Цель урока: Продолжить формирование представления о Сергии Радонежском как о Заступнике Земли Русской.
Задачи:
1. Рассказать о детстве Варфоломея;
2. Познакомить учащихся с общественными деяниями Сергия Радонежского (строительство Троицкого монастыря и десятка других монастырей; благословление Дмитрия Донского на битву с Мамаем; усмирение князей)
3. Дать характеристику Сергию Радонежскому как человеку и как Преподобному.
Приёмы: устные сообщения учащихся, опережающее задание (работа со словарями), ответы на вопросы, рассказ учителя, демонстрация фрагмента фильма, беседа, заполнение таблицы «Характеристика Сергия Радонежского как человека и как Преподобного».
Предварительная подготовка: ученики готовят сообщения «Рождение Варфоломея», «Детские годы Варфоломея»; работая со словарями, объясняют понятие «Преподобный»; презентация к уроку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Заступник Земли Русской. »
Салохидинова Лидия Петровна, МБОУ СОШ№3, г. Сургута
учитель истории и обществознания
ЗАСТУПНИК ЗЕМЛИ РУССКОЙ
Цель урока: Продолжить формирование представления о Сергии Радонежском как о Заступнике Земли Русской.
Задачи:
1. Рассказать о детстве Варфоломея;
2. Познакомить учащихся с общественными деяниями Сергия Радонежского (строительство Троицкого монастыря и десятка других монастырей; благословление Дмитрия Донского на битву с Мамаем; усмирение князей)
3. Дать характеристику Сергию Радонежскому как человеку и как Преподобному.
Приёмы: устные сообщения учащихся, опережающее задание (работа со словарями), ответы на вопросы, рассказ учителя, демонстрация фрагмента фильма, беседа, заполнение таблицы «Характеристика Сергия Радонежского как человека и как Преподобного».
Предварительная подготовка: ученики готовят сообщения «Рождение Варфоломея», «Детские годы Варфоломея»; работая со словарями, объясняют понятие «Преподобный»; презентация к уроку.
Оформление класса: подготовка медийной аппаратуры и иллюстративного материала (фильм «Куликовская битва», картина М. В. Нестерова «Явление отроку Варфоломею», подборка книг о Сергии Радонежском); карта «Нашествие монголо-татар на Русь»
Оборудование и оформление класса:
- Мультимедийная доска;
- Икона; годы жизни Преподобного;
- Композиция: на столе свеча и стопка книг; Житие Сергия Радонежского.
На партах:
- дополнительная (раздаточная) информация о деяниях Сергия Радонежского;
- таблица для заполнения в ходе урока «Характеристика Сергия Радонежского как человека и как Преподобного»
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Отечество моё! Россия!
В тебе дух старины живёт.
И ни одна ещё стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков ты восставала
И становилась всё сильней.
Святая Русь – твоё начало,
И Преподобный Сергий в ней. (Дмитрий Тростников, 2012г.) (слайд 2)
- Ребята, о каком Сергии идет речь в этом стихотворении?
- А что вы знаете о нём?
- В стихотворении Сергия Радонежского называют Преподобный. А что означает это слово?
(Ученики зачитывают толкование слова «Преподобный» из разных словарей; на доске - слайд 3 с толкованием слова Преподобный).
Указом Президента РФ от 14 сентября 2011 года, где говорится, что в целях сохранения культурных и нравственных ценностей, укрепления духовного единства российского народа, в связи с 700 -летием со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского, постановляется празднование дня Его рождения на всех уровнях власти, во всех муниципальных учреждениях.
Наш сегодняшний урок посвящён Памяти Сергия Радонежского. Мы поговорим о Нём как о Заступнике Земли Русской.
1. Рождение и детство Варфоломея
Сообщения учащихся о рождении и детских годах будущего святого.
На доске картина М.В. Нестерова «Явление отроку Варфоломею» (слайд 4).
Вопросы для обсуждения:
- Что свидетельствовало, что на Землю придёт необычный человек?
Ответы учащихся: Он как бы сам сказал об этом из утробы матери.
Он трижды прокричал из утробы, когда та была в церкви. Мы же простые люди не можем кричать из живота мамы.
- Что (кто) и как подтверждает это в дальнейшем?
Ответы учащихся: Когда Варфоломей обратился за помощью к монаху, тот ему сказал, что он не только будет хорошо учиться, но и превзойдет всех в мудрости.
И еще монах об этом сказал и родителям мальчика.
2. Общественные деяния Сергия Радонежского:
А) Сергий Радонежский – основатель Троицкого монастыря.
Рассказ учителя (побывавшего в 2012 году в Лавре); демонстрация слайдов и книги о Лавре.
Вопросы для обсуждения:
- Для чего строятся монастыри?
Ответы учащихся: Чтобы молиться в уединении Богу.
- О ком, о чём молятся монахи? Ответы учащихся: Они замаливают свои грехи (если они у них были), грехи своих родных и близких, молятся за нас, за Родину.
Б) Сергий радонежский благословляет Дмитрия Донского на Битву с Мамаем. Рассказ учителя о нашествии монголо-татар. Просмотр фрагмента фильма «Куликовская битва».
Вопросы для обсуждения:
- О каком горестном факте из истории нашей страны повествует этот фильм?
Ответ учащихся: О том, что наша Родина была захвачена монголо-татарами.
- Как помог Руси Сергий Радонежский в борьбе с монголо-татарским игом?
Ответы учеников: Он благословил Дмитрия Донского на битву; Он внушил ему веру в победу; Он дал Дмитрию Донскому своих лучших монахов-воинов; Он вместе с братией молился за исход битвы.
В) Усмирение ретивых князей.
Учитель рассказывает и зачитывает фрагменты из «Жития» о вражде князей и усмирении их Сергием.
Вопросы для обсуждения:
- Как мирил князей Преподобный?
Ответы учеников: Он часто шёл к ним пешком и тихими смиренными словами убеждал их не враждовать; наказал Новгородского князя, заперев все церкви.
- Как вы думайте, почему Его слушались князья?
Ответы учеников: Они уже о нём многое слышали, уважали его, любили; о нем уже шла слава по Руси; а после Куликовской битвы его особо почитали, он умел тихими, кроткими словами убедить человека.
3. Характеристика Сергия Радонежского как человека и как Преподобного. Работа учащихся с дополнительным (раздаточным) материалом.
- Какие черты характера проявлялись у Сергия Радонежского с детства?
Ответы учащихся: Вера в Бога, трудолюбие, послушание, сострадание
- Какие черты характера Им приобретаются в последующем?
Ответы учащихся: Мудрость, преданное служение Богу, исцелял людей, радел за веру.
- Какие черты характера свидетельствуют о его высокой духовности, о его Преподобии?
Ответы учеников: Исцелял людей; Великий постник; Великий молитвенник, служил людям; помогал всем и нищим, и князьям; великий молитвенник, чудотворец, прозорливый.
(Заполнить таблицу)
Таблица.
Характеристика Сергия Радонежского как человека и как Преподобного
Человек
Преподобный
….
….
Подвести учеников к выводу: Сергий Радонежский – образец нравственных и духовный ценностей.
Дети, а мы можем обладать теми же качествами, которыми обладал Сергий Радонежский? Какими?
Ответы учеников: Да, мы можем сострадать, помогать людям, заботиться о родных и т.д.
Вывод учителя: Т.е., мы можем обогащать себя и свои души нравственными и духовными ценностями, быть сродни с Сергием Радонежским.
- Чем Сергий Радонежский заслужил любовь и почитание своих современников?
- Почему мы сегодняшние, люди 21 века, чтим его Память?
- Можно ли говорить о Сергии Радонежском как о заступнике нас с вами и нашего Отечества перед Богом?
Заключительное слово учителя о значении Сергия Радонежского для России:
Имя Сергия Радонежского связано с нравственным и национальным возрождением русского народа, с именем Дмитрия Донского, - с Куликовской битвой. Преподобный научал русский народ действенной любви к Отечеству. Он был защитником Отчизны от зримых врагов; строя монастыри и храмы, он возводил и духовную защиту Руси. И сегодня, мы, обращаясь к нему, просим его заступничества.
2. Десятников В., Соколова Т. Сборник «лучших из лучших» страниц о великом молитвеннике Русской земли. Преподобный Сергий Радонежский: Житие, чудотворения, молитвы. В. Десятников, Т. Соколова. – М.: Олма-Пресс, 2002
3.Давыдова Н.В. Путь на Маковец. Читаем «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого: Учебное пособие для учащихся среднего и старшего возраста. – М.:МИРОС, 1993
4.Пыльнева Г.А. В Лавре Преподобного Сергия: Из дневника (1946-1996). Фрагменты дневника паломницы. – М.:Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006
5. Карташев А.В., Очерки по истории русской церкви. Собрание сочинений в 2 т. - М.: Терра, 1992 г.