно уменьшить или увеличить, сузить или растянуть форму;
уничтожает монотонность равных плоскостей, меняет их зрительное восприятие;
верны все варианты ответов.
Ключи:
в
в
а
в
в
в
б
б
б
в
№3. Контрольная работа (итоговая)
8 класс
1 вариант
I. Написать или выбрать правильный ответ
1. Постройки из врытых в землю вертикально поставленных каменных глыб, перекрытых плоскими крупными камнями.
2. Сооружение из камня, являющееся знаком вечности, символом мощи, богатства, значимости фараона.
3.Монументальная живопись по сырой штукатурке. Приведите примеры художественных произведений.
4. Главный храм афинского АКРОПОЛЯ:
а. Эрехтейон
б. Парфенон
в. Храм Ники Аптерос
5.Для данного стиля характерны простые, массивные формы из камня, впечатляющие своей мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием.
а. Готический
б. Романский
в. Барокко
г. Классицизм
6.Для данного стиля характерно создание дворцовых и церковных сооружений. Богатство пластики в интерьерах и экстерьерах, пышность и нарядность.
а. Готический
б. Романский
в. Барокко
г. Классицизм
II. Продолжить выражения
1. Архитектура – это …
2. С архитектурой связаны многие виды искусства: …
3. Архитектура, графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство – это …
4. Леонардо да Винчи - …
III. Составить рассказ на тему: «Архитектура Руси»
3.Картина, составленная из кусочков стекла, скрепленных между собой свинцовыми полосками. В каком соборе мы встречали такие картины?
4. Известный художественный музей в Санкт-Петербурге (стиль барокко).
5.Для данного стиля характерно то, что упорядоченно, разумно, гармонично, строгость и спокойствие ордерной системы (простота общего решения масс, ясность основных объемов и планов, конструктивность и благородство пропорций).
а. Готический
б. Романский
в. Барокко
г. Классицизм
6.Самые значительные сооружения данного стиля - прежде всего соборы, динамически устремленные ввысь.
а. Готический
б. Романский
в. Барокко
г. Классицизм
II. Продолжить выражения
Грандиозные сооружения Древнего Египта – это …
Мемориал – это …
Пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой и т.д. – это …
Илья Ефимович Репин - …
III. Составить рассказ на тему: «Архитектура Руси»
Приложение 2
Контрольно-измерительные материалы (7 класс)
Тест №1/ входной контроль/
1. Напишите ниже, какие виды изобразительного искусства Вы знаете?
2. Дополните предложение по разновидностям жанров в изобразительном искусстве:
А) Изображение человека в живописи, скульптуре, графике называется ________ Б) Изображение исторических и военных событий называется ______________жанром В) Изображение неживых предметов (плоды, цветы, посуда) называется ___________ Г) Изображение природы называется _________
3.Перечислите А) три основных цвета: _______________________________________
Б) три производных цвета ________________________________ 4. Напишите, как называется линия, разделяющая плоскость неба и земли?
5.Подчеркните правильное окончание определения:
В линейной перспективе все предметы при удалении
а)увеличиваются б)уменьшаются в)остаются без изменений
6.В линейной перспективе параллельные линии по мере удаления от наблюдателя а)сходятся в одной точке б)остаются параллельными в)расходятся.
7. В воздушной перспективе предметы при удалении
а)четкие б)покрыты дымкой, расплывчаты.
8.Поставьте над фамилиями перечисленных ниже художников буквы: А – если это художник-портретист Б – если это художник-пейзажист.
6. а)сходятся в одной точке 7. б)покрыты дымкой, расплывчаты.
8.а, а, а, б, а, а, б, а, а,б
Тест №2 «Станковые виды изобразительного искусства» (1четверть). Допишите ответ
1.Какие виды изобразительного искусства ты знаешь?
2.Каким общим словом можно назвать картины, рисунки, скульптуры?
3.Что такое оригинал, подлинник?
4.Что такое репродукция?
5.Что такое станковое искусство? Какие его виды ты знаешь? Где хранятся произведения станкового искусства?
6.Что такое живопись и как ты понимаешь это слово?
7.Как правильно сказать: « писать картину» или « рисовать» - и почему?
8.Что такое пастозный мазок?
9.Что такое станковая живопись?
10.Что такое колорит, колористическое богатство?
11.Какие цвета и почему мы называем «основными» и « составными»?
12.В чем особенность черного цвета?
13.Чем отличается тон от оттенка?
14.Что такое графика?
15.Какие искусства изображают мир на плоскости?
16.Сколько измерений имеет объем?
17.Что такое скульптура?
18.Чем отличается живопись и графика от скульптуры?
19.Каким словом можно заменить слово скульптура?
20.Что такое рельеф?
21.Что такое исторический жанр в живописи?
22.Назовите художников работавших в историческом жанре, и произведения ими созданные.
23.К какому виду искусства относится плакат? Какого назначение плаката?
24.Что такое иллюстрация?
Ответы на Тест №2 «Станковые виды изобразительного искусства»
1.(живопись, графика, скульптура, ДПИ)
2.(искусство)
3.( произведение выполненное самим автором)
4.(копия с картин выполненная при помощи типографии –печатание в большом количестве экземпляров)
5.(малых размеров , выполненное на мольберте ( станке), в помещениях, дома, музеях .Живопись, графика, скульптура- станковые виды искусства)
6.(живо писать жизнь- цветом)
7.пишут красками, а рисуют карандашами)
8. (густой, непрозрачный)
9.( выполненная на мольберте, малых размеров)
10.(цвет, оттенки цвета)
11.(основные - красный, желтый, синий – их нельзя получить, а оранжевый, фиолетовый, зеленый получаем при смешивании основных –это составные или производные)
12.( создает контраст по отношению к другому цвету)
13.(оттенок- разновидность одного и того же цвета; тон –характер цвета по яркости и колориту)
14. (черчу, пишу, рисую)
15. (живопись, графика)
16.(три)
17. (скульпо- вырезать, высекать, вид изобразительного искусства)
18.( скульптура имеет объем, в живописи и графике - объем создается при помощи изобразительных средств)
19.( лепка )
20. (вид скульптуры, выпуклое изображение)
21.(изображение исторических событий, деятелей в цвете)