Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Парцинская основная общеобразовательная школа»
Зубово – Полянского муниципального района
Республики Мордовия
Рассмотрена
На заседании МС МБОУ «Парцинская ООШ»
Протокол № _____ от 30.08. 2019г.
Руководитель МС:_______________/Лемясева Н.Н./
Утверждена
Директор МБОУ «Парцинская ООШ»
_______________/Балашова М.А./
Приказ №______ от_30.08 2019г.
Согласована
Руководитель ШМО:_________/Резепова А.А./
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ДЛЯ 6 КЛАССА
( составитель – Шитова Е.Ф.)
2019- 2020 уч.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе:
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации »
Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования по изобразительному искусству.
Программы для общеобразовательных учреждений Изобразительное искусство. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. .– М.: Дрофа, 2017.
Описание места предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 34 ч.( 1 час в неделю), что соответствует примерной программе по изобразительному искусству основного общего образования и Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации. Программа рассчитана на один год.
В содержание предмета входят эстетическое воспитание действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся.
Разработанная программа предусматривает проведение: практических работ - 32; бесед – 2.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рисование с натуры (рисунок, живопись) 13 ч
Рисование отдельных предметов быта, школьного обихода, предметов декоративного искусства и их групп (натюрмортов) с натуры, а также по памяти и по представлению с использованием правил перспективы, светотени, цветоведения, живописной грамоты, композиции.
Рисование с натуры, а также по памяти и представлению фигуры человека, животных, птиц. Передача в рисунках гармонии цветовых отношений средствами цвета. Передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемым объектам и чувства восхищения красотой их формы, пропорций, очертаний, цветовой окраски. Воспитание уважения к труду.
Рисование на темы и иллюстрирование 12 ч
Рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Раскрытие в рисунке действия, выразительная передана характерного, главного в сюжете, передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемому сюжету, персонажам. Использование в тематических рисунках простейших законов перспективы, композиции, конструктивного строения предметов. Использование цвета как средства передачи настроения, переживаний, вызываемых изображаемыми объектами и сюжетами, осознание прекрасного в объектах и явлениях действительности.
Необходимо продолжать обучать школьников способам передачи движения в рисунке (движения из картинной плоскости на зрителя, движения в глубь плоскости, движения по диагонали, по кругу, передача ритма).
Обращается внимание на развитие умения изображать пейзаж по литературному описанию.
Дальнейшее развитие знаний, умений и навыков, сформированных в предыдущие годы.
Декоративная работа 7ч
Систематизация знаний о народном и современном декоративно-прикладном искусстве, дальнейшее развитие декоративного творчества учащихся, углубление представления о народном искусстве как специфическом народного творчества в системе культуры.
Сопоставление с целью выявления общих национальных черт двух типов творчества — профессиональных русских художников в области живописи и народных мастеров.
Введение в художественно-содержательный анализ произведений декоративно- прикладного искусства понятия ансамблевости: гармония и соподчинение предметов домашнего обихода в интерьере крестьянской избы, элементов ансамбля народного костюма.
Совершенствование умения самостоятельно составлять эскизы декоративного оформления предметов быта на основе обобщения форм растительного и животного мира. Лепка. Лепка фигуры человека в движении. Лепка тематических композиций на свободную тему. Лепка на сюжеты литературных произведений, рекомендуемых на занятиях тематическим рисованием. Аппликация. Индивидуальное и коллективное составление сюжетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно по заданиям тематического рисования.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас 3 ч
Основными темами бесед являются:
- картины русской жизни в произведениях художников XIX в. в творчестве передвижников;
- значительные события русской истории в произведениях В. Сурикова, В. Васнецова и других замечательных русских художников;
- образы русского фольклора в творчестве В. Васнецова и М. Врубеля;
- образы выдающихся деятелей культуры России в творчестве русских художников;
- красота пейзажа в русской живописи;
-натюрморт в русской и советской живописи;
- Кремль в Москве и Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге - величайшие творения русских зодчих;
- красота спорта в изобразительном искусстве.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
№
Раздел обучения
Количество часов
1
Рисование с натуры (по представлению, по памяти) объектов окружающего мира. Живопись. Рисунок.
13
2
Тематическое рисование
12
3
Декоративное рисование. Аппликации, изобразительные техники
7
4
Беседы.
2
Итого
34
КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
урока
Характеристика деятельности
обучающихся
Кол – во часов
Дата проведения
по плану
фактически
Рисование с натуры (по представлению, по памяти) объектов окружающего мира. Живопись. Рисунок.13 ч
1
Что нужно знать для грамотного рисования. Летние впечатления
Знать:
– задачи урока ИЗО;
– принадлежности для художественного творчества;
– возможности художественных материалов;
– виды изобразительного искусства;
– основные законы композиции;
– правила безопасного поведения в кабинете ИЗО.
Уметь выполнять рисунок на тему «Летние впечатления» с соблюдением основных законов композиции
1
2
Полный цветовой круг
Знать:
– основные и составные цвета;
– теплые и холодные цвета;
– контрастные и сближенные
цвета;
– приемы смешения красок.
Уметь:
– различать цвета;
– находить новые оттенки цвета
1
3
Живописные
и графические упражнения
Знать:
– различные приемы работы акварельными красками;
– технику заливки плоскости цветом с переходом от яркого тона к бледному;
– основные выразительные средства графики;
– технику работы карандашом.
Уметь:
– выполнять мазки разных видов;
– работать акварелью «по-сухому» и «по-влажному»;
– выполнять карандашом штриховку;
– выражать линией эмоции
1
4
Осенний лист, бабочка
и фрукты
Знать:
– понятие симметрия;
– симметричные предметы и этапы их рисования;
– особенности симметричной композиции.
Уметь:
– определять симметричную композицию в произведениях живописи;
– выполнять рисунки симметричных предметов акварелью и карандашом
1
5
Рисование натюрморта. Комнатный цветок и яблоко.
Знать:
– что такое натюрморт;
– роль цвета в натюрморте;
– законы линейной и воздушной перспективы;
– основы цветоведения.
Уметь:
– использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени и цветоведения при выполнении натюрморта;
– определять натюрморты среди произведений живописи
1
6
Рисование натюрморта. Корзина
с овощами
1
7
В осеннем лесу, парке
Знать:
– жанр изобразительного искусства – пейзаж;
– законы линейной и воздушной перспективы;
– строение деревьев и кустарников;
– способы выделения сюжетного центра композиции.
Уметь:
– находить пейзажи среди произведений живописи;
– выполнять рисунок в жанре пейзажа с применением всех выразительных средств
1
8
Наброски домашних животных (лошадь, корова, коза, собака, кошка)
Знать:
– жанр изобразительного искусства – анимализм;
– строение тела животных;
– творчество художников-анималистов.
Уметь:
– анализировать форму частей тела животных;
– выполнять наброски животного
1
9
На морском дне
Знать:
– анатомическое строение тела морских животных, их окраску;
– технику работы акварелью.
Уметь:
– анализировать форму тела животных;
– выполнять рисунок морского животного
1
10
Невиданный зверь
Знать:
– части тела реальных животных;
– этапы рисования животного;
– понятия реальности и фантазии в творческой деятельности художника.
Уметь придумать и выполнить рисунок фантастического животного
1
11
Наброски
с куклы-игрушки
Знать:
– сходство и различие фигур куклы и человека;
– пропорции куклы.
Уметь:
– строить композицию рисунка;
– выполнять набросок с куклы-игрушки
1
12
Портрет как жанр
живописи. Произведения выдающихся мастеров-портретистов
Знать:
– жанр живописи – портрет;
– пропорции тела человека;
– творчество выдающихся мастеров-портретистов.
Уметь:
– подбирать цветовое решение;
– выполнять набросок с фигуры человека, рисунок-портрет
1
13
Наброски с фигуры человека, сидящего в профиль (в легкой
одежде)
1
Тематическое рисование 12 ч
14
Фигура человека в движении. Спорт
Знать:
– пропорции тела человека;
– механику различных движений человеческой фигуры;
– понятия модуль, канон;
– технику аппликации, коллажа.
Уметь изображать фигуру человека с соблюдением анатомии и пропорций тела в технике аппликации
1
15
Две контрастные фигуры
Знать:
– понятие контраст и его разновидности в изобразительном искусстве;
– особенности применения закона контрастов в живописи.
Уметь:
– различать цветовой, светотеневой, размерный контрасты в произведениях живописи;
– выполнять рисунок человеческих фигур с использованием закона контрастов
1
16
Новогодняя открытка
Знать:
– виды графики;
– выразительные средства графики;
– виды шрифтов.
Уметь выполнять эскиз (макет) простейших объектов прикладной графики (открытка, пригласительный билет)
1
17
Зимние забавы, комиксы
Знать:
– отличие книжной графики от других видов графики;
– отличительные особенности комикса.
Уметь придумывать и рисовать комиксы на заданную тему
1
18
Мы рисуем инструменты
Знать:
– законы линейной перспективы и светотени;
– технику штриха.
Уметь:
– анализировать конструкцию предметов;
– выполнять рисунок натюрморта
1
19
Мы рисуем инструменты
1
20
Знаменитые архитектурные ансамбли Москвы и
Санкт-Петербурга
Знать:
– понятие архитектура;
– чем занимается архитектор;
– организацию внутреннего пространства Кремля;
– архитектурные памятники Санкт-Петербурга
1
21
Архитектурные памятники родного края
Знать:
– архитектурные памятники родного края;
– особенности современной архитектуры;
– жанр пейзажа, бытовой жанр.
Уметь:
– различать картины пейзажа и бытового жанра;
– анализировать и определять исходные конструктивные формы в окружающих предметах;
– изображать архитектурные сооружения с соблюдением законов перспективы
1
22
Красота народного
костюма
Знать:
– понятие костюм, особенности национального костюма;
– произведения живописи с изображением персонажей в народном костюме.
Уметь выполнять эскиз русского национального (народного) костюма
1
23
Эскиз русского национального (народного) костюма
1
24
Русский быт в прошлые века
Знать:
– произведения художников XIX века (И. Репина, В. Сурикова, В. Васнецова и других передвижников);
– правила композиции, перспективы, светотехники.
Уметь:
– выбирать сюжет тематической композиции;
– выполнять иллюстрации к стихотворениям поэтов-классиков XIX века
1
25
Материнство
Знать:
– что в искусстве всех народов есть тема воспевания матери;
– как раскрывают в своих картинах художники образ матери.
Уметь выполнить рисунок в жанре портрета или бытовом жанре на тему «Материнство»
1
Декоративное рисование. Аппликации, изобразительные техники 7 ч
26
Красота орнамента
Знать:
– виды орнамента;
– о связи орнамента и стиля эпохи;
– о декоре архитектурных сооружений.
Уметь:
– выполнять рисунок декоративного элемента орнамента (из гипса) со светотеневой разработкой;
– лепить элементы декора для украшения зданий
1
27
Иллюстрирование литературного произведения
Знать:
– шедевры деревянного и каменного зодчества России;
– устройство крестьянского дома;
– специфику образно-символического языка внутреннего устройства дома.
Уметь выполнить иллюстрации к литературному произведению о жизни народа прошлых веков
1
28
Иллюстрирование русской народной сказки (по желанию)
1
29
Космические дали
Знать:
– произведения живописи с изображением реального и фантастического космического пейзажа;
– цветовое и композиционное решение картин;
– первичные сведения о макетировании.
Уметь выполнить макет марки на тему космоса
1
30
Выполнение эскиза поздравительной открытки ветеранам
Великой Отечественной войны.
1
31
Разработка герба
Знать:
– символический язык декоративного искусства;
– правила составления композиции герба;
– российский герб;
– формы герба;
– символичность цвета.
Уметь придумывать и выполнять эскиз герба (класса, личный и т. д.)
1
32
Разрабатывать плакат на определенную тему.
Знать художественный язык плаката.
Уметь:
– использовать художественные средства выразительности для создания плаката;
– разрабатывать плакат на определенную тему
1
Беседы 2 ч
33
Человек и профессия. Поясной портрет
Знать:
– жанр портрета;
– виды портрета (поясной бюст и т. д.).
Уметь изображать человека определенной профессии, используя живописно-пластические средства в решении образа
1
34
Портрет-шутка
Знать:
– особенности карикатуры,
шаржа;
– пропорции и мимику лица.
Уметь составить и нарисовать шуточный портрет
1
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу 6 класса учащиеся должны знать:
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего времени;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- особенности ансамбля народного костюма; зависимость колорита народного костюма и узора от национальных традиций искусства и быта;
- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью.
Учащиеся должны уметь:
- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
- выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
- пользоваться перспективой, светотенью, композицией и т. д. в процессе рисования с натуры и на темы;
- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;
- применять в рисунках выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.