Знатоки истории Эллады
Повторительно-обобщающий урок-игра по теме «Древняя Греция». Данный урок проводится в 5 классе как заключительный после прохождения программного материала по теме «Древняя Греция». Урок построен в форме игры, как наиболее эффективного метода для усвоения материала, именно для учащихся данной ступени обучения. Урок охватывает весь материал рассматриваемого периода, его содержание соответствует содержанию данной темы, представленного в учебном пособии «История древнего мира» - авторы А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, к тому же сюда вошли и новые страницы истории древних греков, которые в школьный учебник не попали, но привлеченный дополнительный материал, использовался учителем в ходе подготовки и проведении уроков данного раздела.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по изученному периоду «Древняя Греция».
Задачи:
способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся
развивать познавательные способности, навыки работы в группе, желание упрочить имеющиеся знания и приобрести новые
пробуждать интерес к истории как к учебному предмету, воспитывать чувство сотрудничества и сопричастности в процессе коллективной деятельности.
Предварительно выбирается жюри-ареопаг, члены которого – архонты – наблюдают за ходом игры, оценивают каждый этап по установленной ими системе и оглашают свои результаты как после каждого конкурса, так и непосредственно в заключении. Остальная часть класса делится на две команды, самостоятельно присваиваю себе название, готовят эмблемы, выбирают капитана-стратега. Команды представляются друг другу, озвучивают свои названия, демонстрируют эмблемы, дают их характеристику, называют имя стратега и игра начинается.
Вступительное слово учителя
Много воды утекло со времени заката античной цивилизации. На Балканах, на север от Греции, расселились другие народы; исчезли многие города, погибли храмы и статуи. Мы отделены от Эллады тысячами лет и километров. Но почему же до сих пор нас так влечет этот прекрасный и загадочный мир? Почему при упоминании о Греции мы рисуем в своём воображении фантастический и красочный мир, в котором обязательно присутствуют яркие образы? А может быть не утрачена связь с античной цивилизацией, и её нити переплелись с некоторыми элементами нашей культуры. Сегодня мы с вами совершим путешествие в историю древних эллинов, вспомним самые важные её события, назовем имена прославивших её героев и еще раз убедимся в том, что этот далёкий от нас мир вовсе не остался в прошлом, ибо некоторые его элементы присутствуют в нашей жизни. Итак, мы начинаем.
1 конкурс «Блиц-опрос»
Каждой команде за 2 минуты нужно дать как можно больше верных ответов на следующие вопросы
Вопросы для 1 команды
Как называли греков в крито-микенскую эпоху? (ахейцы)
Человек, умеющий говорить красноречиво и убедительно? (оратор)
Свободное население Афин, простой народ? (демос)
Сосуд с двумя ручками, выпуклыми боками овальной формы, узким горлом для хранения жидкостей? (амфора)
Место для состязания колесниц? (ипподром)
Небольшое самостоятельное государство? (полис)
Корабль с трехъярусным расположением гребцов по каждому борту? (триера)
На каком острове находится древняя Греция? (Балканский полуостров)
Рабы в Спарте? (илоты)
Главный порт Афинского государства? (Пирей)
Скаты и карниз крыши, образующие треугольник? (фронтон)
Главная площадь Афин? (Агора)
Трёхглавый пёс, сторож подземного царства Аида? (Цербер)
Сын царя Трои Приама, герой «Илиады», погибший в единоборстве с Ахиллом? (Гектор)
Специальный раб, сопровождавший мальчика в школу и следивший за его поведением и успехами в классе? (педагог)
Чудовище, жившее на острове Крит? (Минотавр)
Знаменитый вождь Афинского демоса на протяжении нескольких десятилетий? (Перикл)
Здание, оборудованное для наблюдений за небесными светилами? (обсерватория)
Область Южной Греции? (Лакония)
Часть театра: круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актёры и хор? (орхестра)
Вопросы для 2 команды
Афинский военачальник? (стратег)
Одноглазый великан? (Циклоп)
Легендарный зодчий, построивший лабиринт на острове Крит? (Дедал)
Холм с крутыми и обрывистыми склонами или «верхний город»? (Акрополь)
Независимое государство, проводящее самостоятельную политику? (колония)
Боевой порядок пехоты- плотно сомкнутый ряд в несколько шеренг? (фаланга)
Высшее должностное лицо в Афинах? (архонт)
Район гончарных мастерских в Афинах? (Керамик)
Место для бесед и отдыха греков, представляющее собой несколько рядов колонн, поддерживающих крышу? (портик)
Старшая из богинь, жена Зевса? (Гера)
Морская богиня мать Ахиллеса? (Фетида)
Сосуд для хранения масла и вина? (амфора)
Название современного соревнования, произошедшее от Олимпийских игр? (Олимпиада)
Его греки пили разбавленным (вино)
Храм богини Афины (Парфенон)
Немецкий учёный-археолог, открывший место расположения Трои, и раскопавший её (Шлиман)
Металлическая или костяная палочка с заострённым концом с одной стороны и плоским концом с другой, используемая при письме в афинских школах (стиль)
Автор трагедии «Антигона»? (Софокл)
Самая высокая гора Греции (Олимп)
Греческая поэма, повествующая о последнем, десятом годе Троянской войны? (Троя)
2 конкурс «Греческие боги»
Перед вами изображения греческих богов (см. Приложение1). Что в этих рисунках неправильно? Каждой команде раздаются иллюстрации с изображениями богов; нужно как можно быстрее найти ошибки
Ответы:
Дельфин - атрибут Посейдона
Цербер – спутник Аида
Крылатые сандалии носит Гермес
Колосья – атрибут Деметры
В зеркало смотрится Афродита
Палка со змеёй принадлежит Асклепию
Изображённые боги: Зевс, Арес, Дионис, Артемида, Афина, Аполлон.
3 конкурс «Крылатые выражения»
Подберите к каждому рисунку соответствующее крылатое выражение и скажите, что они обозначают. (см. Приложение 2)
Для 1 команды
Ахиллесова пята (слабое, уязвимое место)
Нить Ариадны (путеводная нить, помогающая выйти из затруднительного положения)
Сизифов труд (выполнение бессмысленной, бесконечной работы)
Для 2 команды
Сизифов труд (выполнение бессмысленной, бесконечной работы)
Яблоко раздора (причина ссоры, вражды)
Троянский конь (символ изощрённого коварства и беспримерной хитрости)
4 конкурс «Кто лишний? Что лишнее?»
Перед вами несколько групп слов. В каждой группе есть лишнее слово, которое не подходит по смыслу. Найдите эти слова и объясните, почему вы их убрали.
Для 1 команды
Зевс – Посейдон – Аполлон – Аристофан – Артемида – Афродита (Аристофан – автор комедий; остальные - боги)
Агора – Фермопилы – остров Саламин – Марафонская равнина – Ксеркс – Мильтиад (Агора – главная площадь Афин; остальное – имена людей и географические названия, связанные с Греко-персидскими войнами)
Обол – драхма –талант – пифос – статер (пифос – большой керамический сосуд для хранения зерна; остальное - деньги)
Для 2 команды
Орхестра – жетон – скене – маски – мужчины – женщины (женщины не имели права участвовать в театральном представлении; остальное – атрибуты и участники древне-греческого театра)
Аристофан – Геродот – Перикл – Анаксагор – Аристотель – Исократ (Перикл – государственный деятель Афин и полководец; остальные - ученые и писатели Греции)
Огонь – орёл – цепи – медный щит (медный щит – предмет из мифа о Персее и Медузе –Горгоне; остальное – из мифов о Прометее)
5 конкурс Кроссворд «Древняя Греция от «А» до «Я»
Каждой команде выдаётся листок с кроссвордом; кто быстрее и правильнее его выполнит (см. Приложение 3)
6 конкурс «Подвиги Геракла»
Геракл - мифический герой, получеловек – полубог, сын Зевса и смертной женщины. Геракла почитали как героя всей Греции. Наделённый необычной силой, Геракл совершил множество подвигов, из которых наиболее известны 12. Перед вами изображение 12 подвигов Геракла. Соотнесите рисунки с названиями подвигов (см. Приложение 4)
Ответы:
1-1; 2-5; 3-9; 4-6; 5-3; 6-12; 7-2; 8-7; 9-11; 10-10; 11-8; 12-4.
7 конкурс «Капитанов-стратегов»
Капитан от каждой команды должен вспомнить и назвать как можно больше слов и словосочетаний, пришедших из греческого языка в список русских слов
Могут быть названы: стиль, педагог, керамика, театр, демократия, политика, лицей, талант, экономика, гражданин, олимпиада, лаконичная речь и т.д.
В заключении подводятся итоги и уважаемое жюри-ареопаг оглашает своё решение. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов
Приложение
К конкурсу №2 «Греческие боги»
К конкурсу №3 «Крылатые выражения»
К конкурсу №5 «Кроссворд Древняя Греция от «А» до «Я»
Ответы: Апельсины, Борей, Вакх, Гермес, дым, Елена, жрец, змея, Илиада, кипарис, лира, Минотавр, некрополь, орхестра, педагог, рапсод, стратег, Талия, Уран, Фетида, хаос, циклоп, человек, Шумный, шит, Эос, Юпитер, Ясон.
4. К конкурсу №6 «Подвиги Геракла»
Немейский лев
Лернейская гидра
Керинейская лань
Эриманфский кабан
Скотный двор царя Авгия
Стимфалийские птицы
Критский бык
Кобылицы Диомеда
Пояс Ипполиты
Коровы Гериона
Яблоки Гесперид
Укрошение Кербера
Литература
А.А. Вигасин, Г.И. Годер. История древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений – М. «Просвещение» 1999 г.
Л.М. Лопатюк. Нестандартные уроки истории. 5-6 классы / Волгоград: Учитель - АСТ, 2004
М.А. Субботина, И.Б. Горячева. Игры и занимательные задания по истории / - М.: «Дрофа» 2003
И.Е. Уколова. История Древнего мира: задания, тесты, задачи. – М. ООО «Издательство «Россмен-Пресс», 2005 г.