Пояснительная записка рабочей программы по изобразительному искусству для 5 по ФГОС (Б. М. Неменского)
Пояснительная записка рабочей программы по изобразительному искусству для 5 по ФГОС (Б. М. Неменского)
Пример пояснительной записки для 5 класса, составленной на основе ФГОС, Примерной программы основного общего образования по учебным предметам, авторской программы по учебным предметам "Изобразительное искусство и художественный труд" авторского коллектива под руководством Б.М. Неменского, 2011 год
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка рабочей программы по изобразительному искусству для 5 по ФГОС (Б. М. Неменского) »
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федеральных государственных образовательных стандартов, Примерной программы основного общего образования по учебным предметам. Искусство. 5-9 классы. – М. : Просвещение, 2010. – 48 с. – (Стандарты второго поколения), авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского, 2011 г
Общая характеристика учебного предмета
Программа по изобразительному искусству разработана с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала учащихся на материале изобразительного искусства. Программа выстроена по принципу концентрических возвращений к основам изобразительного искусства, изученным в начальной школе, их постоянного углубления и более широкого раскрытия.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, обеспечивает становление целостного мышления обучающихся. Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества.
Изобразительное искусство в 5 классе посвящено изучению содержания и языка декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека. Обучение строится через познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно – прикладного искусства, освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно – прикладного искусства. Акцент делается на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно – прикладного искусства, обучающиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства.
Учебные задания предусматривают дальнейшее развитие навыков работы гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществознание, русский язык и литература). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности.
Содержание программы «Изобразительное искусство » соответствует следующим целям:
приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;
приобщение к искусству как духовному опыту поколений,
овладение способами художественной деятельности,
развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей обучающихся.
Для достижения поставленных целей определены следующие задачи:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;
способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне;
способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и многонациональные особенности;
реализовывать творческий потенциал в собственной художественно - творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
осваивать основы изобразительной грамотности, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности.
Для решения поставленных задач учитываются особенности класса.
В основу программы положены:
тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
яркая выраженность познавательно - эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
система учебно - творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
система межпредметных связей, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально - эстетического и нравственно - оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю, что соответствует БУП в
5 классах.
Система контроля и оценки
Контроль и оценка результатов обучения осуществляется на основании методического письма Министерства образования № 1561/14-15 от 19.11.98.
Формы контроля
Виды
контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Тесты
1
1
1
1
Практическая работа
3
3
2
2
Контрольная работа
1
1
Планируемые результаты освоения программы по изобразительному искусству к концу 5 класса:
ЛИЧНОСТНЫЕ:
У обучающихся будут сформированы:
знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
принятие мультикультурной картины мира
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
ориентация в системе моральных норм и ценностей;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;
осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;
овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
планирование образовательной и профессиональной карьеры;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные:
Обучающийся получит возможность научиться:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
определять адекватные условия способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей;
самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
Познавательные:
Обучающиеся получат возможность научиться:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
Коммуникативные:
Обучающиеся получат возможность научиться:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
диагностировать результаты познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
работать в группе;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
соблюдать нормы и правила культуры труда;
соблюдать нормы и правила безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
в познавательной сфере:
познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;
приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
различать изученные виды пластических искусств;
воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;
описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
в ценностно-ориентационной сфере:
формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;
понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
в коммуникативной сфере:
ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;
организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
в эстетической сфере:
реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
в трудовой сфере:
применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
выполнять эскизы декоративных узоров;
использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
применять приёмы народной росписи;
расписывать готовые изделия по эскизу;
применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек.
Система контроля и оценки
Контроль и оценка результатов обучения осуществляется на основании методического письма Министерства образования № 1561/14-15 от 19.11.98.
Виды контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Тесты
2
2
4
2
Кроссворды
1
1
Практическая работа
4
3
5
4
Составление памяток
1
1
Контрольная работа
1
1
Процесс оценки и контроля обучения предусматривает следующие виды контроля:
вводный,который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
текущий,проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций;
рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока. Он закрепляет знания и умения, связанные технологической характеристикой изделия; итоговой - проводимый после завершения всей учебной программы.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Список литературы для обучающихся:
Горяева. Н. А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник для. 5 класса/ Н. А. Горяева. О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского.-4-е изд. – Москва: Просвещение, 2005.-176с.: ил.
Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5-8 классов, в 4-х ч, Ч.1: Основы рисунка/Н. М. Сокольникова.-Обнинск: Титул, 1996.-96с.: цв.ил
Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5-8 классов, в 4-х ч, Ч.3: Основы композиции/Н. М. Сокольникова.-Обнинск: Титул, 1996.-80с.: цв.ил
Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5-8 классов, в 4-х ч, Ч.2: Основы живописи/Н. М. Сокольникова.-Обнинск: Титул, 1996.-80с.: цв.ил
Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5-8 классов, в 4-х ч, Ч.4: краткий словарь художественных терминов/Н. М. Сокольникова.-Обнинск: Титул, 1996.-80с.: цв.ил
Список литературы для учителя:
Федеральные государственные стандарты основного общего образования
Примерные программы основного общего образования «Искусство». - М.: Просвещение, 2010. - 48 с.
Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы / под руковод. Б. М. Неменского. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 143 с
Горяева, Н. А. Методическое пособие к учебнику "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека". 5 класс/ Н. А. Горяева; Под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2003. - 109 с.: ил.
Изобразительное искусство. Терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины. 5-7 классы / авт.-сост. О. В. Павлова.-Волгоград: Учитель, 2011.-77 с.: ил.
Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: рисунок, живопись, народное искусство, декоративное искусство, дизайн/ Н. М. Сокольникова. - Москва: Академия, 1999.-368с.: ил.
Устенко, Л. Н. Нетрадиционные приемы изобразительной деятельности как средство повышения творческой активности у детей: методическое пособие/Л. Н. Устенко, О. Ю. Евсеева.-Ханты-Мансийск: ИРО РИО, 2012.-90с.: ил.
Устенко, Л. Н. Условия развития творческого потенциала педагога (учителя) в процессе художественно-педагогической деятельности: монография/Л. Н. Устенко, О. Ю. Евсеева.-Ханты-Мансийск: ИРО РИО, 2012.-246с.
Энциклопедия рисования /пер. с англ. Т. Покидаевой; оформ. Н. Рис.-Москва: Росмэн, 2000.-128с.: цв. ил.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО РАЗДЕЛАМ:
Животные
Насекомые
Птицы
Растения
Русские народные промыслы
Сказочные персонажи
Портрет
Перспектива
Архитектура
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ, СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева, А.Ю. Русский народный костюм: путешествие с севера на юг/ А.Ю. Андреева. - СПб: Паритет, 2005. - 136 с.: ил.
2. Бернатосян, С. Г. Тысяча и одно чудо света. Рекорды в архитектуре и строительстве. Ч.1: Музыка и формы линий / С. Г. Бернатосян.- СПб: Эрудит, 2001.-280с.: ил.- (Мировая культура. Рекорды и достижения)
3. Гольдин, И.И. Хороша ложка: о деревянных ложках России/И.И. Гольдин.-М.: Просвещение, 1994.-96с.: ил.
Клиентов, А. Е.Народные промыслы/ А. Е. Клиентов. - Москва: Белый город, 2007. - 47 с.: ил. - (История России)
4.Куликова. И. С. Русская живопись XIX века/И. С. Куликова.-Москва: Райт, 1997.-72с.: ил.
5.Лаврова, С.Русские игрушки, игры, забавы/ С. Лаврова. - Москва: Белый город, 2007. - 47 с.: ил. - (История России)
Адреса сайтов по предмету:
Музеи, галереи и художественные каталоги
Каталог Музеи России (http://www.museum.ru/).
Эрмитаж (http://www.hermitage.ru/).
Русский музей (http://www.rusmuseum.ru/).
Музей им. Пушкина (http://www.museum.ru/gmii/).
Государственный исторический музей (http://www.shm.ru/).
Третьяковская галерея (http://www.tretyakov.ru/).
Галерея визуального искусства (http://www.artni.ru/).
Галерея русских художников 20 века (http://www.artline.ru/).
Музей Архитектуры им. Щусева А.В. (http://www.muar.ru/).
Международный Центр-Музей имени Рериха Н.К. (http://roerich-museum.ru/).
Культура и искусство Древнего Египта (http://www.kemet.ru/).
Русская культура (http://www.russianculture.ru/).
Картинки и анимация по темам. Помощь в создании сайта и раздел «Ресурсы Интернет школе» (http://www.jenova.narod.ru/).
Картинки – анимация (http://clipart-gallery.de/).
Картинки – анимация (http://gifchik.boom.ru/).
МОДЕЛИ И НАТУРНЫЙ ФОНД:
1. Муляжи фруктов;
2. Муляжи грибов;
3. Муляжи овощей;
4. Изделия декоративно – прикладного искусства и народных промыслов (глиняные игрушки, расписная посуда, плетеные туеса и корзины и др.);
5. Керамические изделия (вазы, кувшин и др.);
6. Набор геометрических тел (гипсовых)
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
1. Таблицы по изобразительному искусству
2. Таблицы «Народное декоративное искусство»;
3. Таблицы «Основы декоративно – прикладного искусства» для начальной школы;
4. Таблицы «Введение в цветоведение»;
5. «Русская портретная живопись» (репродукции картин русских живописцев);
6. «Русская пейзажная живопись» (репродукции картин русских живописцев);
Технические средства обучения
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор
3. Экран проекционный
4. Колонки
5. Документ-камера
6. Интерактивная приставка
Содержание программы
5 класс (35 ч)
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала по темам:
«Древние корни народного искусства» (8 ч.)
Здесь учащиеся знакомятся с произведениями крестьянского искусства, осознают, что оно проникнуто поэтическим восприятием мира, что своими образами оно говорит о гармонии мироздания, о неизменности круговорота природных сил, т. е. несет в себе высшие идеи, выраженные языком знака, заклинанием узоров, ритмами орнамента, символикой цвета.
«Связь времен в народном искусстве»(8 ч.)
Содержание этой темы – сохранение традиций в современных художественных промыслах. Учащиеся должны увидеть характерные признаки того или иного промысла, вариативность образов и мотивов, осознавать, что это искусство развивается по законам народного искусства, черпая темы, образы и мотивы из сокровищницы природы. Учащиеся выполняют творческие задания, используя по возможности традиционные для промысла приемы росписи и цветовые сочетания.
«Декор, человек, общество»(12 ч.)
Эта тема чрезвычайно важна для понимания самой сути существования в обществе декоративно - прикладного искусства. Обучающиеся должны осознать функцию декора в разные времена, у разных народов, а также той роли, которую играет человек, как в сословной, так и в современной среде (ремесленник, вельможа, король, врач, спортсмен, солдат, невеста и т.д.
«Декоративное искусство в современном мире»(7 ч.)
Эта тема нацелена на ознакомление с многообразием проявлений современного искусства, с новым языком его произведений, созвучным времени, а также на творческую деятельность в конкретном материале. Дети смогут сориентироваться в области современного декоративного искусства, увидеть на примере конкретных произведений взаимосвязь материала, формы и содержания, а также на понимание красоты современными художниками.
Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий. Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества.
Творческая направленность заданий, их разнообразие, учет индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность. Практическая значимость, жизненная востребованность результатов деятельности. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира.