МБОУ «Солонец-Полянская основная общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области»
Тема: «Игумен Русской земли - преподобный Сергий Радонежский»
Учитель истории : Пундик О.А.
2014 Цели занятий: Познакомить учащихся с житием Преподобного Сергия Радонежского; Воспитать интереса к истории и культуре своего народа, чувства гордости за свой народ, за его прошлое; воспитывать патриотизм, духовность, глубокое уважение к святым заступникам Земли Русской; дать импульс к формированию познавательного интереса и положительной мотивации к изучению мировой художественной культуры и истории христианской православной культуры; вызвать интерес учащимися к посещению святых мест. Оформление: - Икона Преподобного Сергия Радонежского - Репродукции с картин художника Нестерова - Репродукция иконы А. Рублева «Троица» - Выставка-оформление Троице-Сергиевой Лавры
Учитель. Дети, сегодня у нас необычный урок – урок-праздник, посвященный памяти Преподобного Сергия Радонежского. «В таких людях, как Преподобный Сергий, - корни Святой Руси», - писал ныне покойный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий !!. И как одиноко стоят эти люди в пустыне нашего неведения! А между тем их имена должны быть рядом с именами полководцев и государственных деятелей, архитекторов и художников. Один из тех, кого необходимо вернуть на подобающее ему место в отечественной истории,— игумен подмосковного Троицкого монастыря Сергий Радонежский (1314—1392). Жизненный путь «великого старца», как называли его современники, выглядит парадоксальным. Он бежал от общества людей — а в результате стал его духовным предводителем; он никогда не брал в руки меча — но одно его слово на весах победы стоило сотен мечей. Удивительна и сама тайна, окружающая имя Сергия. Почти во всех великих событиях эпохи мы чувствуем его незримое присутствие. А между тем до нас не дошло ни его собственных писаний, ни точной записи его бесед и поучений. Большую часть своей жизни Сергий провел в основанном им Троицком монастыре. Свято-Троицкую Сергиеву Лавру сегодня называют сердцем православной России, считая одной из самых почитаемых общерусских святынь. В решающие моменты Лавра всегда была для страны примером верности Православию, силы духа и действенной любви к своему земному Отечеству. Просмотр фрагмента фильма о Преподобном Сергии Радонежском Ученик. Прошли века, и там, где прежде Была лесов дремучих ширь, Стал в белокаменной одежде Оплотом веры монастырь. Кресты и главы золотые Венчают иноков приют, Где мощи Сергия святые Нетленно в раке почиют. Учитель. Враги нашей Родины не раз осаждали обитель, но безуспешно. Татары проходили мимо нее, поляки осаждали ее безуспешно. Свои отщепенцы, приверженцы Самозванца, не могли ее взять. Ученик. Лавра святая, родная, Как ты нам всем дорога, Кто тебя только не знает, Чья не ступала нога... Учитель. Именно отсюда слышались призывы к защите Родины, и именно отсюда православные воины получили благословение Божие на борьбу с захватчиками. И тянутся сюда со всей великой Руси люди: больные, здоровые, счастливые, несчастные, бедные, богатые, идут к святой раке Преподобного Сергия, в Троицкую обитель поклониться, помолиться Игумену земли Русской. Ученик. Сюда приходят год от года Со всех концов, со всех сторон, И в дивных храмах многократно Внимает небо благодатно Святым молениям людей. Ученики. В верстах четырех – пяти от славного Ростова Великого, близ Варницкого монастыря, более шестисот лет тому назад находилось маленькое селение, название которого не сохранилось. Это селение – родина великого светильника и угодника Божия Преподобного отца Сергия, игумена Радонежского и всея Руси чудотворца. Родился Преподобный Сергий приблизительно в 1314 – 1322 году. Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте в церковную школу вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо, и Петруша маленький – брат шести лет тоже читал бойко. А для Варфоломея труд непомерный разобраться в грамоте, все сливалось – аз, буки, земли, веди... Сколько ночей бессонных провел отрок в слезах и молитве. И Господь внял молитве, исходившей из глубины сердца отрока. Выходит ученик, исполнитель роли Инока, в монашеском одеянии и, молитвенно опустив голову, останавливается под деревом. Ученик. Однажды Варфоломей пошел в поле искать пропавших жеребят и увидел незнакомого ему старца-схимника. Выходит другой ученик, исполнитель роли Варфоломея и подходит к Старцу. Старец-инок. Что тебе надобно, чадо? Варфоломей. Отче, отче, мне не дается ученье, Помолись о немощи этой моей! Ведь без Господа не деется ничесоже — Он услышит молитвы твои! Я хотел бы читать Слово Божие Так вот, как умнеют это братья мои. Старец-инок. Сердце мое помочь тебе радо. И вот сейчас Вместе с тобой мы помолимся, чадо. Разве Господь не услышит нас? Вместе. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Господи, приклони к нам всеслышащее ухо Твое, Вот мы молим Тебя, стар и млад! Старец-инок. Отрока чистого сего, Боже, Ты веси – Он Тебе от рождения посвящен, Призри на него, ныне он думою невесел, Немощью некоею удручен... ведущий Ангел с отроком клали поклоны, И горела в них к Богу любовь. Старец-инок. От Бога тебе отрада – Святыя просфоры часть; Отверзи уста, о, чадо, Дар благодатный ясть. Твоя скорбь да исчезнет разом! Мал кусочек – но дар велик В сей частице – от Бога разум К постиженью священных книг. Старец-инок собирается уходить. Варфоломей про себя. Удержать хоть на немного, упросить. Протягивает руку к старцу. Останься, батюшка, останься малость! Зайти к нам, осчастливь отца, Матушку, родных. Не лиши их своего благословенья. Старец-инок. Ладно, будь по-твоему! Веди меня к дому, сынок. Уходят Учитель. Что же произошло дальше? Ведущие. А дальше произошло настоящее чудо. Когда они прибыли в дом, их встретили благочестивые родители Варфоломея Кирилл и Мария. Но прежде чем сесть за стол, они прошли в моленный покой, и старец-инок повелел отроку Варфоломею взять Псалтирь и читать. Варфоломей с мольбой смотрел на инока, как бы взглядом прося отпустить его. Но инок ласково и строго сказал: "Читай”. И произошло чудо Божие. Как будто темная завеса спала с глаз Варфоломея, и он без запинки, бегло стал читать Псалтирь. Тишина царила в молельне, а он все читал псалом чисто, красиво. Голос его звучал как родник. Закончен псалом. Стало совсем тихо в молельне. Это воистину было чудо. Ликовало от радости сердце Варфоломея. Учитель. Ребята, как вы думаете, почему, несмотря на прилежание и старания Варфоломея, так мало он успевал в учении? Учитель. Да. Таков, ребята, Промысл Божий, чтобы будущий великий угодник и служитель Святой Троицы получил разум и научение не от людей, а от Духа Святого. Ведущие. В те дни, во времена Преподобного Сергия на Руси мучительно "собирались земли” под началом Москвы. И это собирание часто происходило насильственно. Народ роптал. Разоряли и свои и чужие. Властвовали татарские ханы. На старости лет преподобный Кирилл, отец Варфоломея, был разорен и вынужден был переселиться в Радонеж. Здесь строгие подвиги Варфоломея еще более усилились. Он стал питаться только хлебом и водою, а по средам и пятницам – вовсе не есть. Он много молился, иногда целыми ночами, просился в монастырь. Но он был послушным сыном и на просьбу отца с матерью не уходить в монастырь до их кончины дал согласие. Учитель. Перед самою кончиною своею благочестивые его родители приняли монашеский чин в Хотьковском монастыре, в четырех верстах от Радонежа. Когда мать и отец Преподобного умерли, он ушел вместе с братом – иноком Стефаном в дремучий лес и там усердно молился Богу. Они построили небольшую церковь во имя Пресвятой Троицы. Так было положено основание Троице-Сергаеюй Лавре. Чтецы Там, где шумел сосновый бор, Где был когда-то лес дремучий, Стоит наш Троицкий собор В сиянье золота – могучий. Он освящен во имя Бога, Во имя Троицы Святой. Доступна всем к нему дорога, Богат для всех он добротой. Учитель. Но старший брат Стефан не смог вынести всех тягостей и ушел в один из московских монастырей. Варфоломей остается один. Ведущие. Один. В старом тулупчике, в потертой шапочке, работает он с восхода до захода солнца. Спасение не только в посте, в одиночестве, в молитве, но и в труде. Господь послал его трудиться сюда. Надо вырубить поляну, вырвать корни, сгладить землю к весне. Тяжело. Пот катится градом, жилы выступили на теле. Но в душе – счастье без меры, к Чему с детства стремилась душа его: весна, радость, потому что служит Богу. Учитель. Недалеко от пустыни жил игумен старец Митрофан. Он и постриг Варфоломея в монахи. И в монашестве получил Варфоломей имя Сергий. Так прожил он в одиночестве некоторое время. Учитель. Но сколь ни одинок был Преподобный в это время, слух о его пустынничестве распространился всюду. И стали приходить к нему люди, прося взять к себе, спасаться вместе. Чтецы. В стенах обители святой, Под кровом келии убогой, Спасался старец жизни строгой, Каких немного под луной. Хотя он скрылся от людей, Служить желая только Богу, – Но каждый знал к нему дорогу, Кто о душе радел своей. Выходят ученики в крестьянской одежде. Приими нас, отче. Давно о тебе прослышали, о твоем святом житии. Далече разошелся слух о тебе, преподобный инок. Жаждем приобщиться к подвигам твоим. Не оттолкни нас. Дозволь поселиться рядом с тобою, построить келлии, молиться в твоем храме Святой Троице. Дозволь, инок Божий... Все четверо кланяются перед иконой Преподобного Сергия Радонежского. Учитель. Как вы думаете, что мог ответить им Преподобный Сергий? Ответы учеников. Я думаю, он мог ответить так "Братья мои, чего просите, не пойму. Лес – Господень. Я только батрак Его, смиренный инок. Коли люба вам Божия пустынь, оставайтесь с Богом”. И, скорее всего, низко поклонился прибывшим. Крестьяне уходят Учитель. С тех пор началась новая жизнь в лесной обители. За первыми братиями пришли другие, жили тихо и сурово. Преподобный Сергий подавал во всем пример. Сам рубил келлии, таскал бревна, носил воду, пек хлеба, варил пищу, кроил и шил одежду и обувь. Первым приходил к службе. Шли годы. Община жила под началом Сергия. Монастырь рос, и братия желала, чтобы Сергий стал игуменом, А он отказывался. Что мог при этом говорить Преподобный? Ведущие. "Желаю лучше учиться, нежели учить, лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия: что угодно Богу. Святая воля Господа да будет!” Учитель. И стал Преподобный игуменом. Прошло четыре десятка лет. Не узнать убогой маленькой церковки в лесной чаще. Пришедшая в пустыню братия вместе с Сергием позаботилась об улучшении храма Божия во имя Святой Троицы. Однако монастырь был беден. Вначале был он «особножитным». У каждого была своя собственность, и Преподобный Сергий до времени не запрещал этого. Но за духовной жизнью братии наблюдал и был строг. Во всем остальном был смиренен. Рассказывают такой случай. Как-то, проголодав три дня, Преподобный Сергий взял топор и пошел в келлию к некоему Даниилу наниматься к нему на работу. Инок Даниил взял в руки решето с гнилым хлебом и сказал Преподобному: "Вот, если хочешь, возьми все, что тут есть, а больше не взыщи”. И Преподобный Сергий после тяжкого труда (за день он поставил сени) помолился и съел этот заработанный гнилой хлеб. О чем говорит нам этот случай? Дети отвечают. Учитель. Таково смирение Преподобного Сергия, игумена, духовного вождя. А вот и второй случай. Многие приходили издалека, чтобы только взглянуть на Преподобного. Пожелал видеть его один простой земледелец. Робко входит Мальчик, одетый в крестьянский тулупчик. Оглядывается, кланяется.Мне бы повидать вашего славного игумена? Ведущие (показывал на картину, где изображен Преподобный в работе). Подожди немного, пока Преподобный закончит работу. Мальчик (с обидой). Я пришел издалека посмотреть на пророка, а вы показываете какого-то нищего. Уходит. Учитель. Дети, все это слышал Преподобный Сергий. Что же он ответил земледельцу?Ответы детей. Ведущие (стоя у иконы). Преподобный Сергий был незлобив и нечестолюбив. В это время прибыл в монастырь князь и, поклонившись Преподобному до земли, просил у него благословения. Земледелец, поняв свою ошибку, припал к ногам Преподобного, а тот, подняв его, сказал: "Ты один прав, что почел меня нищим, ничего не значащим; все прочие обманываются”. Ученик. Никита сказал, что в обитель к святому Сергию приехал князь. Значит, обитель уже не была бедной? Учитель. Да, монастырь уже не нуждался, как прежде. Слава о духовных подвигах и чудотворениях Сергия день ото дня распространялась. В Сергиеву обитель стало стекаться множество народа. Не только простолюдины, но и князья, и вельможи приходили просить духовного совета и молитв Преподобного. Чтецы. Батюшка, благословите! Уделите мне мгновенье! Вдохновите, окрылите – Одолели искушенья! Осветите сумрак ночи Светом пастырского слова – Только вам я верю, отче, Вам, священники Христовы! В.Афанасьев. Учитель. Преподобный Сергий был все так же прост, беден и равнодушен к мирским благам. Голос его был негромкий, лицо спокойное. Ведущий. Я читал, что в Лавру часто приезжал митрополит Алексий, и, зная чистоту и святость Преподобного Сергия, митрополит Алексий выбрал его своим преемником. Но Преподобный Сергий отказался занять первосвятительский престол. Учитель. Верно, было и такое событие в жизни святого Сергия Радонежского. Преподобный никогда не был политиком, он был учителем духовным, утешителем, миротворцем. Он убеждал князей объединиться и подчиниться воле Москвы. "В любви и единении – наша сила", – говорил Преподобный. Однако время для московского князя Димитрия было опасное. Хан Мамай решил покончить с непокорным Димитрием. И тогда князь Димитрий с другими князьями и воеводами едет за благословением в Лавру. Выходят ученики в костюме князя, в костюмах воинов и останавливаются у иконы Преподобного Сергия Радонежского. Князь. О Русь моя святая! Иноплеменников теснят тебя толпы И силятся запять твои стопы... Но ты идешь, страна моя родная, Вперед с надеждою на Господа Христа, Смиренно преклонясь под тяжестью креста. Первый воин. Под знаменем Креста святая рать, Иконы и хоругви над полками. Нам не впервой Россию очищать От всякой скверны русскими мечами. Второй воин. Мы не ведем с врагами диалог, Наш монолог – крест на груди, Третий воин. в деснице Меч обоюдоострый; с нами Бог, Мы вновь идем с погаными сразиться. Четвертый воин. Россия, Родина моя! Люблю тебя в большом и малом. Ты в каждой грани бытия Небесным светишься кристаллом! Все воины. Россия, Родина моя! Нет счастья большего для сына, Чем жизнь свою отдать в боях, За образ твой, в душе носимый. Князь С ханской силой биться Мощно ополчась, В Лавру помолиться Прибыл Дмитрий князь. Учитель. В 1380 году, готовясь к походу против Мамая, святой князь Димитрий Донской посетил обитель Живоначальной Троицы, чтобы получить совет и благословение Преподобного Сергия. Что же ответил Преподобный Сергий князю? Ответы учеников. Ведущий. Преподобный Сергий благословил князя на сражение и сказал: Вставай, мой князь, бери свое копье, Вставай, пора, давно уже пора! Смотри, что стало с Родиною нашей... Мы в бой идем не ради серебра, Очистить совесть пред Христовой Чашей! И наша сила в Божьей правде, Она сильнее тьмы и зла, Так будем смело, Бога ради, Звонить во все колокола. Звон колокола. Русь поднимать на брань святую, Да сгинет мерзкая орда! Чтоб одесную, не ошую, Встать перед Богом в день Суда. Князь. Очистим души от отравы, И станем добре в грозный час, И вспомним Крест – Царей державы, И Сам Небесный Царь за нас! Ведущий. Преподобный Сергий, подавая меч князю, еще молвил: С Богом! Ныне свергнем Иго с наших плеч. Мы теперь не слабы, Не страшась иди – Пересвет с Ослябей Будут впереди. Учитель. Александр Пересвет и Андрей Ослябя до принятия монашества были воинами. Этих-то иноков-богатырей и послал Преподобный вместе с великим князем на битву. Выходят ученики в костюмах иноков-богатырей Пересвета и Осляби. Становятся по обе стороны от иконы Преподобного Сергия Радонежского. Читают стихотворение. В век безутешный, средь тлена, распада и смрада Ради чего на земле этой суетной жить, Как не для этой вот русского сердца отрады — В битве за Родину душу свою положить. Не пожалеем жизни тленной, Стремясь в нетленную войти, Битва за родину священна, Не отсидеться взаперти. Поле Куликово! Древние года! Дмитрия Донского Рать пришла сюда. Тучей против нас Встала рать Мамая... Начал тут хвалиться Некто Челубей: Кто не побоится Силушки моей? Тряхнем, мой друг, седою стариной! Святая вера нас не подводила! Сойдемся с новоявленной ордой, В честном бою померяемся силой! Один в поле не воин!? Воин! Когда Россия на краю, И в одиночку можно драться, Мы будем биться до конца, Пока не сгинет мрак позорный, С Руси прекрасного лица! Молитвой тьму одолевая, Мы не смиримся с сатаной, Россия – наша мать родная, Благословляет нас на бой. Заполыхала битва На смерть, не на живот. Первая жертва боя: Иночества то цвет – Схимник Пересвет. Верный Христа заветам, Вышел он в битву с тьмой, Пал он на поле этом, Как в пашню зерно весной. Учитель. 8 сентября 1380 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали на Куликовом поле победу, положив начало освобождению Руси от монголо-татарского ига. Во время битвы русских воинов с Мамаем на Куликовом поле Преподобный Сергий собрал в церкви всю братию и возносил Господу молитву об успехе сражений, поминая при этом по имени каждого из павших. Чтецы. Господи Боже, помилуй Душу живую России! – Мыслью проникнем в глубины Вещего сердца России. Будем молить непрестанно С верой, надеждой и силой – Ими же веси путями, Боже, воздвигни Россию! Слаба была у русских надежда на свои силы, но пламенна была их молитва к Богу о помощи. И победоносное окончание неравного боя было свидетельством помощи Божией. И язычник Мамай, видя поражение своих полчищ, воскликнул: "Велик Бог христианский!” Учитель. Преподобный Сергий всегда молился об обители и о своей братии. Однажды, совершая молитвенное правило, он вдруг услышал голос, который звал его. Преподобный открыл оконце своей келий и увидел необыкновенный, чудный свет с неба. "Сергий! Ты молишься Богу о чадах твоих, Господь принял молитву твою”, – раздался таинственный голос. При этом преподобный видел множество прекрасных, невиданных птиц, сидящих в монастыре и около него. "Сколько видишь ты этих птиц, так умножится и число учеников твоих, и после тебя не оскудеют последующие стопам твоим”, – продолжал голос. Ведущие. А однажды, когда Преподобный Сергий совершал Божественную литургию, ученик его Симеон увидел, что по святому престолу носится огонь, озаряя алтарь и окружая служащего Преподобного Сергия, так что он был объят пламенем с головы до ног. А когда Преподобный приступил к принятию Христовых Тайн, огонь, свившись, погрузился в Святую Чашу, из которой и причастился святой Сергий, Это была благодать Святого Духа. Учитель. Однажды Преподобный совершил чудо с источником. Когда иноки начали роптать на то, что рядом нет воды, Преподобный, взяв одного из иноков, спустился вниз из обители и, найдя небольшую лужу дождевой воды, встав на колени, молился: "Господи, Господи Боже наш, услыши нас грешных в час сей и яви чудо”. И услышал Господь молитву Своего угодника и явил чудо. Забил, заискрился ручей. А какое еще чудо сотворил Преподобный Сергий? Ведущие.. Еще Преподобный Сергий сотворил чудо с ребенком. Один человек принес ему своего умирающего сына, и, пока просил Преподобного Сергия помолиться за него, ребенок умер. Отец впал в отчаяние и ушел, чтобы приготовить гробик. А когда вернулся, то ребенок его оказался жив. Много чудес совершается и поныне по молитвам Преподобного. Учитель. В конце своей жизни Преподобный Сергий удостоился посещения Самой Пресвятой Богородицы. Ведущие. Это произошло Рождественским постом, примерно, в 1379 – 1384 годах. Преподобный Сергий, как обычно, пел в келлии акафист Божией Матери и молил Царицу Небесную об обители. После сел отдохнуть. Вдруг он сказал келейнику Михею "Ободрись. Сейчас будет чудесное” и услышал голос: "Пречистая грядет”. В ослепительном свете перед ним явилась Богоматерь с апостолами Петром и Иоанном. Он пал на землю, но Богоматерь ободрила его и сказала, что всегда будет Заступницей обители, его молитвы до Нее дошли, и удалилась. Михей же оставался лежать, закрыв глаза одеждой. Учитель. За полгода до смерти Преподобный уже знал о ней, собрал всех учеников, отдал распоряжения, а сам начал безмолвствовать. Покорный высшему небесному веленью, Он на стезю безмолвия вступил И подвиг свой великий довершил, Исполненный глубокого значенья. Вскоре святой Сергий заболел и умер. Чтецы. Призвал Господь избранного раба В небесные и вечные селенья; Исполнил он свое предназначенье; Окончилась великая борьба! Учитель. Во время преставления лицо Преподобного Сергия просияло, и от тела его распространилось необыкновенное благоухание. Через 32 года мощи святого Сергия были открыты совершенно нетленными (целыми), и даже одежда не предалась тлению. Звучит тихая мелодия. Учитель. Мы узнали о житии великого святого земли Русской – Преподобного Сергия. Чему оно учит нас? Дети отвечают. Учитель. Оно учит нас Божией правде, смирению, мужественности, трудолюбию, благоговению, вере, любви к Богу. Какие подвиги совершил Преподобный Сергий? Дети отвечают. Учитель. Подвигами святого Сергия был подвиг смирения, затем подвиг воздержания, подвиг трудолюбия, подвиг нравственной чистоты, справедливости. Но главным деянием Преподобного Сергия были вера и любовь к Господу. Святая Церковь празднует память Преподобного Сергия 5/18 июля и 25 сентября/8 октября. Почитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились формальные правила канонизации святых (до Макарьевских соборов русская церковь не знала обязательной соборной канонизации). Поэтому нет документальных известий о том, когда и как началось его почитание как православного святого и кем оно было установлено. Возможно, что Сергий «сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы». Уже в 1427 году, спустя пять лет после обретения мощей Сергия, на его родине в Варницах был основан Троице-Сергиев Варницкий монастырь (ныне подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры). Максим Грек открыто высказывал прямые сомнения в святости Сергия. Причина сомнений была в том, что Сергий, как и московские святители «держали города, волости, сёла, собирали пошлины и оброки, имели богатства». (Здесь Максим Грек примыкает к нестяжателям.) Церковный историк Е. Е. Голубинский не даёт однозначных сообщений о начале его почитания.Он упоминает две княжеские грамоты, написанные до 1448 года, в которых Сергий называется преподобным старцем, но считает, что в них он указан пока как местночтимый святой.По его мнению, фактом причисления Сергия к лику святых для общецерковного почитания служит грамота митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке, датируемая 1449 или 1450 годом (неопределённость года вызвана тем, что неизвестно, когда именно старое мартовское летоисчисление было заменено сентябрьским). В ней предстоятель Русской церкви называет Сергия преподобным и ставит его рядом с другими чудотворцами и святителями, угрожая лишить Шемяку «милости» московских святых. Голубинский считает, что общецерковное прославление Сергия Радонежского вместе с преподобным Кириллом Белозерским и святителем Алексием было одним из первых деяний митрополита Ионы после возведения его на кафедру. В ряде светских энциклопедий указано, что Сергий причислен к лику святых в 1452 году. С одобрения папы римского Сергий Радонежский почитается лишь восточнокатолическими церквями. Светские историки отмечают, что Сергий причислен к святым по политическим мотивам волей великого князя Василия Тёмного. Великий князь включил Сергия в число московских святых не специальным актом, а по частному случаю, в договорной грамоте 1448 года с князем Иваном Можайским. |