Программа "Смотрю на мир глазами художника" для детей 2 класса.Предназначена для проведения занятий внеурочной деятельности с детьми младших классов.В программе есть поставленые цели и задачи курса, годовое планирование занятий, что может заинтересовать детей и видеть мир ярким, цветущим и прекрасным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа для 2 класса»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа №4»
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СШ №4»
______________ Л.А.Трифонова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2 класс
Учитель Ланина Елена Владимировна
2015-2016г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» создана на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника»
Предлагаемая программа по изобразительному искусству и художественно-творческой деятельности рассчитана на учащихся 2 класса.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 34 часа (1 год).
Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображение в народном искусстве.
Декоративно-прикладное творчество – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующую особенность – чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем больше количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия. Таким образом, многие пытаются отойти от того стандарта, который окружает нас на протяжении жизни.
Изучение декоративно-прикладного искусства в рамках дополнительного образования способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся средствами прикладной направленности.
Задачи:
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
- обучить конкретным трудовым навыкам при работе с красками, природными материалами;
- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его быту, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень программы, который обеспечивает активную творческую деятельность учащихся;
содержание программы направлено на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.;
на протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох, познают художественную культуру своего народа;
единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства.
Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами. Разнообразие видов деятельности и большой выбор материалов для работы позволяют и помогают каждому обучающему раскрыть свои индивидуальные способности при изготовлении поделок, что, безусловно, окажет влияние на дальнейшее обучение.
Обучающиеся вовлекаются в творческую внеурочную деятельность с интересом, им интересен как сам процесс работы, так и её результат, ведь изготавливают вещи, игрушки, поделки, украшения для интерьера, они для себя и своих близких.
Данные занятия способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.
Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Количество часов
1
Живопись
8
2
Графика
6
3
Скульптура
5
4
Аппликация
5
5
Бумажная пластика
5
6
Работа с природными материалами
4
7
Организация и обсуждение детских работ
1
8
ИТОГО
34
Содержание курса, характеристика деятельности учащихся
1.Живопись Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
2.Графика Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
3. Скульптура Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки — глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
4. Аппликация Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
5. Бумажная пластика Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
6. Работа с природными материалами В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы.
7.Организация и обсуждение выставки детских работ Школьники вспоминают темы,
изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
Календарно-тематический план
№ п/п
Наименование тем
Количество часов
Дата
Характеристика основной деятельности ученика
Тема «Живопись» (8 часов)
1
Введение. Праздник знакомства
1
Начальное представление о живописи – заочная экскурсия в картинную галерею. Исследование жанров живописи.
2
Экскурсия на природу «Прекрасное вокруг нас»
1
Моделирование сюжетов будущих творческих работ. Классификация объектов природы.
3
Выполнение набросков с натуры
1
Классификация основных цветов, их сравнение и различение. Выполнение набросков с натуры.
4
Рисование листьев деревьев
2
Анализ приема получения живописного пятна. Исследование особенностей строения разных деревьев.
5
Рисование цветов
2
Сравнение оттенков одного цвета. Моделирование пейзажей.
6
Выставка творческих работ
1
Сравнение, классификация и анализ выполненных работ. Моделирование творческой выставки.
Тема «Графика» (6 часов)
7
Введение. Типы линий
1
Исследование выразительных средств этого вида искусства. Анализ особенностей выполнения различных видов линий.
8
Работа цветными карандашами
2
Моделирование пейзажей и натюрмортов. Анализ работ.
9
Работа фломастером
2
Исследование особенностей работы фломастером.
10
Выставка творческих работ
1
Сравнение, классификация и анализ выполненных работ. Моделирование творческой выставки.
Тема «Скульптура» (5 часов)
11
Введение. Скульптура
1
Исследование особенностей данного жанра искусства (трехмерное изображение).
12
Материалы, инструменты необходимые для работы
1
Анализ приемов работы инструментами. Сравнение действий.
13
Выполнение творческих работ. Лепка с натуры
2
Моделирование композиции «Овощи и фрукты». Анализ выполненных работ, сравнений приемов выполнения.
14
Выполнение творческих работ. Лепка по памяти
1
Сравнение приемов лепки из пластилина и из глины. Моделирование композиции «На кормушке».
Тема «Аппликация « (5 часов)
15
Введение. Беседа «Что делают из бумаги»
1
Исследование свойств бумаги, особенностей ее разновидностей. Моделирование правил по ТБ при работе с ножницами.
16
Виды аппликаций
Технология выполнения аппликации
1
Анализ и сравнение техник аппликации. Моделирование порядка выполнения аппликации. Анализ приемов работы с ножницами.
17
Выполнение творческих работ. Цветная бумага
1
Моделирование вырезной аппликации из цветной бумаги.
18
Выполнение творческих работ. Сюжетная аппликация
2
Моделирование сюжетной аппликации. Анализ и сравнение работ.
Тема «Бумажная пластика» (5 часов)
19
Введение. Виды бумаги
1
Исследование свойств бумаги, особенностей ее разновидностей. Моделирование правил по ТБ при работе с ножницами.
20
Материалы, инструменты необходимые для работы
1
Исследование приемов работы различными инструментами. Классификация приемов.
21
Выполнение творческих работ по рисунку
1
Моделирование сюжетной работы «Мой любимый уголок парка». Анализ приемов работы.
22
Выполнение творческих работ по образцу
1
Анализ приемов получения объема с помощью мятой бумаги. Исследование образцов.
23
Выставка творческих работ
1
Сравнение, классификация и анализ выполненных работ. Моделирование творческой выставки.
Тема «Работа с природными материалами» (4 часа)
24
Введение. Путешествие в страну мастеров
1
Исследование поделок из природного материала. Подготовка материала к работе.
25
Методы работы с природными материалами
1
Исследование приемов работы с природными материалами. Моделирование правил по ТБ.
26
Создание композиции из листьев, цветов
1
Моделирование композиций из природного материала.
27
Выставка творческих работ
1
Анализ выполненных работ. Подготовка Презентации.
Тема «Организация и обсуждение детских работ» (1 час)
28
Подведение итогов года «Праздник творчества»
1
Организация выставки детских работ. Моделирование композиций.
Итого часов за год
34
Содержание рабочей программы
Тема: «Живопись» (8 часов)
Занятие 1. Праздник знакомства. Знакомство с жанрами живописи.
Занятие 2. Экскурсия в природу. Начальные представления об основах живописи. Моделирование сюжетов будущих работ.
Занятие 3. Освоение приёмов получения живописного пятна. Работа «от пятна», без использования палитры. Выполнение набросков с натуры.
Занятие 4. Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Рисование с натуры листьев деревьев.
Занятие 5. Освоение приёмов получения живописного пятна. Рисование по памяти и представлению осенних пейзажей.
Занятие 6. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской. Рисование с натуры цветов, трав.
Занятие 7. Работа «от пятна», без использования палитры. Рисование на тему «Осенний букет».
Занятие 8. Организация выставки работ учащихся.
Тема: «Графика» (6 часов)
Занятие 9.Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал.
Занятие 10. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами. Рисование с натуры веток деревьев.
Занятие 11. Работа цветными карандашами. Рисование по замыслу пейзажей и натюрмортов.
Занятие 12. Ознакомление с вариантами работы фломастерами. Изображение насекомых.
Занятие 13. Работа фломастерами «Для любимой мамочки» - составление эскиза для росписи ткани.
Занятие 15. Организация выставки работ учащихся.
Тема: «Скульптура» (4 часа)
Занятие 16. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон. Особенности жанра.
Занятие 17. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки - пластилином. Инструменты и приемы работы с пластилином.
Занятие 18. Лепка с натуры овощей и фруктов несложной формы. формирование композиции.
Занятие 19. Лепка по памяти фигурок птиц.
Тема: «Аппликация» (4 часа)
Занятие 20. Знакомство со свойствами бумаги. Беседа «Что делают из бумаги?»
Занятие 21. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Освоение приемов работы с ножницами.
Занятие 22. Выполнение аппликации из цветной бумаги по образцу. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию.
Занятие 23. Выполнение сюжетной аппликации на тему «Времена года» Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Занятие 25.Упражнение в сминании бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Занятие 26. Коллективная работа в технике бумагопластики на тему «Мой любимый уголок парка».
Занятие 27. Выполнение творческих работ по образцу. Изготовление отдельных предметов пышных форм.
Занятие 28. Организация выставки работ учащихся.
Тема: «Работа с природными материалами» (4 часа)
Занятие 29. Знакомство со свойствами природных материалов (в качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна).
Занятие 30. Знакомство с приемами работы с природными материалами. Составление правил по ТБ. Композиция «Грибная пора».
Занятие 31. Создание небольших плоских пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов.
Занятие 32. Организация выставки работ учащихся.
Тема: «Организации и обсуждение выставки детских работ» (1 час)
Занятие 33. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
Формы и методы работы:
На занятиях используются методы:
Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).
Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).
Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль и письменный контроль, методы самоконтроля).
Ведущие формы организации занятий:
Групповые (творческие мастерские).
Индивидуальные (самостоятельная работа).
Коллективные (занятия, экскурсии, игра).
В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцировано, с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Список литературы
Список литературы для педагогов
Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. - М., 1991.
Алексахин Н. Постичь цветовую гармонию сердцем и умом // Дошкольное воспитание. – 1988 - № 3;
Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А. Д. Алёхин. - М., 1994.
Арманд Т. Руководство по росписи тканей. – СПб. – 1992;
Апполон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь / под ред. А.М.Контра. – М.:. – 1997;
Барадулин В.А, Основы художественного ремесла. В 2 т. М.: Просвещение. – 1979;
Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев [Текст]- М.: Эксмо. – 2006;
Гасюк Е.О., Степан М.Г, Художественное вышивание . Киев: Выща школа. – 1989;
Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горя-ева. - М., 1991.
Гусакова М.А. Аппликация. М.: Просвещение. 1987;
Держава Рериха. – М.: Изобразительное искусство. – 1994;
Елизарова Е. Декоративно-прикладное искусство // Дошкольное образование. 1997. - №3;
Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. – М.:. Просвещение. – 1971;
Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева - М., 2009.
Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева - М., 2009.
Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Коротеева.-М., 2003.
Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: пособие для руководителей общеобразовательных школ и внешкольных учреждений. М.:. Просвещение. – 1990;