Рабочая программа по ИЗО. 7 класс. Б.Н. Неменский.
Рабочая программа по ИЗО. 7 класс. Б.Н. Неменский.
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального и основного общего образования 1-9 классы «Изобразительное искусство и художественный труд» Министерства образования РФ, М. «Просвещение», 2011 г. и рабочих программ «Изобразительное искусство» 5-9 кл., составитель Б.М. Неменский, М. «Просвещение», 2011г. в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.
Структура рабочей программы
- Титульный лист.
- Разделы рабочей программы:
Раздел I. Пояснительная записка.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Раздел III. Содержание учебного курса.
Раздел IV. Тематический поурочный план.
Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Раздел VI. Нормы оценивания результатов обучающихся.
Раздел VII. Учебно-методическое обеспечение программы.
- Лист изменений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО. 7 класс. Б.Н. Неменский. »
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального и основного общего образования 1-9 классы «Изобразительноеискусство и художественный труд» Министерства образования РФ, М. «Просвещение», 2011 г. и рабочих программ «Изобразительное искусство» 5-9 кл., составитель Б.М. Неменский, М. «Просвещение», 2011г. в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 .
Структура рабочей программы
- Титульный лист.
- Разделы рабочей программы:
Раздел I. Пояснительная записка.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Раздел III. Содержание учебного курса.
Раздел IV. Тематический поурочный план.
Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Раздел VI. Нормы оценивания результатов обучающихся.
Раздел VII. Учебно-методическое обеспечение программы.
- Лист изменений.
Специфика учебного предмета
Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений.
Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
Цели и задачи
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Содержание учебно-методического комплекта
Программа (авторская)
Примерная программа начального и основного общего образования 1-9 классы «Изобразительное искусство и художественный труд» Министерства образования РФ, М. «Просвещение», 2011 г.
Рабочие программы «Изобразительное искусство» 5-9 кл., составитель Б.М. Неменский, М. «Просвещение», 2011 г.
Учебник
«Изобразительное искусство в жизни человека» 7 класс. Под редакцией Б. М. Неменского. М. «Просвещение» 2011 г.
Методическое пособие
«Изобразительное искусство» 7 класс. Поурочные планы по программе Б. М. Неменского. Волгоград «Учитель» 2003 г.
Место предмета в учебном плане
Действующий в настоящее время Государственный образовательный стандарт, принятый в 2004 г., предусматривает изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5-9 классах в объеме 175 часов. Настоящая программа предусматривает изучение курса «Изобразительное искусство» в объеме 1 учебного часа в неделю (35 часов в год).
Раздел II. Учебно-тематический план
№
Название темы
Количество часов
1
Изображение фигуры человека и образ человека.
8
2
Поэзия повседневности.
8
3
Великие темы жизни.
12
4
Реальность жизни и художественный образ.
7
35
Раздел II1. Содержание учебного курса
Изобразительное искусство в жизни человека.
Изображение фигуры человека и образ человека:
Изображение фигуры человека в истории искусства.
Пропорции и строение фигуры человека.
Лепка фигуры человека.
Набросок фигуры человека с натуры.
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Поэзия повседневности:
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
Тематическая картина. Бытовой и исторические жанры.
Сюжет и содержание в картине.
Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.
Великие темы жизни:
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.
Тематическая картина в русском искусстве ХIХ века.
Процесс работы над тематической картиной.
Библейские темы в изобразительном искусстве.
Монументальная скульптура и образ истории народа.
Место и роль картины в искусстве ХХ века.
Реальность жизни и художественный образ:
Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
Зрительные умения и их значение для современного человека.
История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве.
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
Художественно-творческие проекты.
Раздел 1V. Тематический поурочный план
№ урока
Тема урока
Виды деятельности обучающихся
Планируемые образовательные результаты изучения темы
Изображение фигуры человека и образ человека. 8 часов.
1
Изображение фигуры человека в истории искусства.
Аналитические зарисовки изображения фигуры человека, характерных для разных древних кия фигуры
Знать виды изобразительного искусства.
Уметь
- соблюдать пропорции при изображении фигуры человека;
- изображать человека в движении.
2
3
Пропорции и строение фигуры человека.
Зарисовка схемы фигуры человека, схемы движений человека. Карандаш и аппликация.
Знать пропорции фигуры человека.
Уметь рисовать схемы движений человека.
4
5
Лепка фигуры человека.
Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (тема балета, цирка, спорта) с использованием каркаса. Выразительность пропорций и движений.
Знать имена великих скульпторов и их произведения.
Уметь использовать выразительные свойства материала (глины) для передачи движения и пропорций в скульптуре.
6
7
Набросок фигуры человека с натуры.
Наброски с натуры фигуры человека (одноклассника) в разных движениях. Графические материалы по выбору.
Знать понятие силуэт.
Уметь
-пользоваться графическими материалами;
-видеть и передавать характер движения.
8
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
беседа. «Соединение двух путей поиска красоты человека. Демократический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск радости и счастья».
Знать понятия индивидуальный образ, индивидуальная жизнь человека в искусстве.
Уметь воспринимать произведения искусства.
Поэзия повседневности. 8 часов.
9
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
Изображение мотивов из жизни разных народов (древнеегипетские росписи, древнегреческая вазопись, фрески Помпеи, японская гравюра).
Знать жанровую систему и ее значение для анализа развития искусства.
Уметь владеть материалами для графического рисунка.
10
Тематическая картина. Бытовой и исторические жанры.
Беседа о восприятии произведений изобразительного искусства. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов передвижников.
Знать
- виды жанров и тематическое богатство внутри них;
- подвижность границ между жанрами.
Уметь анализировать произведения искусства.
11
Сюжет и содержание в картине.
Работа над композицией с сюжетом из своей жизни «Завтрак», «Ужин», «Прогулка во дворе», «Приготовление уроков» и т.п.
Знать разницу между сюжетом и содержанием.
Уметь строить тематическую композицию.
Владеть навыками использования материалов графики.
12
Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.
Создание композиции с использованием графических материалов на тему «Мама готовит ужин» (по выбору)
Знать разницу между сюжетом и содержанием.
Уметь
- строить тематическую композицию;
- видеть глазами художника повседневную жизнь своей семьи.
13
14
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).
Создание композиции на темы жизни людей своего города в прошлом с использованием архивных материалов из истории города и его жителей и собранного зрительного материала.
Знать
- изученное о роли и истории тематической картины и ее жанровых видов;
- особенности поэтической красоты повседневности, раскрываемой в творчестве художников.
Уметь построить тематическую композицию.
15
16
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.
Создание композиции в технике коллажа на темы жизни и праздника людей своего города. Смешанная техника: живопись (гуашь или акварель) и коллаж.
Знать имена художников и их произведения.
Уметь
- передавать цветом настроение, национальный характер;
- воспринимать произведения искусства.
Великие темы жизни. 12 часов.
17
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.
Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства. Художник Т. Мазаччо, С. Боттичелли, Рафаэль, Д. Веласкес.
Знать имена выдающихся художников и их произведения.
Уметь воспринимать произведения искусства великих мастеров.
18
Тематическая картина в русском искусстве ХIХ века.
Беседа о великих русских живописцах ХIХ столетия. К. Брюллов «Последний день Помпеи», В. Суриков «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни».
Знать имена выдающихся художников и их произведения.
Уметь воспринимать произведения искусства великих мастеров.
19
20
21
Процесс работы над тематической картиной.
Работа над созданием композиции на самостоятельно выбранную тему из истории нашей Родины; собирание зрительного материала.
Знать этапы создания картины.
Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.
22
23
24
Библейские темы в изобразительном искусстве.
Создание композиции на библейскую тему «Поклонение волхвов», «Рождество». Использование для работы гуаши, акварели или карандаша.
Знать наиболее известные произведения изобразительного искусства на библейские темы в европейском и отечественном искусстве.
Уметь строить тематическую композицию.
25
26
27
Монументальная скульптура и образ истории народа.
Создание проекта памятника, посвященного выбранному историческому событию или герою.
Знать мемориалы, посвященные памяти героев Великой Отечественной войны.
Уметь работать с пластическими материалами.
28
Место и роль картины в искусстве ХХ века.
Беседа и дискуссия о сов ременном искусстве. Творчество Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Марка Шагала. Проблема взаимоотношений личности и общества, природы и человека.
Знать имена выдающихся художников ХХ века и их произведения.
Уметь анализировать картины художников и выражать свое собственное мнение.
Реальность жизни и художественный образ. 7 часов.
29
30
Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
Выбор литературного произведения для иллюстрирования. Выражение идеи: замысел, эскизы. Собирание необходимого зрительного материала.
Знать
- имена известных художников иллюстраторов книг;
- роль художественной иллюстрации.
Уметь выражать авторскую позицию по выбранной теме.
31
Зрительные умения и их значение для современного человека.
Глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства. Работа над выбранным проектом.
Знать разные уровни понимания произведений изобразительного искусства.
Уметь аргументировано анализировать произведение искусства.
32
История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве.
Анализ произведений с точки зрения принадлежности к стилю, направлению. Продолжение работы над выбранным проектом.
Иметь представление о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, существовании стилей и направлений в искусстве, роли индивидуальности автора.
33
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
Беседа. Музеи мира: Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр. Выставка работ, выполненных в течении года. Экскурсия по выставке.
Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировать анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры.
34
35
Художественно-творческие проекты.
Работа над проектом.
Уметь самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи, формулировать мотивы своего обучения.
Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны понимать:
-значение древних корней народного искусства;
-связь времён в народном искусстве;
-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
-особенности народного (крестьянского) искусства Татарстана;
-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):
-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;
-представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.
Учащиеся должны уметь:
отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)
создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);
объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.
Раздел VI. Нормы оценивания результатов обучающихся
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока.
Раздел VII. Учебно-методическое обеспечение программы