Основная часть | -Давно уже прошло лето. Но пришла не менее интересная пора-это разноцветная осень. Волшебница осень щедро одела каждое дерево в неповторимый наряд. Золотой цвет очень к лицу белокурой березке. Могучие дубы выбрали солидный наряд - коричневые и пурпурные листья. А вот веселые клены получили самый яркий наряд, собрав в него все краски осени. Вот как описывают поэты это время года: Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь, в листве сквозной, Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой.., (И. Бунин) Последний лист на ветке голой Серьгою бронзовой повис И ждет, когда зимой суровой Его сорвет и бросит вниз Упрямый лист, и над тобою Закон суровый в мире есть: Что отцвело своей весною, Тому еще не раз зацвесть. (М. Ковалевский) Мы прослушали очень красивые стихотворения известных поэтов, но о природе пишут стихотворения не только поэты, о ней пишут музыку композиторы, а красоту природы ещё изображают на своих картинах художники. У каждого из этих видов искусства - свой язык. Неповторимые пейзажи, богатство красок передаёт художник-пейзажист И.Левитан. Рассматривание иллюстраций. -Что мы видим на картине? -Какое настроение передаёт эта картина? Осенние дни рождают у нас разные настроения. Эта картина вызывает светлую радость (мы видим пышную, нарядную, в осеннем убранстве природу). А в каких случаях мы бы увидели,что художник хочет передать печаль или грусть?(холодные цвета, пасмурный день-отзываются в душе тоской и печалью). Внимание детей обращается на репродукцию картины И.Левитана "Золотая осень". ( Слайд 4) - Нравится ли эта картина? - Объясните почему? - Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину? - Назовите деревья, которые вы видите на картинке? - Укажите, какие деревья на переднем плане и объясните, как они изображены на картине. - Почему мы сразу видим, какие деревья ближе расположены к нам, какие дальше? Ребята, а как поэт и художник передают свои чувства и отношения к природе осенью? Чтение стихотворения: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... (Ф.Тютчев) – Ребята, почему осень можно связать с цветным карнавалом? – Осень позвала нас к себе на карнавал. Неужели мы пойдем в гости с пустыми руками? – Посмотрите, что у нас есть на столе. (На столах лежат разноцветные листья, картон, клей, ножницы.) – Что мы можем из этого сделать? Правильно, подарок для осени. Я предлагаю вам сделать картины из осенних листьев. ( рисунок). – Объяснение этапов работы. Этапы выполнения работы: Расположение листа бумаги в зависимости от изображаемого дерева; Откладывается по два пальца сверху и снизу листа, делаются засечки; Выяснение какой формы у дерева ствол (сверху тоненький, к низу расширятся), рисование ствола; Уточняется , какие у дерева есть ветки, какой формы, как они располагаются; Выясняется, что такое горизонт. Нахождение середины листа, проведения линии горизонта, рисование дальних деревьев; Наложение красок на небо, работа по мокрому. Сначала рисуется солнце, затем само небо, от более темного цвета у края листа к началу дальних деревьев светло голубого; Пока подсыхает небо, идет работа над землей. Земля условно делится на три одинаковых части. Дальняя часть рисуется размытой серой краской, средняя прорабатывается зеленой, желтой, оранжевой краской, передний план - желтой краской. Обращается внимание на смешение красок на границах частей; Рисование ствола. Со стороны солнышка накладывается желтая каска, затем желтая краской смешивается с коричневой (полутень), со стороны тени коричневая краска смешивается с черной; Проработка веточек и листьев. Для листочков берутся разные краски, ставятся отпечатки кистью в разном направлении; На переднем плане тоненькой кисточкой прорисовывается травка. | Учащиеся читают стихи (слайд 2) Учащиеся рассматривают слайды, слушают стихотворения (слайд3) Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы Рассматривая картину, учащиеся обращают внимание на красоту природы изображенную художником, на яркость и разнообразие осенних красок, с помощью которых отражена эта красота. (Ответы детей) |