Просмотр содержимого документа
«Оригами "Японский журавлик своими руками"»
Муниципальное автономное
учреждение дополнительного образования города Ялуторовска
«Детская школа искусств имени С. И. Мамонтова»
Доклад
«Оригами как один из видов внеурочной деятельности
детей с ограниченными возможностями здоровья в школе»
преподаватель:
Ведерников Александр Андреевич
Преподаватель изобразительного искусства
г. Ялуторовск,
Тюменская область 2019
Сегодня «Развитие образования детей с ограниченными возможностями» определено как одно из направлений национального проекта «Образование». Одним из ключевых задач развития образования, определенных инициативой, является создание условий, не только для полноценного включения учащихся в образовательной пространство, но и создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Существует большая разница между обычным уроком и занятием внеурочной деятельности. Среди отличительных особенностей внеурочной работы можно выделить такие нестандартные формы проведения занятий, как праздники, конкурсы, состязания, олимпиады различного уровня, выставки творческих работ, привлечение младших школьников к выполнению творческих и научно-исследовательских проектов, театрализация.
Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несет большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путем вовлечения их в активную внеурочную деятельность.
Дополнительное образование позволяет свободно осуществлять выбор режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, что имеет особое значение применительно к детям с ОВЗ. Кроме того, использование технологий дополнительного образования создает широкую возможность для реализации «социальной ситуации развития» ребенка с ОВЗ, его склонностей, способностей и интересов, дает право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, создает благоприятные условия для генерирования и реализации детских и подростковых инициатив и проектов.
Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.
Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно- нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья позитивного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Одним из наиболее эффективных средств внеурочной деятельности является относительно новое перспективное направление – оригами. Ещё Лев Николаевич Толстой в трактате "Что такое искусство" предсказал великое будущее оригами в духовном и физическом развитии и воспитании детей. Традиционное японское искусство оригами - конструирование разнообразных бумажных фигурок путем складывания квадрата без вырезания и склеивания – все шире интегрируется в мировую культуру и науку, становится предметом исследований специалистов таких отраслей, как конструирование, архитектура, математика, технический дизайн, педагогика, практическая психология. В наше время оригами как метод арт-терапии с успехом используют в лечебной и реабилитационной практике врачи самых разных специализаций.
Занимаясь оригами на внеурочных занятиях ребенок, становится участником захватывающего действия – превращения бумажного квадрата в оригинальную фигурку – цветок, коробочку, бабочку, динозавра. Этот процесс напоминает фокус, маленькое представление, что всегда вызывает радостное удивление.
Путем последовательного несложного складывания бумаги вдоль геометрических линий получаем модель, которая поражает своей красотой и изменяет в лучшую сторону эмоциональное состояние школьника.
Причины успеха занятий оригами в организации досуга детей с ОВЗ в школе:
- во-первых, – это сама бумага с ее привычным, неагрессивным статусом. С бумагой можно делать все, что угодно: смять, разорвать, рисовать на ней, а в оригами бумага выступает в новой необычной роли – из нее можно сложить множество интересных моделей.
Появляется мотивация, желание научиться этому;
- освоить технику оригами очень легко, в любом возрасте, как детям, так и взрослым (в условиях больницы учителями могут быть и специалисты -психологи, и родители, и медицинский персонал);
- результат достигается быстро;
- имеет место прогнозируемый позитивный результат – если складывать фигурку аккуратно и точно, она обязательно получится красивой, и залог этого – сама природа этой техники конструирования, где царят точность, симметрия и гармония геометрических линий;
- есть возможность «руководить процессом», то есть вносить изменения в фигурку по своему желанию, изобрести много собственных моделей;
- на занятиях оригами осуществляется невербальный контакт в общении, что в отдельных случаях бывает единственно возможным;
- метод повтора и ритмичность в складывании модульного оригами (звезды,
орнаменты, 3D-модели) уравновешивают психическое состояние ребенка;
- сама форма некоторых фигур (кусудам, многогранников, каркасных структур) несет положительный гармонизирующий и оздоровительный эффект. Интересно, что одни из самых древних фигур оригами – кусудамы – бумажные шары из шести или более модулей, и в наше время не утратили своего традиционного назначения – нести здоровье людям. Есть одна фигурка оригами, которая всегда будет ассоциироваться с надеждой на выздоровление.
Это японский журавлик, «цуру», – птица с длинной шеей – символ долголетия и счастливой жизни. Согласно японской легенде, если сложить тысячу таких журавлей, исполнится желание.
Оригами обладают следующими психотерапевтическими свойствами:
- повышают активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий;
- повышают уровень интеллекта в целом;
- активизируют творческое мышление;
- повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние;
- снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжелым ситуациям;
Творя и созидая, ребенок в используемых для творчества материалах высказывает свои опасения, страхи, проблемы. Учитывая вышеизложенного и оценив важность занятий оригами, как элемента внеурочной деятельности детей с ОВЗ, при формировании индивидуальной особенностей, необходимо активнее включать в программы внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы.
Таким образом, можно сделать вывод, что современные педагоги стараются делать все возможное, чтобы дети с ОВЗ получали достойное образование и развитие.
Список литературы.
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014.-223 с.
2. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе: Пособие для учителя. М., 2005.-188 с.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru,
08.09.2014.
4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Рекомендовано МО РФ в качестве дидактического материала на занятиях по трудовому обучению детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аким, 1995. – 208 с.
5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 2003.- 320 с.
6. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль.: Академия развития, 1997.- 224с.
7. Коротеев И.В. Оригами для малышей - М.,Просвещение,1996.- 210с.
8. Чернова Н.Н. Волшебная бумага - М., АСТ,2005.- 207 с.
9. Соколова С.В Оригами для старших дошкольников - СПб,2004.- 64с.