№ п\п | Тема урока | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | Оценка | Дата |
Личностные | Метапредметные | Предметные | Самооценка | Оценка учителя |
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (35 ч) Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное), специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе. Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства. Народные промыслы — современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы. Декоративно-прикладное искусство Древнего^ Египта, средневековой Западной Европы, Франции XVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль). Декор как обозначение принадлежности к определенной человеческой общности. Выставочное декоративное искусство — область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства. Индивидуальные и коллективные практические творческие работы. |
Древние корни народного искусства ( 9 ч) Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство — уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца |
1/1 | Древние образы в народном искусстве. | осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | Эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни. | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок. Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | | Индивидуальная работа Рисунок | |
2/2 | Убранство русской избы. | формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира | умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач | Понимание роли и места искусства в жизни человека и общества. | Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. | | Индивидуальная работа Эскиз | |
3/3 | Убранство русской избы. | формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира | умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач | Понимание роли и места искусства в жизни человека и общества. |
4/4 | Внутренний мир русской избы. | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре | умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией | Понимание роли и места искусства в жизни человека и общества. | Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. | | Коллективная работа. Изображение внутреннего убранства избы. | |
5/5 | Конструкция и декор предметов народного быта | осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения | Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности. | Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. | | Индивидуальная работа Эскиз | |
6/6 | Русская народная вышивка. | усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества | умение оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы | Восприятие и интерпретация темы и содержание произведений изобразительного искусства | Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. | | Индивидуальная работа Эскиз | |
7/7 | Народный праздничный костюм. | усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества | владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | Умение находить необходимую информацию по культуре в книгах по искусству | Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа. Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия | | Индивидуальная работа Эскиз | |
8/8 | Народный праздничный костюм. | усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества | владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | Умение находить необходимую информацию по культуре в книгах по искусству |
9/9 | Народные праздничные обряды. (обобщение темы) | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Умение находить необходимую информацию по культуре в книгах по искусству | Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.). Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство. | | Презентация | |
Связь времен в народном искусстве (8 ч) Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов. Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов. |
10/1 | Древние образы в современных народных игрушках. | осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; | умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов | Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности. | Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. | | Индивидуальная работа Эскиз | |
11/2 | Искусство Гжели. | усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; | умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение | Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности. | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского кистевого мазка — «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. | | Индивидуальная работа Рисунок | |
12/3 | Городецкая роспись. | формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности. | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оиениватьпроизведения городецкого промысла. Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции Городца. | | Индивидуальная работа Эскиз | |
13/4 | Хохлома. | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре | умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач | Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности. | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «Кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. | | Индивидуальная работа Эскиз | |
14/5 | Жостово. Роспись по металлу. | формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией | Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности. | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.Осваивать основные приемы жостовского письма.Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. | | Индивидуальная работа Коллаж цветочной композиции | |
15/6 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности. | Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера. Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари. Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику.Осваивать основные приемы росписи. Создавать композицию росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи | | Индивидуальная работа Декоративное изделие | |
16/7 | Тиснение и резьба по бересте. | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности. |
17/8 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотиваций к обучению и познанию | умение участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты | Восприятие мира, окружающих явлений с эстетических позиций. | Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала. Участвовать в презентации выставочных работ. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве». | | Кроссворд | |
Декор — человек, общество, время (12 ч) Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе. Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века. |
18/1 | Зачем людям украшения. | формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов | Умение находить необходимую информацию по культуре в книгах по искусству | Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. | | Индивидуальные ответы | |
19/2 | Зачем людям украшения. | усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества | владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | Умение находить необходимую информацию по культуре в книгах по искусству |
20/3 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера | умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение | Умение находить необходимую информацию по культуре в книгах по искусству | Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | | Индивидуальная работа Эскиз | |
21/4 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Умение находить необходимую информацию по культуре в книгах по искусству |
22/5 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Умение находить необходимую информацию по культуре в книгах по искусству |
23/6 | Одежда «говорит» о человеке. | участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы | высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий | Художественное познание мира, понимание роли в жизни человека и общества. | Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. | | Коллективная работа «Бал во дворце». | |
24/7 | Одежда «говорит» о человеке. | участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы | высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий | Художественное познание мира, понимание роли в жизни человека и общества. |
25/8 | Одежда «говорит» о человеке. | участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы | высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий | Умение находить необходимую информацию по культуре в книгах по искусству |
26/9 | О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. | формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | Восприятие мира, окружающих явлений с эстетических позиций. | Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба.Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения. | | Индивидуальная работа Эмблема класса Индивидуальная работа Эмблема школы Индивидуальная работа Эмблема села | |
27/10 | О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. | формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | Восприятие мира, окружающих явлений с эстетических позиций. |
28/11 | О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. | осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи | умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач | Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать образный язык. |
29/12 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. (обобщение темы) | осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи | умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией | Восприятие мира, окружающих явлений с эстетических позиций. | Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративноприкладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).Использовать в речи новые художественные термины. | | Тест | |
Декоративное искусство в современном мире (6 ч) Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой. Коллективная работа в конкретном материале — от замысла до воплощения. |
30/1 | Современное выставочное искусство. | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотиваций к обучению и познанию | умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов | Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать образный язык. | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно- прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов леятельности, а также неразрывное единство материала, формы, декора. Использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства. | | Оценивание сообщений по теме Кроссворд Индивидуальные ответы | |
31/2 | Современное выставочное искусство. | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотиваций к обучению и познанию | умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов | Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать образный язык. |
32/3 | Современное выставочное искусство. | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотиваций к обучению и познанию | умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов | Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать образный язык. |
33/4 | Ты сам — мастер | формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем | умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение | Художественное познание мира, понимание роли места искусства в жизни человека и общества. | Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | | Индивидуальная работа Эскиз | |
34/5 | Ты сам — мастер | взаимопонимания развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Художественное познание мира, понимание роли места искусства в жизни человека и общества. | Индивидуальная работа Эскиз | |
35/6 | Ты сам — мастер | формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы | Художественное познание мира, понимание роли места искусства в жизни человека и общества. | Оценивание сообщений по теме | |