kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ритм в художественном произведении как важное средство создания композиции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит материал, раскрывающий понятие ритма в изобразительном искусстве  на примере произведений великих художников.

Просмотр содержимого документа
«Ритм в художественном произведении как важное средство создания композиции»












«Ритм в художественном произведении как важное средство создания композиции»



















Составитель:

педагог Лядова Л.А.













п. Ильинский, 2020г.

Ритмы биения сердца, дыхания, смена дня и ночи, времен года и все великое разнообразие ритмов природы оказывает организующее воздействие на жизнь человека, на все формы его деятельности, начиная от необходимости чередования труда и отдыха, заканчивая ритмической организацией художественной формы в произведении искусства. Ритм- универсальное природное свойство.

В искусстве велика и разнообразна роль ритма. Ритм — это упорядоченность, чередование каких-либо элементов, происходящее с определённой последовательностью, частотой. Ритм "оживляет" любое изображение, придает особую выразительность, особый шарм, заставляет глаза зрителя – путешествовать по изображению – совершенно особым путем, что создает - особое впечатление! В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный. Ритм может быть выражен слабо, когда изменения чередований или самих элементов едва заметны, но он может быть настолько мощным, что становиться ведущим началом композиции.

Он не всегда сразу заметен зрителю, но он быстро и сильно  действует на него, настраивая на нужный лад. Ритм может быть передан любым из основных  элементов живописи: геометрией форм, техникой нанесения красочного слоя, цветом, светом, пространством.

В живописи ритм проявляется в повторении отдельных элементов изображения: в чередовании масштабных соотношений, в расположении световых и цветовых пятен, в динамике жестов и движений и т.д. Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например, фигур людей, их рук или ног. Ритм может строиться на контрастах объемов.

Он может нести в картине смысловую нагрузку, служить созданию общего настроения картины, быть одним из средств характеристики человека.

Ритм в изображении появляется тогда, когда в нем присутствует несколько повторяющихся в определенном порядке элементов. Простейший пример – несколько линий, перемежающихся особым интервалом. Пример:


Если представить заменить палочки людьми – например бегунами (стартовавшими из левой части), может создаться иллюзия ускорения движения.

А вот новый пример:

Может показаться, что столбики падают... А вот как использовал данный принцип известный художник П. Брейгель в своей картине «Слепые»:





По неписаным законам восприятия – глаза зрителя исследуют изображение – подчиняясь его ритму. Иногда в это не верится – но это действительно так! Приведенную выше картину Брейгеля – большинство зрителей рассматривают с лева на право, воспринимая фигуру за фигурой – обычно это происходит за считанные секунды.

Также иногда можно применять «сбой» в ритме композиции. Элемент выпадающий из ритма – сразу привлекает внимание! Пример:






Ритм всегда связан с содержанием картины и подчинен выражению идеи. Ритм помогает зрителю акцентировать внимание на важных моментах и настраивает его на определенный лад, усиливает выразительность изображения. В картине А. Дейнеки «Оборона Петрограда» отчетливо проявляется ритмичность композиции. Картина поделена как бы на два яруса, и по обоим идут солдаты. Марш вооруженных рабочих пронизан бодрым и уверенным ритмом. Этот ритм выявляет целеустремленное движение. В то же время ритм движения раненых, вернувшихся с войны, на мосту сбивчив и неорганизован. Еще более схематичные, перекошенные, они уже не создают ощущение силы и непреклонности, оставляя только жалость и непонимание смысла войны.






























«Берёзовая роща» А. И. Куинджи даёт нам классический пример ритма в пейзаже. В картине «Березовая роща» Куинджи не просто показал прелесть и красоту русской природы, но с помощью оригинальных художественных средств передал нам свое чувство восхищения простым русским пейзажем. Композиция картины проста. На переднем плане изображена группа белоствольных берез на залитой солнцем поляне. Куинджи расширяет плоскость неба и разрежает планы. Жаркое лето. Солнечная поляна передает нам прелесть летнего дня. Небо безоблачно. Не шелохнется ни один лист. Стволы берез частично освещены, другие находятся в тени. Кроны деревьев соприкасаются, создавая долгожданную прохладу. Прозрачный воздух словно застыл в дремоте жаркого дня. На заднем плане густой лес, в который почти не проникают солнечные лучи. Никаких лишних деталей, но все необычно ярко, как бывает на лесной полянке. Художник поражает нас своим видением красоты природы и в нескольких больших цветовых мазках передает это каждому, кто смотрит на картину. Светлые стволы берез, темный силуэт зелени вдали, голубое небо, открывающийся простор, широкие плоскости света и тени на траве чудесно соединены.

















«Берёзовая роща»





К. П. Брюллов в картине "Последний день Помпеи" при помощи пересекающихся ритмических линий создаёт впечатление хаоса, сумятицы, царящих в огромной толпе. Одну ритмическую диагональ составляют линии, параллельные линиям падающих с крыши статуй: вытянутая вверх рука отца, которого несут сыновья, склонённая влево семейная группа с маленьким ребенком, склонившаяся в ту же сторону дочь в группе матери с дочерьми в левом  углу картины. Каждая из этих линий продолжена позами других персонажей. Этот ритм пересекает другой, встречный ему. Он создаётся из линии руки девушки в  левом углу картины и воздетой вверх руки отца из семейной группы с маленьким ребенком, позой отца в зелёной тоге. Пересечение этих ритмов хорошо видно в группе Плиния Младшего и его матери в правом углу картины. Третий, пересекающийся с двумя другими ритм, — вертикальный. Его образуют стены зданий. Именно такое разнообразие пересекающихся ритмов и создаёт впечатление хаоса, придаёт напряжённость и  динамизм всему действию. нередко использовал ритм освещения с чередованием тёмных, или затенённых фигур на светлом фоне с освещёнными, светлыми фигурами на тёмном фоне. Этот ритм создаёт ощущение напряжения, придаёт динамизм действию.



























"Последний день Помпеи"

Ритм мазка, способ нанесения красочного слоя на поверхность холста также способен передать требуемое художнику ощущение, создать нужное настроение. Этот особый, изощрённый вид ритма виртуозно использовали Франс Хальс, Аллессандро Маньяско, Франческо Гварди.





















































Смеющийся мальчик. Франс Халс.

Ритм, создаваемый мазками, служит характеристике человека. Художник сознательно создаёт мазками ритм для одежды. Мазки на белом воротнике создают ритм раскрытого веера. Энергичные, разной длины, ритмично положенные широкие мазки тёмного и светлого цвета на воротнике делают контуры неровными, волнистыми. На голове идут тонкие длинные мазки, создающие волнистый вертикальный ритм. Все ритмы одежды и волос разнонаправлены и создают впечатление подвижности, беспокойности, которые свойственны характеру этого веселого ребенка. Открытая, заметная зрителю и свободная манера письма Хальса прекрасно подчёркивает открытость и  свободолюбие его персонажей.

Стилизуя и своеобразно искажая людей и природу в своих картинах, Маньяско показывал, насколько была искажена и далека от гармонии жизнь человека в Италии его времени. Один из важнейших элементов стиля позднего творчества Маньяско — это ритм рельефных, вихревых, подвижных мазков. Этот ритм делает его картины взволнованными, беспокойными. Такую манеру итальянцы называли "pittura di tocco" (буквально — живопись "ударами"). Исполнение Маньяско — "быстрое, смелое, лихорадочное". Недаром Маньяско называют "Паганини кисти", восхищаясь виртуозностью его манеры. Манера письма Маньяско очень хорошо выражает мятущийся дух его драматичного, полного трагической иронии и гротеска творчества.























« Шторм на море»










«Наблюдательные монахи в трапезной»











































В творчестве некоторых мастеров ритм играет такую большую и заметную роль, что он является как бы их "фирменным знаком", без него невозможно представить их картины. Например, творчество Боттичелли вообще невозможно представить без певучих ритмов движений, складок одеяний.

Это особая певучесть линии в каждой из его картин, необычайное чувство ритма, выраженное в тончайших нюансах.


























Весна

Религиозное творчество Эль Греко немыслимо без вертикальных ритмов вытянутых, устремлённых к небу фигур. Вертикальные ритмы живописи Эль Греко, напоминающие архитектурные ритмы готических церквей, выражают мысли о высоком, божественном, вызывают молитвенное настроение. Большинство его произведений исполнены следующим образом: линии рисунка наносились на поверхность белого клеевого грунта, который затем покрывался имприматурой коричневого цвета — жжёной умброй. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Затем следовала моделировка форм в светах и полутонах белилами, и полутона при этом приобретали удивительный, характерный для Эль Греко серый перламутровый тон, которого невозможно добиться простым смешением красок на палитре. В тенях коричневая подготовка часто оставалась совершенно нетронутой.

Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Местами он состоит практически из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт и имприматуру. К примеру, на эрмитажном полотне «Апостолы Пётр и Павел» голова Петра написана одними лессировками без белил, благодаря чему её изображение даже не фиксируется на рентгенограмме.

Важную роль в технике живописи Эль Греко играет крупнозернистый холст, который активно формирует фактуру живописной поверхности.

Колорит картин Эль Греко чрезвычайно богат и насыщен — на красочной поверхности вспыхивают оранжевые, красные, розовые мазки различных оттенков; переливаются и мерцают оливковые, жёлтые, зелёные и фиолетовые одежды, выполненные лессировками. Благодаря таланту художника всё это соединяется в единой цветовой гармонии.



И в архитектуре ритм — средство воздействия на наши чувства. Например, анфилада, с её ритмической повторяемостью проемов, симметрично расположенных  вдоль  одной оси, даёт ощущение бесконечности пространства, огромности здания. А ритм величины проёмов, словно сжимающихся и расширяющихся, низких и высоких, способствует созданию либо ощущения величия, либо интимности помещения за проёмом, придаёт динамику анфиладе. Длинные лестницы, поднимающиеся вверх, ритм ступенек, способствуют созданию ощущения бесконечности, величия, стройности, напоминают о преодолении препятствий, ступеней на пути к достижению великой цели. Поэтому такой ритм часто используют при создании мемориалов. Примером этого может служить огромная лестница мемориала памяти освободительной русско-турецкой войны, построенного в Болгарии на Шипке. Ритм готических церквей — это ритм множества вытянутых, устремлённых вверх, к  небу, архитектурных форм: шпилей, готических сводов и т. д. Здесь ритм служит выражению стремления к небесному, высшему, создаёт молитвенное настроение.

Ритм является «волшебной палочкой», с помощью которой можно передать движение на плоскости.


























Источники информации



http://kuinje.ru/

http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-aleksandra-dejneka-oborona-petrograda/

защищены http://www.portal-slovo.ru

http://www.portal-slovo.ru/art/35857.php






























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Ритм в художественном произведении как важное средство создания композиции

Автор: Лядова Людмила Александровна

Дата: 11.04.2020

Номер свидетельства: 546168

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "« Пятно как средство выражения. Композиция  как  ритм  пятен»  - 6 класс Презентация "
    ["seo_title"] => string(87) "piatno-kak-sriedstvo-vyrazhieniia-kompozitsiia-kak-ritm-piatien-6-klass-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "134620"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416763292"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Понятие о проектной графике.  Классические средства композиции. "
    ["seo_title"] => string(70) "poniatiie-o-proiektnoi-ghrafikie-klassichieskiie-sriedstva-kompozitsii"
    ["file_id"] => string(6) "107606"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403347898"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "особенности первого этапа работы над музыкальным произведением "
    ["seo_title"] => string(68) "osobiennosti-piervogho-etapa-raboty-nad-muzykal-nym-proizviedieniiem"
    ["file_id"] => string(6) "227907"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441010311"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Проблема развития изобразительных умений у старших дошкольников в педагогических исследованиях"
    ["seo_title"] => string(111) "probliema_razvitiia_izobrazitiel_nykh_umienii_u_starshikh_doshkol_nikov_v_piedaghoghichieskikh_issliedovaniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "349775"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476645216"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Тема:" Понятие и содержание аппликации в ДОУ.""
    ["seo_title"] => string(43) "tiemaponiatiieisodierzhaniieapplikatsiivdou"
    ["file_id"] => string(6) "303548"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457539403"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства