Разработал: Леонтьева Маргарита Юрьевна. МБОУ СОШ №8, г. Ковров
 Цель: В игровой форме познакомить учащихся с жанрами живописного искусства, историей возникновения и их особенностями
     | 
 | Перед игрой ребята делятся на 4 команды. | 
  | Ведущий 1 слайд 2 | Кисточки, краски, карандаши  Детям и взрослым очень нужны!  Они помогают весь мир оживить,  Листик бумаги в мечту превратить! | 
  | Ведущий 2 слайд 2 | Если взять краски в руки,  То у вас не будет скуки! | 
  | Ведущий 1 | Сегодня мы идём в гости к картине. Вы, говорите, что к картине нельзя пойти  в гости? | 
  | Ведущий 2 | Можно не только ходить в гости к картине, но и разговаривать с ней! | 
  | Ведущий 1 | И, сегодня, картина нам расскажет об основных жанрах живописи. | 
  | Ведущий 2 слайд 3 | Жанр живописи – это вид художественных произведений с определёнными сюжетами, художественными образами, передаваемые художниками с помощью красок. | 
  | Ведущий 1 слайд 4 | Если видишь на картине, чашку кофе на столе    Или морс в большом графине, или розу в хрустале    Или бронзовую вазу, или торт,    Или все предметы сразу, знай, что это… натюрморт   | 
  | Ведущий 2 | Натюрморт с французского переводиться, как мертвая натура. | 
  | Ведущий 1 | Натюрморты бывают бытовыми , природными и природно-бытовой | 
  | Ведущий 2 слайд 5 | Бытовой натюрморт изображает предметы быта: посуду, полотенца, письменные принадлежности и т.д. | 
  | Ведущий 1 слайд 6 | Природный состоит из даров природы, цветов и листьев. | 
  | Ведущий 2 слайд 7 | А смешанный натюрморт вмещает предметы быта и природные дары. | 
  | Ведущий 1 слайд 8 | А теперь командам предстоит создать свои натюрморты.   | 
  | Ведущий 2 | У вас на столах есть листы с эскизами натюрморта и предметы, которые вам нужно на них положить, чтобы получился натюрморт. | 
  | Ведущий 1 | Вы вместе делаете натюрморт, а затем говорите какой у вас натюрморт: природный, бытовой или смешанный. | 
  | Ведущий 2 слайд 9 | Если видишь на картине нарисована река    Или ель и белый иней, или сад и облака,    Или снежная равнина, или поле и шалаш    Обязательно картина называется …пейзаж | 
  | Ведущий 1 | Пейзаж обозначает - край, страна, ландшафт. | 
  | Ведущий 2 слайд 10 | Сначала пейзаж использовали только для фона, на котором изображали человека.   | 
  | Ведущий 1 слайд 11 | А китайские художники уже с 6-ого века, стали писать пейзаж, как отдельное произведение. А в энциклопедии Даля дается следующее определение пейзажа – это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира | 
  | Ведущий 2 | Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра. | 
  | Ведущий 1 слайд 12 | Сельский пейзаж. К этому пейзажу прибегали многие художники – Федор Александрович Васильев, Алексей Кондратьевич Саврасов, Исаак Ильич Левитан, Константин Алексеевич Коровин.   В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой. | 
  | Ведущий 2 слайд 13 | Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные. Особое место в создании образа барочного, классического и современного Петербурга заняли Мстислав Валерианович Добужинский и Анна Петровна Остроумова-Лебедева, создавшие целую серию гравюр, посвященных этому городу. | 
  | Ведущий 1 слайд 14 | Парковый пейзаж. В нем изображают уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей. Такие пейзажи создавали Семён Федорович Щедрин в 18 веке и Александр Николаевич Бенуа в конце 19 веке. На их картинах гармоничное сочетание природных форм с декоративной скульптурой и архитектурой. | 
  | Ведущий 2 слайд 15 | Морской пейзаж. Картины с изображением морского пейзажа ещё называют маринами. В Википедии дается следующее определение: Марина происходит от лат. marinus – морской – один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море.   | 
  | Ведущий 1 | Марина – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря.  В России приверженцев этого пейзажа было очень немного, но самый яркий из них Иван Константинович Айвазовский. Его картины «Черное море» и «Девятый вал» известны во всем мире.   | 
  | Ведущий 2 слайд 16 | Вам теперь предстоит создать свой пейзаж и определить, какой пейзаж вы изготовили? | 
  | Ведущий 1 | И так берем заготовки и прикладываем их на лист. | 
  | Ведущий 2 | Что же у вас получилось? | 
  | Ведущий 1 слайд 17 | Если видишь, что с картины, смотрит кто-нибудь на нас,   Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,  Лётчик или балерина, или Колька твой сосед,  Обязательно картина называется …портрет | 
  | Ведущий 2 слайд 18 | В России портреты появились в 17 веке и назывались они парсуна. | 
  | Ведущий 1 слайд 19,20 | Портрет бывает парадный или камерный, то есть повседневный. | 
  | Ведущий 2 слайд 21 | А если на портрете два человека – то это портрет парный. | 
  | Ведущий 1 слайд 22 | Если на портрете изображена группа людей или семья – это групповой или семейный портрет. | 
  | Ведущий 2 | А еще портреты бывают в полный рост, поясной и погрудный. | 
  | Ведущий 1 | Вам сейчас, каждому из вас предстоит дорисовать портрет. | 
  | Ведущий 2 | Разбирайте заготовки и начинайте рисовать. | 
  | Ведущий 1 | Кто хочет сказать, кого портрет он нарисовал? | 
  | Ведущий 2 слайд 24 | Жанр изобразительного искусства, показывающий животных, называется анималистическим жанром - от латинского animal – животное | 
  | Ведущий 1 |  Художник-анималист уделяет внимание художественно-образной характеристике животного, его повадкам, декоративной выразительности фигуры, силуэта.   | 
  | Ведущий 2 | Часто животные наделяются присущими людям чертами, поступками и переживаниями. Изображения животных часто встречаются в античной скульптуре, вазописи. | 
  | Ведущий 1 слайд 25 | Сейчас вы будете художниками анималистами, вам предстоит при помощи ватных палочек закрасить приготовленное на столе животное.   | 
  | Ведущий 2 | И так приготовились, опускаем палочки в воду и нужным цветом начинаем раскрашивать животное. | 
  | Ведущий 1 | Вот какие животные у вас получились. | 
  | Ведущий 2 слайд 26 | Мифологический жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы, сказки, легенды древних народов, называется мифологическим жанром - от греческого mythos – предание.   | 
  | Ведущий 1 | Мифологический жанр соприкасается с историческим и возникает в эпоху Возрождения. | 
  | Ведущий 2 слайд 27 | А вам предстоит собрать одну из сказок. На столах в файлах дана карта и пазлы. | 
  | Ведущий 1 | Кто из вас быстрее соберет картину по своей сказке и назовет ее? | 
  | Ведущий 2 слайд 28 
 | А еще в живописи существует бытовой жанр, который изображает повседневную жизнь. | 
  | Ведущий 1 | Исторический жанр – посвященный историческим событиям. | 
  | Ведущий 2 слайд 29 | А батальный жанр - от слова баталия-сражение, изображает военные действия. | 
  | Ведущий 1 слайд 30 | У вас на столах даны карточки с картинами | 
  | Ведущий 2 | И вам предстоит определить, какие картины относятся, к каким жанрам. Чем больше вы назовете правильных ответов, тем больше баллов вы заработаете! | 
  | Ведущий 1 | И так по очереди называете картину и определяете жанр. | 
  | Ведущий 2 | Пора нам домой уходить из гостей. | 
  | Ведущий 1 | Вы сегодня многое узнали в гостях у картины и любуясь произведениями искусства, сможете определить, в каком жанре выполнено оно. | 
  | Ведущий 2 | И в шесть, и в десять лет, и в пять  Все дети любят рисовать.  И каждый смело нарисует  Все, что его интересует! | 
  | Ведущий 1 | Цветы и птицы,  Лес из сказки…  Все нарисует, были б краски,  Да лист бумаги на столе,  И мир в семье и на земле! | 
  | Ведущий 2 | А в заключение – подарок победителям - веселый мультфильм. |