Рабочая программа по ИЗО. 9 класс. Б.Н. Неменский.
Рабочая программа по ИЗО. 9 класс. Б.Н. Неменский.
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального и основного общего образования 1-9 классы «Изобразительное искусство и художественный труд» Министерства образования РФ, М. «Просвещение», 2011 г. и рабочих программ «Изобразительное искусство» 5-9 кл., составитель Б.М. Неменский, М. «Просвещение», 2011г. в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.
Структура рабочей программы
- Титульный лист.
- Разделы рабочей программы:
Раздел I. Пояснительная записка.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Раздел III. Содержание учебного курса.
Раздел IV. Тематический поурочный план.
Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Раздел VI. Нормы оценивания результатов обучающихся.
Раздел VII. Учебно-методическое обеспечение программы.
- Лист изменений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО. 9 класс. Б.Н. Неменский. »
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального и основного общего образования 1-9 классы «Изобразительное искусство и художественный труд» Министерства образования РФ, М. «Просвещение», 2011 г. и рабочих программ «Изобразительное искусство» 5-9 кл., составитель Б.М. Неменский, М. «Просвещение», 2011г. в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 .
Структура рабочей программы
- Титульный лист.
- Разделы рабочей программы:
Раздел I. Пояснительная записка.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Раздел III. Содержание учебного курса.
Раздел IV. Тематический поурочный план.
Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Раздел VI. Нормы оценивания результатов обучающихся.
Раздел VII. Учебно-методическое обеспечение программы.
- Лист изменений.
Специфика учебного предмета
Этот тематический блок представляет собой расширение курса визуально-пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами (кино, телевидение и др.). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.
Экран – это движущаяся картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе даётся лишь после прохождения «первоискусств».
Сегодняшний человек существует в насыщенном и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Знакомство людей с любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях, а на экранах. Традиционные образы, основанные на современной технике видеоискусств, обступают человека со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искусства несут как позитивную, нравственную, эстетическую, так и негативную информацию.
Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей информации. Иначе он не приобретает способность противостоять этому потоку, отделяя в нём позитивное от негативного.
Ещё одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что многие ученики (а в будущем все) используют в своём быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развиваются (а иногда и портятся).
Наряду с формированием у школьников нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни данная программа уделяет особое внимание формированию у них художественно-творческой активности при изучении синтетических искусств.
Цели и задачи
Цель программы 9 класса – помочь учащимся получить представление:
- о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных искусств;
- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;
- о принципах художественной образности и специфике изображения фотографии и экранных искусств;
- о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, формировании визуальной среды;
- о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.
Содержание учебно-методического комплекта
Программа (авторская)
Примерная программа начального и основного общего образования 1-9 классы «Изобразительное искусство и художественный труд» Министерства образования РФ, М. «Просвещение», 2011 г.
Рабочие программы «Изобразительное искусство» 5-9 кл., составитель Б.М. Неменский, М. «Просвещение», 2011 г.
Учебник
«Дизайн и архитектура в жизни человека» 8-9 класс. Под редакцией Б. М. Неменского. М. «Просвещение» 2012 г.
Место предмета в учебном плане
Действующий в настоящее время Государственный образовательный стандарт, принятый в 2004 г., предусматривает изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5-9 классах в объеме 175 часов. Настоящая программа предусматривает изучение курса «Изобразительное искусство» в объеме 1 учебного часа в неделю (35 часов в год).
Раздел II. Учебно-тематический план
№
Разделы, темы
Количество часов на тему
1
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах.
8
2
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий.
8
3
Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?
12
4
Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель.
7
35
Раздел II1. Содержание учебного курса
Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении.
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах:
Образная сила искусства. Изображение в театре и кино.
Театральное искусство и художник. Правда и магия театра.
Сценография – особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены.
Сценография - искусство и производство.
Костюм, грим, маска, или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощения.
Художник в театре кукол. Привет от Карабаса-Барабаса!
Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий:
Фотография – взгляд, сохраненный навсегда. Фотография – новое изображение реальности.
Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать.
Фотография – искусство «светописи». Вещь: свет и фактура.
«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопртрета.
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?:
Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.
Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме.
От большого экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка.
Бесконечный мир кинематографа.
Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель:
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.
Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа.
Киноглаз, или Жизнь врасплох.
Телевидение, Интернет…Что дальше?
В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.
Раздел 1V. Тематический поурочный план
№ урока
Тема урока
Виды деятельности обучающихся
Планируемые образовательные результаты изучения темы
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах. 8 часов.
1
Образная сила искусства. Изображение в театре и кино.
Создание набросков и выработка предложений на тему «Как это изобразить на сцене».
Понимать специфику изображения и визуально-пластической образности в театре и на киноэкране.
2
Театральное искусство и художник. Правда и магия театра.
Анализ театральных эскизов отечественных и зарубежных сценографов. Создание сценического образа места действия в форме игровых этюдов актёров с вещью или любым другим сценографическим элементом.
Понимать виды театрально-зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента.
Игровая природа сценографии.
3
Сценография – особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены.
Обсуждение и анализ фотографий театральных макетов и эскизов отечественных и зарубежных сценографов с целью определения типа сценического декорационного оформления.
Решение образа спектакля в виде инсталляции.
Знать выразительные средства сценографии: пространство сцены, сценосвет, внешний облик сцены и актёров.
Иметь представление и водах сценического оформления: изобразительно-живописное, архитектурно-конструктивное, метафорическое, проекционно-световое.
4
Сценография - искусство и производство.
Создание эскиза декорации (в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж
Знать общие законы восприятия композиции картины и сцены.
Театральные службы и цеха.
Элементы декорационного оформления спектакля: жёсткие (станки, ставки) и мягкие (кулисы, задник, занавес) декорации
5
6
Костюм, грим, маска, или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощения.
Создание костюма персонажа.
Уметь добиваться наибольшей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля, частью которого он является.
7
Художник в театре кукол. Привет от Карабаса-Барабаса!
Создание эскиза куклы.
Понимать и объяснять, в чем заключается ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссера и актера в процессе создания образа персонажа.
8
Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок.
Сценический этюд с подготовленными персонажами.
Понимать единство творческой природы театрального и школьного спектакля.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий. 8 часов.
9
Фотография – взгляд, сохраненный навсегда. Фотография – новое изображение реальности.
Пробные съемочные работы на тему «От фотозабавы к фототворчеству».
Понимать специфику изображения в фотографии, его эстетическую условность, несмотря на все его правдоподобие.
10
11
Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать.
Освоение элементарных азов съёмочного процесса: изучение фото- и видеокамеры, выбор режима съёмки.
Знать этапы развития фотографии: от первых даггеротипов до компьютерной фотографии. Специфика фотоизображения и технология процессов его получения.
12
Фотография – искусство «светописи». Вещь: свет и фактура.
Фотосъёмка натюрморта: грамотная постановка света, тренинг по выбору точки съёмки, ракурса и плана (крупный, мелкий) при статичной съёмке небольшого предмета (ваза с цветами, статуэтка, графин с водой).
Понимать и объяснять роль света как художественного средства в искусстве фотографии.
13
«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
Освоение операторской грамоты в передаче образно-эмоциональной выразительности фотопейзажа.
Уметь применять в практике элементы операторского мастерства при выборе момента съемки природного или архитектурного пейзажа с учетом его световыразительного состояния.
14
Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопртрета.
Фотосъёмка модели с различно поставленным светом и в различных ракурсах; приобретение навыков работы с моделью по выработке у неё естественного состояния во время съёмки.
Понимать, что образность портрета в фотографии достигается не путем художественного обобщения, а благодаря точности выбора и передаче характера и состояния конкретного человека.
15
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
Репортажная съёмка в спортзале, на школьном мероприятии, передача неповторимости момента, особенностей события, выражения лиц людей.
Понимать и объяснять значение информационно-эстетической и историко-документальной ценности фотографии.
16
Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
Открытая трибуна (диспут) по всей проблематике 2 четверти.
Осознавать ту грань, когда при компьютерной обработке фотоснимка исправление его отдельных недочетов и случайностей переходит в искажение запечатленного реального события и подменяет правду факта его компьютерной фальсификацией.
Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? 12 часов.
17
18
19
Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.
Составление кинофразы (как ряда следующих друг за другом рисунков или фотографий) и рассмотрение изменения её образного содержания в зависимости от изменения монтажной последовательности кадров.
Понимать и объяснять синтетическую природу фильма, которая рождается благодаря многообразию выразительных средств, используемых в нем, существованию в композиционно-драматургическом единстве изображения, игрового действа, музыки и слова.
20
21
22
Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме.
Создание вещной среды и художественно-визуального строя фильма.
Знать, что решение изобразительного строя фильма является результатом совместного творчества режиссера, оператора и художника.
23
24
25
От большого экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка.
Формирование сюжетного замысла в форме сценарного плана.
Знать о значении сценария в создании фильма как записи его замысла и сюжетной основы.
26
27
28
Бесконечный мир кинематографа.
Создание авторского небольшого анимационного этюда.
Знать об истории и художественной специфике анимационного кино.
Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель. 7 часов.
29
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.
Создать сценарий телепередачи.
Знать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом новым видом искусства.
30
31
Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа.
Проектно-творческие упражнения моделирующие состав репортажной съемочной телегруппы, ее творческие задачи при создании телепередачи, условия работы.
Осознавать общность творческого процесса при создании любой телевизионной передачи и кинодокументалистики.
32
33
Киноглаз, или Жизнь врасплох.
Съемка интервью.
Уметь реализовывать режиссерско-операторские навыки и знания в условиях оперативной съемки.
34
Телевидение, Интернет…Что дальше?
Овладение экранной спецификой видеоклипа в процессе его создания.
Уметь использовать грамоту киноязыка при создании интернет-сообщений.
35
В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.
Итоговый просмотр учебно-аналитических и проектно-творческих работ по теме четверти и года и их коллективное обсуждение.
Осознавать и объяснять значение художественной культуры и искусства для личностного духовно-нравственного развития и своей творческой самореализации.
Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны понимать:
-значение древних корней народного искусства;
-связь времён в народном искусстве;
-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
-особенности народного (крестьянского) искусства Татарстана;
-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):
-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;
-представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.
Учащиеся должны уметь:
отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)
создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);
объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.
Раздел VI. Нормы оценивания результатов обучающихся
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока.
Раздел VII. Учебно-методическое обеспечение программы