Рабочая программа по ИЗО. 8 класс. Б.Н. Неменский.
Рабочая программа по ИЗО. 8 класс. Б.Н. Неменский.
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального и основного общего образования 1-9 классы «Изобразительное искусство и художественный труд» Министерства образования РФ, М. «Просвещение», 2011 г. и рабочих программ «Изобразительное искусство» 5-9 кл., составитель Б.М. Неменский, М. «Просвещение», 2011г. в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.
Структура рабочей программы
- Титульный лист.
- Разделы рабочей программы:
Раздел I. Пояснительная записка.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Раздел III. Содержание учебного курса.
Раздел IV. Тематический поурочный план.
Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Раздел VI. Нормы оценивания результатов обучающихся.
Раздел VII. Учебно-методическое обеспечение программы.
- Лист изменений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО. 8 класс. Б.Н. Неменский. »
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального и основного общего образования 1-9 классы «Изобразительное искусство и художественный труд» Министерства образования РФ, М. «Просвещение», 2011 г. и рабочих программ «Изобразительное искусство» 5-9 кл., составитель Б.М. Неменский, М. «Просвещение», 2011г. в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 .
Структура рабочей программы
- Титульный лист.
- Разделы рабочей программы:
Раздел I. Пояснительная записка.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Раздел III. Содержание учебного курса.
Раздел IV. Тематический поурочный план.
Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Раздел VI. Нормы оценивания результатов обучающихся.
Раздел VII. Учебно-методическое обеспечение программы.
- Лист изменений.
Специфика учебного предмета
Этот учебный год посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.
Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.
Архитектура любого века. Любого народа является памятником человеческих отношений, закреплённых как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определённую среду. С изменением отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживания в нём человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры –используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объём, пространство, фактура, цвет и т.д.)
Дизайн как искусство возник в 20 веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т.п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. Ныне трудно определить. К архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т.д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объём, форма, пространство, фактура, цвет и т.д.)
Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объёмной композиции одинаковы и для архитектуры и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объёмно-пространственной.
Каждый современный человек живёт в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) жизненных функций.Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основополагающих элементов этих искусств.
Изучение конструктивных искусств в 8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися (работающими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной деятельности – изобразительный, декоративный, конструктивный).
Цели и задачи
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Содержание учебно-методического комплекта
Программа (авторская)
Примерная программа начального и основного общего образования 1-9 классы «Изобразительное искусство и художественный труд» Министерства образования РФ, М. «Просвещение», 2011 г.
Рабочие программы «Изобразительное искусство» 5-9 кл., составитель Б.М. Неменский, М. «Просвещение», 2011 г.
Учебник
«Дизайн и архитектура в жизни человека» 8 класс. Под редакцией Б. М. Неменского. М. «Просвещение» 2012 г.
Методическое пособие
«Изобразительное искусство» 8 класс. Поурочные планы по программе Б. М. Неменского. Волгоград «Учитель» 2006 г.
Место предмета в учебном плане
Действующий в настоящее время Государственный образовательный стандарт, принятый в 2004 г., предусматривает изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5-9 классах в объеме 175 часов. Настоящая программа предусматривает изучение курса «Изобразительное искусство» в объеме 1 учебного часа в неделю (35 часов в год).
Раздел II. Учебно-тематический план
№
Название темы
Количество часов
1
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.
8
2
Художественный язык конструктивных искусств.
8
3
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.
12
4
Образ человека и индивидуальное проектирование.
7
35
Раздел II1. Содержание учебного курса
Дизайн и архитектура в жизни человека.
Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек.
Художник – дизайн – архитектура.
Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры:
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.
Прямые линии и организация пространства.
Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.
Буква – строка – текст. Искусство шрифта.
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение, как элементы композиции.
Многообразие форм полиграфического дизайна.
Художественный язык конструктивных искусств:
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:
Город сквозь времена и страны. Образно – стилевой язык архитектуры прошлого.
Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома. Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Ты – архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Образ человека и индивидуальное проектирование:
Мой дои – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.
Интерьер, который мы создаем.
Дизайн и архитектура моего сада.
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.
Автопортрет на каждый день.
Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна.
Моделируешь себя – моделируешь мир.
Раздел 1V. Тематический поурочный план
№ урока
Тема урока
Виды деятельности обучающихся
Планируемые образовательные результаты изучения темы
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. 8 часов.
1
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.
Задания:
Расположить на формате один большой прямоугольник и обрезая его добиться баланса массы и поля.
Уравновесить композицию с одним небольшим прямоугольником и двумя разновеликими.
Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.
Создание композиции из произвольного количества простейших цветных геометрических фигур в теплой и холодной цветовых гаммах по принципу цветовой сближенности или контраста.
Знать функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах.
Уметь
- применять локальный цвет при создании композиции;
- определять средства художественной выразительности.
5
Буква – строка – текст. Искусство шрифта.
Создать эскиз эмблемы или торговой марки, состоящей из одной (максимум двух) букв и симметрического изображения.
Знать определение шрифта: буквы, объединенные одним стилем графического начертания.
Уметь использовать шрифты в композиции.
6
7
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение, как элементы композиции.
Задания:
Прямоугольная форма: введение в композицию с буквой и строками фотоизображения в прямоугольнике.
Изображение как фон композиции: упражнение, где фотография является фоном плаката.
Знать
- искусство композиции лежит в основе графического дизайна;
- отличия изобразительного языка плаката от языка реалистической картины.
Уметь применять правила дизайнерской грамоты.
8
Многообразие форм полиграфического дизайна.
Макет разворота (обложки) книги или разворот журнала (по выбору учащихся).
Знать
- историю полиграфии;
- изобразительный стиль книги или журнала.
Уметь выполнять коллажную композицию.
Художественный язык конструктивных искусств. 8 часов.
9
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.
Задания:
Прочтение плоскостных изобразительных композиций как чертежа – схемы.
Баланс объема и поля на макете.
Баланс объемов.
Знать исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств.
Уметь прочитать плоскостные композиции.
10
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Задания:
Прочтение линии как проекции объекта.
Построение трех уровней рельефа.
Добавление архитектурного объекта.
Знать вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции.
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.
Создание из бумаги макета дома, построенного из модульных объемов (3-4 типа), одинаковых или подобных по пропорциям.
Знать способы достижения пластической выразительности здания (за счет большого композиционного разнообразия и гармонии форм).
Уметь моделировать из бумаги.
12
13
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Проектирование объемно – пространственного объекта из важнейших элементов здания.
Знать главные архитектурные элементы здания.
Уметь использовать элементы здания в макете проектируемого объекта.
14
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени.
Задания:
Аналитическое упражнение – исследование формы вещей.
Проектное упражнение на функциональное использование формы.
Создание тематической образно – вещной инсталляции на выбранную тему.
Знать
- определение красоты как наиболее полного выявления функции вещи;
- понятие инсталляция.
Уметь использовать принципы компоновки, ритмического расположения масс, общего цветового решения.
15
Форма и материал.
Проектное упражнение «Сочинение фантазийной вещи»: сапоги – скороходы, ковер – самолет, автомобиль и т.п. (полуфантастическое соединение функций).
Знать
- особенности влияния развития технологии на изменение формы вещи;
- взаимосвязь формы и материала.
Уметь использовать разнообразные материалы.
16
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
Макетирование цветной коробки как подарочной упаковки для вещей различного назначения.
Знать отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных видах искусства.
Уметь работать по воображению.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. 12 часов.
17
18
Город сквозь времена и страны. Образно – стилевой язык архитектуры прошлого.
Графическая зарисовка или фото – коллаж исторического здания или уголка города определенного стиля и эпохи.
Знать
- основные стили в архитектуре: античный, готический, романский, ренессанс, барокко, классицизм;
- памятники архитектуры.
19
20
Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.
Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве. Фантазийная зарисовка на тему «Архитектура будущего».
Знать
- основные школы: Баухауз, ВХУТЕМАС;
- имена архитекторов начала ХХ века.
Уметь создавать по воображению архитектурные образы графическими материалами.
21
22
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
Задания:
Аналитическое прочтение схем городов.
Макетно–рельефное моделирование фрагмента города.
Знать
- различные композиционные виды планировки города;
- роль цвета в формировании пространства.
Уметь создавать композиционный макет пространства.
23
24
Вещь в городе и дома. Городской дизайн.
Создание рисунка проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой и т.д.
Знать особенности роли малой архитектуры и архитектурного дизайна среды.
Уметь создавать архитектурные образы графическими материалами.
25
26
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
Рисунок-проект одного из общественных мест с использованием дизайнерских деталей интерьера (можно фрагмент).
Знать особенности организации интерьеров общественных, жилых и производственных зданий.
Уметь создавать интерьер общественных мест по воображению.
27
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды (детский парк, сквер с фонтаном и т.п.), использование имитирующих фактур.
Знать термин ландшафтная архитектура.
Уметь создавать архитектурные образы различными материалами.
28
Ты – архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Коллективная работа – создание сложной пространственно-макетной композиции с использованием различных фактур и материалов.
Уметь использовать разнообразные материалы при создании макетов архитектурных объектов на предметной плоскости и в пространстве.
Образ человека и индивидуальное проектирование. 7 часов.
29
Мой дои – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.
Технический рисунок (эскиз) частного дома в городе, пригороде, далеко в лесу, домика в деревне (по выбору) – основная конфигурация.
Знать принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны.
Уметь работать графическими материалами при моделировании архитектурного объекта.
30
Интерьер, который мы создаем.
Эскизный рисунок с использованием коллажа-проекта пространственного воплощения плана своей комнаты. Зонирование помещения.
Знать принципы организации пространства квартиры.
Уметь отражать в проекте дизайна интерьера образно-архитектурный замысел и композиционно-стилевое начало помещения.
31
Дизайн и архитектура моего сада.
Задание:
Создание плана земельного участка.
Макетирование фрагмента сада из природных материалов (по выбору учащихся).
Знать
- композиционные приемы паркового дизайна разных стилей;
- фитодизайн (икебана).
Уметь использовать разнообразные материалы в макетировании.
32
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Создание своего собственного проекта вечернего платья – рисунок или рельефный коллаж.
Знать
- законы композиции в одежде;
- два композиционных принципа конструкции костюма.
Уметь работать над эскизом костюма.
33
Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.
Проектный рисунок одного из комплектов костюма (для дома, улицы, работы и т.п.), подбор цветовой гаммы.
Знать
- демократичность в моде;
- принцип функциональности.
Уметь трансформировать одежду.
34
Автопортрет на каждый день. Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна.
Рисование прически и макияжа на фотографии.
Упражнения в нанесении макияжа и создании прически на «живой натуре».
Знать
- каждая эпоха рождает свой стиль и моду;
- грим и прическа являются продолжением костюма;
профессии стилиста и визажиста.
35
Моделируешь себя – моделируешь мир.
Участие в выставке творческих работ.
Понимать и уметь доказывать, что человеку, прежде всего нужно «быть», а не «казаться».
Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны понимать:
-значение древних корней народного искусства;
-связь времён в народном искусстве;
-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
-особенности народного (крестьянского) искусства Татарстана;
-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):
-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;
-представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.
Учащиеся должны уметь:
отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)
создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);
объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.
Раздел VI. Нормы оценивания результатов обучающихся
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока.
Раздел VII. Учебно-методическое обеспечение программы