kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по ИЗО. 8 класс. Б.Н. Неменский.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального и основного общего образования 1-9 классы  «Изобразительное искусство и художественный труд» Министерства образования РФ,  М. «Просвещение», 2011 г. и рабочих программ «Изобразительное искусство» 5-9 кл., составитель Б.М. Неменский, М. «Просвещение», 2011г. в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.

Структура рабочей программы

- Титульный лист.

- Разделы рабочей программы:

Раздел I.    Пояснительная записка.

Раздел II.   Учебно-тематический план.

Раздел III.  Содержание учебного курса.

Раздел IV.  Тематический поурочный план.

Раздел V.   Требования к уровню подготовки обучающихся.

Раздел VI.  Нормы оценивания результатов обучающихся.

Раздел VII. Учебно-методическое обеспечение программы.

- Лист изменений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО. 8 класс. Б.Н. Неменский. »

Раздел I. Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального и основного общего образования 1-9 классы «Изобразительное искусство и художественный труд» Министерства образования РФ, М. «Просвещение», 2011 г. и рабочих программ «Изобразительное искусство» 5-9 кл., составитель Б.М. Неменский, М. «Просвещение», 2011г. в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 .

Структура рабочей программы

- Титульный лист.

- Разделы рабочей программы:

Раздел I. Пояснительная записка.

Раздел II. Учебно-тематический план.

Раздел III. Содержание учебного курса.

Раздел IV. Тематический поурочный план.

Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Раздел VI. Нормы оценивания результатов обучающихся.

Раздел VII. Учебно-методическое обеспечение программы.

- Лист изменений.


Специфика учебного предмета


Этот учебный год посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.

Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.

Архитектура любого века. Любого народа является памятником человеческих отношений, закреплённых как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определённую среду. С изменением отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживания в нём человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объём, пространство, фактура, цвет и т.д.)

Дизайн как искусство возник в 20 веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т.п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. Ныне трудно определить. К архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т.д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объём, форма, пространство, фактура, цвет и т.д.)

Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объёмной композиции одинаковы и для архитектуры и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объёмно-пространственной.

Каждый современный человек живёт в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) жизненных функций. Оптимально эти  знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основополагающих элементов этих искусств.

Изучение конструктивных искусств в 8 классе  прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися (работающими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной деятельности – изобразительный, декоративный, конструктивный). 


Цели и задачи


  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.


Содержание учебно-методического комплекта


Программа (авторская)

Примерная программа начального и основного общего образования 1-9 классы «Изобразительное искусство и художественный труд» Министерства образования РФ, М. «Просвещение», 2011 г.


Рабочие программы «Изобразительное искусство» 5-9 кл., составитель Б.М. Неменский, М. «Просвещение», 2011 г.

Учебник

«Дизайн и архитектура в жизни человека» 8 класс. Под редакцией Б. М. Неменского. М. «Просвещение» 2012 г.

Методическое пособие

«Изобразительное искусство» 8 класс. Поурочные планы по программе Б. М. Неменского. Волгоград «Учитель» 2006 г.


Место предмета в учебном плане


Действующий в настоящее время Государственный образовательный стандарт, принятый в 2004 г., предусматривает изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5-9 классах в объеме 175 часов. Настоящая программа предусматривает изучение курса «Изобразительное искусство» в объеме 1 учебного часа в неделю (35 часов в год).


Раздел II. Учебно-тематический план


Название темы

Количество часов

1

Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.

8

2

Художественный язык конструктивных искусств.

8

3

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

12

4

Образ человека и индивидуальное проектирование.

7



35


Раздел II1. Содержание учебного курса


Дизайн и архитектура в жизни человека.

Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек.

Художник – дизайн – архитектура.

Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.

Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры:

  • Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

  • Прямые линии и организация пространства.

  • Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

  • Буква – строка – текст. Искусство шрифта.

  • Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение, как элементы композиции.

  • Многообразие форм полиграфического дизайна.

Художественный язык конструктивных искусств:

  • Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.

  • Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

  • Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.

  • Важнейшие архитектурные элементы здания.

  • Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени.

  • Форма и материал.

  • Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:

  • Город сквозь времена и страны. Образно – стилевой язык архитектуры прошлого.

  • Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

  • Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

  • Вещь в городе и дома. Городской дизайн.

  • Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.

  • Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

  • Ты – архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

Образ человека и индивидуальное проектирование:

  • Мой дои – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.

  • Интерьер, который мы создаем.

  • Дизайн и архитектура моего сада.

  • Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

  • Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.

  • Автопортрет на каждый день.

  • Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна.

  • Моделируешь себя – моделируешь мир.


Раздел 1V. Тематический поурочный план


№ урока

Тема урока

Виды деятельности обучающихся

Планируемые образовательные результаты изучения темы

Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. 8 часов.

1

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

Задания:

  1. Расположить на формате один большой прямоугольник и обрезая его добиться баланса массы и поля.

  2. Уравновесить композицию с одним небольшим прямоугольником и двумя разновеликими.


Знать

- определение композиции и ее закономерности;

- типы композиций;

- центр внимания в композиции: доминанта;


Уметь

организовывать пространство, создавая уравновешенную композицию.

2

Прямые линии и организация пространства.

Задания:

  1. Введение в композицию от трех до пяти прямых линий.

  2. Выполнение коллажно – графических работ с разными композициями.


Знать образно-художественную осмысленность простейших плоскостных композиций.


Уметь выполнять коллаж на заданною тему.

3

4

Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

Создание композиции из произвольного количества простейших цветных геометрических фигур в теплой и холодной цветовых гаммах по принципу цветовой сближенности или контраста.

Знать функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах.


Уметь

- применять локальный цвет при создании композиции;

- определять средства художественной выразительности.


5


Буква – строка – текст. Искусство шрифта.

Создать эскиз эмблемы или торговой марки, состоящей из одной (максимум двух) букв и симметрического изображения.

Знать определение шрифта: буквы, объединенные одним стилем графического начертания.


Уметь использовать шрифты в композиции.


6

7

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение, как элементы композиции.

Задания:

  1. Прямоугольная форма: введение в композицию с буквой и строками фотоизображения в прямоугольнике.

  2. Изображение как фон композиции: упражнение, где фотография является фоном плаката.


Знать

- искусство композиции лежит в основе графического дизайна;

- отличия изобразительного языка плаката от языка реалистической картины.


Уметь применять правила дизайнерской грамоты.

8

Многообразие форм полиграфического дизайна.

Макет разворота (обложки) книги или разворот журнала (по выбору учащихся).

Знать

- историю полиграфии;

- изобразительный стиль книги или журнала.


Уметь выполнять коллажную композицию.


Художественный язык конструктивных искусств. 8 часов.

9

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.

Задания:

  1. Прочтение плоскостных изобразительных композиций как чертежа – схемы.

  2. Баланс объема и поля на макете.

  3. Баланс объемов.


Знать исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств.


Уметь прочитать плоскостные композиции.

10

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Задания:

  1. Прочтение линии как проекции объекта.

  2. Построение трех уровней рельефа.

  3. Добавление архитектурного объекта.


Знать вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции.


Уметь подобрать материал, образно выражающий природную среду.

11

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.

Создание из бумаги макета дома, построенного из модульных объемов (3-4 типа), одинаковых или подобных по пропорциям.

Знать способы достижения пластической выразительности здания (за счет большого композиционного разнообразия и гармонии форм).


Уметь моделировать из бумаги.


12

13

Важнейшие архитектурные элементы здания.

Проектирование объемно – пространственного объекта из важнейших элементов здания.

Знать главные архитектурные элементы здания.


Уметь использовать элементы здания в макете проектируемого объекта.


14

Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени.

Задания:

  1. Аналитическое упражнение – исследование формы вещей.

  2. Проектное упражнение на функциональное использование формы.

  3. Создание тематической образно – вещной инсталляции на выбранную тему.


Знать

- определение красоты как наиболее полного выявления функции вещи;

- понятие инсталляция.


Уметь использовать принципы компоновки, ритмического расположения масс, общего цветового решения.

15

Форма и материал.

Проектное упражнение «Сочинение фантазийной вещи»: сапоги – скороходы, ковер – самолет, автомобиль и т.п. (полуфантастическое соединение функций).

Знать

- особенности влияния развития технологии на изменение формы вещи;

- взаимосвязь формы и материала.


Уметь использовать разнообразные материалы.


16

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.

Макетирование цветной коробки как подарочной упаковки для вещей различного назначения.

Знать отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных видах искусства.


Уметь работать по воображению.


Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. 12 часов.

17

18

Город сквозь времена и страны. Образно – стилевой язык архитектуры прошлого.

Графическая зарисовка или фото – коллаж исторического здания или уголка города определенного стиля и эпохи.

Знать

- основные стили в архитектуре: античный, готический, романский, ренессанс, барокко, классицизм;

- памятники архитектуры.


19

20

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве. Фантазийная зарисовка на тему «Архитектура будущего».

Знать

- основные школы: Баухауз, ВХУТЕМАС;

- имена архитекторов начала ХХ века.


Уметь создавать по воображению архитектурные образы графическими материалами.


21

22

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

Задания:

  1. Аналитическое прочтение схем городов.

  2. Макетно–рельефное моделирование фрагмента города.


Знать

- различные композиционные виды планировки города;

- роль цвета в формировании пространства.


Уметь создавать композиционный макет пространства.

23

24

Вещь в городе и дома. Городской дизайн.

Создание рисунка проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой и т.д.

Знать особенности роли малой архитектуры и архитектурного дизайна среды.


Уметь создавать архитектурные образы графическими материалами.


25

26

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.

Рисунок-проект одного из общественных мест с использованием дизайнерских деталей интерьера (можно фрагмент).

Знать особенности организации интерьеров общественных, жилых и производственных зданий.


Уметь создавать интерьер общественных мест по воображению.


27

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды (детский парк, сквер с фонтаном и т.п.), использование имитирующих фактур.


Знать термин ландшафтная архитектура.


Уметь создавать архитектурные образы различными материалами.

28

Ты – архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

Коллективная работа – создание сложной пространственно-макетной композиции с использованием различных фактур и материалов.


Уметь использовать разнообразные материалы при создании макетов архитектурных объектов на предметной плоскости и в пространстве.

Образ человека и индивидуальное проектирование. 7 часов.

29

Мой дои – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.

Технический рисунок (эскиз) частного дома в городе, пригороде, далеко в лесу, домика в деревне (по выбору) – основная конфигурация.

Знать принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны.


Уметь работать графическими материалами при моделировании архитектурного объекта.


30

Интерьер, который мы создаем.

Эскизный рисунок с использованием коллажа-проекта пространственного воплощения плана своей комнаты. Зонирование помещения.

Знать принципы организации пространства квартиры.


Уметь отражать в проекте дизайна интерьера образно-архитектурный замысел и композиционно-стилевое начало помещения.


31

Дизайн и архитектура моего сада.

Задание:

  1. Создание плана земельного участка.

  2. Макетирование фрагмента сада из природных материалов (по выбору учащихся).


Знать

- композиционные приемы паркового дизайна разных стилей;

- фитодизайн (икебана).


Уметь использовать разнообразные материалы в макетировании.


32

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

Создание своего собственного проекта вечернего платья – рисунок или рельефный коллаж.

Знать

- законы композиции в одежде;

- два композиционных принципа конструкции костюма.



Уметь работать над эскизом костюма.


33

Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.

Проектный рисунок одного из комплектов костюма (для дома, улицы, работы и т.п.), подбор цветовой гаммы.

Знать

- демократичность в моде;

- принцип функциональности.


Уметь трансформировать одежду.


34

Автопортрет на каждый день. Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна.

  1. Рисование прически и макияжа на фотографии.

  2. Упражнения в нанесении макияжа и создании прически на «живой натуре».


Знать

- каждая эпоха рождает свой стиль и моду;

- грим и прическа являются продолжением костюма;

профессии стилиста и визажиста.


35

Моделируешь себя – моделируешь мир.

Участие в выставке творческих работ.

Понимать и уметь доказывать, что человеку, прежде всего нужно «быть», а не «казаться».



Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся


 Учащиеся должны понимать:

-значение древних корней народного искусства;

-связь времён в народном искусстве;

-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

-особенности народного (крестьянского) искусства Татарстана;

-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):

-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;

-представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.

Учащиеся должны уметь:

отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)

создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);

объединять в индивидуально-коллективной работе творческие  усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.


Раздел VI. Нормы оценивания результатов обучающихся

Оценка "5" 

  • учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.


Оценка "4" 

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.


Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  • допускает неточность в изложении изученного материала.


Оценка "2" 

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

  • не справляется с поставленной целью урока.


Раздел VII. Учебно-методическое обеспечение программы

Интернет-ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki

www.artvek.ru/dekor07.html

www.artproejekt.ru/library/rus18/st019.html

http://www.ntrst.ru/public.cms/?eid=690551

www.museum.ru/N31505

http://franky-boy2livejournal.com/191069.html

http://www.ellada.spb.ru






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Рабочая программа по ИЗО. 8 класс. Б.Н. Неменский.

Автор: Рем Ирина Дмитриевна

Дата: 02.04.2015

Номер свидетельства: 195598

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Рабочая программа ИЗО 3 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-izo-3-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "234012"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443327748"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-izo-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "234009"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443327450"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Рабочая программа. ИЗО."
    ["seo_title"] => string(22) "rabochaiaproghrammaizo"
    ["file_id"] => string(6) "302874"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457339510"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Рабочая программа ИЗО 4 класс "
    ["seo_title"] => string(32) "rabochaia-proghramma-izo-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "142814"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418371930"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Рабочая программа ИЗО 3 класс Неменский Б.П."
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia_proghramma_izo_3_klass_niemienskii_b_p"
    ["file_id"] => string(6) "410293"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1492596301"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства