kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа «Беседы об изобразительном искусстве»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по предметам:

 «Беседы об изобразительном искусстве»

отделение «Подготовительное»

«Подготовка детей к обучению в детской художественной школе»

для учащихся  8-10 лет

(уровень реализации полного курса – 3 года обучения)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа «Беседы об изобразительном искусстве»»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская художественная школа»













Программа по предметам:

«Беседы об изобразительном искусстве»

отделение «Подготовительное»

«Подготовка детей к обучению в детской художественной школе»

для учащихся 8-10 лет

(уровень реализации полного курса – 3 года обучения)


















Автор -составитель преподаватель

Муфтахова Фарида Ахметовна







Мегион

I. Пояснительная записка


«Я понимаю, почему ребёнок может быть зрелым

музыкантом. И когда мы присмотримся

внимательнее к его рисункам (…), мы

обнаружим в нём поэта, художника,

мастера чувств»

Януш Корчак

«Когда я снова стану маленьким»


Кто не наблюдал, как рисуют дети – не свои, так чужие, не дома, так на улице? Самые маленькие, ещё не зная, чем и на чём можно рисовать,

с увлечением рисуют всем, что оставляет след на асфальте, на стене, на бумаге. Взрослые иной раз досадуют: обои исчиркал, бумагу извёл –лучше бы играл со своими игрушками. Людям подчас невдомёк, что рисунки детей –одно из чудес, мимо которых многие проходят, не замечая их, не задумываясь.

А между тем сами они и их появление удивительны. Казалось бы, из ничего, как цветы после тёплого дождя, возникают произведения детской фантазии, яркие, своеобразные рисунки, в чём-то схожие между собой, в чём-то разные. Эти рисунки – преддверие в мир, создаваемый искусством. Творчество естественно вплетается в жизнь ребёнка, как и жизнь всех людей. И само появление художественного творчества детей во многом напоминает зарождение и первые шаги искусства на заре культуры человечества.

И, таким образом, особое место в развитии ребенка  занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие  эстетические  вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы.

Занятия изобразительным искусством выступают как действенное средство развития творческого воображения и зрительной  памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных  умений  и навыков, волевых свойств, качеств личности ребенка, его индивидуальности. Изобразительное искусство является важнейшим средством нравственного и  эстетического воспитания детей.

Большими возможностями для расширения нравственного и эстетического воспитания обладают учреждения дополнительного образования. Специфика учреждений дополнительного образования позволяет полнее осуществить личностно – ориентированный подход  в развитии художественных способностей  детей. Своевременное выявление способностей влияет на становление личности ребенка, успех в профессиональной карьере.

Новизна данной программы заключается в её построении, отличающийся от других программ тем, что она составлена по принципу блочного построения тем, где предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. В программе использованы материалы регионального культурно- национального компонента коренных народов Севера, их изобразительного и декоративно – прикладного искусства. Особое значение придается в данной программе усвоению художественно – творческого опыта, обучению приёмам художественно – творческих действий. На протяжении всего обучения  применяются такие методы и педагогические технологии, как личностный и дифференцированный подход, обучение в содружестве. Так же для улучшения восприятия и более близкого ознакомления воспитанников с изобразительным искусством планируются посещения выставок, встречи с художниками города, поездки в музеи и в Дом Художника. Все это в целом  является мощным стимулом для развития познавательного интереса к искусству.

 Актуальность обуславливается важностью изобразительного искусства для развития и воспитания  детей младшего школьного возраста. Основное назначение программы – развитие творческой личности ребёнка. Дети, занимаясь изобразительным искусством, учатся  видеть и понимать красоту окружающего мира, развивают художественно-эстетический  вкус. Занятия способствуют развитию трудовой и творческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи, толерантности. Дают возможность творческой самореализации личности и приобщению традициям русского народного творчеств

Вид программы – модифицированная

Наполняемость групп – 10 человек (в среднем) Занятия носят групповой характер.

Распределение учебного времени: учебные занятия проводятся с сентября по май. Для данных групп предусмотрены занятия один раз в неделю по 1 часу.  Продолжительность занятия – 40 минут с перерывом между занятиями 10 минут. Набор детей в возрасте 8, 9-10, 10-11 лет осуществляется независимо от их способностей и умений. Срок реализации программы – 3 года. Объём курса составляет 102 часа.

1 год обучения – 34 часа

2 год обучения – 34 часа

3 год обучения – 34 часа


Целью  курса является обеспечение всестороннего развития детей, нравственно-духовное совершенствование, формирование эстетического вкуса, приобретение некоторых профессиональных навыков и знаний средствами изобразительной художественно-творческой деятельности, развитие ассоциативно- образного мышления, наблюдательности, фантазии, воображения,

Задачи 1 года обучения:

-Знакомство с акварельными и гуашевыми красками;

-Знакомство с основными красками:

-Чтение сказок о красках;

-Изучение основ цветоведения;

-Знакомство с произведениями искусства и авторами;

Задачи 2 года обучения:

-Знакомство с художественными материалами;

-Изучение основ цветоведения;

-Знакомство с ахроматическими цветами;

-Чтение сказок о красках;

-Изучение жанров изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт;

- Знакомство с произведениями искусства и авторами;

-Знакомство с героями легенд Древней Греции;

-Знакомство с геометрическими формами в искусстве;

Задачи 3 года обучения:

-Знакомство с основными видами искусства;

-Изучение истории времени, истории своего родного города, города Москвы

-Изучение истории архитектурных памятников;

- Знакомство с произведениями искусства и авторами;

-Знакомства с творчеством хантыйского художника Геннадия Райшева;

-Изучение хантыйских орнаментов;

-Знакомство с творчеством югорской сказительницы Таисии Чучелины;

-Чтение сказок и легенд народов Севера;

Данная программа решает следующие задачи:

1.обучение основам изобразительной грамоты и формирование художественных знаний, умений и навыков; расширение художественно-эстетического кругозора;

2. развитие художественно – творческих, индивидуально выраженных способностей ребенка;

3. воспитание нравственных качеств личности ученика, эмоционально – эстетического восприятия окружающего мира;

4.Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства;

5.Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);

6.Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике.

7.Формировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, умение достигать решения задач, поставленных перед ним педагогом;

8.Формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно- деятельного общения с взрослыми.

9. Формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей.

10.Выявление наиболее одарённых детей в области изобразительного искусства, способных впоследствии продолжить обучение в художественной школе с дальнейшим поступлением в ВУЗ.

Для наиболее успешного выполнения поставленных  учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий: типовое занятие (сочетает в себе объяснение и практическое задание) рисование на заданные темы по памяти и по представлению (выполнение творческого задания),  декоративное рисование, беседы об изобразительном  искусстве, экскурсии, подготовка к выставкам. 

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы учащихся.


       Педагогическая целесообразность: программа составлена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей младшего школьного возраста. Основными формами уроков являются игра в художников, путешествие « в прошлое» своего народа, заочная экскурсия, работа в творческих мастерских.

        Основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:

- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);

- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);

- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);

- принцип идейно-художественной значимости (связь искусства с жизнью своего народа, с их особенностями)

       В уроки будут внесены элементы занимательности, сказки, веселые стихи, песенки, загадки – любимая тема для детей младшего школьного возраста. Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и искусством, различные виды творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это изделия, по тематике связанные с ремеслами и промыслами своей местности, театрализованные постановки фольклорных произведений народов, населяющих регион и т.п.


Ведущие педагогические принципы

        1. Принцип деятельности подразумевает активное включение  ребенка в учебно-познавательную  деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, навыков и умений для решения творческих задач.

        2. Принцип гуманности основан на уважении к личности ученика, признании его права на собственное мнение. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и творческой раскрепощённости учеников во время занятий.

        3. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта,  способности самостоятельного выбора решений.

        4. Принцип вариативности дает возможность развивать у учащихся вариативное мышление, сравнивать и находить оптимальный вариант.

5.Принцип последовательности, подразумевающий логичное усложнение творческих задач художественного образования.

6. Принцип природосообразности, заключающийся в учёте возраста обучающегося, уровня его интеллектуальной подготовки, предполагающей выполнение заданий различной степени сложности.

В процессе обучения используются следующие методы: деятельностный, репродуктивный, исследовательский, объяснительно- иллюстративный.

В результате обучения дети

-приобретают основные знания, умения и навыки;

-осваивают  различные способы деятельности, строго соблюдая безопасность работы;

-развиваются интеллектуально-творческие способности, инициатива, самостоятельность;

-развивается познавательная активность учащихся;

-развивается мелкая моторика, речь, пространственное мышление;

-формируется творческий подход к выполнению учебно-трудовых заданий, стремление применять полученные знания и умения в повседневной жизни с пользой для себя и окружающих


Методы ведения работ:

-изложение теоретического материала;

-выполнение учащимися упражнений по учебным темам;

-коллективные работы;

-выполнение самостоятельных работ;

-анализ работ на уроках и просмотрах;

-просмотры и родительские собрания проходят в конце каждой четверти и являются необходимыми мероприятиями, которые позволяют выявить соответствие результатов образовательным целям и задачам обучения.

Виды контроля:

1. вводный, который проводиться перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений, и навыков по пройденным темам;

  1. текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме;

  2. рубежный, который проводится после изучения каждого блока;

  3. итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания.


Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате изучения программы учащиеся:

знают:

-первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах многообразия, - единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни;

- представления о деятельности и роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создании среды жизни и предметного мира;

- требования техники безопасности с инструментами и материалами при работе

умеют:

- делать эскизы, самостоятельно разрабатывать элементарные сюжетные композиции предметного мира, растений и животных;

- выполнять изображения пространства на плоскости и пространственных построений, человека на плоскости;

- анализировать произведения искусства выдающихся художников в различных видах искусства;

- активно использовать художественные термины и понятия;

владеют:

- начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

- простейшими приемами и способами работы красками (гуашью, акварелью), графическими материалами ( цветным карандашами, фломастерами, углем, пастелью)

Способы проверки ожидаемых результатов:

После каждого полугодия отслеживается личностный и профессиональный рост ребёнка по следующим параметрам:

- усвоение знаний по базовым темам программы;

- овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой;

-развитие художественного - эстетического вкуса;

- формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.


Используются следующие формы проверки:

- анализ;

- мониторинг;

- выставка.


Методы проверки:

- наблюдение;

- тестирование;

Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме текущих просмотров, итоговых выставок, конкурсов.


Результаты фиксируются по следующим параметрам:

- усвоение знаний и умений по базовым разделам программы;

- личностный рост, развитие общительности, работоспособности;

- формирование художественно-эстетического вкуса;

- участие в выставках, конкурсах прикладного творчества.


Результаты освоения программы определяются по трём уровням:

- высокий;

-средний;

- низкий.


Учебный план


п\п

Учебные предметы

Кол-во

учебных недель

в году

Кол-во

учебных недель

в году

Кол-во

учебных недель

в году

1 год

2 год

3 год

1

Беседы об изобразительном искусстве

34

34

34






Всего часов:



102


II. Учебно-тематический план на 3 года обучения

2.1. Учебно-тематический план на 1-й год обучения




Наименование темы

Кол-во заданий


Кол-во

часов на

1 задание


Общее кол-во часов

1

2

3

4

5

Беседы об изобразительном искусстве

1

Введение в изобразительное искусство. Правило №1. Правило №2

1

1

1

2

Блок №1 «История о красках»

История о том, как краски между собой живут

1

1

1

3

Акварельные краски

1

1

1

4

Гуашевые краски


1

1

1

5

Мой любимый цвет

1

2

2

6

Разноцветный человечек

1

1

1

7

Мир цвета радуги

1

1

1

8

Обобщающий урок

1

1

1

9

Зелёное платье земли

1

1

1

10

Зелёное лето

1

1

1

11

Красная сказка

1

1

1

12

Синий и голубой


1

1

1

13

Кто самый белый


1

1

1

14

С кем дружит чёрный цвет.


1

1

1

15

Семья красок

Обобщающий урок

1

1

1

16

Жёлтый цвет земли

1

1

1

17

Оранжевый цвет

1

1

1

18

Коричневый мир

1

1

1

19

Исследуем язык цвета

1

1

1

20

Блок № 2 «Путешествие по залам музея»

Как рождается музей.

1

1

1

21

Почему лес и волк помогают Ивану царевичу?

В.М. Васнецов

1

1

1

22

Почему горюет Алёнушка

1

1

1

23

«Тройка» Василий Григорьевич Перов

1

1

1

24

Знаете ли вы русские портреты.

Обобщающий урок

1

2

2

25

Третьяковка 1990-е годы. Реконструкция Третьяковки

1

1

1

26

Этот удивительный музей Тропинина

1

1

1

27

Находка в старом доме

1

1

1

28

Дом в Елабуге

1

1

1

29

Это русское раздолье.

Обобщающий урок

1

4

4


Всего:


34

34



2.2. Учебно-тематический план на 2-й год обучения





Наименование темы

Кол-во заданий


Кол-во

часов на

1 задание


Общее кол-во часов

1

2

3

4

5

Беседы об изобразительном искусстве

1

Блок №1. «Изобразительное искусство и материалы юного художника»

Путешествие в мир искусства.

1

1

1

2

Карандаш говорит секрет

1

1

1

3

Цветные карандаши

1

1

1

4

Яркие фломастеры


1

1

1

5

Восковые мелки

1

1

1

6

Карандаши «живопись»

1

1

1

7

Волшебная пастель

1

1

1

8

Удивительная бумага

Обобщающий урок

1

2

2

9

Блок №2. «Художник и цвет»

О чём рассказывают художники и цвета

1

1

1

10

Художники и красный цвет

1

1

1

11

Цвет моря и неба

1

1

1

12

Исследуем белый цвет

1

1

1

13

Серый и чёрный. Не цветные цвета

1

1

1

14

Художники и жёлтый цвет

Обобщающий урок

1

2

2

15

Блок №3. «Жанры изобразительного искусства»

Создание портрета

1

1

1

16

Облик Моисея

1

1

1

17

Целебный натюрморт

1

1

1

18

Цвета пейзажа

1

1

1

19

Историческая картина

1

1

1

20

Библейский сюжет

1

1

1

21

Путешествие в страну мифов

1

1

1

22

Герои Эллады.

Обобщающий урок

1

3

3

23

Блок №4 «Геометрические формы в искусстве и природе» Точка

1

1

1

24

Круг чудесный

1

1

1

25

Квадраты магические.

Квадрат Малевича

1

1

1

26

Треугольник и квадрат

1

1

1

27

Куб и шар

1

1

1

28

Бедная спираль

1

1

1

29

Линия. Волшебный лабиринт.

1

1

1

30

Обобщающий урок. Путешествие подходит к концу

1

1

1


Всего


34

34


2.3. Учебно-тематический план на 3-й год обучения





Наименование темы

Кол-во заданий


Кол-во

часов на

1 задание


Общее кол-во часов

1

2

3

4

5

Беседы об изобразительном искусстве

1

Блок №1 «История и время»

Введение в изобразительное искусство

1

1

2

2

Историческое время

1

1

2

3

История письменности


1

1

2

4

История моего города


1

1

2

5

История Москвы

1

1

2

6

Одежда в разные времена

1

1

2

7

История архитектурных памятников


1

2

2

8

Современный город

Обобщающий урок


1

2

2

9

Блок № 2 «Времена года»

Золотая осень И.И. Левитан

1

2

2

10

Февраль. Подмосковье. Г.Г. Нисский



2


11

Грачи прилетели. А.Саврасов


1

1

2

12

Летний пейзаж. И.И.Левитан «Берёзовая роща»

Обобщающий урок

1

2

2

13

Блок № 3 «По югорской земле»

Геннадий Райшев – хантыйиский художник Региональный компонент

1

2

2

14

Хантыйские орнаменты


1

2

2

15

Мудрая Таисия Чучелина


1

1

2

16

В Сибири говорят

1

1

2

17

Сказки народов Севера

Обобщающий урок


1

4

2

18

Блок № 4 «Где живут картины»

Сказки о сказочнике. В.М.Васнецов

1

1

1

19

Необыкновенная встреча

Владимир Лукич Боровиковский

1

1

2

20


21

Сирень. П.П. Кончаловский


Творчество Н. Рериха

1

2


2

2


2

22

«Дети, бегущие от грозы» К.Е.Маковский

Обобщающий урок

1

2

2


Всего


34

34






III. Содержание курса


1 год обучения

Тема № 1 (1 час) Введение в изобразительное искусство.

Беседа «Кто такой художник?» (Жил-был на свете…) Как правильно готовиться к уроку изобразительного искусства? Правило 1. Правило 2.

Художник (словарная работа)


1-й блок «История о красках».

Тема № 2 (1 час) История о том, как краски между собой живут. Беседа «Мир цвета» Вопросы и ответы.


Тема № 3 (1час) «Акварельные краски».

Знакомство с акварельными красками. Правила работы с акварельными красками. Словарная работа: акварель, палитра.

Задание: Быстрое упражнение на смешивание красок «Волшебные краски».

Материалы: акварель, альбом, кисти, салфетка.

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.


Тема №4 (1час) «Гуашевые краски» Знакомство с простейшими свойствами гуашевых красок. Правила работы с гуашью. Отличие гуаши от акварели. Словарная работа: основные (главные) цвета, составные цвета, гуашь

Задание: Упражнение «Красивые цепочки» (верхняя гирлянда состоит из красных синих колец, нижняя - из розовых и голубых)

Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти.

Зрительный ряд: работы из фонда.


Тема №5 (2часа) «Мой любимый цвет» Беседа «Мои самые любимые цвета и за что я их люблю» Сказка «Свой цвет» Н. Абрамцева. Раздел «Краски рассказывают сказки»

Задание: выполнение рисунка по темам «Характер цвета» «Любимые узоры»

Задание на дом: нарисуйте, как бы вы украсили серые пёрышки вороны своим любимым цветом (работа по домашнему заданию)

Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти.

Зрительный ряд: демонстрационный материал


Тема №6 (1час) «Разноцветный человечек» Игра «Как цвета друг друга украшают» Чтение сказки «Разноцветный человечек»

Задание: Игра-сценка «Новый цвет» Письменная работа: представьте, что разноцветный человечек попал к вам в дом. Опишите его жизнь в своём доме

Работа по домашнему заданию: напишите или нарисуйте историю о том, как на земле появились краски.

Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти

Зрительный ряд: демонстрационный материал


Тема №7 (1час) «Мир цвета радуги» Игра «Найди радугу». Чтение сказки «Радуга». Н. Абрамцева

Задание: Рисунок весёлой истории о том, как солнышко на один день было покрашено.Задание на дом: нарисуйте разноцветную радугу и её дочек-фей разных цветов. Напишите или нарисуйте сказку о том, как добрая радуга растила своих дочек. (работа по домашнему заданию)

Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти

Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда


Тема №8 (1 час) Обобщающий урок.

Задание: Проверка и обобщение полученных знаний и умений.


Тема №9 (1 час) «Зелёное платье земли». Игра «Кто самый зеленый?»

Чтение сказки «Волшебная зелёная палочка». М. Скребцова

Задание: Выполнение рисунка «Зелёная планета» «Зелёная история»

Задание на дом: придумать сказку о том, как фея зелёного цвета полюбила осень и не захотела уходить с земли. Нарисовать осенний пейзаж зелёными красками.

Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти, палитра

Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда


Тема №10 (1 час) «Зелёное лето». Чтение сказки «Зелёная сказка». Н. Абрамцева. Вопросы и задания к сказке

Задание: Выполнить рисунок «Фея зелёного лета»

Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти, палитра

Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда


Тема №11 (1час) «Красная сказка». Чтение сказки «Красная дуга». М. Скребцова.

Задание: Нарисовать красные цветы, которые выросли из искорок радуги.

Викторина, посвящённая красному цвету Задание на дом: написать (придумать) рассказ на тему «Как красный цвет влияет на моё настроение»

Работа по домашнему заданию

Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти, палитра

Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда


Тема №12 (1час) «Синий и голубой». Старинная легенда о васильке. (сказка «Как появились синие цветы») Вопросы и задания к сказке. Чтение

«Голубой сказки»

Задание: нарисуйте синюю птицу или синего зверка и придумайте о них сказку.

Материалы: акварель, альбом, кисти, салфетка.

Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда


Тема №13 (1час) «Кто самый белый». Беседа. Вопросы и задания для беседы. Чтение сказки «Белая снежинка» М. Скребцова. Чтение рассказа «Самая нужная краска» А.Лопатина.

Задание: нарисуйте снежинку из сказки в образе красивой девочки в белоснежном наряде. Задание на дом: напишите названия продуктов белого цвета.

Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти, палитра

Зрительный ряд: работы из фонда


Тема №14 (1час) «С кем дружит чёрный цвет». Беседа (вопросы и задания для беседы) Чтение сказки «Подарок феи чёрного цвета». Вопросы и задания к сказке. Чтение сказки «Серый кот и чёрная мышка». Вопросы к сказке.

Задание: «Однажды фея чёрного цвета обиделась, что многие люди не хотят с ней дружить и решила покинуть землю» Придумайте сказку о том, что произойдёт на земле, если исчезнут: чёрный хлеб, чернослив, чёрный кофе, чёрные волосы, глаза, Чёрное море и другие предметы или явления чёрного цвета. Выполнение рисунка предметов чёрного цвета.

Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти, палитра

Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда


Тема №15 (1час) «Семья красок» Обобщающий урок. Чтение сказки «Три братца»

Задание: Нарисовать встречу трёх цветов (красный, белый, чёрный)

Повторение и обобщение знаний и умений учащихся.

Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти, палитра

Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда


Тема №16 (1час) «Жёлтый цвет земли». Беседа, вопросы и задания для беседы. Чтение сказки «Друзья золотого луча». М. Скребцова. Вопросы и задания к сказке

Задание: выполнить рисунок «когда солнышко смеётся» Письменная работа: напишите о каком либо эпизоде из своей жизни, когда вам было грустно, а солнечный луч развеселил вас

Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти, палитра

Зрительный ряд: работы из фонда, иллюстрации,


Тема №17 (1час) «Оранжевый цвет». Беседа, вопросы и задания для беседы Чтение «рыжей» сказки. Н. Абрамцева (сказка «Первый художник» А. Лопатина)

Задание: выполнить рисунок «портрет с веснушками». Представьте, что рыжее солнышко подарило вам сто веснушек. Нарисуйте свой весёлый портрет с веснушками

Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти, палитра

Зрительный ряд: (картина И. Машкова «Тыква»)


Тема №18 (1час) «Коричневый мир». (Дети должны надеть в школу что-либо коричневого цвета или его оттенков: брюки, бант, туфли, шарф и так далее) Беседа. Вопросы и задания для беседы. Чтение сказки «Семена жизни». А. Лопатина. Игра «Планеты разного цвета» Чтение сказки «Шоколадное королевство»

Задание: Нарисовать сюжет из сказки «Шоколадное королевство»

Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти, палитра

Зрительный ряд: работы из фонда, иллюстрации


Тема №19 (1час) «Исследуем язык цвета». Беседа, вопросы и задания для беседы. Чтение пёстрой сказки, вопросы и задания к сказке

Задание: выполнить рисунок «улыбки цветов»

Материалы: акварель, альбом, кисти, салфетка

Зрительный ряд: работы из фонда, иллюстрации


2-й блок «Путешествие по залам музея»

Тема №20 (1час) «Как рождается музей». Беседа «…а теперь поговорим о художниках, которые пишут…» Путешествие по Третьяковской галерее

Словарная работа: музей

Задание: Нарисовать рисунок на свободную тему

Материалы: акварель, альбом, кисти, салфетка

Зрительный ряд: работы из фонда, иллюстрации


Тема №21 (1час) «Почему лес и волк помогают Ивану-царевичу?».

Ознакомление с произведением изобразительного искусства В.М. Васнецова «Иван - царевич на Сером волке» 1889г. Знакомство с образцами народной вышивки. (анализ узоров на одежде героев, как одеты Иван-царевич и Елена Прекрасная)

Задание: Упражнение: сочинение узора для платья, передника…

Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти, палитра

Зрительный ряд: работы из фонда, иллюстрации


Тема №22 (1час) «Почему горюет Алёнушка?». Беседа по картине «Алёнушка» (1881г.) Как понимать словосочетание «сумрачный колорит»?

Слова для справок: спутанные, сирота, горькая доля, поза, неподвижно.

Мир сказки для Васнецова – это мир счастья (вслед за художником мы входим в сказочную страну добра и красоты)

Задание: Нарисовать портрет Алёнушки.

Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти, палитра

Зрительный ряд: Иллюстрации Ю.Васнецова: «Кот, петух и лиса», «Репка», «Петушок», «Теремок


Тема №23 (1час) «Тройка» Василий Григорьевич Перов. Путешествие по Третьяковской галерее продолжается. Беседа по картине «Тройка» (1866 г)

Что сделал художник, чтобы облегчить горе и страдания бедной матери?

Слова для справок: сумеречный, монастырская стена, доверху, наполненную, раскачиваются, выплёскивается, обледенелая дорога

Задание: Словарная работа: гамма (цветовая)

Материалы: альбом, ручка

Зрительный ряд: работы из фонда, иллюстрации


Тема №24 (2 часа) «Знаете ли вы русские портреты?» Обобщающий урок. Знакомство с жанром изобразительного искусства. ( По просьбе П. М. Третьякова исполнялись портреты выдающихся русских писателей, поэтов, драматургов, композиторов, художников: портреты А.С. Пушкина, маршала Г.К.Жукова, Л.Н.Толстого…) Рассматривание и анализ портретов

Задание: 1.Словарная работа: портрет, писатель, позировать. 2. Повторение и обобщение знаний и умений учащихся.

Материалы: альбом, ручка

Зрительный ряд: Иллюстрации портретов русских писателей, поэтов, драматургов, композиторов, художников.


Тема №25. (1час) «Третьяковка, 1990 годы…». Реконструкция Третьяковки

Инженерный корпус

Задание: Словарная работа: реконструкция, корпус

Материалы: альбом, ручка

Зрительный ряд: иллюстрации, демонстрационный материал


Тема №26. (1час) «Этот удивительный музей Тропинина».

Беседа о том, как московский коллекционер Евгений Феликсович Вишневский купил портрет неизвестного…Поиски и находки

Задание: Нарисовать рисунок музея по представлению.

Материалы: альбом, цветные карандаши

Зрительный ряд: иллюстрации, демонстрационный материал


Тема №27. (1час) «Находка в старом доме». Рассказ о том, как подпись обнаружил рентген

Задание: Словарная работа

Материалы: альбом, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал


Тема №28. (1час) «Дом в Елабуге». Ваня - «мазилка» Каким был дом Шишкиных?

Задание: Нарисовать рисунок дома художника по представлению

Материалы: альбом, фломастеры

Зрительный ряд: иллюстрации, демонстрационный материал


Тема №29. (4 часа) «Это русское раздолье…» Обобщающий урок. Беседа о красоте вокруг нас. «Рожь» 1878г. «Лесные дали» 1884г.«Утро в сосновом лесу» 1889г

Задание: 1. Выполнить копию картины «Утро в сосновом лесу» 2. Выбор учащимися картины художников, анализ, составление рассказа по картине

3. Повторение и обобщение знаний и умений учащихся

Материалы: альбом, фломастеры

Зрительный ряд: иллюстрации, демонстрационный материал



2 год обучения


Блок №1 «Изобразительное искусство и материалы юного художника»

Тема №1 (1час) «Путешествие в мир искусства». Беседа «Мир искусства»

Экскурсия в школьный музей с этнографическим уклоном «Северные звёздочки» Посещение выставки дипломных работ выпускников Детской художественной школы

Зрительный ряд: работы из фонда.


Тема №2 (1 час) «Карандаш говорит секрет». Представь, что ты – карандаш. Кому и как ты служишь? Беседа «Тайна чёрного камня» Вопросы и ответы

Задание: Слова для справок: глиняные таблички; царская библиотека; музей; неудобства от такой «бумаги»; деревянные дощечки, покрытые воском; древний род карандашей; от древнегреческого слова «графо» - пишу; первые карандаши 1889 г.

Материалы: альбом, фломастеры, ручка

Зрительный ряд: демонстрационный материал


Тема №3 (1 час) «Цветные карандаши». Беседа «Краски рассвета» А.Лопатина.

Задание: Выполнить рисунок «Карандашный человечек» Придумать небольшой рассказ о карандашном человечке

Материалы: цветные карандаши, альбом, ластик

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.


Тема №4 (1 час) «Яркие фломастеры». Сказка о фломастерах и цветных карандашах. (Если карандаши и фломастеры ссорятся, как их помирить?)

Задание: Игра «Рассказ карандаша и фломастера» Выполнить рисунок на свободную тему

Материалы: фломастеры, альбом, карандаш, ластик

Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда.


Тема №5 (1 час) «Восковые мелки». Беседа «Что умеют восковые карандаши»

Задание: Нарисовать рисунок на свободную тему.

Материалы: Восковые мелки, альбом, карандаш

Зрительный ряд: работы из фонда.


Тема №6 (1 час) Карандаши «Живопись». Беседа «Чудесные карандаши»

Просмотр и анализ работ учащихся

Задание: Нарисовать цветы в вазе.

Материалы: альбом, карандаш, цветные карандаши

Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда


Тема №7 (1 час) «Волшебная пастель». Беседа «Пастель - замечательная техника, хотя и непростая»

Задание: Нарисовать рисунок на свободную тему.

Материалы: бумага для пастели, карандаш, пастель

Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда


Тема №8 (2 часа) «Удивительная бумага» Обобщающий урок. Беседа «История о бумаге»

Задание: 1.Выполнить рисунок на свободную тему.2. Повторение и обобщение знаний и умений учащихся

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал


Блок №2 «Художник и цвет»

Тема №9 (1час) «О чём рассказывают художники и цвета». Чтение сказки «О чём рассказывают цветы и цвета» А.Лопатина. Вопросы и задания к сказке. Беседа «Любимые цвета художников»

Задание: «Я - волшебник»

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда


Тема №10 (1час) «Художники и красный цвет». Творческое задание «Рассказ о красном цвете» Вопросы и задания. Чтение «Красной сказки»

Задание: Выполнить рисунок «Красные дары земли» (коллективное задание по группам) Задание на дом: придумать меню из блюд, в которых преобладает красный цвет и его оттенки. Работа по домашнему заданию.

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: Иллюстрации картин А. Матисс «Красные рыбки», К.Петров-Водкин «Купание красного коня»


Тема №11 (1час) «Цвет моря и неба». Беседа «Знаменитые картины Айвазовского» Просмотр слайдов или иллюстраций картин

Задание: составить рассказ о море. Нарисовать спокойную гладь моря, бушующее море…

Материалы: альбом, карандаш, ластик, акварель, кисти

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации картин


Тема №12 (1час) «Исследуем белый цвет». Беседа «Роль белого цвета»

Просмотр слайдов или репродукций картин разных художников

Задание: используя все оттенки белого цвета, нарисовать белого коня.

Домашнее задание: составить рассказ на тему « Моя любимая одежда белого цвета»

Материалы: альбом, карандаш, ластик, гуашевые краски, кисти

Зрительный ряд: репродукции картин разных художников: И.Грабарь «Белая зима» И.Левитан «Март» В.Суриков «Взятие снежного городка»

К. Юон «Русская зима»


Тема №13 (1час) «Серый и чёрный» Не цветные цвета. Беседа о не цветных цветах. «Как живёт чёрный цвет» «Какое настроение у серого цвета» Просмотр слайдов или репродукций картин художников

Задание: нарисовать день, ночь, вечер. Домашнее задание: придумать рассказ о чёрной мышке и про серого кота с последующим рисунком.

Материалы: альбом, карандаш, ластик, гуашевые краски, кисти

Зрительный ряд: репродукции картин, демонстрационный материал


Тема №14 (2 часа) «Художник и жёлтый цвет» Обобщающий урок. Беседа «Цвет солнца»

Просмотр слайдов или репродукций картин художников

Задание: 1. Используя все оттенки жёлтого цвета, нарисовать на темы «Солнечный лень» «Жёлтый мир» «Нарцисс» «Подсолнух» «Мимоза» «Одуванчик»…2. Коллективное задание (на выбор учащихся) 3. Повторение и обобщение знаний и умений учащихся

Материалы: альбом, карандаш, ластик, гуашевые краски, кисти

Зрительный ряд репродукции картин художников: В. Гог «Подсолнухи» И.И. Шишкин «Рожь» И.И. Левитан «Золотая осень»…


Блок №3 Жанры изобразительного искусства.

Тема №15 (1час) «Создание портрета». Чтение сказки «Мамин портрет». М. Скребцова

Задание: игра «Рисуем портрет по кругу»

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: репродукции картин, демонстрационный материал


Тема №16 (1час) «Облик Моисея».

- чтение легенды из Талмуда

Задание: Творческое задание: нарисовать портрет друга.

Материалы: альбом, цветные карандаши

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.


Тема №17 (1час) «Целебный натюрморт». Чтение рассказа «Целебный натюрморт А. Лопатина (что натюрморт может рассказать о характере художника?)

Задание: нарисовать натюрморт из любимых фруктов своей семьи.

Задание устное: возьми мысленно в руки предметы натюрморта, поговори с ними и придумай историю их жизни.

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда.


Тема №18 (1час) «Цвета пейзажа». Просмотр и анализ пейзажа. Вопросы и задания для беседы. Чтение сказки про художника (как может художник отразить в своих картинах всю красоту мира?)

Задание: Нарисовать любимый пейзаж.

Материалы: альбом, карандаш, цветные карандаши.

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации,


Тема №19 (1 час) «Историческая картина». Чтение легенды «Памятник железному Тимуру» Вопросы и задания к легенде

Задание: нарисовать историю своей жизни.

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал


Тема №20 (1 час) «Библейский сюжет». Чтение легенды «Чудесное спасение» А. Лопатина. Вопросы к легенде

Задание: Нарисовать сюжет из легенды

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.

Тема №21 (1час) «Путешествие в страну мифов». Беседа о возникновении мифов (не могут ли одни и те же герои действовать и в мифе, и в сказке, и в каком-то ином жанре словесного творчества? Почему рассказ о Геракле называют не сказкой, не былиной, не повестью, а именно мифом? Чем Геракл отличается от сказочного персонажа? А может быть, и Добрыню Никитича вполне можно назвать не только былинным, но и мифическим героем?

Вопросы и задания к легенде

Задание: Нарисовать портрет Геракла.

Материалы: альбом, карандаш, цветные карандаши

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.


Тема №22 (3 часа) «Герои Эллады» Обобщающий урок. Чтение легенды Древней Греции

Задание: 1. нарисовать сюжет из легенды. 2. Повторение и обобщение знаний и умений учащихся

Материалы: альбом, карандаш, цветные карандаши

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации


Блок №4 «Геометрические формы в искусстве и природе»

Тема №23 (1час) «Точка». Чтение стихотворения «Точка». Беседа «Точка, точка, два крючочка» Понятие о форме

Задание: нарисовать любые формы из точек

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал


Тема №24 (1 час) «Круг чудесный». Чтение стихотворения «Круг» Беседа «Геометрические фигуры как символы»

Задание: Используя формы круга, придумать различные изображения

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал


Тема №25 (1 час) «Квадраты магические». Чтение стихотворения «Квадрат»

Квадрат Малевича

Задание: используя формы квадрата, придумать интересные изображения

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.


Тема №26 (1 час) «Треугольник и квадрат». «Жили-были два брата»

Задание: выполнить шуточные рисунки, используя треугольники и квадраты

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда.


Тема №27 (1 час) «Куб и шар». Чтение стихотворений «Куб», «Шар»

Задание: придумать рассказ – сказку о кубе и шаре. Творческое задание: по желанию учащихся

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда.


Тема №28 (1 час) «Бедная спираль». «Какой-то спирали раз захотелось…»

Задание: Выполнить рисунок с использованием спиралей

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда


Тема №29 (1 час) «Линия. Волшебный лабиринт». Рассказ о Минотавре и его лабиринте на острове Крите

Задание: Решить задачу, как выйти из лабиринта. Придумать и нарисовать свой лабиринт

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.


Тема №30 (1 час) «Путешествие подходит к концу» Обобщающий урок.

Подготовка к просмотру

Задание: Обобщение полученных знаний. Выставка работ учащихся



3 год обучения


Блок №1 «История и время»

Тема №1 (1 час) «Введение в изобразительное искусство». Беседа об искусстве. Виды искусства. Знакомство с художниками

Задание: Словарная работа: художник

Материалы: альбом, карандаш, ручка

Зрительный ряд: демонстрационный материал


Тема №2 (1час) «Историческое время». Беседа «Лента времени: настоящее и будущее»

Задание: Упражнения: расположить в правильной последовательности следующие единицы: день, век, месяц, неделя, сутки, час

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал


Тема №3 (1 час) «История письменности». Беседа об истории письменности. Загадочные письмена, их значение. Рождение алфавита. Материалы для письма. Вопросы и ответы

Задание: Словарная работа: Пётр 1, иероглифы, алфавит, Финикийцы, Кирилл и Мефодий (азбука), папирус, пергамент, летописец Нестор

Выполнить рисунок алфавита

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.


Тема №4 (1 час) «История моего города». Беседа о городе Мегионе

Знакомство с достопримечательностями родного города

Задание: Словарная работа: Мегион, год создания. Упражнение: выполнить зарисовки своего родного дома, школы, памятника, озера, реки…

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда.


Тема №5 (1 час) «История Москвы». Беседа «Моя Москва златоглавая» (от какого слова произошло название города Москва) Рассказ о Московском Кремле

Задание: Словарная работа: город, Кремль, слобода. Задание на дом: конструировать Кремль

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры, бумага

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.


Тема №6 (1 час) «Одежда в разные времена». История одежды. Первая одежда. Основной вид одежды на Руси. Просмотр иллюстраций

Задание: Словарная работа: хитон и гиматий, туника и тога, зипун, кафтан, сарафан, душегрейка, шуба. Упражнение: выполнить зарисовки одежды.

Задание на дом: нарисовать одежду для дома, учёбы, спорта, для посещения театра…на выбор

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации


Тема №7 (2 часа) «История архитектурных памятников». История и возникновение жилищ (первое жилище) Заочное путешествие в разные страны

Задание: Словарная работа: ветхое жильё, блочный дом, хижина, землянка, храм, собор. Упражнение: выполнить зарисовки различных строений (жилище, землянка, храм…) Работа по домашнему заданию: написать небольшой рассказ на тему «С чего начиналось строительство?»

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации,


Тема №8 (2 часа) «Современный город». Обобщающий урок. Беседа о современном городе. Новшества в нашей стране и в мире

Задание: Письменная работа: напиши весёлую историю о том, если бы ты был волшебником современного города…Задание на дом: нарисовать современные строительные сооружения.

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.





Блок № 2. Времена года.

Тема №9 (2часа) «Золотая осень» Исаак Ильич Левитан. Беседа «Краски природы» Жанры ИЗО. Творчество И.И. Левитана. «Золотая осень-Энциклопедия русской осени»

Задание: Словарная работа: портрет, пейзаж, натюрморт

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры, ручка

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.


Тема №10 (2часа) «Февраль. Подмосковье» Г.Г. Нисский. Жанры ИЗО. Виды пейзажа. Творчество Г. Нисского. Беседа по картине «Февраль. Подмосковье»

Задание: 1. Словарно-стилистическая работа: подобрать синонимы к существительному «простор» и прилагательному «необъятный» (дальнейшее употребление этих слов в речи) 2. Нарисовать зимние деревья. 3.Задание на дом: нарисовать зимний пейзаж. Работа по домашнему заданию

Материалы: альбом, карандаш, ручка, гуашь, кисти, палитра

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.


Тема №11 (1 час) «Грачи прилетели» А.Саврасов. Знакомство с творчеством художника. Знаменитое произведение Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» Беседа по картине

Задание: 1. Упражнение по раздаточным карточкам с репродукциями: описать картину, как и что хотел передать художник своим произведением (цветовое композиционное решение, центр композиции, изображаемые предметы…) 2. Слова для справок: пение капели, крик птиц, журчание воды, скрип стволов, шорох прошлогодней листвы…

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры,

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации


Тема №12 (2 часа) «Летний пейзаж». Обобщающий урок. Знакомство с творчеством художника Ивана Ивановича Шишкина. Просмотр и анализ картины «Рожь» «Сосновый бор» «Сосны, освещённые солнцем» (можно рассматривать картины других художников) «Зелёный шум» А.Рылов И.И.Левитан «Берёзовая роща»

Задание: 1. Выполнить рисунок сосен. 2. Повторение и обобщение знаний, умений учащихся

Материалы: альбом, цветные карандаши

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации картин «Рожь» «Сосновый бор» «Сосны, освещённые солнцем»





Блок № 3. По югорской земле.

Тема №13 (2 часа) «Геннадий Райшев - хантыйский художник» региональный компонент. Знакомство с творчеством Геннадия Райшева. Чтение стихотворения В.Волдина. Беседа «На земле Югры»

Задание:1. Выполнить зарисовки по стихотворениям. Анализ работ 2.Задание на дом: дальнейшее изучение творчества Г.Райшева. Работа по домашнему заданию.

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.


Тема №14 (2 часа) «Хантыйские орнаменты». Беседа «Хантыйские орнаменты» Орнаменты линейного и розеточного типа. Цвет, форма и символы (значение) орнамента

Задание: 1.Словарная работа. 2. Нарисовать орнамент на одежде и обуви, на подвесках для украшения…(по выбору)

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда.


Тема №15 (1 час) «Мудрая Таисия Чучелина». Знакомство с творчеством югорских сказительниц. Чтение сказки «Девушка Хутнай» Т.Чучелины

Чтение стихотворения Романа Ругина «Мой народ»

Задание: 1. Задание: нарисовать сюжет из сказки.2.Задание на дом: написать небольшой рассказ о своём родном народе

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда

Тема №16 (1 час) «В Сибири говорят…» Беседа о коренном народе (вопросы и задания для беседы) Отгадывание загадок, ребусов, кроссвордов

Задание: Словарная работа: хантыйские слова и значение, новые термины на северную тематику

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.


Тема №17 (4 часа) «Сказки народов Севера» Обобщающий урок. Беседа «Обычаи и традиции народов Севера» ( вопросы и задания для беседы) Сказки и легенды народов ханты и манси

Задание: 1.обсуждение, запись выводов 2. Выполнить сюжет из прочитанной сказки. 3. Задание на дом: чтение сказок и легенд народов Севера.4. Проверка знаний, умений и навыков учащихся

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.


Блок № 4. Где живут картины.

Тема №18 (1 час) «Сказка о сказочнике» В.М.Васнецов. Беседа о Третьяковской галерее «Недалеко от Кремля, за Москвой – рекой стоит необыкновенный дом…» Жанры ИЗО. Сказка о сказочнике. Виктор Михайлович Васнецов. Застава богатырская. Беседа (просмотр) и анализ картины «Богатыри» ( Все трое, несмотря на разные характеры, удивительно едины в одном: это защитники земли Русской.) Просмотр картины «Иван – царевич на Сером Волке» Почему художник в лесной пейзаж вписал цветущую яблоню?

Задание: 1. Слова для справок: стремительный бег, оттеняет спокойную позу Елены Прекрасной, словно расступились, парчовая и золотая одежда, «преданья старины глубокой». 2.Нарисовать богатырские доспехи.

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.


Тема №19 (1 час) «Необыкновенная встреча». Жанры ИЗО - портрет

«Неизвестная» возвращается на Родину. Владимир Лукич Боровиковский «Портрет неизвестной женщины» Василий Григорьевич Перов

Задание: словарная работа

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации


Тема №20 (2 часа) «Сирень» П.П. Кончаловский. Жанры изобразительного искусства – натюрморт. Творчество П.П. Кончаловского. Беседа по картине. Легенда о прекрасном нарциссе

Задание: Нарисовать свои любимые цветы.

Материалы: альбом, карандаш, гуашь, кисти, палитра

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации


Тема №21 (2 часа) «Творчество Н.Рериха». Творчество Н.Рериха

Задание: создать копии произведений Николая Рериха

(можно работать по произведениям других авторов)

Материалы: альбом, карандаш, гуашь, кисти, палитра

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.


Тема №22 (2 часа) «Дети, бегущие от грозы» К.Е Маковский. Обобщающий урок. Знакомство с творчеством Константина Егоровича Маковского. Просмотр картины, анализ, вопросы и ответы

Задание: 1.Нарисовать грозу. 2. Выбор учащимися картины художников, анализ, составление рассказа по картине и рисование сюжета (техника исполнения свободная) 3. Итоги 4 четверти

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.





IV. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе:

К концу обучения учащиеся

по беседам об изобразительном искусстве

должны знать:

-виды искусства;

-виды изобразительного искусства;

-жанры ИЗО

-названия графических материалов ( карандаш простой Т. ТМ. М. и т.д. тушь, ручка, пастель…) и назначение;

-термины; зарисовка, набросок, пространство;

-последовательность выполнения рисунков, начиная с эскиза до полного окончания работы;

- названия и свойства красок;

-материалы и принадлежности (назначение палитры, виды бумаги, кистей)

-названия основных цветов и их оттенков;

-назначение белой и чёрной красок;

-контрастные цвета;

-условность цвета в декоративной работе;

-изобразительно-выразительные средства (цвет, колорит, рефлекс)

-сведения об изменении цвета в пространстве на примере темы «Пейзаж» (смягчение очертаний, ослабление яркости цвета, изменение светлоты)

-техники выполнения акварельной живописи;

-о расположении предметов на листе и изменении их размеров (ближе - дальше

-незнакомые слова; эскиз, фактура, сюжет, натура, контур, иллюстрация…(словарная работа);

-творчество художников-пейзажистов;

-творчество художников-портретистов;

-творчество художников-анималистов;

-творчество Геннадия Райшева - хантыйского художника, мастера и педагога;

должны уметь:

-правильно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужном направлении, не вращая при этом лист бумаги;

-различать рисунок от живописи.

-компоновать изображение в различных форматах;

-пользоваться различной штриховкой.

-правильно работать кистью;

-начинать вести работу от главного изображения, выделяя центр размером, цветом или оном;

-образно передавать содержание композиции, давать яркую характеристику сказочному персонажу;

-использовать жизненные наблюдения, прочитанные сказки и стихи, собственную фантазию в процессе создания изображения

-находить выразительные средства и изобразительные формы, отвечающих замыслу, настроению, содержанию темы;

-выполнять композиционные поиски изображения, работать с эскизами, достигать цветовой гармонии;


V. Перечень по учебно - методическому обеспечению.

Для преподавателя

-Учебные программы.

-Учебно-методические таблицы по цветоведению.

-Учебно-методические таблицы по графике.

-Учебно-методические пособия по декоративно-прикладному искусству.

-Оттеночная раскладка цветов

-Репродукции и работы художников.

-Детские работы прошлых лет.

-Персональный компьютер, магнитофон, кассеты, грамзаписи.

-Стихи и сказки к разным темам.


Для учащихся

-Бумага. Формат А-4.

-Краски акварельные, гуашь.

-Кисти №1-10

-Палитра.

-Пастель.

-Простые карандаши: Т, ТМ, М…

-Цветные карандаши.

-Восковые карандаши.

-Цветные ручки.

-Фломастеры, маркеры.

-Ластик.

-Цветной картон.

-Цветная бумага, клей, паспарту







VI. Список литературы

  1. Абелюк Е. «Фантастическая реальность мира» М – 1996

  2. «Волшебные сказки» М – АСТ. Минск-Харвест. 2001

3. Горяева Н.А. «Первые шаги в мире искусства» М.Просвещение. 1991г.

4 .«История ХМАО с древности до наших дней» Екатеринбург. НПМП «Волот» 2000

5. Каменева Е. «Твоя палитра» М. Детская литература» 1977

6. Князева М. «Азбука искусств» Изд. Гимназии «Открытый мир» М – 1998

7. Костерин Н.П. «Учебное рисование» М. Просвещение 1984

  1. Кончин Еграф «Как рождается музей» М «Дет. Литература» 1988

  2. Кузин В.С. Кубышкина Э.И. Шпикалова Т.Я Изобразительное искусство в 1-4 классах М. Просвещение 1988

  3. Никологородская О. «Волшебные краски» М. 1997

  4. Платонова Н.Н. Синюков В.Д. «Энциклопедический словарь юного художника»

  5. Саплина Е.В. Саплин А.И. «Введение в историю» М. 1995

  6. Смирнова Р., Миклушевская И. «Уроки рисования» М. «Астрель» 2001

  7. Ходякова Л.А. «Живопись на уроках русского языка. М. «Флинта» 2000

  8. Черныш И. «Удивительная бумага» М – 1998

  9. Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство» М Просвещение 1999


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Программа «Беседы об изобразительном искусстве»

Автор: Муфтахова Фарида Ахметовна

Дата: 15.12.2015

Номер свидетельства: 266495

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Рабочая программа по изобразительному искусству. 6 класс. "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-6-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "163127"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422447698"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Рабочая программа по изобразительному искусству.   6 класс. "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-6-klass-2"
    ["file_id"] => string(6) "163130"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422448117"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по изобразительному искусству. "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-1"
    ["file_id"] => string(6) "163134"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422448376"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс "
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "115442"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411990610"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Рабочая программа по изобразительному искусству индивидуального обучения на дому по программе СКОУ VIII вида"
    ["seo_title"] => string(118) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-individual-nogho-obuchieniia-na-domu-po-proghrammie-skou-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "291023"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455042792"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства