Рабочая программа предмета "Изобразительное искусство", составлено на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (2010года), примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора Б. М. Неменского "Изобразительное искусство. 1 -4 классы" (учебно - методический комплект "Школа России).
Нормативные документыдля составления программы:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по технологии, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004
Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 "Об утверждении федеральных перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-15 учебный год.
Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".
Примерная программа среднего общего образования по технологии.
Образовательная программа среднего (полного) общего образования МОУ "Деевская СОШ" утверждённая приказом №149/1 от 25.07.2014г.
Календарный учебный график, учебный план МОУ "Деевская СОШ" на 2014 - 2015 учебный год.
Устав МОУ"Деевская СОШ" Утверждён Постановлением Админитсрации муниципального образования Алапаевское от 25.08.2013г. №550
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Планирование по изо 4 класс »
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета "Изобразительное искусство", составлено на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (2010года), примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора Б. М. Неменского "Изобразительное искусство. 1 -4 классы" (учебно - методический комплект "Школа России).
Нормативные документыдля составления программы:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по технологии, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004
Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 "Об утверждении федеральных перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-15 учебный год.
Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".
Примерная программа среднего общего образования по технологии.
Образовательная программа среднего (полного) общего образования МОУ "Деевская СОШ" утверждённая приказом №149/1 от 25.07.2014г.
Календарный учебный график, учебный план МОУ "Деевская СОШ" на 2014 - 2015 учебный год.
Устав МОУ"Деевская СОШ" Утверждён Постановлением Админитсрации муниципального образования Алапаевское от 25.08.2013г. №550
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Общая характеристика учебного предмета
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1-4 классов начальной школы.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего на курс - 135 ч.
Предмет изучается: в 1 классе - 33 ч в год, во 2-4 классах — по 34 ч в год
(при 1 ч. в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание учебного предмета.
4 КЛАСС (34 ч)
Истоки искусства твоего народа (9ч)
Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы творчества.
Пейзаж родной земли
Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.
Образ традиционного русского дома (избы)
Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.
Украшения деревянных построек и их значение
Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окна, очи дома, украшались наличниками, фасад — лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти).
Деревня — деревянный мир
Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа.
Образ красоты человека
У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).
Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежды. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».
Народные праздники
Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни.
Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.
Древние города твоей земли (7ч)
Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от слов «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет.
Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.
Древнерусский город-крепость
Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания.
Древние соборы
Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.
Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. «Постройка» древнего собора из бумаги. Коллективная работа.
Древний город и его жители
Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города.
Древнерусские воины-защитники
Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов.
Древние города Русской земли
Знакомство со своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и др. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.
Узорочье теремов
Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего задания.
Праздничный пир в теремных палатах
Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.
Каждый народ — художник (10 часов)
Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4 классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Многообразие культур не случайно — оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны, они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую — в этом основы своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур создает богатство культуры человечества.
Цельность каждой культуры также важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядка в этом хаосе образов. Каждую культуру поэтому нужно доносить как «целостную художественную личность».
Художественные представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не готовы к историческому мышлению, но им присуще стремление к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна господствовать правда художественного образа.
Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы гуашью, пастелью, а также с пластилином и бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4 класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).
Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежды. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».
Искусство объединяет народы (8 ч)
Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком.
Темы в течение года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники и т. д. Дети должны были осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато различными художественными культурами и что они не случайно разные.
Теперь задачи принципиально меняются — от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни.
Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории.
Все народы воспевают материнство
Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.
Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, отношение друг к другу.
Все народы воспевают мудрость старости
Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.
Изображение любимого пожилого человека. Главное — этостремление выразить его внутренний мир.
Сопереживание — великая тема искусства
С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.
Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).
Герои, борцы и защитники В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов. Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком).
Юность и надежды
Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Искусство народов мира (обобщение темы)
Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Во 2-4 классах отметки выставляются по пятибалльной шкале. В конце урока проводится выставка и обсуждение творческих работ обучающихся. Раз в год обучающиеся по желанию принимают участие в выставке декоративно-прикладного творчества на школьном и муниципальном уровнях.
Особенности организации контроля по изобразительному искусству
Контроль за уровнем достижений обучающихся по изобразительному искусству проводится в форме устной оценки за выполненную работу.
Этапы оценивания детского рисунка.
- решение композиции: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержаны общая идея и содержание;
- характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
- качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
- владение техникой: как обучающийся пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения. какова выразительность линии, штриха, мазка;
- общее впечатление от работы: рассматриваются возможности ребёнка, его успехи в данном деле. его вкус.
Критерии и система оценки .
«5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок, работа выразительна и интересна.
«4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
«3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
«2» - поставленные задачи не выполнены
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Учёт уровневого подхода к достижению планируемых результатов
Планируемые результаты базового уровня приводятся в блоке «Выпускник научится», планируемые результаты повышенного уровня – в блоке «Выпускник получит возможность научиться».
Выпускник научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно -прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре);
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта.
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Литература для учителя:
1. Неменская Л.А. и др. Каждый народ - художник: Учебник: 4 класс.
2. Шампарова Л.В. и др. «Изобразительное искусство» Поурочные разработки по учебнику Л.А. Неменской: 1-4 классы.
Дополнительная литература для учителя:
Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2010.
Учимся рисовать / Г. П. Шалаева. - М.: СЛОВО, Эксмо, 2006
Литература для учащихся:
1. Неменская Л.А. и др. Каждый народ - художник: Учебник: 4 класс.
Дополнительная литература для учащихся:
Платонова, Н. И. Энциклопедический словарь юного художника / Н. И. Учимся рисовать / Г. П. Шалаева. - М.: СЛОВО, Эксмо, 2006
Платонова, В. Д. Синюков. - М.: Педагогика, 1983.
Технические средства обучения.
1. Классная магнитная доска.
2. Компьютер.
3. Телевизор
4. Мультимедийная установка, интерактивная доска.
5. Музыкальный СД центр.
Интернет Ресурсы для уроков:.
1. www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.
2. http://art.festival.1september.ru/ - Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября"
3. http://.draw.demiart.ru - Уроки рисования
4. http://ru.wikipedia.org/wiki
5. www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm
Календарно тематическое планирование.
№
Дата
Тема урока
Тип урока
Основные виды учебной деятельности.
Планируемые предметные результаты освоения материала.
Универсальные учебные действия.
1 четверть: Истоки родного искусства( 9 часов).
1.
04.09
Пейзаж родной земли.
Урок введения в новую тему.
Характеризовать красоту родного края. Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу (пейзаж).
Воспринимать и эстетически оценивать красоту родной земли.
Давать эстетические характеристики различных пейзажей - среднерусского, горного, степного, таёжного и др.
Учитывать видеть разнообразие природной среднерусской природы.
Называть характерные черты родного пейзажа.
Овладевать живописными навыками работы с гуашью.
Познавательные:
участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Коммуникативные:
строить рассуждения в простых суждений об объекте, его строении.
Регулятивные:
Учитывать правила планирования и контроля способа решения.
2.
11.09
Пейзаж родной земли.
Комбинированный урок.
использовать выразительные средства живописи для создания образов природы.
Изображать российскую природу (пейзаж).
Учиться видеть красоту природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан).
Называть роль искусства в понимании красоты природы.
представлять изменчивость природы в разное время года и в течение дня.
Учиться видеть красоту разных времён года.
Познавательные:
участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Коммуникативные:
понимать ценность искусства в соответствии с гармонией человека с окружающим миром.
Регулятивные: давать оценку своей работе.
3.
18.09
Деревня - деревянный мир.
Урок формирований умений и навыков.
Рассуждать о роли природных условий в характере традиционной культуры народа. Рассказывать об избе, как образе традиционной русскому дому. Объяснять конструкцию избы и назначении её частей.
Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.
Учиться видеть традиционный образ деревни и понимать связь человека с окружающей природой. Называть природные материалы для постройки .
участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Коммуникативные: проектировать изделие создавать образ в соответствии с замыслом. Регулятивные: строить рассуждение в форме простых суждений. овладевать навыками коллективной деятельности, работать в команде под руководством учителя.
4.
25.09
Деревня деревянный мир.
Комбинированный урок.
Рассказывать о деревянной храмовой архитектуре. Раскрывать традиции конструирования и декора избы в разных областях России. Создавать образ традиционной деревни: коллективное панно или объёмная пространственная постройка из бумаги.
Называть различные виды изб.
Объяснять разнообразие сельских деревянных построек. Видеть красоту русского деревянного зодчества.
Понимать значение слова "зодчество". Учиться создавать коллективное панно.
Познавательные: овладевать навыками коллективной работы при выполнении практических работ.
Коммуникативные:
Осуществлять самоконтроль.
Регулятивные: строить рассуждение в форме простых суждений
5.
02.10
Красота человека.
Урок дискуссия.
Объяснять представление народа о красоте человека. связанное с традициями жизни и труда в определённых природных и исторических условиях.
Различать деятельность каждого из Братьев Мастеров (мастера Изображения, Мастера Украшния).Размышлять о традиционной одежде как о выражении образа красоты человека.
Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма Овладевать навыками изображения фигуры человека.
Познавательные:
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные: строить рассуждения в форме простых рассуждений об объекте..
Регулятивные: осуществлять поиск информации , используя материалы представленных рисунков.
6.
09.10
Красота человека.
Комбинированный урок.
Характеризовать и эстетически оценивать образы человека - труженика .( Васнецов, И. Аргунов, В. Суриков, З. Серебрякова. Б Кустодиев). Рассуждать об образе труда в народной культуре.
Изображать сцены труда крестьян.
Учиться изображать сцены труда из крестьянской жизни.
Познавательные: участвовать обсуждении содержания и выразительных средств.
Регулятивные:
давать оценку своей работе
7.
16.10
Народные праздники.
Комбинированный урок.
Рассказывать о празднике как о народном образе радости и счастливой жизни. Понимать роль традиционных праздников в жизни людей. Изображать календарные праздники (коллективное панно): осенний праздник урожая, ярмарка, народные гулянья., используя гуашь, кисти , бумагу.
Эстетически оценивать красоту народных праздников.
Создавать индивидуальные композиции. Овладевать элементарными основами композиции. Осваивать алгоритм выполнения работы.
Познавательные: участвовать обсуждении содержания и выразительных средств.
Коммуникативные:
проектировать изделие создавать образов соответствии с замыслом.
Регулятивные:
давать оценку своей работе, строит рассуждение об объекте.
8.
23.10
Народные праздники.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Воспринимать и характеризовать образ народного праздника. (Б. Кустодиев, К. ЮОН, Ф. Малявин) Продолжить работу над панно.
Знать и называть несколько произведений русских художников. Создавать индивидуальные композиции Овладевать на практике элементарными основами композиции.
Познавательные: участвовать обсуждении содержания и выразительных средств.
Коммуникативные:
овладевать навыками коллективной работы. Регулятивные:
давать оценку своей работе.
9.
30.10
Народные праздники.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Воспринимать и характеризовать образ народного праздника. (Б. Кустодиев, К. ЮОН, Ф. Малявин) Продолжить работу над панно.
Знать и называть несколько произведений русских художников. Создавать индивидуальные композиции Овладевать на практике элементарными основами композиции.
Познавательные: участвовать обсуждении содержания и выразительных средств.
Коммуникативные:
овладевать навыками коллективной работы. Регулятивные:
давать оценку своей работе.
2 четверть: Древние города нашей земли.(7 часов).
10.
13.11
Родной угол.
Урок введения в новую тему.
Характеризовать образы древнего русского города.
Объяснять значение выбора места для постройки города. Рассказывать о впечатлении. которые производил город при приближении к нему. знакомиться с картинами
(А. Васнецов, И. Билибин, Н. Рерих). Создавать макет древнерусского города. Использовать материалы: бумага, ножницы, клей или пластилин.
Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры.
Знать конструкцию внутреннего пространства (кремль, торг, посад). анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства.
Понимать значение слов "вертикаль", "горизонталь".
Познавательные: составлять план и последовательность действий.
Коммуникативные: осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
Понимать ценность искусства и гармонии человека с окружающим миром.
Регулятивные:
давать оценку своей работе и работе товарищей по заданным критериям.
11.
20.11
Древние соборы.
Комбинированный урок.
Составлять рассказ о соборах о святыни города, воплощение красоты, могущества и силы государства, как об архитектурном и смысловом центре города. Раскрывать особенности конструкции и символики древнерусского каменного храма. Называть значение постройки, украшения и изображения в здании храма.
Создавать макет города с помощью лепки или постройки макета.
Получить представление о конструкции здания древнерусского храма.
Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов.
Моделировать или изображать древнерусский храм.
Познавательные:
проектировать изделие создавать образ в соответствии с замыслом и реализовать его.
Коммуникативные: строить рассуждение в форме простых суждений. овладевать навыками коллективной деятельности,
Регулятивные:
работать в команде под руководством учителя.
12
27.11
Города русской земли.
Комбинированный урок.
Называть основные структурные части города : кремль торг , посад рассказывать о монастырях как произведениях искусств и их роли в жизни древних городов.
Выполнять работу : моделирование жилого наполнения города , завершение постройки макета города.
Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов.
Моделировать или изображать древнерусский храм.
Интересоваться историей соей страны.
Познавательные:
участвовать в творческой деятельности при выполнении практических работ.
Регулятивные:
давать оценку своей работе и работе товарищей по заданным критериям.
13.
27.11
Древнерусские воины защитники.
Комбинированный урок.
Рассказывать об образе жизни людей древнерусского города; о князе и его дружине, о торговом люде. Характеризовать одежду и оружие воинов; их форму и красоту.
Определять значение цвета в одежде. символические орнаменты.
Называть несколько произведений русских художников изображающий воинов(В. Васнецов, И Билибин, П. Корин). Изображать древнерусских воинов..
Познавательные:
участвовать об суждении выразительных средств.
понимать ценность искусства.
Коммуникативные: строить рассуждение в форме простых суждений.
Регулятивные:
давать оценку своей работе и работе товарищей по заданным критериям.
14.
04.12
Новгород, Псков, Владимир и Суздаль. Москва.
Урок путешествие.
Определять общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Рассказывать о старинном архитектурном образе Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля.
Характеризовать особый облик города, сформированный историей. Беседа - путешествие знакомство с историей архитектуры городов.
Анализировать ценность и неповторимость памятников архитектуры.
Воспринимать и эстетически переживать красоту городов.
Выражать своё отношение к архитектурным и историческим ансамблям. Объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества.
Познавательные:
участвовать в осуждении содержания и выразительных средств. Коммуникативные:
понимать ценность искусства человека в соответствии с гармонией.
Регулятивные: воспринимать и сравнивать анализировать объекты. осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
15.
11.12
Узорочье теремов.
Урок - сказка.
Рассказывать о росте и изменении назначения городов - торговых и ремесленных центров. Иметь представление о богатом украшении городских построек. Объяснять отражение природной красоты в орнаментах9 преобладание растительности). Изображать интерьер теремных палат.
Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек.
Различать деятельность каждого из Братьев Мастеров (мастера Изображения, Мастера Украшения). при создании теремов и палат.
Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема.
проектировать изделие создавать образ в соответствии с замыслом и реализовать его.
Регулятивные:
учитывать правила в планировании и контроле способа решения.
16.
18.12
Пир в теремных палатах (обобщение темы)
Урок - фантазия.
Объяснять роль постройки. украшения и изображения в создании образа древнерусского города. изображать праздник в интерьере царских или княжеских палат. изображать посуду на праздничных столах.
Понимать роль постройки, изображения. украшения при создании образа города. Создавать изображение праздничного пира, многофигурные композиции в коллективном панно.
Коммуникативные: сотрудничать в процессе создания общей композиции. овладевать навыками коллективной работы.
Регулятивные: осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
3 четверть: Каждый народ - художник (10 часов)
17.
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Урок введения в новую тему.
Рассказывать о художественной культуре Японии. как об целостной. экзотичной и в то же время вписанной в современный мир. Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей. их многозначность и символический смысл. Изображать природу через характерные детали.
Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте.
Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.
Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Понимать природу через детали. характерные для Японии.( ветки дерева с птичкой, цветок с бабочкой , трава с кузнечиком, ветка сакуры..)
приобретать новые навыки в изображении природы, конструктивные навыки, новые композиционные навыки.
Познавательные:
участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Коммуникативные:
понимать ценность искусства.
Регулятивные: осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
18.
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Комбинированный урок.
Характеризовать образ женской красоты - изящество ломкие линии, изобразительный орнамент росписи Японии, японского кимоно.
Называть характерные особенности японского искусства: графичность, хрупкость и ритмическая ассиметрия.
Изображать японок в кимоно, передавать характерные черты лица.
Создавать женский образ в национальном костюме.
Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин.
Приобретать новые навыки изображения человека.
Осваивать новые эстетические представлении о поэтической красоте мира.
Познавательные:
участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Коммуникативные:
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Регулятивные:
осуществлять самоконтроль.
19.
Народы гор и степей.
Комбинированный урок.
Рассказывать о разнообразии природы нашей планеты и способности человека жить в самых разных природных условиях.
Видеть изобретательность человека в построении своего мира.
Называть природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи.
Изображать жизнь в степи и красоты пустых пространств.
Понимать и объяснять разнообразии природы нашей планеты и способности человека жить в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру.
Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы.
Коммуникативные:
создавать композиции на заданную тему, давать эстетическую оценку выполнения работ.
Регулятивные:
осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы.
20.
Народы гор и степей.
Комбинированный урок.
продолжение работы. Изображать жизнь в степи и красоту пустых пространств.
Изображать сцены жизни людей в степи, горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа. Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы.
Познавательные:
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Коммуникативные:
учитывать правила в планировании и контроле способа решения.
Регулятивные:
осуществлять самоконтроль.
21.
Города в пустыне.
Урок - фантазия.
Рассказывать о городах в пустыне.
Видеть орнаментальные характеры культуры.
Создавать образ древнего среднеазиатского города(аппликация на цветной бумаге или макет архитектурных построек).
Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии.
Объяснять связь архитектуры построек с особенностями природы.
Овладевать навыками конструирования.
Познавательные:
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.
Коммуникативные:
проектировать изделие создавать образ в соответствии с замыслом.
Регулятивные:
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.
22.
Древняя Эллада.
Комбинированный урок.
Рассказывать об искусстве Древней Греции для культуры Европы и России.
Определять храм как совершенное произведение разума человека и украшения пейзажа.
Изображать греческий храм для панно или объёмное моделирование из бумаги.
Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать своё отношение к ним.
Уметь отличать древнегреческие скульптуры и архитектурные произведения.
Моделировать из бумаги конструкции греческого храма.
Изображать олимпийских спортсменов.
Познавательные:
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.
Коммуникативные:
участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Регулятивные: осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
23.
Древняя Эллада.
Урок - фантазия.
Рассказывать о повседневной жизни.
называть праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней.
Определять особенности изображения. украшения, и постройки в искусстве древних греков.
Создавать коллективное панно на тему древнегреческие праздники.
Познавательные:
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Коммуникативные:
учитывать правила в планировании и контроле способа решения.
24.
Европейские города средневековья.
Урок - беседа.
Знакомиться с образом готических городов средневековой Европы: узкие улицы и сплошные фасады каменных домов.
Видеть красоту готического храма, его величие и устремлённость вверх, готические витражи.
Рассказывать о ратуше и центральной площадки города. Подготовительный этап : изучать архитектуру, одежду, украшения.
Видеть и объяснять единство форм и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.
Использовать выразительные возможности пропорций.
Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы.
Понимать значение "готический стиль".
Познавательные:
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Коммуникативные:
учитывать правила в планировании и контроле способа решения.
25.
Европейские города средневековья.
Урок - проект.
Видеть единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.
Создавать панно "Площадь средневекового города"
Создавать коллективное панно. Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги.
Познавательные:
обретать новые навыки в конструировании из бумаги.
Коммуникативные:
овладевать навыками коллективной работы. Регулятивные: осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
26.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) .
Комбинированный урок.
Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира.
объяснять влияние особенностей природы на характер построек. гармонию жилья, образ красоты человека, народные праздники.
Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами.
Осознать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь её проявлений.
Узнавать по предъявленным произведениям художественные культуры.
Соотносить особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях.
Познавательные:
обретать новые навыки.
Коммуникативные:
понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Регулятивные:
давать оценку своей работе и работе товарищей по заданным критериям.
4 четверть: Искусство объединяет народы (8 часов).
27.
Материнство.
Урок введения в новую тему.
Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений.
Развивать навыки творческого восприятия произведений искусства и композиционного изображения.
Узнавать и проводить приёмы произведений искусств, выражающих красоту материнства.
Изображать образ материнства, опираясь на впечатления от произведений искусств и жизни.
Познавательные:
осуществлять поиск информации, используя материалы представленных рисунков и учебника.
Регулятивные: участвовать в творческой деятельности при выполнении практических работ.
28.
Материнство.
Урок - проект.
Продолжение работы. на впечатления от произведений искусств и жизни. изображать образ матери и дитя, их единства. ласки, т. е. отношение друг к другу.
Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь
Познавательные:
обретать новые навыки.
Регулятивные:
участвовать в творческой деятельности при выполнении практических работ.
29.
Мудрость старости.
Комбинированный урок.
Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей.
Видеть выражение мудрости старости в произведениях искусства(портрет Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко).
Создавать изображение людей пожилого возраста, передавать стремление выразить его внутренний мир.
Развивать навыки восприятия произведений искусств.
Создавать в процессе творческой работы эмоционально - выразительный образ пожилого человека.
Познавательные:
участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Коммуникативные:
понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Регулятивные:
давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.
30.
Сопереживание.
Комбинированный урок.
Рассуждать о том, что искусство разных народов несёт в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя.
Учится видеть изображение печали и страдания в искусстве.
Создавать рисунок с драматическим сюжетом, придуманным автором(больное животное, погибшее дерево).
Уметь объяснять , рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание.
Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства.
Выражать художественными средствами своё отношение при изображении печального события.
Познавательные:
участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Коммуникативные:
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.
Регулятивные:
участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
31.
Герои защитники.
Комбинированный урок.
Рассуждать о том, что все народы имеют своих героев - защитников и воспевают их в произведениях искусстве.
Выполнять лепку эскиза памятника герою.
Приобретать творческие композиции опыт в создании героического образа.
Приводить примеры памятников героям Отечества.
Приобретать творческий опыт создания проекта памятника.
Познавательные:
участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Коммуникативные:
понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
32.
Юность и надежды.
Урок - проект.
Рассуждать о том, что искусство народов присутствуют мечта, надежда, радость молодости и любви к своим детям.
Выполнять изображение радости, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Приводить примеры произведений изобразительного искусства. посвящённых теме детства, юности, надежды.
выражать средствами радости при изображении теме детства, юности, надежды.
Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни.
Познавательные:
участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Коммуникативные:
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Регулятивные:
учитывать правила в планировании и контроле способа решения.
33-34
Искусство народов мира (обобщение темы)
Урок - выставка.
Рассказать об особенностях художественной культуры разных народов. об особенностях понимания ими красоты.
Объяснять, почему многообразие художественных культур является богатством и ценностью своего мира.
Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. участвовать в обсуждении.
Объяснять и оценивать впечатления от произведений искусства разных народов.
Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые произведения искусства и традиционной культуры.
Познавательные:
участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Коммуникативные:
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Регулятивные:
учитывать правила в планировании и контроле способа решения.