kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пояснительная записка рабочей программы по изобразительному искусству для 5 по ФГОС (Б. М. Неменского)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пример пояснительной записки для 5 класса, составленной на основе ФГОС, Примерной программы основного общего образования по учебным предметам, авторской программы по учебным предметам "Изобразительное искусство и художественный труд" авторского коллектива под руководством Б.М. Неменского, 2011 год

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка рабочей программы по изобразительному искусству для 5 по ФГОС (Б. М. Неменского) »

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федеральных государственных образовательных стандартов, Примерной программы основного общего образования по учебным предметам. Искусство. 5-9 классы. – М. : Просвещение, 2010. – 48 с. – (Стандарты второго поколения), авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского, 2011 г


Общая характеристика учебного предмета


Программа по изобразительному искусству разработана с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала учащихся на материале изобразительного искусства. Программа выстроена по принципу концентрических возвращений к основам изобразительного искусства, изученным в начальной школе, их постоянного углубления и более широкого раскрытия.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, обеспечивает становление целостного мышления обучающихся. Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества.

Изобразительное искусство в 5 классе посвящено изучению содержания и языка декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека. Обучение строится через познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно – прикладного искусства, освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно – прикладного искусства. Акцент делается на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно – прикладного искусства, обучающиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства.

Учебные задания предусматривают дальнейшее развитие навыков работы гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществознание, русский язык и литература). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности.



Содержание программы «Изобразительное искусство » соответствует следующим целям:

  • приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;

  • приобщение к искусству как духовному опыту поколений,

  • овладение способами художественной деятельности,

  • развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей обучающихся.


Для достижения поставленных целей определены следующие задачи:


  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;

  • способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне;

  • способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и многонациональные особенности;

  • реализовывать творческий потенциал в собственной художественно - творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;

  • осваивать основы изобразительной грамотности, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности.

Для решения поставленных задач учитываются особенности класса.


В основу программы положены:


  • тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

  • единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

  • яркая выраженность познавательно - эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

  • система учебно - творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

  • система межпредметных связей, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

  • направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально - эстетического и нравственно - оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю, что соответствует БУП в

5 классах.

Система контроля и оценки

Контроль и оценка результатов обучения осуществляется на основании методического письма Министерства образования № 1561/14-15 от 19.11.98.


Формы контроля

Виды

контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Тесты

1


1

1

1

Практическая работа

3


3

2

2

Контрольная работа



1


1


Планируемые результаты освоения программы по изобразительному искусству к концу 5 класса:

ЛИЧНОСТНЫЕ:

У обучающихся будут сформированы:


  • знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

  • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

  • принятие мультикультурной картины мира

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

  • уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей;

  • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

  • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

  • становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;

  • осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие ви­зуальных образов реальности и произведений искусства;

  • овладение основами культуры практической творческой ра­боты различными художественными материалами и инст­рументами;

  • планирование образовательной и профессиональной карьеры;



Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

  • готовности к самообразованию и самовоспитанию.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные:

Обучающийся получит возможность научиться:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • планировать пути достижения целей;

  • устанавливать целевые приоритеты;

  • определять адекватные условия способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей;

  • самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;

  • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.



Познавательные:

Обучающиеся получат возможность научиться:


  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • давать определение понятиям;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • развитие художественно-образного мышления как неотъем­лемой части целостного мышления человека;

  • формирование способности к целостному художественному восприятию мира;

  • развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной па­мяти;

  • получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навы­ков коммуникации.


Коммуникативные:

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  •  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

  • диагностировать результаты познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

  • работать в группе;

  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

  • соблюдать нормы и правила культуры труда;

  • соблюдать нормы и правила безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.



ПРЕДМЕТНЫЕ:

в познавательной сфере:

  • познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;

  • осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;

  • приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

  • различать изученные виды пластических искусств;

  • воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;

  • описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;


в ценностно-ориентационной сфере:

  • формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;

  • развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;

  • понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;

  • уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;


в коммуникативной сфере:

  • ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;

  • организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;


в эстетической сфере:

  • реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;

  • развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;

  • воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

  • проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;


в трудовой сфере:

  • применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.

  • выполнять эскизы декоративных узоров;

  • использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

  • применять приёмы народной росписи;

  • расписывать готовые изделия по эскизу;

  • применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек.


Система контроля и оценки

Контроль и оценка результатов обучения осуществляется на основании методического письма Министерства образования № 1561/14-15 от 19.11.98.

Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Тесты

2

2

4

2

Кроссворды

1


1


Практическая работа


4

3

5

4

Составление памяток


1


1


Контрольная работа


1


1



Процесс оценки и контроля обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;

  • текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций;

  • рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока. Он закрепляет знания и умения, связанные технологической характеристикой изделия; итоговой - проводимый после завершения всей учебной программы.


Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.


ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



Список литературы для обучающихся:


Горяева. Н. А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник для. 5 класса/ Н. А. Горяева. О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского.-4-е изд. – Москва: Просвещение, 2005.-176с.: ил.

Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5-8 классов, в 4-х ч, Ч.1: Основы рисунка/Н. М. Сокольникова.-Обнинск: Титул, 1996.-96с.: цв.ил

Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5-8 классов, в 4-х ч, Ч.3: Основы композиции/Н. М. Сокольникова.-Обнинск: Титул, 1996.-80с.: цв.ил

Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5-8 классов, в 4-х ч, Ч.2: Основы живописи/Н. М. Сокольникова.-Обнинск: Титул, 1996.-80с.: цв.ил

Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5-8 классов, в 4-х ч, Ч.4: краткий словарь художественных терминов/Н. М. Сокольникова.-Обнинск: Титул, 1996.-80с.: цв.ил



Список литературы для учителя:

Федеральные государственные стандарты основного общего образования

Примерные программы основного общего образования «Искусство». - М.: Просвещение, 2010. - 48 с.

Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы / под руковод. Б. М. Неменского. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 143 с

Горяева, Н. А. Методическое пособие к учебнику "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека". 5 класс/ Н. А. Горяева; Под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2003. - 109 с.: ил.

Изобразительное искусство. Терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины. 5-7 классы / авт.-сост. О. В. Павлова.-Волгоград: Учитель, 2011.-77 с.: ил.

Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: рисунок, живопись, народное искусство, декоративное искусство, дизайн/ Н. М. Сокольникова. - Москва: Академия, 1999.-368с.: ил.

Устенко, Л. Н. Нетрадиционные приемы изобразительной деятельности как средство повышения творческой активности у детей: методическое пособие/Л. Н. Устенко, О. Ю. Евсеева.-Ханты-Мансийск: ИРО РИО, 2012.-90с.: ил.

Устенко, Л. Н. Условия развития творческого потенциала педагога (учителя) в процессе художественно-педагогической деятельности: монография/Л. Н. Устенко, О. Ю. Евсеева.-Ханты-Мансийск: ИРО РИО, 2012.-246с.

Энциклопедия рисования /пер. с англ. Т. Покидаевой; оформ. Н. Рис.-Москва: Росмэн, 2000.-128с.: цв. ил.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО РАЗДЕЛАМ:

Животные

Насекомые

Птицы

Растения

Русские народные промыслы

Сказочные персонажи

Портрет

Перспектива

Архитектура

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ, СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева, А.Ю. Русский народный костюм: путешествие с севера на юг/ А.Ю. Андреева. - СПб: Паритет, 2005. - 136 с.: ил.

2. Бернатосян, С. Г. Тысяча и одно чудо света. Рекорды в архитектуре и строительстве. Ч.1: Музыка и формы линий / С. Г. Бернатосян.- СПб: Эрудит, 2001.-280с.: ил.- (Мировая культура. Рекорды и достижения)

3. Гольдин, И.И. Хороша ложка: о деревянных ложках России/И.И. Гольдин.-М.: Просвещение, 1994.-96с.: ил.

Клиентов, А. Е.Народные промыслы/ А. Е. Клиентов. - Москва: Белый город, 2007. - 47 с.: ил. - (История России)

4.Куликова. И. С. Русская живопись XIX века/И. С. Куликова.-Москва: Райт, 1997.-72с.: ил.

5.Лаврова, С.Русские игрушки, игры, забавы/ С. Лаврова. - Москва: Белый город, 2007. - 47 с.: ил. - (История России)

Адреса сайтов по предмету:

Музеи, галереи и художественные каталоги

Каталог Музеи России (http://www.museum.ru/).

Эрмитаж (http://www.hermitage.ru/).

Русский музей (http://www.rusmuseum.ru/).

Музей им. Пушкина (http://www.museum.ru/gmii/).

Государственный исторический музей (http://www.shm.ru/).

Третьяковская галерея (http://www.tretyakov.ru/).

Галерея визуального искусства (http://www.artni.ru/).

Галерея русских художников 20 века (http://www.artline.ru/).

Музей Архитектуры им. Щусева А.В. (http://www.muar.ru/).

Международный Центр-Музей имени Рериха Н.К. (http://roerich-museum.ru/).

Культура и искусство Древнего Египта (http://www.kemet.ru/).

Русская культура (http://www.russianculture.ru/).

Картинки и анимация по темам. Помощь в создании сайта и раздел «Ресурсы Интернет школе» (http://www.jenova.narod.ru/).

Картинки – анимация (http://clipart-gallery.de/).

Картинки – анимация (http://gifchik.boom.ru/).


МОДЕЛИ И НАТУРНЫЙ ФОНД:

1. Муляжи фруктов;

2. Муляжи грибов;

3. Муляжи овощей;

4. Изделия декоративно – прикладного искусства и народных промыслов (глиняные игрушки, расписная посуда, плетеные туеса и корзины и др.);

5. Керамические изделия (вазы, кувшин и др.);

6. Набор геометрических тел (гипсовых)


НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

1. Таблицы по изобразительному искусству

2. Таблицы «Народное декоративное искусство»;

3. Таблицы «Основы декоративно – прикладного искусства» для начальной школы;

4. Таблицы «Введение в цветоведение»;

5. «Русская портретная живопись» (репродукции картин русских живописцев);

6. «Русская пейзажная живопись» (репродукции картин русских живописцев);



Технические средства обучения

1. Компьютер

2. Мультимедийный проектор

3. Экран проекционный

4. Колонки

5. Документ-камера

6. Интерактивная приставка



Содержание программы

5 класс (35 ч)


Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала по темам:

«Древние корни народного искусства» (8 ч.)

Здесь учащиеся знакомятся с произведениями крестьянского искусства, осознают, что оно проникнуто поэтическим восприятием мира, что своими образами оно говорит о гармонии мироздания, о неизменности круговорота природных сил, т. е. несет в себе высшие идеи, выраженные языком знака, заклинанием узоров, ритмами орнамента, символикой цвета.

«Связь времен в народном искусстве» (8 ч.)

Содержание этой темы – сохранение традиций в современных художественных промыслах. Учащиеся должны увидеть характерные признаки того или иного промысла, вариативность образов и мотивов, осознавать, что это искусство развивается по законам народного искусства, черпая темы, образы и мотивы из сокровищницы природы. Учащиеся выполняют творческие задания, используя по возможности традиционные для промысла приемы росписи и цветовые сочетания.

«Декор, человек, общество» (12 ч.)

Эта тема чрезвычайно важна для понимания самой сути существования в обществе декоративно - прикладного искусства. Обучающиеся должны осознать функцию декора в разные времена, у разных народов, а также той роли, которую играет человек, как в сословной, так и в современной среде (ремесленник, вельможа, король, врач, спортсмен, солдат, невеста и т.д.

«Декоративное искусство в современном мире» (7 ч.)

Эта тема нацелена на ознакомление с многообразием проявлений современного искусства, с новым языком его произведений, созвучным времени, а также на творческую деятельность в конкретном материале. Дети смогут сориентироваться в области современного декоративного искусства, увидеть на примере конкретных произведений взаимосвязь материала, формы и содержания, а также на понимание красоты современными художниками.


Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий. Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества.

Творческая направленность заданий, их разнообразие, учет индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность. Практическая значимость, жизненная востребованность результатов деятельности. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Соболевская Ольга Викторовна

Дата: 17.04.2015

Номер свидетельства: 202423

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Рабочая программа по ИЗО для 5 класса ФГОС "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-izo-dlia-5-klassa-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "222524"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436404027"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Рабочая программа По « Изобразительному искусству» 5-7 класс в соответствии с ФГОС"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_izobrazitiel_nomu_iskusstvu_5_7_klass_v_sootvietstvii_s_"
    ["file_id"] => string(6) "457220"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1518573957"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Рабочая программа по изобразительному искусству ФГОС 6 кл.( по программе Б.М. Неменского)"
    ["seo_title"] => string(94) "rabochaia_proghramma_po_izobrazitiel_nomu_iskusstvu_fgos_6_kl_po_proghrammie_b_m_niemienskogho"
    ["file_id"] => string(6) "349269"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1476471234"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства