kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер – класс «Техника рисования «по сырому»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Демонстрация некоторых методов и приемов акварельной техники в процессе выполнения этюда в течение одного сеанса (методы: заливка, лессировка).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс «Техника рисования «по сырому»»




















Мастер – класс «Техника рисования «по сырому»

 

 Саркисян С.Н., педагог доп.образования



 Центр дополнительного образования



 

Вид занятия: мастер-класс.

Цель –  Демонстрация некоторых методов и приемов акварельной техники в процессе выполнения этюда в течение одного сеанса (методы: заливка, лессировка).

Обучить основным приемам техники «по сырому», создать мотивацию на применение ее в практике.


Учебное задание: Выполнить односеансный акварельный этюд. Закрепить методы, приемы работы акварельными красками в процессе выполнения этюда.

Время занятия : 1 час.

Задачи

Образовательные:

  • выполнение живописного этюда;

  • познакомить с этапами работы над акварельным этюдом;

  • познакомить с требованиями к подбору материала и оборудования;

  • познакомить с основными методами и приемами работы акварельными красками (метод лессировки, метод а-ля-прима, а-ля-прима по-сырому).

Развивающие:

  • Раскрывать индивидуальные особенности живописного почерка;

  • развивать индивидуальные умения работы акварельными красками;

  • развивать эмоциональность; формировать и развивать умения смешивать акварельные краски;

  • выражать чувства через цвет и создавать цветовую гармонию в этюде.

Воспитательные:

  • Наблюдать и видеть красоту предметов, окружающих нас в быту;

  • развивать эстетические чувства от восприятия предметов окружающего мира;

  • воспитывать аккуратность в работе и на рабочем месте.



Учебно-методическая база

  • Образцы выполненных заданий.

    1. Создание эмоционального настроя.

      Добрый день! Я очень рада видеть вас. И мне бы хотелось пригласить вас стать активными участниками мастер - класса. 

    2. Сегодня на занятии я познакомлю вас с акварельной техникой «по-сырому». Вы напишете акварельный этюд в этой технике -«Цветущая вишня».



 II. Теоретическая часть. 

Цветение сакуры

Большой любовью пользуются в Японии цветы деревья. Здесь прежде всего надо назвать знаменитую японскую вишню – сакуру, воспетую в японской поэзии и наиболее широко отображенную в картинах художников разных поколений. Цветы сакуры, появляющиеся на голых изогнутых ветвях вишни весной, встречаются простые и махровые, различных цветов и оттенков, в том числе розового, кремового, желтого. В период цветения сакуры каждый японский дом украшается ее прекрасными ветвями, помещенными обычно в изящные фарфоровые вазы или специальные цветочницы.
«Сакура видна по цветам», и японцы часами любуются прелестью весеннего дня, когда на ветвях сакуры распускаются белые и желто розовые лепестки. Этот народный обычай любоваться цветущими вишнями воспет в многочисленных творениях японской поэзии. О захватывающем зрелище цветения сакуры, заставившем, например, остановиться знатного всадника в сопровождении пышной кавалькады, говорится в чрезвычайно емком, хотя и миниатюрном по размеру стихотворении поэта Исса (1763–1827), в произведениях которого звучит живая образная речь, задушевная лирика и тонкая ирония:

Как вишни расцвели!
Они с коня согнали
И князя гордеца.



Прежде чем приступить к работе над этюдом, давайте поговорим о живописи.



Искусство в жизни общества играет значительную роль. Именно это обстоятельство побуждает педагогическую науку изучать его возможности в творческом становлении ученика. Но вот что печально некоторые исследователи понимают изобразительное творчество, как процесс репродукции готовых образцов, выполненных педагогом. Подход этот, к сожалению, снижает интерес к творческой деятельности, доводя его до примитизма.
Более того, разрушает творческий потенциал, который заложен в каждом. Говорить о творческом проявлении можно тогда, когда педагог сам готов к эксперименту.

Давайте зададим себе вопрос :«Что такое техника в искусстве?». 

Техникой в изобразительном искусстве принято называть совокупность специальных изобразительных умений, навыков, способов и приемов изображения, посредством которых отображается предметы, объекты, явления окружающей действительности, создается художественный образ


Техника акварели — легкая и импровизационная


Акварельная живопись "по сырому" (A La Prima)
Живопись акварельными красками по мокрому (сырому) листу в профессиональной среде называется живопись "по сырому". В данном случае лист специальной акварельной бумаги смачивается водой и располагается горизонтально (что бы дольше удержать воду). Художник пишет непосредственно по мокрой поверхности. В данном случае автору нужно быть предельно точным (легко получить ненужные подтеки и "грязь") и быстрым (время, которое лист держит влагу, зависит от типа бумаги, но в любом случае лимитировано).

Алла прима* (итал. Allaprima; произн. – «аля прима») – то же, что и живопись по сырому. Означает также способ исполнения за один прием, в один сеанс. 







Техника рисования «по Сырому», ее приемы и способы. 

1.Прием центрического вливания цвета в цвет.

а) выбираем фон, выполненный светлыми тонами в технике по - сырому.

б) на влажный фон наносят крупные мазки в разных частях листа.

в) пока пятна не высохли многократно, в зависимости от возраста, повторно в центр наносят пятно, но другого цвета или оттенка. 

г) дополняют рисунок техникой приманивания (листья и др.)





2.Прием наложения цвета на цвет. Этот прием комбинируется с приемом вливания цвета в цвет в той части, когда идет доработка образа: но его можно использовать и изолированно. 

Для работы подойдет, как классическая акварель, так и медовая. Работая с акварелью, часто допускают одну ошибку - набирают очень много краски. От этого рисунок получается не прозрачным и не воздушным. А это нарушает основной принцип акварель живописи, более того, не способствует овладению приемами данной техники. Сегодня мы с вами будем в своей работе применять технику «по сырому» и рисовать цветущую ветку вишни. Сначала о преимуществе этой техники. Профессионалы пишут, что многие понимают, что такое живопись, только когда попробуют работать красками по мокрому листу. Наслаждение и свобода – вот что ощущаешь, работая с красками «по сырому». У многих техника такой живописи становится любимым приемом для выражения своих чувств и эмоций. Во-первых, это просто и по плечу даже самому неопытному художнику, а во-вторых, необычно, и даже завораживающе. Краски ведут себя не так, как всегда: они расплываются, растекаются, придавая изображению порой причудливые очертания. Но этого не надо бояться - это надо использовать. Необыкновенная мягкость красок, получение новых цветов прямо на рисунке сделает вашу работу удивительной и интересной. В технике «по сырому» существует не один прием и способ, но сегодня мы остановимся на рисунке «по сырому», прием вливания цвета в цвет и будем рисовать волшебный лес.

III. Практическая работа.

Этапы работы техники «по сырому»


Если Вы еще не уверенны в своих силах, то прежде чем мочить бумагу сделайте предварительный рисунок карандашом, только тонкими линиями, острым карандашом без использования резинки.

Когда все готово, начинаем писать. Набираем на кисточку основной цвет лепестка - синий и легко прикасаемся к бумаге. Смотрим как растекается, и добавляем мазок фиолетового цвета.



1.Смачиваем лист водой широкими движениями из стороны в сторону.


Способы увлажнения бумаги: Намочить бумагу можно в широком тазике с чистой водой, просто окунув лист полностью, не забудьте про места под пальцами. А можно просто смочить губкой сначала ту сторону, которая ляжет на стол, а потом пройтись губкой сверху. 

Результат: При такой подготовке материалов краска хорошо набирается на кисть, по бумаге ложиться равномерно и цветовые пятна пластично вливаются одно в другое, без пробелов.



В обращении к истории английской акварели XIX века рассказывалось о живописи по сырой бумаге с применением стиратора и мокрой ткани. Способ оптимального решения контроля над влажностью бумаги, благодаря которому бумага держит воду в течение длительного времени, что дает неограниченные технические возможности в живописи акварелью: на горизонтально установленный пластик (органическое стекло) надо ровно постелить мокрую тонкую хлопчатобумажную ткань. Для этой цели очень хорошо подходит марлевая ткань, благодаря редкому плетению она удерживает воду в ячейках между нитями. Затем на эту рабочую поверхность положить смоченный с двух сторон лист бумаги, проверить, чтобы не было бугорков и пузырьков воздуха под бумагой. Рабочая поверхность должна быть ровной. Края листа лучше немного прикрыть тканью для предотвращения их быстрого высыхания. После этого сразу можно приступать к живописи по-мокрому. Если требуется выполнение иных задач, то надо подождать, когда поверхность бумаги равномерно подсохнет, этот процесс можно ускорить с помощью бумажных салфеток или бытового фена. Легко поглаживая бумагу ладонью руки, проверяем степень ее готовности к работе. Такой подготовкой достигается уникальное состояние бумаги: она становится мокрая и сухая одновременно.
Что это дает для живописи? Во-первых: живописная поверхность будет ровная в течение всего времени работы, независимо от используемой акварельной техники и от размера акварельного листа.
Во-вторых: мокрая бумага будет так долго мокрой, как это потребуется, нужно только регулировать влажность ткани под бумагой (быстрота высыхания бумаги зависит от влажности воздуха, поэтому для стабильного состояния очень хорошо, если климат в мастерской не сухой и не слишком влажный). Широкой кистью или губкой всегда можно увлажнить лист с тыльной стороны и ткань под ним, если они начали высыхать. В-третьих: можно писать одновременно по-сухому и по-мокрому. Это не парадокс. Ведь мы получаем бумагу мокрой внутри и сухой снаружи. И если сделать мазок акварелью, то он не будет растекаться, так как подсушенная поверхность бумаги будет вести себя так, как если бы бумага была действительно полностью сухой. Если потребуется, можно дождаться естественного высыхания мазка или же подсушить его феном, тогда можно будет писать поверх него, как в технике по-сухому, при этом ничего не нарушив. Однако можно использовать уникальную возможность сохранять этот мазок влажным или даже очень мокрым долгое время. Внутри него можно писать по-мокрому и затем плавно списывать с другими частями живописи.





Если Вы еще не уверенны в своих силах, то прежде чем мочить бумагу сделайте предварительный рисунок карандашом, только тонкими линиями, острым карандашом без использования резинки.

Когда все готово, начинаем писать. Набираем на кисточку основной цвет лепестка - синий и легко прикасаемся к бумаге. Смотрим как растекается, и добавляем мазок фиолетового цвета.




2.Пока лист не высох, покрываем его краской – основным цветом нашей картины. 


3.Пока лист сырой наносим крупные пятна, имитируем ветки и цветы вишни и др.

Рисуем основную ветвь. Её называют "дедушкой".


Для этого укладываем кисть на бочок и рисуем изгиб ветки, перекатывая кисть по бумаге с боку на бок. Такой прием позволяет изобразить неровности коры, сделать ветвь живой.

Затем рисуем «детей» и «внуков» -более молодые ветки. Они более прямые, тонкие, изящные. Добавляем короткие шипы на ветках.

Ветви сакуры символизируют женское начало - инь. А вот цветы - мужское, ян. Нарисуем их.


Набираем на кисть розовую краску. Рисуем цветы касанием кончиком кисти. Следуем логике: раскрытый цветок, следом - полураскрытый, затем - бутон. Маленькие бутоны-почки можно продолжать и далее ввиде точек. Раскрытый цветок имеет пять лепестков, полураскрытый - три, бутон - один, 5:3:1. Повторяем эту последовательность на нескольких тонких веточках




4. После высыхания лепестков черным цветом рисуем детали цветка. Сердцевина раскрытого цветка делается ввиде двух скобочек-запятых. Из нее тонкими штрихами выводим тычинки и завершаем их точками. На полураскрытом цветке тремя штрихами делаем чашелистики. Остовы всех цветков рисуем ввиде запятой




5.После смешивания цветов лист кладут горизонтально и дорабатывают композицию в этом положении.





Готово!





IV. Подведение итогов.


«Работа акварелью требует большой собранности, воли, решительности, напора, выдумки, быстроты, но быстроты взвешенной». Поэтому советую еще раз: учиться, учиться и учиться с каждым новым этюдом или картиной. И этот процесс не заканчивается с формированием технических умений, так как мы всегда может ставить новые творческие задачи. Любите акварель и постоянно экспериментируйте с ней. И тогда в столь сложной, но такой воздушной технике вы сможете достигнуть замечательных результатов.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер – класс «Техника рисования «по сырому»

Автор: Саркисян Светлана Николаевна

Дата: 16.01.2019

Номер свидетельства: 495570

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Календарно- тематическое планирование кружка " Юный художник" с 1-4 классы"
    ["seo_title"] => string(80) "kaliendarno_tiematichieskoie_planirovaniie_kruzhka_iunyi_khudozhnik_s_1_4_klassy"
    ["file_id"] => string(6) "433426"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1508454607"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Образовательный кружок " Палитра" "
    ["seo_title"] => string(32) "obrazovatiel-nyi-kruzhok-palitra"
    ["file_id"] => string(6) "245512"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446136531"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Статья «Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_razvitiie_dietskogho_tvorchiestva_sriedstvami_izobrazitiel_noi_dieiatiel"
    ["file_id"] => string(6) "356074"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478474991"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Статья «Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_razvitiie_dietskogho_tvorchiestva_sriedstvami_izobrazitiel_noi_dieiati_1"
    ["file_id"] => string(6) "356075"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478474996"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Статья «Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_razvitiie_dietskogho_tvorchiestva_sriedstvami_izobrazitiel_noi_dieiati_2"
    ["file_id"] => string(6) "356117"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478499872"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства