Просмотр содержимого документа
«Вводный урок по истории Древнего мира»
Вводный урок по истории Древнего мира
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: подготовить учащихся к изучению систематического курса истории, заинтересовать учебным предметом.
Задачи урока:
образовательные:
- создать у учащихся представления об истории как науке;
- познакомить учащихся с лентой времени;
- рассказать об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах;
развивающая:
- сформировать умения анализировать, обобщать и делать выводы;
воспитательная:
- формирование мотивации к изучению истории.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийная доска или проектор;
- учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира». М., 2012;
- глобус.
План урока.
I. Изучение нового материала.
1. Что такое история.
2. О чем рассказывает история Древнего мира.
3. Исторические источники.
4. Как устроен учебник.
II. Закрепление изученного.
Ход урока
1. Во вступительном слове учитель после знакомства с учащимися сообщает сведения организационного характера об изучаемом в 5-м классе курсе, количестве часов, учебниках, рабочих тетрадях, требованиях к ответам и критерии оценок.
Необходимо предупредить, что при написании контрольных работ грамматические ошибки в исторических терминах (названиях стран, городов, фамилиях и именах исторических лиц и т.д.) учитываются как исторические ошибки и оценка снижается.
Подписать тетрадь.
Экскурсия по учебнику: оглавление, структура параграфа (части, иллюстрации, вопросы на полях, слова, вопросы к параграфу, вопросы на размышление)
2. Введение.
А) Что изучает история? Нужна ли эта наука?
Сегодня мы начинаем изучать новый предмет «История». Это слово вам знакомо. Слово «история» многозначно. Своя “история” есть у мира, у государства, и у каждого человека. Мы с вами начинаем изучать историю как науку. Вопрос к ученикам: Если история – это наука, что же она изучает?
На основании сказанного учитель подводит итог:
История – это наука о прошлом, описания и осмысление прошлого.
История — наука о прошлом (о жизни людей).
Важно: место, дата, суть события, почему произошло, к чему приведет (можно оформить в виде «звездочки»)
Историк В. Б. Кобрин пишет: «Мы прекрасно знаем, что без физики, химии и математики мы ездили бы на лошадях и волах, не имели бы холодильников, не смотрели бы кино и телевидение, переписывали бы от руки книги. Без астрономии и географии невозможны ни мореплавание, ни сухопутные путешествия, а без биологии - медицина и сельское хозяйство. А история зачем?».
Как бы вы ответили на этот вопрос?
Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: “Народ, не помнящий своего прошлого – не имеет будущего”.
Ребята, как вы думаете, о чем он говорил?
Суммируя ответы, учитель подводит к выводу:
Историю нужно учить, чтобы понимать людей, другие народы, чтобы понять свое место, а возможно, и предназначение в мире, чтобы учиться на чужих ошибках и не повторять их.
История делится на всемирную и отечественную.
Вопрос к ученикам: Что же изучает всемирная история, а что отечественная?
3. Исторические источники
Как любая наука, история имеет свой материал для изучения, которым являются исторические источники.
Слайд 8-11
Учитель рисует таблицу на доске, ученики в тетрадях.
Исторические источники – все, что дает нам сведения о прошлом.
Вопрос: как люди находят исторические источники?
Учитель обобщает ответы учащихся: Одним из способов получения источников – являются археологические раскопки.
Археология – это наука, изучающая вещественные исторические источники и восстанавливающая по ним прошлое человеческого общества.
Истории покровительствует муза, ее зовут Клио. Дословно имя Клио означает – “Дающая славу”.
Закрепление изученного на уроке
Задания:
1. Распределите приведенные на слайдах источники в две группы: вещественные и письменные. (Слайды 14–22)
2. Закончите предложения:
Археология изучает…
История изучает…
История Древнего мира – это…
Музу истории зовут…
Подведение итогов.
Итак, на уроках Истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей, историей древнейших цивилизаций Египта, Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые Олимпийские игры, кто такие Спартак и Александр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы.
Рефлексия:
О чем мы узнали на уроке?
Что мы записали в тетради?
Что мы увидели в презентации?
Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке).