Рабочая программа по ИЗО. 5 класс. Б.Н. Неменский.
Рабочая программа по ИЗО. 5 класс. Б.Н. Неменский.
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального и основного общего образования 1-9 классы «Изобразительное искусство и художественный труд» Министерства образования РФ, М. «Просвещение», 2011 г. и рабочих программ «Изобразительное искусство» 5-9 кл., составитель Б.М. Неменский, М. «Просвещение», 2011г. в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.
Структура рабочей программы
- Титульный лист.
- Разделы рабочей программы:
Раздел I. Пояснительная записка.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Раздел III. Содержание учебного курса.
Раздел IV. Тематический поурочный план.
Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Раздел VI. Нормы оценивания результатов обучающихся.
Раздел VII. Учебно-методическое обеспечение программы.
- Лист изменений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО. 5 класс. Б.Н. Неменский. »
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального и основного общего образования 1-9 классы «Изобразительное искусство и художественный труд» Министерства образования РФ, М. «Просвещение», 2011 г. и рабочих программ «Изобразительное искусство» 5-9 кл., составитель Б.М. Неменский, М. «Просвещение», 2011г. в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 .
Структура рабочей программы
- Титульный лист.
- Разделы рабочей программы:
Раздел I. Пояснительная записка.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Раздел III. Содержание учебного курса.
Раздел IV. Тематический поурочный план.
Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Раздел VI. Нормы оценивания результатов обучающихся.
Раздел VII. Учебно-методическое обеспечение программы.
- Лист изменений.
Специфика учебного предмета
5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.
Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.
Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.
Цели и задачи
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Содержание учебно - методического комплекта
Программа (авторская)
Примерная программа начального и основного общего образования 1-9 классы «Изобразительное искусство и художественный труд» Министерства образования РФ, М. «Просвещение», 2011 г.
Рабочие программы «Изобразительное искусство» 5-9 кл., составитель Б.М. Неменский, М. «Просвещение», 2011 г.
Учебник
«Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс. Под редакцией Б. М. Неменского. М. «Просвещение» 2012 г.
Методическое пособие
«Изобразительное искусство» 5 класс. Поурочные планы по программе Б. М. Неменского. Волгоград «Учитель» 2012 г.
Место предмета в учебном плане
Действующий в настоящее время Государственный образовательный стандарт, принятый в 2004 г., предусматривает изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5-9 классах в объеме 175 часов. Настоящая программа предусматривает изучение курса «Изобразительное искусство» в объеме 1 учебного часа в неделю (35 часов в год).
Раздел II. Учебно-тематический план
№
Разделы, темы
Количество часов на тему
1
Древние корни народного искусства.
8
2
Связь времен в народном искусстве.
8
3
Декор – человек, общество, время.
12
4
Декоративное искусство в современном мире.
7
35
Раздел II1. Содержание учебного курса
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
Древние корни народного искусства:
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Связь времен и народов в народном искусстве:
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор – человек, общество, время:
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире:
Современное выставочное искусство.
Ты сам – мастер.
Раздел 1V. Тематический поурочный план
№ урока
Тема урока
Виды деятельности обучающихся
Планируемые образовательные результаты изучения темы
Древние корни народного искусства. 8 часов.
1
Древние образы в народном искусстве.
Работа над декоративной композицией на тему древних образов в росписи и резьбе по дереву, орнаментах народной вышивки.
Знать символический характер народного декоративного искусства.
Уметь
«прочитать» орнамент.
2
Убранство русской избы.
Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками.
Знать элементы декоративного убранства избы (причелина, полотенце и др.).
Уметь выстраивать орнаментальную композицию.
3
Внутренний мир русской избы.
Рисунок на тему: «В русской избе» (выбор композиции, выполнение подмалевка). Вырезание из картона предметов быта.
Знать жизненно важные участки крестьянского дома.
Уметь использовать выразительные средства декоративно – прикладного искусства.
4
Конструкция и декор предметов народного быта.
Вырезание из картона выразительной формы посуды или предметов труда и украшение их орнаментальной росписью.
Знать название предметов народного быта и труда.
Уметь
– почувствовать особый склад мышления наших предков:
- создавать объекты предметной среды.
5
Русская народная вышивка.
Выполнение узора вышивки на полотенце в традициях русских мастеров с использованием орнаментального рисунка.
Знать символику формы и цвета в орнаменте народной вышивки.
Уметь работать в смешанной технике (бумага, мелки, акварель).
6
7
Народный праздничный костюм.
Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов.
Знать крестьянский костюм – образная модель мироздания.
Знать роль и значение декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа.
Уметь работать с различными материалами.
Связь времен в народном искусстве. 8 часов.
9
Древние образы в современных народных игрушках.
Создание игрушки (импровизация формы) и украшение ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.
Знать дымковскую,
филимоновскую, каргопольскую игрушку.
Уметь передавать единство формы и декора в игрушке.
10
Искусство Гжели.
Вырезание из бумаги форм посуды (чашка, чайник, тарелка) и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма мастеров Гжели.
Знать особенности росписи, цветового строя, главный элемент орнамента.
Уметь
- передавать единство формы и декора;
- выполнять приемы письма в манере мастеров Гжели.
11
Городецкая роспись.
Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкого письма. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти.
Знать основные приемы городецкой росписи.
Уметь передавать единство формы и декора.
12
Хохлома.
Изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определенной народной традицией.
Знать виды хохломской росписи, различать их.
Уметь создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.
13
Жостово. Роспись по металлу.
Выполнение фрагмента жостовской росписи с включением в нее крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом.
Знать основные приемы жостовской росписи.
Уметь выполнять орнаментальную композицию определенного типа.
14
15
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Создание эскиза одного из предметов промысла, украшение этого предмета в стиле данного промысла.
Создание формы туеса (карандашницы) из плотной бумаги.
Знать основные приемы жостовского письма.
Уметь создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.
16
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Выставка работ. Беседа с элементами занимательной викторины по истории развития народных промыслов, знакомство с которыми произошло на уроках.
Знать несколько традиционных промыслов России (Жостово, Городец, Гжель, Хохлома, Полхов - Майдан).
Уметь анализировать произведения народных мастеров.
Декор – человек, общество, время. 12 часов.
17
Зачем людям украшения.
Беседа на тему, «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов».
Уметь видеть в произведениях декоративно – прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора.
18
19
20
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Выполнение эскизов браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта с использованием элементов декора – знаки – обереги, знаки – символы богов и царей.
Понимать смысл слов: образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяется ролью ее хозяина.
Уметь работать с выбранными материалами
21
22
23
Одежда «говорит» о человеке.
Выполнение работы по мотивам декоративного искусства Древнего Китая. Материал я по выбору учащихся.
Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.
24
25
26
27
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.
Создание проекта собственного герба или герба своей семьи с использованием декоративно – символического языка геральдики.
Знать сущность герба как отличительного знака человека.
Уметь составлять герб, учитывая традиционные формы и изобретая свои.
28
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Игра-викторина. Выставка работ, выполненных по изученной теме «Декор-человек, общество, время».
Уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен и народов.
Декоративное искусство в современном мире. 7 часов.
29
Современное выставочное искусство.
Беседа на тему: «Обращение современных художников декоративно-прикладного искусства к традиционным мотивам, сюжетам, образам народного искусства».
Знать
- о разнообразии материалов, форм современного декоративно-прикладного искусства, его особенностях;
- о специфике языка разных художественных материалов.
30
31
32
33
34
35
Ты сам – мастер.
Декоративная работа по мотивам русских народных сказок. Выбор и обсуждение работы.
Декоративная работа по мотивам русских народных сказок. Изготовление тряпичной куклы.
Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера или панно из соленого теста (по выбору учащихся).
Знать принципы декоративного обобщения в творческой работе.
Уметь использовать выразительные возможности материала.
Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны понимать:
-значение древних корней народного искусства;
-связь времён в народном искусстве;
-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
-особенности народного (крестьянского) искусства Татарстана;
-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):
-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;
-представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.
Учащиеся должны уметь:
отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)
создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);
объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.
Раздел VI. Нормы оценивания результатов обучающихся
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока.
Раздел VII. Учебно-методическое обеспечение программы