Рабочая программа учебной дисциплины является основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности Техническое обслуживание и ремонт автомобилбного транспорта, входящей в укрупненную группу специальностей Транспортные средства.Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при реализации прогамм повышения квалификации и профессионалной подготовке в области тезнического обслуживания и ремонта автомобилей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено на заседании МК
Директор Зам.. директора по УПР протокол № ___________________ __________________ __________________
от «____»______2014г от «_____»______2014г от «______» ______2014 г
Рабочая программа учебной дисциплины
«Охрана труда»
Профессия 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,входящей в укрупнённую группу специальностей 190000 Транспортные средства.
Условия реализации программы учебной дисциплины 12
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 13
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
«Охрана труда»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, входящей в укрупнённую группу специальностей 190000 Транспортные средства.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовке в области технического обслуживания и ремонта автомобилей.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины -требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов;
обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;
анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;
использовать экобиозащитную технику;
знать:
воздействие негативных факторов на человека;
правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося — 54часа, в том числе:
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего),
в том числе:
• практические занятия
36
11
Самостоятельная работа обучающегося (всего),
в том числе написание рефератов, составление отчётов по предприятию
18
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося, курсовая работа (проект)
Объём часов
Уровень освоения
Введение
Предмет, цели и задачи дисциплины. Основные понятия и термины. Структура дисциплины
1
1
Раздел 1. Правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии
7
Тема 1.1.
Основные положения законодательства об охране труда на предприятии
Оздоровление и улучшение условий труда, повышение его безопасности — важнейшая задача хозяйственных и профессиональных органов.
Вопросы охраны труда в Конституции РФ. Основы законодательства о труде. Вопросы охраны труда в Трудовом кодексе. Типовые правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих. Правила и нормы по охране труда на автомобильном транспорте. Инструкция по охране труда на автомобильном транспорте.
Система стандартов безопасности труда (далее — ССБТ). Значение и место ССБТ в улучшении условий труда
1
2
Самостоятельная работа обучающегося
1. Изучение Трудового кодекса, раздел 10 «Охрана труда».
2. Написание реферата по теме «Положения законодательства об охране труда»
1
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося, курсовая работа (проект)
Объём часов
Уровень освоения
Тема 1.2.
Организация работы по охране труда на предприятии
Система управления охраной труда на автомобильном транспорте. Объект и орган управления. Функции и задачи управления.
Права и обязанности должностных лиц, отвечающих за охрану труда, должностные инструкции работников технической службы автотранспортного предприятия (далее - АТП). Планирование мероприятий по охране труда.
Ведомственный, государственный и общественный надзор и контроль за охраной труда на предприятии. Ответственность за нарушение правил охраны труда. Стимулирование работы по охране труда
2
2
Самостоятельная работа обучающегося
1. Изучение участка работ на АТП и составление перечня мероприятий по снижению травматизма на производственном участке.
2. Написание реферата по теме «Снижение производственного травматизма»
1
Тема 1.3.
Материальные затраты на мероприятия по улучшению условий охраны труда на предприятии
Рекомендации по планированию мероприятий для улучшения условий и охраны труда и расчёт их затрат.
Методика учёта затрат на мероприятия по улучшению условий и охраны труда на автомобильном транспорте
1
2
Самостоятельная работа обучающегося
1. Составление перечня мероприятий, необходимых для улучшения условий труда на участке предприятия.
2. Написание реферата по теме «Улучшение условий труда на предприятии»
1
Раздел 2. Опасные и вредные производственные факторы
4
Тема 2.1.
Воздействие негативных факторов на человека
Физические, химические, биологические, психофизиологические опасные и вредные производственные факторы. Воздействие опасных и вредных производственных факторов на организм человека, работающего на автотранспортном предприятии.
Предельно допустимая концентрация вредных веществ в воздухе производственных помещений. Контролирование санитарно-гигиенических условий труда. Меры безопасности при работе с вредными веществами
1
3
Самостоятельная работа обучающегося
1. Определение опасных и вредных производственных факторов, действующих на конкретном участке автопредприятия.
2. Написание реферата по теме «Опасные и
вредные производственные факторы»
1
Тема 2.2.
Методы и средства защиты от опасностей
Механизация производственных процессов, дистанционное управление, защита от источников тепловых излучений, средства личной гигиены, устройство эффективной вентиляции и отопления.
1
3
Средства индивидуальной защиты, порядок обеспечения работников АТП. Экобиозащитная техника
Самостоятельная работа обучающегося
1. Составление перечня механизмов и автоматов для улучшения условий труда на участке АТП.
2. Написание отчёта по теме «Механизация и автоматизация производственных процессов предприятия»
1
Раздел 3. Обеспечение безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности
35
Тема 3.1.
Безопасные условия труда. Особенности обеспечения безопасных условий труда на автомобильном транспорте
Требования к территориям, местам хранения автомобилей, производственным, административным, вспомогательным и сани-тарно-бытовым помещениям. Метеорологические условия. Вентиляция. Отопление. Производственное освещение.
Методы расчёта вентиляции и освещения производственных помещений на автотранспортных предприятиях
2
3
Практические занятия
1. Ознакомление с приборами и замер величин опасных и вредных производственных факторов
2
Самостоятельная работа обучающегося
1. Составление перечня мероприятий по обеспечению безопасных условий труда на конкретном участке АТП.
2. Написание отчёта по теме «Обеспечение безопасных условий труда на предприятии»
1
Тема 3.2.
Предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний на предприятиях автомобильного транспорта
Основные причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Типичные несчастные случаи на АТП. Методы анализа производственного травматизма. Схемы причинно-следственных связей. Обучение работников АТП безопасности труда. Схемы проверки знаний правил, норм и инструкций по охране труда. Задачи и формы пропаганды охраны труда. Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха водителей и ремонтных рабочих. Работы с вредными условиями труда. Организация лечебно-профилактических обследований работающих. Медицинское освидетельствование водителей при выходе в рейс
2
3
Практические занятия
1. Ситуационный анализ несчастного случая и составление схемы причинно-следственных связей при следующих типичных ситуациях травматизма:
• вылет стопорного кольца при накачивании или монтаже шины;
• падение автомобиля с временной опоры;
• падение груза на работающего;
• самопроизвольное движение автомобиля
1
Самостоятельная работа обучающегося
1. Составление перечня и эскизов средств индивидуальной защиты на участке АТП.
2. Написание отчёта по теме «Средства индивидуальной защиты работников предприятия»
1
Тема 3.3. Требования техники безопасности к техническому состоянию и оборудованию подвижного состава автомобильного транспорта
Общие требования к техническому состоянию и оборудованию подвижного состава. Рабочее место водителя.
Дополнительные требования к техническому состоянию и оборудованию грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов, грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей, автобусов, автомобилей, выполняющих международные и междугородные перевозки, автомобилей с газобаллонной аппаратурой
2
3
Практические занятия
1. Обследование технического состояния и оборудования подвижного состава.
2. Определение тормозного пути автомобиля, суммарного люфта рулевого управления, окиси углерода, углеводородов, дымности
1
Самостоятельная работа обучающегося
1. Изучение состояния подвижного состава на АТП, составление перечня мероприятий по приведению его в соответствие с общими требованиями
1
Тема 3.4.
Требования техники безопасности при перевозке опасных грузов автотранспортом
Классификация грузов по степени опасности. Маркировка опасных грузов. ГОСТ 19433-81.
Требования к подвижному составу, перевозящему опасные грузы. Требования к выхлопной трубе, топливному баку, электрооборудованию и кузову. Требования к автоцистернам для перевозки сжиженных газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
Комплектация автомобилей, перевозящих опасные грузы. Требования к соблюдению правил безопасности при перевозке различных видов опасных грузов. Требования к водителям и сопровождающим лицам, участвующим в перевозке опасных грузов
2
3
Самостоятельная работа обучающегося
1. Составление эскизов знаков маркировки автомашин при перевозке опасных грузов.
2. Написание реферата по теме «Маркировка автомашин при перевозке опасных грузов»
1
Тема 3.5.
Требования техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей
Общие требования к соблюдению правил техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей. Требования безопасности при уборке и мойке автомобилей, агрегатов и деталей. Проверка технического состояния автомобилей и агрегатов. Требования правил техники безопасности при обслуживании и ремонте газобаллонных автомобилей
2
3
Правила соблюдения техники безопасности при диагностировании, выполнении слесарных, аккумуляторных, сборочных, кузнечных, рессорных, медницко-жестяницких, шиноремонтных, окрасочных, антикоррозийных работ и работ по обработке металла и дерева.
Государственные и отраслевые стандарты безопасности труда по видам технологических процессов технического обслуживания и ремонта автомобилей
Практические занятия
1. Обследование состояния рабочих мест, исправности инструмента и технического состояния оборудования, используемого для технического обслуживания и ремонта автомо билей.
2. Проведение выбраковки инструмента.
3. Составление ведомости соответствия технического состояния обследованного оборудования требованиям по технике безопасности.
4. Заполнение по результатам обследования паспорта санитарно-технического состояния производственного участка.
5. Разработка инструкций по охране труда работающих
3
Самостоятельная работа обучающегося
1. Вычерчивание схемы приточно-вытяжной вентиляции, используемой на участке технического обслуживания и ремонта автомобилей на автопредприятии.
2. Написание реферата по теме «Система промышленной вентиляции»
1
Тема 3.6.
Требования безопасности при эксплуатации грузоподъёмных машин
Требования правил техники безопасности при эксплуатации грузоподъёмных машин. Регистрация в органах Госпроматом-надзора. Техническое освидетельствование грузоподъёмных машин.
Порядок обучения, допуска и назначения ответственных лиц. Периодичность проверки знаний
2
2
Самостоятельная работа обучающегося
1. Проведение расчёта радиуса опасной зоны грузоподъёмных механизмов, в пределах которой может упасть груз.
2. Написание реферата по теме «Безопасность при эксплуатации грузоподъёмных машин»
Действие электротока на организм человека. ГОСТ 12.1.019-84. Классификация электроустановок и производственных помещений по степени электробезопасности. Технические способы и средства защиты от поражения электротоком.
Организационные и технические мероприятия по обеспечению электробезопасности. Правила эксплуатации электроустановок, электроинструмента и переносимых светильников. Защита от опасного воздействия статического электричества
2
3
Практические занятия
1. Определение степени опасности поражения электрическим током
1
Самостоятельная работа обучающегося
1. Вычерчивание различных схем заземления и описание их действия.
2. Написание реферата по теме «Устройство заземления»
2
Тема 3.8.
Пожарная безопасность и пожарная профилактика
Государственные меры обеспечения пожарной безопасности. Функции органов Государственного пожарного надзора и их права. Причины возникновения пожаров на автопредприятиях.
Строительные материалы и конструкции, характеристики их пожарной опасности. Предел огнестойкости и предел распространения огня. Классификация помещений АТП по взрывопожарной и пожарной опасности.
Задачи пожарной профилактики. Организация пожарной охраны. Лица, ответственные за пожарную безопасность. Пожарно-техническая комиссия. Обучение вопросам пожарной безопасности. Первичные средства пожаротушения. Эвакуация людей и транспорта при пожаре
2
3
Практические занятия
1. Расчёт количества первичных средств пожаротушения для АТП (цеха, участка).
2. Обработка приёмов тушения огня
1
Самостоятельная работа обучающегося
1. Изучение на АТП состояния пожарной безопасности, при наличии нарушений составление списка мероприятий для их устранения.
2. Написание отчёта по теме «Пожарная
безопасность на АТП»
2
Раздел 4. Охрана окружающей среды от вредных воздействий автомобильного транспорта
9
Тема 4.1.
Законодательство об охране окружающей среды
Проблема охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов одна из наиболее актуальных среди глобальных общечеловеческих проблем. Отражение в Конституции РФ заботы государства об охране окружающей среды.
Государственная система природоохранительного законодательства. Государственные стандарты в области охраны природы
Ответственность за загрязнение окружающей среды
2
2
Самостоятельная работа обучающегося
1. Изучение состояния экологии на крупном предприятии при использовании на нём автотранспорта.
2. Написание реферата по теме «Проблемы охраны окружаю- щей среды на АТП»
2
Тема 4.2.
Экологическая безопасность автотранспортных средств
Снижение выбросов вредных веществ в атмосферу. Способы уменьшения загрязнения окружающей среды токсичными компонентами отработавших газов автомобилей.
Методы контроля и нормы допустимой токсичности отработавших газов. Методы очистки и контроль качества сточных водАТП.Снижение внешнего шума автомобилей
2
3
Практические занятия
1. Контроль содержания окиси углерода, углеводородов, дымности отработавших газов.
2. Сопоставление полученных данных с предельно допустимыми значениями
2
Самостоятельная работа обучающегося
1. Составление перечня мероприятий по улучшению защиты окружающей среды на АТП
1
Всего
54
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
— ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
— репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
— продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
рабочие места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Охрана труда и техника безопасности»;
комплект видеофильмов и видеоинструктажей по охране труда;
комплекты индивидуальных средств защиты;
макеты производственных участков;
медицинская аптечка;
люксметр;
дозиметр;
роботы-тренажёры для отработки навыков первой доврачебной помощи;
контрольно-измерительные приборы и приборы безопасности;
образцы исправного и неисправного инструмента, предохранительных приспособлений.
Технические средства обучения:
компьютер;
проектор;
принтер;
сканер.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Туревский КС.Охрана труда на автомобильном транспорте. — М: Инфра-М, Форум, 2010.
Дополнительные источники:
Трудовой кодекс РФ. — М.: Профиздат, 2006.
Типовые инструкции по охране труда для основных профессий и видов работ. — М.: Апрохим-Пресс, 2006.
Интернет-ресурсы:
Информационно-коммуникационные технологии в образовании // Система федеральных образовательных порталов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ict.edu.ru
Госзнак: портал по охране труда [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gasznak.ru/ ш1и§1/тс1ех.рпр
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умение применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов
Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите практических работ, тестирования, и других видов текущего контроля
Умение обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности
Умение анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности
Умение использовать экобиозащитную технику
Знание воздействия негативных факторов на человека
Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите практических работ, тестирования, и других видов текущего контроля
Знание правовых, нормативных и организационных основ охраны труда в организации